Президент России просто "отреагировал", а не угрожал.
Фото РИА Новости/ Reuters
На прошлой неделе президент России и Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев выступил с давно ожидавшимся, но неожиданно жестким телеобращением к российскому народу по поводу планов США и НАТО развернуть по границам нашей страны, а также в прибрежных морях и океанах американский сегмент ПРО. Оно вызвано, как сказал Медведев, тем, что Соединенные Штаты и государства, входящие в Североатлантический альянс, не хотят учитывать российские озабоченности, касающиеся архитектуры ЕвроПРО. По убеждению главы нашей страны, система противоракетной обороны, которую создает Вашингтон, в перспективе может угрожать российским силам стратегического сдерживания, расположенным в европейской части России. С этим, правда, согласны далеко не все отечественные эксперты.
СЛОВА НА ВЕРУ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ
«Нас лишь убеждают, что их планы не направлены против России, говорят о том, что это не против вас, не волнуйтесь, что называется, успокаивают», – утверждает президент. Такие разговоры, заметил он, идут на уровне исполнительной власти, «а законодатели в некоторых странах прямо говорят: «Имейте в виду – это против вас». «А когда мы ставим вопрос о том, чтобы положить это на бумагу (то есть то, что будущая система ЕвроПРО не направлена против РФ, как утверждают должностные лица США и НАТО. – «НВО») в форме четких юридических обязательств, следует жесткий отказ», – подчеркнул Медведев.
Россия, по словам Медведева, занимает разумную позицию и готова обсуждать как статус, так и содержание таких обязательств, «но наши партнеры, наши коллеги должны понимать – эти обязательства не могут быть общими, они не могут быть голословными. Их надо сформулировать таким образом, чтобы Россия не на основе обещаний, каких-то заверений, а по объективным военно-техническим критериям могла судить, как действия США и НАТО в области ПРО соотносятся с их декларациями, что они делают – не ущемляются ли наши интересы, не взламывается ли стратегический ядерный паритет», но этого до сих пор нет.
В связи с такой ситуацией президент дал поручение Минобороны России и Вооруженным силам страны ввести в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении (РЛС СПРН) в Калининграде и усилить прикрытие объектов стратегических ядерных сил. Ранее командующий Космическими войсками, сейчас уже войсками Воздушно-космической обороны (они юридически начали действовать с 1 декабря) генерал-лейтенант Олег Остапенко сообщил журналистам, что эта станция до конца года будет поставлена на опытно-боевое дежурство, хотя только год назад она впервые вышла в эфир. Теперь, после телеобращения Верховного главнокомандующего, надо полагать, эта станция будет поставлена на боевое дежурство досрочно – на месяц раньше.
Кроме того, глава государства отметил, что принял решение «в рамках создания системы Воздушно-космической обороны России в первоочередном порядке усилить прикрытие объектов стратегических ядерных сил». Надо думать, что позиционные районы развертывания грунтовых или подвижных стратегических ракетных комплексов «Тополь», «Тополь-М», «Ярс», а также боевые позиции шахтных комплексов «Тополь-М», «Воевода» и «Стилет» будут в ближайшее время прикрыты новыми зенитно-ракетными комплексами С-400 «Триумф», которых у России пока только один полк, но производство которых должно быть расширено в связи со строительством еще двух заводов по их выпуску. А в перспективе и новейшим комплексом С-500 «Триумфиратор».Более того, сказал Дмитрий Медведев, «стратегические баллистические ракеты, которые поступают на вооружение Ракетных войск стратегического назначения и нашего Военно-морского флота, будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками».
Об этих уникальных блоках неоднократно рассказывал генеральный конструктор «Тополей», «Ярсов» и «Булавы» Юрий Соломонов. Они в последнее время не раз были продемонстрированы техническим средствам контроля США во время испытаний подвижного ракетного комплекса РС-24 «Ярс», ракета которого несет от 3 до 6 разделяющихся боевых частей индивидуального наведения (РГЧ ИН), морской твердотопливной стратегической ракеты РСМ-56 «Булава», у которой от 6 до 10 РГЧ ИН и нового оснащения жидкостной морской стратегической ракеты «Синева» (РСМ-54), названной в прессе «Лидер». У нее также до 10 боевых блоков индивидуального наведения.
В обеспечение мер безопасности страны президент поручил военным разработать и принять меры, «обеспечивающие при необходимости разрушение информационных и управляющих средств системы ПРО», под которыми имеются в виду системы радиоэлектронной борьбы. «Если перечисленных мер будет недостаточно, РФ разместит на западе и на юге страны современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО, – сказал Дмитрий Медведев. – Одним из таких шагов станет развертывание ракетного комплекса «Искандер» в Калининградском особом районе» (поселок Пионерский Калининградской области. – «НВО»).
Одна бригада оперативно-тактических комплексов «Искандер-М», способных наносить удары по узлам и системам управления противника, а также по боевым позициям его огневых средств, преодолевая при этом любые системы ПРО на расстоянии до 500 км, уже размещена в Ленинградской области. Недавно на полигоне «Капустин Яр» под Астраханью и на Лужском полигоне под Санкт-Петербургом прошли боевые стрельбы этих комплексов, которые продемонстрировали высокую эффективность ракет. И теперь эти системы или новые, выпущенные Воткинским машиностроительным заводом или заводом в Вятских Полянах, могут быть переброшены в самую западную область России, чтобы противостоять элементам американской ПРО, которые Вашингтон собирается разместить в Польше и в Балтийском море. И это не последние меры, которые собирается принять Россия в ответ на нежелание США и НАТО учитывать ее озабоченности своей обороноспособностью.
При необходимости, сказал президент, мы можем выйти и из Договора СНВ-3. «При неблагоприятном развитии ситуации, – подчеркнул он, – Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и соответственно контроля над вооружениями». И добавил: «Кроме того, учитывая неразрывную взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, могут возникнуть основания для выхода нашей страны из Договора об СНВ. Это предусмотрено самим смыслом договора. Наши действия будут выстраиваться сообразно реальному развитию событий на каждом предстоящем этапе реализации американского плана».
Все эти меры, пообещал президент, будут сравнительно дешевыми, но достаточно эффективными, чтобы адекватно ответить на брошенный нам вызов. В принципе лишних денег на эти цели, надо понимать, тратить не придется. Все планы по созданию новых оперативно-тактических комплексов «Искандер-М», оснащению стратегических ракет новыми боевыми блоками, способными преодолеть любую систему ПРО, а также разработка и производство систем С-400 «Триумф» и С-500 «Триумфиатор» заложены в Госпрограмму вооружений до 2020 года. Другое дело, что их размещение на территории России и нацеленность на те или иные объекты, безусловно, могут меняться в зависимости от вновь возникших задач. И тут проблема ЕвроПРО, естественно, – одна из самых острых.
ЭКСПЕРТЫ СПОРЯТ ПО СУЩЕСТВУ ПРОБЛЕМЫ
Телеобращение Дмитрия Медведева уже вызвало противоречивые отклики военных экспертов. Так, постоянный представитель президента при НАТО Дмитрий Рогозин, комментируя слова главы государства, заявил: «Мы не можем себе позволить торговать безопасностью наших граждан». По его словам, руководство России исходит из необходимости сохранения у страны потенциала стратегического сдерживания «как главного гаранта безопасности страны».
«Заявление было сделано сейчас, потому что президент РФ уже неоднократно говорил, что он его скоро сделает. Он это сделал сразу после того, как состоялась встреча в Гонолулу с президентом Обамой, где в очередной раз российская сторона получила полное представление о том, что никаких юридически обязывающих гарантий американская сторона предоставлять нам по тематике ПРО не собирается», – объяснил Дмитрий Рогозин. Постпред России при НАТО подчеркнул, что в международных делах сложнейшие вопросы стратегической безопасности всегда оговариваются не только устно.
«Позиция президента России абсолютно честна, – заявил Рогозин на пресс-конференции в центральном офисе Интерфакса. – Он сказал в тот момент, когда мы исчерпали тот потенциал дипломатии, который использовали ежедневно, очень тщательно, для того чтобы добиться компромисса. Мы не позволим, чтобы нас держали за дураков». «Когда вы сидите глаза в глаза с переговорщиком, когда разговариваете с ним и больше вас никто не слышит, нет журналистов, вы говорите один на один, объяснил постпред, то не принято врать в глаза, не принято обманывать партнера. Мы же тоже могли бы сделать заявление о том, что размещаемые в Калининграде или где-то еще средства противоракетной обороны – это не против противоракетной обороны США, а это наш вклад в борьбу с международным терроризмом. Это было бы несерьезно», – подчеркнул неудачный результат дипломатических переговоров Рогозин.
Но есть и другие мнения. «Никакой угрозы для нас та ПРО, которая создается в Европе, не представляет, – сказал «НВО» руководитель Центра международной безопасности Института международной экономики и международных отношений Алексей Арбатов. – И даже та, которая будет создана к 2020 году. Наши стратегические силы, согласно планам их модернизации, будут способны преодолеть не только такую ПРО, но и на порядок более мощную. И необходимости в каких-то новых мерах нет. Другое дело, что есть политическая досада, разочарование, думали, что вот так тяп-ляп, раз, быстро сварганим сотрудничество по ПРО. Не получилось, ибо ведь сотрудничество по ПРО возможно только между настоящими союзниками. В перечисленных президентом ответных мерах ничего нового нет. Все это мы делали и будем делать и cделаем в любом случае».
Если будет нужно, Россия установит «Искандеры» ближе к НАТО. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ |
Единственное, что обращает на себя внимание в списке «адекватного ответа», полагает эксперт, это слова о разработке мер по разрушению информационных и управляющих систем ПРО. То есть то, что называется кибервойной. «Если на Западе всерьез к этому отнесутся, – говорит Арбатов, – то они очень жестко ответят, и мы не раз пожалеем об этой угрозе».
Кстати, собеседник «НВО» не связывает заявление президента с предстоящими выборами: «Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину не надо особенно беспокоиться о результатах парламентских или президентских выборов. Ради этого нагнетать такую напряженность просто нерационально. Наверное, есть какие-то иные политические соображения».
«Не понимаю смысла выхода из Договора по СНВ, – сказал нам главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Дворкин. – Министр обороны России Анатолий Сердюков говорит о том, что мы только к потолкам по этим договоренностям подойдем лишь к 2028 году. В чем тогда смысл выхода из Договора? Второй вопрос. Мы разместим в Калининградской области «Искандеры» и радары. Кто-нибудь представляет себе сценарий использования этих ракет? Мы что, нанесем первыми удар, начав войну с НАТО? Или НАТО нападет на ядерную Россию? Это совершенно неработающие, бессмысленные сценарии, как и развертывание «Искандеров» и других средств».
Экс-секретарь Совета безопасности России, депутат Государственной Думы РФ, академик РАН Андрей Кокошин в телефонном разговоре с «НВО» поддержал позицию главы государства. «Серьезный комплекс мер военно-политического и военно-технического характера, которые озвучил президент России Дмитрий Медведев в ответ на развертывание США ЕвроПРО, на данном этапе является вполне адекватным, – сказал он. – Вместе с тем нельзя исключать, что в связи с развитием противоракетной обороны США в дальнейшем, возможно, потребуются и какие-то дополнительные меры, поскольку США создают ПРО масштабного характера».
Андрей Кокошин отметил, что «имеются и другие компоненты ПРО, за развитием которых надо пристально следить». По словам Кокошина, конфликт вокруг действий США в области ПРО имеет потенциал для развития. «В то же время, как заявляет высшее государственное руководство, – заметил он, – Россия настроена по-прежнему конструктивно решать возникшие проблемы, если другая сторона к этому будет готова».
По словам Кокошина, это не первый случай осложнений отношений России с США вокруг проблемы ПРО. «За несколько десятилетий, – напомнил он, – мы прошли уже несколько таких ситуаций, несколько таких этапов». Российское руководство демонстрирует твердость и четкость своей позиции в соответствии с теми положениями, которые прописаны в договоре об СНВ, где сказано о связи между стратегическими наступательными вооружениями и противоракетной обороной.
«Сегодня меры обозначены. Я думаю, что они должны подействовать на американскую сторону. Это меры, я бы сказал, такого политического воздействия за счет принятия военно-технических и оперативно стратегических шагов», – сказал Кокошин.
НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН
Реакция на жесткие слова и угрозы принять адекватные и асимметричные меры против развертывания американской системы ПРО на Западе, как ни странно, была довольно спокойной. Может быть, это связано с Днем благодарения, который отмечался в США в минувшее воскресенье, и с каникулами, когда на рабочих местах в Белом доме и Госдепартаменте присутствовали только дежурные, но агентство Reuters сообщило со ссылкой на представителя Белого дома Томми Вайтора, что власти США не намерены пересматривать планы по размещению элементов системы ПРО. По его словам, Вашингтон «по многочисленным каналам» пытался объяснить свою позицию российской стороне, указывая, что система ПРО, которую планируется развернуть в Европе, не угрожает России. При этом представитель Госдепартамента страны Марк Тонер заявил, что США будут стремиться к сотрудничеству с Россией по ПРО в Европе, несмотря на заявления, звучащие в Москве.
В НАТО продолжают настаивать, что ПРО призвана защитить Европу от внешних угроз, а не создавать оборонительные системы внутри Европы. Официальный представитель альянса Оана Лунгеску напомнила, что остается в силе приглашение России к сотрудничеству с НАТО по ПРО и трансформированию отношений в стратегическое партнерство. Она сообщила, что «Североатлантический альянс тщательно изучит заявление президента России Дмитрия Медведева по ПРО».
По словам Лунгеску, которую цитировали РИА Новости, «НАТО приветствует тот факт, что президент Медведев подчеркнул, что Россия не закрывает дверь и продолжит диалог с США и НАТО по ПРО и готова к практическому сотрудничеству в этой сфере». Вместе с тем она заявила, что угрозы размещения ракет в непосредственной близости к границам союзников по НАТО «не являются полезными». Напомнив, что решение по ПРО было принято на саммите альянса в Лиссабоне в ноябре 2010 года, Лунгеску указала, что на том саммите натовцами было решено пригласить Россию к сотрудничеству с НАТО по ПРО и трансформировать отношения Россия – НАТО в стратегическое партнерство. «Предложение по-прежнему в силе», – подчеркнула помощник Генерального секретаря альянса. По ее словам, сотрудничество по ПРО продемонстрирует, что НАТО и Россия могут совместно выстраивать безопасность, не действуя друг против друга. Кроме того, добавила она, это позволит сторонам противостоять новым угрозам и одновременно преодолеть недоверие по отношению друг к другу.
О том, почему в Брюсселе до сих пор не приняли ни одного предложения Москвы по организации совместного сотрудничества по ЕвроПРО госпожа Лунгеску не сказала ни слова. Ее начальник Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, ограничивший свою работу из-за поломанной во время велосипедной прогулки руки, сказал, что огорчен заявлением Дмитрия Медведева, но рад, что российская сторона не закрывает двери к диалогу по самым острым проблемам, волнующим обе стороны.
Президент Медведев действительно заверил в своем телеобращении, что не рвет с перезагрузкой и сотрудничеством с Западом. «Если партнеры честно и ответственно подойдут к задачам учета наших законных интересов в сфере безопасности, тогда, я уверен, мы сможем договориться», – утверждает он. Но надеяться на то, что наши партнеры по противоракетному диалогу примут во внимание озабоченности России было бы, видимо, наивно. По крайней мере до президентских выборов в США. Если Барак Обама хочет быть переизбранным на второй срок, он вряд ли пойдет на уступки Москве. И тут жесткое заявление президента России можно рассматривать как своеобразную электоральную помощь своему нынешнему коллеге.
Конфронтация с Россией по проблеме ПРО должна продемонстрировать американским избирателям твердость и решимость Барака Обамы проводить и в дальнейшем свой внешнеполитический курс на сдерживание самого большого в мире государства. Это для Америки важно.