0
6003
Газета Реалии Интернет-версия

27.01.2012 00:00:00

Саперами не рождаются – на саперов учатся

Тэги: сапер, войска


В армии и на флоте продолжается интенсивная боевая учеба. Упор в этом году, как заявил при подведении итогов прошлого учебного года начальник Генерального штаба Вооруженных сил России – первый заместитель министра обороны генерал армии Николай Макаров, будет сделан на слаживание подразделений тактического звена – взводов, рот и батальонов. А также на подготовку молодых солдат. О том, как организована эта работа, столичных журналистов знакомили в учебном центре Инженерных войск в городе Волжском Волгоградской области.

УЧЕНИЯ В СУМЕРКАХ И ТЕМНОТЕ

Вылет самолета из подмосковного аэродрома «Чкаловский» задерживался. По сведениям из диспетчерской, из-за ледяного дождя, который обрушился на взлетно-посадочные полосы Волгоградского военного аэродрома «Мариновка». И журналисты, сидя в Москве, ждали, когда там ВПП приведут в порядок. Сначала с восьми часов утра до десяти. Потом до двенадцати. Оказалось, что над той же ВПП еще и повис плотный туман. Вылетели только в половине второго.

Пока наш Ил-18 дочапал до Волгограда, начали сгущаться сумерки, и фотосъемку форсирования Ахтубы курсантами 187-го Псковского ордена Красной Звезды межвидового учебного центра Инженерных войск, расположенного на острове Зеленый у города Волжского Волгоградской области, пришлось делать практически в темноте. Что-то получилось, что-то нет. Но работа экипажа плавающей инженерной машины разведки, очень сильно похожей на робота с выдвигающимися лапами датчиков, оснащенных средствами наблюдения, навигации, связи, способной даже возле уреза воды определять ширину, глубину, скорость речного течения, толщину льда, наличие взрывоопасных предметов на грунте и на бродах, наличие отравляющих и радиоактивных веществ, прямо скажем, впечатлила. Особенно в тот момент, когда она поплыла к противоположному берегу по черной от зимней стужи воде навстречу раздающемуся оттуда интенсивному автоматному и пулеметному огню.

За разведкой Ахтубу форсировали гусеничные плавающие бронетранспортеры, вобравшие в себя практически несколько десантных взводов и автомобиль «Урал». Там же, на берегу холодной реки, расчеты саперов проделали проходы в противопехотном минном поле. Но не с помощью установки разминирования, которую в народе называют «Змей Горыныч» (она работала чуточку позже), а с использованием заряда разминирования ЗРП-2, который легко переносится в ранце и срабатывает от детонирующего кабеля. Но полет этого заряда в темноте разглядеть было невозможно, тем более сфотографировать. Единственное, что мы слышали, как один за другим прогремели взрывы.

– Следите за двумя фонарями на том берегу, – напутствовал нас перед ними кто-то из офицеров. – Именно там и прогремят взрывы.

Фонари было видно. Взрывы нет.

Правда, очень эффектно выглядел эпизод с проделыванием прохода в горящем лесном завале с помощью инженерной машины разграждения (ИМР-2). Пирамиду из бревен и, видимо, старых покрышек – уж больно сильно они чадили – зажгли заблаговременно. Черно-серый дым и сполохи рыжего пламени заволокли темнеющее небо. И вдруг в этот костер, в самую гущу огня и дыма, на приличном ходу врезалась машина разграждения и начала разбрасывать своим краном-манипулятором и повешенным к нему захватом горящие поленья, тараня бульдозерным отвалом все то, что еще оставалось от этого кострища. Через пару минут проход был проделан. Только в конце поездки я узнал, что за рычагами ИМР-2 были старший прапорщик Чичур и прапорщик Божесков.

КОМАНДИРОВКА НА ПОЛЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Московских журналистов, в том числе и ответственного редактора «НВО», Управление информации и пресс-службы Минобороны пригласило в однодневную поездку в 187-й учебный центр Инженерных войск накануне праздника саперов – Дня инженерных войск, который входит в перечень дней воинской славы. Инженерным войскам России 21 января исполнилось 311 лет, их история богата славными делами, которыми офицеры и солдаты по праву гордятся. И понятно было желание командования показать и рассказать нам, что умеют делать инженерно-саперные войска сегодня. Жаль, что на все не хватило времени.

Но тем не менее начальник инженерных войск генерал-майор Юрий Ставицкий успел на небольшой пресс-конференции рассказать, что подчиненные ему войска, как и все Вооруженные силы, прошли через непростой этап реформирования. Они где-то были сокращены, где-то оптимизированы. Но за счет объединения мелких подразделений в крупное соединение значительно повысились эффективность их применения и качество управления.

Сегодня в каждом военном округе есть по одной инженерно-саперной бригаде, в которой сосредоточены все возможности по обеспечению боевых действий личного состава округа. В составе бригад имеются части и подразделения, обеспечивающие решение всего комплекса задач, стоящих перед инженерными войсками как в мирное, так и в военное время. Это инженерная разведка и фортификационное оборудование местности, устройство заграждений и производство разрушений, разминирование и проделывание проходов, оборудование путей движения и переправ через водные преграды, полевое водо- и электроснабжение, а также маскировка и имитация, ликвидация последствий применения противником различных видов оружия и опасных факторов природного и техногенного характера.

Кроме того, инженерно-саперные батальоны есть в каждой мотострелковой или танковой бригаде. И они тоже обладают всей палитрой возможностей и необходимыми техническими средствами, чтобы обеспечить успех воюющим войскам. Начиная от проведения инженерной разведки и заканчивая организацией форсирования водных и прочих преград, что и постарались в оставшееся более или менее светлое время продемонстрировать курсанты 187-го учебного центра. О том, что интенсивная боевая учеба проходит у них не только в те дни и часы, когда в Волжский прилетают столичные журналисты, я убедился на собственном опыте.

Снимать работу «Змея Горыныча» и землеройного траншеекопателя я не стал – было так темно, что даже моя достаточно продвинутая камера не могла ничего увидеть, кроме беспросветной темени и белеющего в двух метрах снега. Кроме того, все это мне доводилось видеть не раз, крайний раз – год назад в Забайкалье, на занятиях инженерно-саперного батальона Восточного военного округа. И потому, не обращая на себя внимание местного начальства, я пошел к небольшому зданию у центральной вышки инженерного полигона, из окон которого пробивался желтый свет ламп дневного освещения. Так я оказался в классе, где курсанты осеннего набора изучали машину разграждения. В бушлатах, в валенках, в шапках-ушанках, завязанных тесемками на затылке, чтобы можно было слушать рассказ преподавателя – старшего лейтенанта или капитана. На новой форме погон, размещенный на груди, сложно разглядеть.

Но дело не в этом. На часах было уже больше шести часов вечера, а в классе все еще шли занятия. Курсанты изучали двигатель ИМР-2, устройство ее лебедок, возможные поломки оборудования, методы их ремонта. В том, что времени на все про все не хватает, очевидно. Раньше этот курс солдаты осваивали за шесть месяцев, сейчас время учебы сократилось до трех. А в войска надо приходить знающим и, что очень важно, умелым специалистом. Вот и штудируют бойцы непростую инженерную науку – сапер не может ошибаться.

ВОДОЛАЗ ВОДОЛАЗУ – НЕ СОПЕРНИК

Не имеет права на ошибку и сапер-водолаз. 187-й учебный центр – единственное в стране место, где готовят водолазов для всех видов и родов войск. Кроме, конечно, флота. У моряков – свой водолазный учебный центр в Севастополе. Мы о нем уже рассказывали («НВО» № 28 от 29.07.11–4.08.2011).

В Волжском теплого, как Черное, моря нет, да и Ахтуба время от времени замерзает. И хотя задачи у них схожие, здесь глубоководников не готовят. На реках и озерах им применить свое мастерство невозможно, а риск и мастерство при работе во враждебной человеку подводной среде, да иногда и с неразорвавшимися снарядами и минами, естественно, схожие. Здесь водолазов готовят в бассейне. Он размером примерно 25х15 метров и довольно глубокий. По крайней мере погрузившихся в воду солдат во всем подводном оборудовании разглядеть было трудно. Но подготовка их осуществляется так же, как и в городе русской славы, очень тщательно и скрупулезно.

Все четыре водолаза в различной экипировке, которые работали у нас на глазах, постоянно подстраховывались своими товарищами и инструкторами. Связь с ними руководители занятий поддерживали и по телефонному кабелю, и при помощи спецсигналов, передающихся водолазной азбукой по веревкам (на флоте их называют «концами»). Водолазное оборудование, заметил я, в учебном центре не самое современное – у моряков было явно поновее. Но, видимо, это то, что пока может дать инженерным войскам страны отечественная оборонная промышленность. Она, чувствуется, у нее в большом долгу. Многие виды инженерной техники, которые мы видели в Волжском, я помню еще со времен своей срочной службы, а она была скоро почти пять десятилетий назад.

Это не радует.

Правда, генерал-майор Ставицкий сказал нам, что новые разработки техники для инженерных войск ведутся. «При активном сотрудничестве с промышленностью и конструкторскими бюро создаются новые образцы техники, с тем чтобы в 2015–2016 годах начать основательное перевооружение на новые образцы, которые будут на уровне зарубежных аналогов, а по ряду параметров и превосходить их», – подчеркнул он. Хотя никакие конкретные машины, которые должны прийти в войска, не назвал, как и марки миноискателей.

Такая работа, сказал он, ведется с целью создания «машин нового поколения – разграждения и разминирования, новых плавающих транспортеров, машин разведки, землеройных и других». В основе их создания будут использованы современные научно-технические достижения, в том числе и новые физические принципы. Это будет техника «с высокой производительностью, достаточно эффективной защитой и вооружением». Ничего не остается, как поверить генералу на слово.

Еще одна деталь. Сколько курсантов учится в 187-м учебном центре, Юрий Ставицкий нам тоже не сказал. Ограничился фразой – «больше тысячи». Местная волгоградская печать называет цифру 2,5 тыс. курсантов в год. То есть один поток – это 1200–1300 человек на всю армию в один выпуск. Подготовка ведется по 18 инженерно-саперным специальностям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
818
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1091
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
865
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
708

Другие новости