0
6749
Газета Реалии Интернет-версия

13.04.2012 00:00:00

Бакинский пленник

Тэги: рлс, габала, шпион


рлс, габала, шпион Подполковник Полад Касымов.
Фото с сайта www.odnoklassniki.ru

25-летний срок, полученный в суде США россиянином Виктором Бутом, с середины 1990-х годов замешанном в международной торговле оружием, возмутил руководство РФ. Даже глава МИД РФ выступил со специальным заявлением по этому поводу. Хочется верить, что российские власти заступились за «оружейного барона» исключительно по причине его гражданства. Но почему в таком случае они не обращают внимания на другого бывшего военнослужащего – гражданина РФ подполковника Полада Касымова, которого в соседнем Азербайджане посадили на 12 лет по абсурдному обвинению в шпионаже?

МЕШОК НА ГОЛОВУ

Около девяти часов утра 3 февраля 2009 года подполковник запаса Полад Касымов, гражданин России, вышел из дома своих родителей в Баку. Он сел в машину и вырулил на улицу. Но тут дорогу ему преградили два джипа. Из них выскочили три человека. На запястьях Полада защелкнулись наручники. На голову ему натянули мешок, затолкали его в джип. Один из похитителей сел в машину отставника, и вся колонна тут же отбыла в неизвестном направлении.

Свидетелей похищения оказалось довольно много. Местные таксисты и продавцы ближних магазинов еще раньше обратили внимание на две незнакомые машины, припарковавшиеся на улице в семь часов утра. Но никто не рискнул звонить в полицию. Потому что понимали: так работают люди из МНБ – Министерства национальной безопасности Азербайджана.

Наталья Касымова, супруга Полада, была обеспокоена отсутствием мужа и тем, что его мобильный телефон не отвечает. Военнослужащая Российской армии, она служила на Габалинской радиолокационной станции (в Габалинском аналитическо-информационном центре). Вместе с родителями мужа она начала искать Полада в больницах, полицейских участках, моргах. 5 февраля 2009 года Наталья обратилась с заявлением в отделение полиции Насиминского района и в посольство РФ в Азербайджане. По ее просьбе посольство обратилось в МИД Азербайджана с нотой об оказании помощи в розыске без вести пропавшего Касымова.

Что пережили близкие исчезнувшего военного пенсионера, каждый может представить сам. Однако 9 февраля раздался телефонный звонок. Человек, представившийся адвокатом, сообщил, что Полад Касымов арестован сотрудниками Министерства национальной безопасности и находится в следственном изоляторе. Российское посольство снова обратилось в МИД республики с нотой о грубейших нарушениях статьи 39 Консульской конвенции от 06.06.95 и статуса Габалинской РЛС о принципах и использовании РЛС, подписанной 25.01.02. Статья 17 этого соглашения предусматривает участие сотрудников консульского отдела в следственных мероприятиях.

Это было не единственное обращение к властям Азербайджана. Но все просьбы были отклонены. Следователь подполковник Булуд Бейалиев в конечном счете отказы обосновал так (синтаксис и стилистика сохранены): «...при задержании или аресте сотрудников входящих в состав персонала или членов их семей (граждан России) аналитическо-информационного центра, представители компетентных органов России имеют право присутствовать в процессе следственных действий. Как видно это соглашение предусматривает право присутствия представителей компетентных органов России лишь при проведении следствия. Но, в связи с окончанием следственных действий и завершением предварительного следствия, поскольку ознакомление с материалами уголовного дела не считается следственными действиями присутствие представителей России в этом процессе недопустимо с точки зрения требования уголовно-процессуального законодательства».

Формулировка издевательская. Но еще большим издевательствам подвергся арестованный гражданин России. Схваченного на улице Полада Касымова неизвестные люди (никто не представился и документов не предъявил) обыскали, отобрав два мобильных телефона, ключи от автомобиля и квартиры, а также около 3,5 тыс. азербайджанских манатов. Протокол не составлялся, понятые отсутствовали. В неизвестном здании с головы мужчины сняли мешок, но наручники оставили. Затем в течение суток длился конвейерный допрос: сменяющие друг друга сотрудники МНБ требовали от Касымова признаться, что он российский шпион. Грозили арестовать отца.

Конвейер сработал – отставной подполковник Российской армии оговорил себя, дав нужные признания сотруднику прокуратуры. Ни адвокат, ни представитель российского консульства не присутствовали. Вообще оказалось, с 3 по 7 февраля Касымов был неизвестно где. Никаких документов о его задержании и содержании в МНБ не оформлено. Дело открывается решением о привлечении в качестве подозреваемого, оформленном только 7 февраля 2009 года. В этот же день составлен протокол о задержании. Оба документа сочинил один и тот же следователь. Курьезный момент: на первой странице протокола время задержания указано 18.00, а на следующей – 21.00.

Через два дня, 9 февраля, судья Бакинского военного суда Салман Гусейнов выбрал меру пресечения – арест на три месяца с содержанием в следственном изоляторе МНБ. Решение повторяло текст ходатайства об аресте. На заявления о неверной дате ареста судья не прореагировал. Все было предрешено заранее и вовсе не в суде. Назначенный адвокат отказал подзащитному в подаче апелляции. И в дальнейшем активно сотрудничал со следствием, а не со своим подзащитным.

ШПИОН ИДЕТ КОСЯКОМ

С самого начала судебная эпопея приобрела черты фарса. Но очень скоро перешла в трагифарс и откровенную трагедию. Например, протокол допроса Касымова от 7 февраля и видеозапись этого же допроса разительно отличаются, а должны совпадать полностью. Но судью это не смутило, и он удовлетворился объяснением следователя: «Техническая ошибка». Такими «техническими ошибками» переполнено все дело. В котором нет ни одного реального доказательства шпионской деятельности. Есть только самооговор двух обвиняемых – Полада Касымова и его бывшего однокурсника по Высшей военной школе в Серпухове (так в судебных документах. – «НВО») Парвиза Гамидова. 7 декабря 2009 года Военный суд Азербайджанской Республики по делам о тяжких преступлениях признал их виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 276 УК АР и приговорил Касымова к 12 годам лишения свободы с отбыванием первых двух лет наказания в тюрьме, а остальной части наказания в колонии строгого режима.

Подробности «шпионского дела» заслуживают внимания. Вот как это изложено в материалах суда. Гражданин РФ Касымов служил в должности начальника отдела кадров в в/ч в Новосибирске. По его заявлению в марте 2001 года был переведен на Габалинскую РЛС, поскольку его родители проживают в Азербайджане. И здесь тоже стал начальником отдела кадров. И, как считает следствие, «был вовлечен в секретное сотрудничество работником ФСБ РФ майором Сергеем Чертаковым; дав подписку-обязательство о работе против безопасности Азербайджанской Республики под псевдонимом Павел». В Габале «по заданию работающего здесь сотрудника спецслужб России – полковник-лейтенанта (так в документах. – «НВО») Сергея Щербакова Касымов созвонился» с бывшим сокурсником майором ПВО ВС АР Парвизом Гамидовым, сообщил, что приедут «друзья».

В мае 2001 года в воинскую часть, где служил Гамидов, приехали два сотрудника спецслужб РФ под именами «Миша» и «Олег». Они получили секретную информацию о технике ПВО, «а также о том, что в военной части используется старая советская техника, при помощи которой можно рассмотреть расстояние до горы Савалан, находящейся на территории Исламской Республики Иран».

По поручению другого сотрудника ФСБ майора Василия Сиплова Касымов «дал задание Гамидову... раздобыть информацию о количестве и типах самолетов радаров и самолетов». И тот «секретным путем из планшета, находящегося в зале управления боем Центрального командного пункта ВВС, добыл информацию, являющуюся военной тайной, о том, что на территории республики функционируют радары в Барде, в Агджабеди, в Курдамире и в Астаре. П.С.Касымов обеспечил передачу данной информации сотруднику ФСБ РФ по имени «Вадим». А еще через Касымова была передана информацию сотруднику «Вова» о количестве и типе самолетов и локаторов в августе 2002 года на аэродроме поселка З.Тагиева. И о них же, но уже в летние месяцы 2003 года. За проделанную работу от сотрудников ФСБ было получено 24 тысячи рублей и 65 манат. Манат тогда был ну очень дорогой».

Вообще-то ФСБ РФ выполняет контрразведывательные функции. Разведкой занимается Служба внешней разведки. А Военная разведка называется ГРУ. К тому же Россия законодательно обязалась не шпионить в пределах СНГ. Хотя за спецслужбами, конечно, уследить сложно. Что за российским, что за азербайджанскими.

С другой стороны, какие новые радары неизвестных конструкций могут появиться на бывших советских аэродромах в Азербайджане? Эти военные тайны не стоят и выеденного яйца. Стоит обратить внимание на следующий факт. «Шпионские» акции Касымова и Гамидова относятся к 2001 и 2002 годам, а схватили их в 2009 году. Доблестные азербайджанские контрразведчики, следовательно, семь лет шли по следу? Касымов за это время успел в 2005 году выйти на пенсию.

БЕЗ ЦЕРЕМОНИЙ

Обычно на суде по шпионским делам присутствуют доказательства – разведывательная аппаратура, передатчики, фотоаппараты, предметы-тайники, скрытая фото и видеосъемка. Ну и материалы задержания с поличным при передаче секретной информации. Да еще вместе со связным – сотрудником вражеской разведки. В данном случае фигурировал лишь один вид доказательств – распечатки телефонного трафика. Уточню: записи не самих разговоров, а время телефонного звонка, его продолжительность и номер абонента. В 2001–2002 годах мобильные и в России были редкостью. А в Азербайджане в воинской части ПВО они имелись лишь у двух человек. К несчастью, один из них – Парвиз Гамидов. И он по-товарищески давал его сослуживцам позвонить. И совсем уже ему и Касымову на горе, у одного из сослуживцев оказался однокурсник в Габале. Однокурсник этот был готов прийти в суд и дать показания. Но ни одного свидетеля защиты в суд не допустили.

Возникает вопрос: зачем спецслужбы и суд Азербайджана разыграли весь этот фарс? Потому что – Габала. Точнее, статус и аренда Габалинского аналитическо-информационного центра. Переговоры об этом идут давно, долго и трудно. Финансовые запросы азербайджанской стороны были однажды озвучены – 300 млн. долл. в год. И неозвученные, но совершенно очевидные требования содействовать в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха в русле желаний Баку и отказ от стратегического партнерства с Ереваном.

А для этого Габалинскую РЛС постарались превратить в «шпионское гнездо», где окопались не только майоры и «полковник-лейтенанты», но и агенты «Миша», «Вадим», «Олег» и даже «Вова» – ну и псевдонимы, прямо какой-то секретный детский сад. В этой политической игре понадобилось явить решительность и живых шпионов. Вот и явили распечатку телефонных звонков семилетней давности и двух однокурсников. Но это не единственные однокурсники. Еще есть звонившие друзьям в Габалу, их тоже ловят и судят за шпионаж. Но среди них больше нет граждан России, эти дела не имеют резонанса. Борьба со шпионами, судя по всему, наводнившими стратегически ценный Азербайджан, идет в республике нешуточная. Посадочный конвейер работает ритмично. Особенно активно сажают «иранских шпионов». Среди них даже профессора попадаются. И сроки им дают еще круче, чем Поладу Касымову. И никто не заморачивается презумпцией невиновности, какими-то законными правами или неопровержимыми доказательствами.

В сущности, это внутренние проблемы азербайджанской власти, за которые она отвечает перед Аллахом и своим народом. Но беззаконие в отношении гражданина России касается всех россиян. И не потому, что любого из нас во многих странах могут вот так схватить, пытать, судить и сажать. А потому, что родное государство и пальцем не шевельнет, чтобы тебя защитить. Даже если ты всю жизнь честно прослужил в его Вооруженных силах.

Жена и родители Полада Касымова уже все пороги оббили, писали в МИД, Минюст, президенту Медведеву, жене Медведева, премьеру Путину, Патриарху, в правозащитные и прочие организации. Результат нулевой. А ведь «Восток – дело тонкое», там подобные вопросы решаются только на высоком уровне. Не исключено, что будет достаточно одного-единственного сигнала такого уровня, чтобы Полада Касымова освободили и сняли с него ложные обвинения.

Практика показывает, что о проблемах соотечественников, оказавшихся в тяжелой ситуации, будь то моряки, летчики или обычные граждане, наверху узнают только после большого шума в СМИ и Интернете. Где же наши правозащитники? Или они защищают только права геев и бизнесменов? Почему не озабочены судьбой подполковника ветеранские организации и прочие «военные братства»?

На самом деле речь уже идет о падении международного авторитета и престижа России. О ее политической и дипломатической слабости. С ней не считаются уже не только США и Китай, а практически все вокруг. Сдавать своих, как пешек, в мелких международных интригах – не просто недальновидность, это откровенная демонстрация своей слабости. Провоцирование еще худшего отношения к России и россиянам.

Эх, будь Касымов настоящим шпионом, его бы давно уже обменяли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
732
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1420
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1252
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2363

Другие новости