0
3589
Газета Реалии Интернет-версия

20.07.2012 00:00:00

Юбилейный полет фантазии

Тэги: армия, авиация, путин, медведев, ввс, вооружение


армия, авиация, путин, медведев, ввс, вооружение Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50) встает на крыло.
Фото с сайта www.sukhoi.org

Меньше месяца осталось до 12 августа, когда у нас в стране будет отмечаться 100-летний юбилей отечественной военной авиации. Красивая, эффектная дата, и, бесспорно, выдающаяся биография именинницы. Для ее величания на предстоящих торжествах очень сложно выбрать самые яркие страницы в огромном массиве легендарных авиационных побед и достижений. К тому же есть в России еще одна своеобразная традиция: к значительным датам, к всенародным праздникам не только вспоминать былые успехи, но обязательно делать подарки себе и всей стране, объявляя (или рапортуя) о новых свершениях. И вот тут благое намерение, понятное желание поторопить события к празднованиям, увы, оборачивается порой конфузом.

Не возникает никаких сомнений в необходимости участившихся пресс-конференций, интервью и заявлений главнокомандующего Военно-воздушными силами генерал-майора Виктора Бондарева в канун грядущего 100-летия ВВС России. Это нормально, это нужно, чтобы все мы видели сохранившуюся взаимосвязь славной истории и открывающихся перспектив развития отечественной авиации. Вряд ли кто смог убедить в том лучше, нежели главком – человек, несомненно, достойный, Герой России, один из опытнейших и авторитетных авиационных профессионалов. Поэтому тем более странно выглядит, что именно в его уста было решено вложить несколько предпраздничных заявлений, за которыми пока нет действительных свершений, и предвидятся они не скоро.

Думается, такая торопливость была продиктована отнюдь не стремлением самих авиаторов приукрасить положение дел в ВВС. Скорее всего это прямой результат того различия, что недавно обозначилось у президента и премьер-министра в подходах к Госпрограмме вооружения (ГПВ) на период до 2020 года. Говоря о ней 3 июля на совещании руководителей ОПК и Минобороны, Владимир Путин твердо потребовал: «Все графики поставок вооружения и техники должны быть выполнены в полном объеме, в срок и по согласованным ценам». Однако Дмитрий Медведев всего через два дня на заседании правительства уже высказал свое согласие с предложением некоторых экономистов перенести выполнение каких-то оборонных расходов за пределы 2020-го – на год, два или три позднее: «Часть расходов... может быть сдвинута с учетом текущего состояния нашей промышленности, что-то может быть переосмыслено, что-то может быть переведено в режим использования других инструментов». Как оказалось, президент и премьер по-разному смотрят на использование 20 трлн. руб., давно и строго вроде бы расписанных как затраты на переоснащение армии в течение 9 лет. И военным, которые не без оснований опасаются возможного перераспределения обещанных сумм, приходится спешить с доказательством эффективного освоения средств. Иногда, упреждая реальные события.

ПЯТЕРКУ НАДО ЗАСЛУЖИТЬ

Самыми спорными можно, наверное, назвать заявления по перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации (ПАК ФА). Генерал-майор Бондарев сказал о нем буквально следующее: «Партия истребителей 5-го поколения поступит в ВВС для войсковых испытаний в 2013 году. Поступление в войска первого серийного образца истребителя 5-го поколения ожидается в 2015 году».

То есть первый военный самолет, целиком спроектированный и построенный за последние 20 лет в Российской Федерации, вот-вот пойдет в серию, работы над ним близки к завершению. Это ли не повод для «фанфар» в дни празднования юбилея? Ведь предполагается, что ПАК ФА, именуемый также Т-50, будет значительно легче и дешевле своего американского аналога F-22 Raptor – единственного на сегодня принятого на вооружение истребителя 5-го поколения. А по ряду тактико-технических характеристик он, как ожидается, превзойдет американца. По утверждению главкома, в настоящее время в испытаниях участвуют три машины, и в ближайшее время ожидается подключение к ним еще трех. Общее количество объектов, планируемых для проведения войсковых испытаний, – 14 единиц. Ну и всего планируется до 2020 года закупить 60 таких самолетов.

Полеты ПАК ФА и впрямь стали фактом более двух лет назад. Первая публичная демонстрация этой машины в воздухе состоялась на МАКС-2011. Однако вместе с победными реляциями по данным поводам в прессе было высказано немало экспертных сомнений насчет соответствия испытуемого самолета параметрам истребителя 5-го поколения. Спрашивалось: что же, собственно, полетело?

Неспроста же Т-50 называют «перспективным авиационным комплексом». Он должен представлять собой именно комплекс различных систем, каждая из которых соответствует требованиям к авиационной технике все того же 5-го поколения. Но пока им соответствует лишь уровень радиозаметности планера, сниженный в разы по сравнению с другими отечественными самолетами за счет специальной аэродинамической компоновки и нового спецпокрытия. Все остальное, по оценкам экспертов, будет в лучшем случае таким же, как у самолета-предшественника Су-35, который является добротной разработкой поколения 4++.

Проблема заключается в том, что на сегодня в ПАК ФА применено несколько нештатных систем, заключенных в новенькую «оболочку». И главное, принципиальное несоответствие нынешнего Т-50 техническому заданию – использование на нем двигателя 117М, создававшегося для Су-35. Подмене было дано официальное объяснение: на первом этапе программы ПАК ФА испытание летных качеств планера пройдет с двигателем 117М и рядом других систем от серийного истребителя Су-35. А в 2013 году, мол, планируется уже вывести на испытания полноценный истребитель со всеми штатными системами и движком в том числе. Начнется второй этап испытаний.

Подобные объяснения вполне сгодились бы, не случись в начале текущего года разнобоя в заявлениях руководства Вооруженных сил и предприятий ОПК. Так, в первых числах февраля гендиректор Объединенной промышленной корпорации «Оборонпром» Андрей Реус объявил, что первый опытный образец авиационного двигателя нового поколения для ПАК ФА будет разработан… лишь в 2016 году. А генконструктор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Ивах вскоре уточнил, что при создании двигателя для Т-50 собираются использовать наработки по гражданскому двигателю 5-го поколения ПД-14. «В нем будут увязаны задачи, решаемые военными и гражданскими двигателестроителями, – сказал Ивах. – Первым идет гражданский двигатель ПД-14. Следом – двигатель второго этапа для ПАК ФА». Конструктор подтвердил, что военный движок ожидается не раньше 2016 года. Но как же тогда понимать утверждение главкома ВВС о поступлении в войска первого серийного образца Т-50 в 2015 году? Получается, в серию новый самолет пойдет со старыми движками, которые сейчас стоят на Су-35. Какой же это будет истребитель 5-го поколения?

ЕДИНСТВА ВЗГЛЯДОВ НЕТ

До сих пор не все ясно и с другой нацеленной в далекое будущее разработкой – с перспективным авиационным комплексом дальней авиации (ПАК ДА). Или, проще говоря, с новым стратегическим бомбардировщиком, который со временем должен будет полностью заменить знаменитых «Белых лебедей» – Ту-160. По нему, конечно, пока не даются слишком уж самонадеянные обещания, но, с другой стороны, и здесь то и дело проявляется неопределенность в планах различных управленческих структур государства.

До недавнего времени считалось и на официальном уровне подтверждалось, что Военно-воздушные силы действительно заинтересованы в быстрой разработке и закупке ПАК ДА. В последнее время периодически появлялись сообщения о целеустремленном формировании Министерством обороны (как заказчиком) тактико-технических требований, которым должен удовлетворять новый «стратег». После их утверждения, говорили представители военного ведомства, будут окончательно сформированы технический облик данного авиакомплекса и те задачи, что ему предстоит решать. И вот в последних числах июня главком ВВС опять же в пакете с другими «подарками к празднику» огласил новость: «Облик этого самолета уже сформирован, идут работы по выдаче тактико-технических заданий проектировщикам. Думаю, что у нас есть все силы и средства, чтобы своевременно разработать данный самолет, чтобы он своевременно встал в строй на замену или в дополнение нашим стратегическим бомбардировщикам типа Ту-95 и Ту-160». Генерал Бондарев выразил надежду, что к 2020 году ПАК ДА подоспеет.

Казалось бы, в данном случае имеем чистый позитив и ни капли торопливости, прожектерства. Да только и эти перспективы начинают выглядеть какими-то призрачными, едва вспоминаешь отношение к разработке ПАК ДА председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, вице-премьера Дмитрия Рогозина. В начале июня он публично заявил о том, что не видит смысла в создании перспективного стратегического бомбардировщика, так как при нынешнем уровне развития противовоздушной и противоракетной обороны «все эти самолеты никуда не долетят». Через пару недель Рагозин еще раз обозначил ту же позицию в своем микроблоге в Twitter: «Готов отстаивать свою точку зрения. При современном развитии средств ПВО/ПРО такие цели будут уничтожены на подходе». Это после того, как президент России Владимир Путин на совещании по гособоронзаказу потребовал все же начать разработку новейшего стратегического бомбардировщика.

Ну, просто полное отсутствие единства во взглядах высших руководителей государства на реальные потребности и способы перевооружения армии. Путин, Медведев, Рогозин – у каждого своя, весьма отличная от других позиция. Ох как непросто приходится в такой ситуации воинским начальникам…

ГЛАВКОМУ СПОРИТЬ ВОЗБРАНЯЕТСЯ

И еще один пример сложного положения исполнителей воли политического руководства страны. Как бы ни разнились подходы самых высших руководителей, военные по долгу службы обязаны строго придерживаться требований прежде всего Верховного главнокомандующего, то есть президента России. Но значит ли это, что они не имеют права разделять точку зрения кого-то из других политических руководителей, тоже серьезно влияющих на решение оборонных вопросов, да несогласных с Главковерхом? Позволительно ли им высказывать, отстаивать свое согласие или несогласие? Опыт бывшего главкома ВВС генерал-полковника Александра Зелина показывает, что тут есть над чем призадуматься. В середине марта текущего года он еще при должности дал «НВО» большое интервью, где рассказал о своем особом взгляде по некоторым вопросам военного строительства, перспектив переоснащения ВВС. Например, доказывал ошибочность решения о подчинении сил ПВО командующим военными округами, настаивал на воссоздании единой системы управления противовоздушной обороной на всей территории России. Спорил много и долго, признавая в то же время, что принятые решения беспрекословно выполняет. 27 апреля он был освобожден от должности главкома и уволен с военной службы всего за год до достижения предельного для генерала возраста.

Так вот теперь, после той истории, именно по проблематике войск ПВО, входящих ныне в состав ВВС, сообщения нового главкома Виктора Бондарева, мягко говоря, особенно настораживают. «Работы по совершенствованию ПВО идут полным ходом. В следующем году первые образцы новейшей зенитно-ракетной системы С-500 придут на вооружение войск», – сказал генерал Бондарев. По его словам, «пятисотка» обеспечит прикрытие отдельных регионов, крупных городов, промышленных объектов и группировок войск, значительно превосходя боевыми возможностями стоящую сейчас на вооружении ЗРС С-400 «Триумф».

Интересно, какие боевые возможности С-400 будут превзойдены – те ракеты малой дальности, которыми сейчас комплектуется система, или те ракеты максимальной дальности, что производители никак не могут довести до ума? И по срокам принятия на вооружение… Помнится, еще в ноябре прошлого года начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров сообщил, что С-500 будут создавать на двух новых заводах, строящихся в Нижнем Новгороде и Кирове. Запустить их планируется только в 2015 году. А вот поступить на вооружение новые системы, оказывается, вполне могут уже в 2013-м. Даже вопреки официально заявленному ранее началу испытания С-500 в 2014-м. Что-то, видимо, радикальное было предпринято проектировщиками, позволяя им еще не существующую в металле ЗРС запустить в производство на непостроенных заводах и на два года раньше намеченного срока.

…Удивительная все-таки это вещь – предъюбилейные рапорты о новых достижениях. Так хочется им поверить. Но праздник проходит, и ты привычно обнаруживаешь, что тебя в очередной раз развели, обманули. Может, хватит? Ведь боеготовность Вооруженных сил от натужных, но, по сути, пустых пиар-хлопот ничуть не выигрывает. Да и число желающих отщипнуть деньжат от выделенных под ГПВ-2020 средств не уменьшится. Не лучше ли действительно с предельной жесткостью, однозначно объявить, что параметры Госпрограммы вооружения не будут пересмотрены ни при каких обстоятельствах. Тогда и у военных отпадет какая-либо надобность искать подтверждения ее «досрочного» выполнения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1791
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1683
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2765
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
3835

Другие новости