0
3358
Газета Реалии Интернет-версия

19.10.2012 00:00:00

Перелет по маршруту Афанасия Никитина

Тэги: индия, сердюков, минобороны, севмаш


индия, сердюков, минобороны, севмаш Почетный караул индийской армии в честь российского министра обороны.
Фото автора

В минувшую среду, когда подписывался в печать предыдущий номер «НВО», поздно вечером из однодневной поездки в столицу Индии Нью-Дели в Москву вернулся министр обороны Анатолий Сердюков. В качестве сопредседателя Российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) он принимал участие в ее 12-м пленарном заседании. Интригу этому визиту придавал тот факт, что глава военного ведомства РФ должен был прилететь в Индию за неделю до этого срока – 4 октября. Но в последний момент полет перенесли.

По этому поводу в индийской и отечественной печати прозвучало много разных предположений и спекуляций. Писали о том, что намеченный на начало октября визит вообще не состоится, потому что Индия выдвинула огромный – 100 млн. долл. – штраф России за срыв сроков поставки ее ВМС тяжелого авианесущего крейсера «Викрамадитья» (в девичестве «Адмирал Горшков»). Кроме того, Москва обижена на двойной провал ее участия в тендерах на поставку Дели средних многофункциональных истребителей, где выиграл французский Rafale – и за 126 машин получит 10 млрд. долл., и на поставку ударных вертолетов, где наш Ми-28Н уступил американскому AH-64 Apache и тоже потерял несколько миллиардов долларов. Писали и о том, что в ближайшие дни в Москву приедет представитель Минобороны Пакистана и обиженные на Индию русские заключат с ним оружейный контракт, чего они никогда не подписывали с Исламабадом… Словом, получалось, что между двумя странами, чей ежегодный товарооборот в сфере военно-технического сотрудничества измеряется 5–6 млрд. долл., пробежала черная кошка.

ИЗВИНЕНИЯ И АРГУМЕНТЫ

Но оказалось, что это не совсем так, точнее, совсем не так. По прибытии в Дели Анатолий Сердюков снял все эти спекулятивные вопросы. Во-первых, он извинился перед своим коллегой Аракапарамбилом Курианом Энтони за вынужденный перенос визита. Объяснялось это тем, что министр обороны должен был сопровождать президента России Владимира Путина в Ульяновск, где подписал с главой ОАК Михаилом Погосяном контракт на поставку 39 тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-476 на сумму 140 млрд. руб. Кроме того, в те же дни он полетел с президентом России в Таджикистан, где со своим таджикским коллегой Шерали Хайруллоевым подписал соглашение о продлении пребывания на территории республики 201-й российской военной базы до 2042 года. И господин Энтони с пониманием принял извинения Сердюкова.

Во-вторых, Анатолий Сердюков развеял все сомнения относительно раздоров между Москвой и Дели в военно-техническом и военном сотрудничестве. Примеров здесь более чем достаточно. Это и передача в боевой состав ВМС Индии российской атомной подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» с бортовым номером К-152 «Нерпа», которая теперь называется «Чакра» (кстати, ни одна страна ни одному своему союзнику никогда не передавала даже в аренду атомную субмарину. При этом Россия и Индия даже не являются союзниками, а только партнеры по ВТС. – В.Л.).

Это и лицензионное производство в Индии российских многоцелевых истребителей Су-30МКИ и танков Т-90С (и опять же, ни одна страна, с которой у Индии есть отношения по линии ВТС, не передавала и не продавала ей свою лицензию на производство поставленной Дели боевой техники. Даже AEDS, который со своим Rafale выиграл тендер на поставку 126 истребителей и по условиям этого тендера должен передать лицензию на его производство на индийских заводах, сегодня пытается как-то обойти или изменить это условие. С чем, кстати, связана задержка с подписанием контракта между Парижем и Дели и что может поставить под сомнение саму победу французов в вышеупомянутом конкурсе. – В.Л.).

И, в-третьих, Сердюков развеял сомнения индийской прессы по поводу Пакистана. Отвечая на этот вопрос местного журналиста на пресс-конференции по окончании заседания межправкомиссии, он сказал, что никаких изменений позиции Москвы в отношении ВТС с Исламабадом не произошло.

Безусловно, крейсеру «Викрамадитья» в ходе заседания межправительственной комиссии было уделено особенное внимание (прошу извинения у читателей, но здесь тоже без ремарки не обойтись. Межправительственная комиссия по ВТС, где обсуждаются все проблемные вопросы в этой области, у Индии есть только с Россией, как и десятилетний Договор по ВТС, и ни с кем больше. И не потому, что с другими участниками этого процесса у них нет проблем. Просто это свидетельство наших особо тесных связей в этой области. А по поводу неурядиц приведу такой пример – те же французы, которые в этом году должны начать поставлять в индийские ВМС свои многоцелевые подводные лодки Scorpene, отложили начало этих поставок на три года. И ничего. Никто с них никаких штрафных санкций не требует. – В.Л.).

Тем не менее на заседании комиссии были очень тщательно обсуждены все вопросы ремонта и переоборудования крейсера. Как заявил Анатолий Сердюков, Россия передаст Индии крейсер в четвертом квартале 2013 года. По его словам, на нем уже проведен значительный объем испытаний, в частности, авиатехнических средств (см. «НВО» № 34), совершены десятки взлетов и посадок палубной авиации. К концу 2013 года корабль будет передан ВМС Индии. Никакие штрафные санкции к предприятию «Севмаш» и к России не выдвигались, о них даже не заходил разговор. Единственное, как сообщила ответственному редактору «НВО» пресс-секретарь министра обороны России Ирина Ковальчук, присутствовавшая на заседании межправкомиссии, господин Энтони, министр обороны Индии, попросил своего московского коллегу в максимально короткие сроки завершить все необходимые работы по кораблю и передать его ВМС Индии.

Анатолий Сердюков подчеркнул, что крейсер «Викрамадитья» – один из важнейших типов вооружений и военной техники. «Это действительно требует от российской и индийской сторон проработки всех деталей. Проект очень длительный по времени. Мы, по сути, создали новый корабль», – заявил российский министр обороны.

Думается, у индийцев не было больших претензий к кораблестроителям «Севмашпредприятия» еще и потому, что они чувствуют и за собой какую-то «вину» в том, что случилось с «Викрамадитьей» на испытаниях в Белом и Баренцевым морях. Как докладывал вице-премьеру Дмитрию Рогозину в конце сентября президент Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков, кроме неполадок с энергоустановкой на корабле были выявлены и неисправности другого оборудования. «Котлы – это самая большая неприятность с точки зрения выхода из строя техники. Кроме того, есть еще ряд механизмов, которые вышли из строя, в том числе и поставленные из стран НАТО», – говорил Дьячков. «Это три холодильные машины, генератор азота и еще целый ряд оборудования. Их поставщиков предложила индийская сторона», уточнил президент ОСК.

Он же объяснил, что в ходе сборки котлов для энергетической установки авианосца использовались материалы китайского производства. «Котлы были изготовлены по заявке индийской стороны. В российском флоте применяются котлы, которые используют в качестве топлива мазут. А индийская сторона сделала заявку на котлы, которые работают на дизельном топливе», – пояснил Дьячков. Кроме того, как рассказал президент ОСК, в российских котельных установках применяется асбестосодержащий картон, который устанавливается между котлами и кирпичной кладкой, ограждающими их от котельного помещения, а индийская сторона потребовала исключения асбестовых материалов, хотя этот вид асбеста и не является вредным для человеческого организма.

Но проблема с «Викрамадитьей» была не единственной темой заседания межправкомиссии. У переговорщиков нашлись и другие интересные темы.


Обсуждение повестки дня продолжалось и во время перерыва в работе межправительственной комиссии.
Фото Виктора Литовкина

«БРАМОС», «СУХИЕ» И ДРУГИЕ ОФЕРТЫ

Был, например, обсужден контракт на поставку в Индию 42 истребителей Су-30МКИ, который может быть подписан до конца 2012 года. «Россия со своей стороны контракт на поставку самолетов передала индийской стороне, надеюсь, до конца года он будет рассмотрен и подписан», – сказал на пресс-конференции по окончании заседания межправкомиссии Анатолий Сердюков. По его словам, программа лицензионного производства этих самолетов – одна из самых успешных в сфере ВТС России и Индии.

По сведениям «НВО», ВВС Индии уже приобрели у России более 230 таких самолетов. Почти сотня их уже летает в небе этого государства. А еще 140 из них до конца 2015 года должны быть построены на площадках индийской корпорации HAL. Наша страна получила по этим контрактам 8,5 млрд. долл. Ранее генеральный директор Иркутского авиазавода (входит в состав корпорации «Иркут») Александр Вепрев сообщил, что часть этой продукции уже готова и он ожидает подписания контракта со дня на день. Стоимость новой сделки оценивается в 3,77 млрд. долл., и начало поставки запланировано на 2014–2015 годы.

Еще один проект, который называют прорывным, – совместное производство противокорабельной сверхзвуковой ракеты «БраМос». С тех пор как заработал этот проект, индийская сторона получила более тысячи таких ракет. Они уже стоят на системах береговой обороны Индии, на фрегатах проекта 11356, которые калининградская судоверфь «Янтарь» построила и строит для ВМС Индии. На каждом фрегате стоит по 16 ракет такого класса. А первый корабль этой серии – Teg уже пришел на военную базу в Мумбаи, второй – Tarkash должен прибыть туда в конце этого года. А в будущем году на вооружение индийских моряков поступит третий корабль.

Первый заместитель гендиректора НПО машиностроения (а именно эта фирма с российской стороны участвует в проекте – В.Л.) Александр Дергачев рассказывал ответственному редактору «НВО» на международной выставке вооружений Africa Aerospece & Defence-2012 в южноафриканской Претории, что воодушевленные эффективностью ракеты «БраМос» индийские специалисты хотят подвесить ее под фюзеляж многофункционального истребителя Су-30МКИ. Он заявил мне, что ракета уже в принципе готова. Осталось получить разрешение на ее испытания у фирмы «Сухой» и других предприятий, чья аппаратура стоит на борту самолета.

Индийские специалисты хотят разместить эту ракету на дизельных подводных лодках, которые Россия может построить для Дели, если выиграет этот тендер, рассказал господин Дергачев. Дальность подводной ракеты тоже ограничена 300 км. «Это будет вертикальная пусковая установка, тип старта минометный, в транспортно-пусковом стакане срабатывают газогенераторы, которые выталкивают ракеты сжатыми пороховыми газами, и на середине дистанции она разгоняется до скорости в два маха», – пояснил он.

На конец этого года намечены бросковые испытания «БраМоса» с притопленной платформы в Индийском океане. И если эксперимент закончится успехом, эти ракеты станут в боевой строй дизельных подводных лодок, поставляемых Россией индийским ВМС.

И «БраМос» не единственный пример совместной разработки и производства боевой техники, который есть у Индии с Россией. Можно вспомнить об истребителе пятого поколения (ПАК ФА), который мы сегодня вместе разрабатываем и тактико-технические характеристики которого уже утверждены Министерством обороны Нью-Дели, о создании совместного многоцелевого военно-транспортного самолета МТА (Muitirole Transport Aircraft), который в перспективе должен заменить на индийском рынке и даже на рынках третьих стран еще советские Ан-12 и Ан-26. Планируется, что первый полет его состоится в 2016–2017 году, а серийное производство начнется в 2019-м. Прибавьте сюда совместное производство реактивных снарядов для РСЗО «Смерч», которую мы поставили в Индию, и ряд других проектов, и становится понятно, что несмотря на то что индийское правительство приняло закон о диверсификации военных закупок (принцип «не класть все яйца в одну корзину»), чтобы не зависеть от одного поставщика, российское вооружение и сегодня, и завтра будет доминировать в этой стране. Хотя обольщаться не надо. В спину нам дышат очень резвые, активные и мощные конкуренты, у которых во властных структурах Дели есть свои сторонники.

Тем не менее у нас есть достаточно большие шансы на более эффективное и интенсивное военно-техническое сотрудничество с Индией. Среди новых проектов – системы ПВО, модернизация самолетов и вертолетов ВВС Индии, в частности истребителя МиГ-29 и вертолетов Ми-17, усовершенствование танков Т-72 и Т-90С, которые составляют ударную силу индийских вооруженных сил, а также многие другие проекты. В том числе остаются шансы на победу в двух тендерах, объявленных Индией на поставку ей 15 тяжелых транспортных вертолетов и 197 вертолетов разведки и наблюдения. В первом, как предсказывают некоторые эксперты, у нас вообще конкурентов нет – такого «винтокрыла», как Ми-26Т2, не имеет ни одна фирма мира. Хорошо известны случаи, когда наш Ми-26 не раз эвакуировал в Афганистане подбитый американский «Чинук». За одну из таких операций в 2009 году наши летчики даже удостоились благодарности президента США.

Во втором придется побороться и с американцами, и с итальянцами. Но резоны у нас и здесь не самые слабые. Во-первых, потому что участвуем мы со своим легким вертолетом Ка-226Т, который тоже не раз успешно действовал в индийских горах. А вместе с «вертушкой» предлагаем широкую офсетную программу, включая лицензионную сборку этих машин на местных оборонных предприятиях.

Не случайно очень информированный специалист – бывший посол России в Индии и бывший глава СВР, а ныне член директората ИМЭМО РАН Вячеслав Трубников гарантировал в своем выступлении на недавнем форуме «Российское председательство в АТЭС и новые перспективы интеграции России в АТР», что Москва до 2015 года поставит Нью-Дели вооружений и военной техники на 14 млрд. долл. Думаю, этому человеку мы можем доверять.

Но возвращаясь к блицвизиту министра обороны Анатолия Сердюкова в Нью-Дели и его участию в 12-м заседании Российско-индийской межправительственной комиссии, хотелось бы подчеркнуть, критических противоречий между двумя сторонами, несмотря на все предшествовавшие визиту публикации в СМИ, не оказалось. Протоколы межправкомиссии, которыми обменялись два министра, этот факт юридически зафиксировали. А что касается всяческих спекуляций по этому поводу, то надо понимать, что у многолетнего тесного сотрудничества Москвы и Нью-Дели много недоброжелателей. Наверное потому, что оно успешное.

Да, чуть не забыл. Согласно традиции министр обороны России возложил венок к памятнику Неизвестному Солдату, входящему в комплекс военного мемориала под названием «Ворота Индии». Он посвящен 70 тыс. индийских солдат и офицеров, погибших в годы Первой мировой войны. Имена 13 516 из них высечены на памятнике. В честь нашего министра был выстроен Почетный караул Вооруженных сил Индии. И хотя прилетел в Нью-Дели Анатолий Сердюков по маршруту тверского купца Афанасия Никитина, представлял здесь не только оборонно-промышленный комплекс России, но и ее правительство, а также армию и флот.

Нью-Дели–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
504
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
259
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
235
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
268

Другие новости