0
3345
Газета Реалии Интернет-версия

09.11.2012 00:00:00

Чиновник здесь над тайной чахнет

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад - писатель, историк.

Тэги: закон, гостайна, госдума, ук


закон, гостайна, госдума, ук Вид на сопла ракеты берегового ракетного комплекса «Рубеж».
Фото из каталога «Оружие России»

Статьи российского Уголовного кодекса, касающиеся разглашения гостайны, были и ранее крайне невнятными и расплывчатыми. Но вот 23 октября 2012 года Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки к трактовке понятия «государственная измена». Эти поправки еще больше размывают формулировки статей Уголовного кодекса РФ – 275-й (государственная измена) и 276-й (шпионаж), а также вводят новую статью № 283.1 (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну).

«Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. 1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет».

О чем думали депутаты Думы, принимая это дополнение? Ну, допустим, вы сидите и пьете водку с приятелем, и он вам «выдает гостайну». Этого достаточно, чтобы вас упекли на три года на зону. Наивный человек возразит: мол, в статье 283.1 сказано «незаконное получение» сведений. А пить водку вроде бы пока законом не запрещено. Но если водку покупали вы – это уже подкуп! Если обещали забыть – это «путь обмана».

С вашим приятелем могут «поработать». Вспомним казанские бутылки из-под шампанского. От одного упоминания о них ваш приятель подпишет все что угодно. Таким образом, статья 283.1 позволяет отправить за решетку любого человека, интересующегося военной техникой, политикой, историей своего отечества.

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

Но за разглашение каких тайн истории можно посадить человека? Оказывается, есть и такие. Например, в России сейчас самые секретные возимые минометы – созданные по глухой схеме и по схеме мнимого треугольника в 1922–1932 годах. Все они были сданы на лом еще до начала Великой Отечественной войны. А секрет остался. Дело в том, что они должны были стрелять как фугасными, так и химическими боеприпасами. Поэтому до сих пор на делах об их испытаниях в 1922–1932 годах стоят грозные грифы.

Самое забавное, что у нас секретили не только отечественную военную технику, но и военную технику вражеских государств. К примеру, я собираю по крохам сведения о береговых укреплениях Босфора и Дарданелл с XV века по 1918 год. Так и меня надо срочно арестовать!

С 80-х годов XIX века и по 1918 год укреплениями проливов занимались немцы. И вот в 1922–1924 годах германский Генштаб (формально не существующий по версальскому договору) собрал «до кучи» всю информацию об этих укреплениях, и капитан Нидермайер передал ее товарищу Тухачевскому. Эти материалы и сейчас, спустя 90 лет, лежат в архиве под грифом… Ой, не буду писать. Вдруг их степень секретности секретна.

Лет пять назад я через СМИ обращался в Госдуму с предложением рассекретить документы об оружии массового поражения – химическом и бактериологическом, разработанном и изготовленном в Польше в 1922–1939 годах. Кое-какие фрагменты по сему вопросу я уже собрал. Увы, многие сотни, если не тысячи, тонн польских химических боеприпасов, подготовленных для нападения на СССР, ни журналистов, ни думцев не интересуют. И лежат в архивах документы по этому вопросу тоже под секретными грифами.

Ну, а Кремлю не до этого – всё рассекречивают документы по Катыни. Любопытно, если кто-либо доберется до документов о польских химбоеприпасах и о планах «химизации» Минска и Киева, то ему дадут три года или выйдет скидка на срок?

Чтобы больше не возвращаться к «химии», расскажу об эпизоде 25-летней давности. Мне один дядя в лампасах хвалился, что у него есть перечень всех отечественных химических боеприпасов и, помнится, даже махал документом перед моим носом. Документ сей был… на английском языке и предназначался для США и НАТО.

– Дай мне поглядеть?

– Не могу, секретно!

Риторический вопрос, почему то, что передается военным ведомствам других государств, не подписывавших с нами договора о братской дружбе и верности, должно быть секретно для меня, офицера запаса? Я уж помалкиваю о сотне моих трудов по военной истории.

На переломе-перестройке было много и других подобных эпизодов. Мне показывали красочное подробное описание ПКР «Москит», и опять же на английском.

– Сделай копию!

– Заходи через неделю, подлинник достану!

Ну а на следующей неделе приятель (фамилию мне уже не вспомнить, так что не беспокойтесь, господа) узнал, что сей документ предназначен для ВМФ США, а для нас опять же он секретный.

Противокорабельные ракеты П-15, а позже – береговой ракетный комплекс «Рубеж» поставлялись в десятки стран, включая ГДР. Так, документацию на П-15 в 1962 году подарили президенту Кеннеди в ходе его визита в Индонезию. А у нас документация на П-15 и «Рубеж» до сих пор секретна или «сов. секретна».

Кстати, у нас гриф одного и того же документа различен в разных организациях. Так, когда я учился в МИФИ, описание примитивной ЭВМ М-20 было с грифом «ДСП», то есть для служебного пользования. А в другой организации я увидел точно такое же издание, но с указанием цены и без пометки «ДСП».

В конце 1990-х годов в одной и той же организации книга о действиях Северного флота в 1941 году на третьем этаже хранилась в сейфе, на ней стоял гриф «сов. секретно», а на первом этаже – в библиотеке профкома была в открытом доступе с выносом домой.

ЗАСЕКРЕЧЕНА ГОСТАЙНА

А вообще, как узнать, что такое гостайна? Ведь со времен царя Хаммурапи и Ярослава Мудрого власти уведомляли граждан, за что конкретно намерены их карать. В XXI веке в демократическом и правовом государстве – РФ – узнать, что нельзя делать, невозможно.

Федеральный закон «О государственной тайне» определяет только очень широкие и крайне неконкретные области сведений, составляющих государственную тайну (статья 5). Соответствующий указ президента РФ («Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября 1995 года № 1203) назначает федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ту или иную категорию государственной тайны, после чего каждое ведомство принимает свои подзаконные акты, которыми утверждаются перечни государственных секретов в той или иной сфере.

Абсурд состоит в том, что эти ведомственные акты тоже секретны. На сегодняшний день нет ни одного открытого ведомственного перечня гостайн. Но если гражданин не знает, являются ли сведения гостайной или не являются, а государство не хочет ему это раскрывать, то как можно наказывать его за сам факт их получения? Уверены ли господа думцы, что до сих пор рассекречены все секретные статьи Тильзитского 1807 года договора? В итоге и за книгу о Наполеоне можно «загреметь под фанфары».

Поинтересовались бы думцы, сколько единиц хранения (десятков или сотен тысяч) было к 2000 году в секретных фондах Военно-исторического архива в Москве. А, замечу, там нет документов позже октября 1917 года. То есть попасть под статью можно и за мортиры Петра Великого, и за чертежи кронштадтского форта «Риф»?

А как быть с теми, кто разглашает гостайны РФ, которые за бугром давно не являются секретами? Вот, в военном отделе Ленинской библиотеки в 1991 году я услышал, как какой-то историк хотел откопировать французский военно-морской справочник, стоивший, если не ошибаюсь, 200 франков.

– Нельзя, там секретные фотографии советских кораблей.

– Но у них они НЕ секретны!

– А у нас – секретны! Нельзя!

Не будем забывать, что почти все образцы оружия СССР в 1991 году попали в новообразованные страны, многие из которых затем вступили в НАТО. И вот поляк, белорус, украинец или таджик показывает вам документацию на изделие, которое до сих пор числится секретным в РФ. Вы читаете. А это преступление! Публикуете – тоже совершаете преступление!

А что если вы случайно узнали от гражданина Украины суммы, выделенные в течение 20 лет на ремонт подводной лодки «Святой Георгий» и БПК «Очаков» на Черноморском флоте, которые после столь длительного и дорогостоящего ремонта были списаны на лом. Сколько вам вкатят за разглашение столь страшной государственной тайны?

Спору нет, секреты нужны, но только в разумных пределах. От глупости или корысти «секретчиков» Красная армия понесла огромные потери в Великой Отечественной войне. 22 июня 1941 года немцы применили новое неизвестное оружие – магнитные морские мины. Даже наши адмиралы не знали, что это за штука. На этих минах погибли десятки наших судов, а наши моряки, героически жертвуя жизнями, пытались их поднять, чтобы разгадать секрет. Об этом хорошо сказано в десятках мемуаров и кинофильмов, таких как «Аллегро с огнем» (1979 года).

Между тем наши моряки впервые встретились с магнитными минами летом 1919 года на Северной Двине. Там англичане впервые в мире использовали это страшное оружие. О постановках английских мин и тралении их красными военморами было подробно рассказано во втором томе трехтомника «Гражданская война. Боевые действия на морях, реках и озерных системах». Второй том был издан в Ленинграде в 1926 году и продавался по вполне сносной цене – 2 руб. Увы, через десяток лет какой-то «секретчик» велел засекретить все три тома. Ну, а о том, что немцы в 1940 году продали СССР несколько образцов своих новейших магнитных мин, не знали даже командующие флотами.

Глупость – или злой умысел – наших секретчиков неисповедима! Вот, к примеру, описание 180-мм башенной береговой установки МБ-2-180 до 1941 года имело гриф «ДСП». А после того как немцы захватили несколько таких установок и взяли в плен десятки офицеров и матросов из их прислуги, гриф на довоенные (!) описания был доведен до «сов. секретного».

Первый образец истребителя Ме-109 был захвачен в Испании в 1937 году, доставлен в Монино, где прошел всесторонние испытания. В сентябре 1939 года в Польше нашим бойцам удалось тихо «приватизировать» два танка Т-III последней модели. Танки прошли длительные испытания на полигоне в Кубинке. В начале 1940 года в Германии были закуплены последние версии истребителей Ме-109, Ме-110 и Хе-100, а также бомбардировщики Ю-88 и Дорнье-215.

Казалось бы, надо немедленно издать массовым тиражом описание всей германской матчасти вместе с результатами испытаний и направить эти издания в воинские части, военные училища, организации «Осоавиахима». Нашим бойцам и командирам нужны были не только общие данные – вес, габарит. Важнее были данные о радиусе виражей, скороподъемности самолетов, мертвых пространствах у танковых пушек, пулеметов. Увы, почему-то все эти материалы по испытаниям германского оружия были засекречены. Стеснялись по глупости, что мы испытываем немецкую технику? Так ведь немцы об этом знали. Наконец, можно было издать как перевод с английского. Так что же случилось? Министерство обороны и «компетентные органы» до сих пор не могут ответить на этот вопрос.

Война ничему не научила любителей гостайн. В свое время наши СМИ возмущались предательством президента Анвара Садата, который в июле 1972 года потребовал немедленно вывезти «советских советников», а фактически – боевые части из Египта. СССР направил в Египет сотни новейших самолетов, танков, артиллерийских орудий, десятки надводных кораблей и подводных лодок. Наконец, в Египет были направлены 15 тыс. советских военнослужащих, которые в неимоверно трудных условиях обеспечивали безопасность страны. 49 человек при этом погибли. Но все оказалось напрасно благодаря все тем же секретчикам.

К примеру, в 1967 году Египту поставили новейшие ПКР П-15, которыми был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Израильтяне сделали надлежащие выводы и создали систему постановки помех. В результате в 1973 году несколько десятков сирийских и египетских ракет П-15 попали «в молоко», и ни одна – в цель. А вот израильские ПКР, наоборот, почти все попали в арабские корабли. В чем дело?

К октябрю 1973 года в СССР были приняты на вооружение и поставлены в производство корабельные постановщики пассивных радиолокационных и тепловых помех. На вооружение поступила новая ПКР «Малахит», а старые ракеты П-15 получили новые радиолокационные и тепловые головки самонаведения. Однако все это и многое другое к арабам так и не попало.

Арабам поставлялись неплохие современные танки, но с устаревшими снарядами. Вот арабский офицер спрашивает нашего «советника»:

– А где такой-то новый снаряд?

– Да откуда вы взяли? Такового в природе нет!

– А откуда его индекс на пушечном прицеле?

Наши истребители-разведчики МиГ-25 безнаказанно летали над всей территорией Израиля и вели фотосъемку. Наши советники показали фотоснимки израильских военных объектов египетскому руководству и тут же забрали назад. Копию сделать? – не положено!

Ну, а снимки из космоса или данные космических аппаратов радиотехнической разведки вообще не поступали к арабам.

Блюстители гостайн скажут: «Правильно! А вдруг наши секреты попадут супостату?» Но пока они попадут, арабы выиграют войну, весь мир, по крайней мере третий, закажет за хорошие деньги нам вооружение, наши НИИ создадут куда более эффективные образцы. А злодеи-супостаты приступят к воссозданию нашей устарелой на тот момент техники.

ПРОДАЖНОСТЬ ТОРЖЕСТВУЕТ

Запад продает новейшее оружие и никогда не пытается его ухудшить перед продажей. Понятно, что речь не идет о ядерной технологии или МБР. Вот типичный пример. В начале 60-х годов XIX века английский инженер Витворт спроектировал уникальную систему – полигональную пушку. Сечение ее канала представляло собой многоугольник, а снаряд – короткий карандаш с шестью или восемью гранями. В 1868 году 230-мм пушка Витворта показала рекордный результат: 10,3 км при стрельбе снарядом весом 133 кг и угле возвышения 33 градуса.

Принятие на вооружение полигональных орудий означало революцию в артиллерии. Но нашлись и скептики. Британское правительство приняло решение не спешить с перевооружением армии и флота на пушки Витворта и приступило к массовому экспорту их по всему миру от Южной Америки до Турции. В ходе ряда войн, включая русско-турецкую 1877–1878 годов, пушки Витворта показали отличную баллистику и одновременно сложность заряжания, разрывы стволов и другие изъяны. В итоге Англия отказалась от полигональных орудий. «Просвещенные мореплаватели» выиграли трижды: получили деньги за проданные пушки, избавились от расходов на перевооружение армии и флота на полигональные системы и последующего перевооружения на пушки с поясковыми снарядами. О том, насколько проблема с полигональными орудиями была сложна, свидетельствует тот факт, что в 20–30-х годах ХХ века во Франции и СССР пытались принять на вооружение пушки Витворта. В обоих случаях, особенно у нас, кончилось это мероприятие большими неприятностями.

Ну, а вспомним послевоенное «французское чудо». Страна, разоренная Второй мировой войной и оккупацией; страна, где военные разработки были прекращены на шесть лет; страна, которая вела многочисленные колониальные войны с 1946 по 1962 год, – сумела создать третий в мире по мощности военно-промышленный комплекс. При этом французы не только не затягивали пояса, но и вышли на одно из первых мест в Европе по уровню жизни. Французские корабли, танки и ракеты не уступали, а зачастую превосходили американские и советские аналоги.

В чем же секрет «французского чуда»? В массовом экспорте оружия по всем азимутам. По отдельным образцам на экспорт шло 60–70% производства французского ВПК. Французы продавали все типы оружия арабам и Израилю, Англии и Аргентине, Ираку и Ирану, Индии и Китаю. Не последнюю роль сыграло и отсутствие секретчиков. Все виды французских вооружений заменялись новыми моделями через год, максимум через три года после начала производства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1693
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1750
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1425
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1191

Другие новости