0
10038
Газета Реалии Интернет-версия

25.01.2013 00:00:00

Генеральный штаб нового облика

Тэги: генштаб, минобороны, армия


генштаб, минобороны, армия У Верховного главнокомандующего Владимира Путина много тем для обсуждения с министром обороны Сергеем Шойгу и начальником Генерального штаба Вооруженных сил Валерием Герасимовым.
Фото с официального сайта президента РФ

25 января Генеральному штабу Вооруженных сил России исполняется 250 лет со дня образования. О том, какие функции он выполнял в течение этих лет, чем занят сейчас, какие выводы сделал из накопленного опыта, – обо всем этом ответственному редактору «Независимого военного обозрения» Виктору ЛИТОВКИНУ рассказывает начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковник Валерий ГЕРАСИМОВ.

– Перед тем как задать вам первый вопрос, Валерий Васильевич, хочу поздравить вас и подчиненных вам специалистов, как военных, так и гражданских, с замечательным юбилеем – 250-летием Генерального штаба, пожелать всем крепкого здоровья, благополучия в семьях и новых успехов в работе на благо нашей страны, в деле повышения ее безопасности, укрепления боеготовности армии и флота.

– Спасибо.

– А спросить хочу вот о чем. О работе Генерального штаба в годы Великой Отечественной войны мы благодаря книге генерала Штеменко многое знаем. Но почти ничего (не каждому удалось прочитать военную энциклопедию, изданную Сытиным в 1914 году) о работе Генерального штаба в годы Отечественной войны 1812 года, во время обороны Севастополя в середине XIX века, в знаменитых Балканских походах и освобождения Болгарии в 70-е годы того же века или Туркестанских походах, в годы Русско-японской войны, Первой мировой… Что отличало тогда труд генштабовских офицеров? Какие особенности в нем были? Что полезного было взято из него в советское время и что мы можем использовать сегодня?

– 14 (25) января 1763 года императрицей Екатериной II был утвержден указ о создании Генерального штаба. С этого началась история важнейшего органа военного управления, 250-летие которого мы отмечаем в эти дни.

Первоначально роль Генерального штаба в русской армии была незначительна. На него возлагалась разработка данных для боевой деятельности войск, в основном картографические работы. При императоре Павле I Генеральный штаб был преобразован в Свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской части.

Положение изменилось только в 1810 году, когда Свита была преобразована в самостоятельное ведомство с четкой системой управления и кругом решаемых задач. Накануне Отечественной войны 1812 года офицеры Свиты проделали огромную работу по подготовке русской армии к войне и составлению топографических карт империи.

В ходе военных действий против армии Наполеона почти все чины Свиты были распределены по дивизиям и проявили доблесть и отвагу в сражениях. Ее престиж необычайно возрос, а в армии стали смотреть на перевод в Свиту как на очень почетную награду. Впоследствии Свите Его Императорского Величества было возвращено прежнее название Генеральный штаб.

К сожалению, в Крымской (Восточной) войне 1853–1856 годов роль Генерального штаба как высшего органа управления была отодвинута на второй план. Он не оказал значительного влияния ни на подготовку армии к военным действиям, ни на выработку планов войны и кампаний, не был допущен и к руководству войсками.

Только в результате реформ, проведенных военным министром Дмитрием Алексеевичем Милютиным, все вернулось на свои места. Было создано Главное управление Генерального штаба, впоследствии объединенное с Инспекторским департаментом в Главный штаб, ставший одним из ведущих управлений Военного министерства.

Значительную роль офицеры Главного штаба сыграли в подготовке Туркестанских походов русской армии 60–70-х годов XIX века. Ими осуществлялась разведывательная деятельность, сбор и анализ сведений о Среднеазиатском театре военных действий, разработка планов военных кампаний.

К началу XX века Главный штаб превратился в весьма громоздкий организм, выполнявший множество не свойственных ему функций. В то же время ощущался явный недостаток органов, непосредственно занимавшихся оперативно-стратегическим планированием, мобилизационными вопросами и военной разведкой. Это не позволило накануне Русско-японской войны 1904–1905 годов правильно оценить военную мощь и возможности вооруженных сил Японии, что в конечном счете привело к поражению России в войне. После этой войны подвергшийся резкой критике за просчеты Главный штаб был снова реорганизован в Генеральный штаб.

Перед Первой мировой войной Генштаб спланировал применение войск и их материальное обеспечение, организовал управление действующей армии и флота. Благодаря этим усилиям с началом войны удалось организованно, в запланированные сроки, провести мобилизацию, сосредоточение и развертывание русской армии на западной границе империи.

В августе 1914 года из состава Генерального штаба была сформирована Ставка Верховного главнокомандующего, которая стала высшим органом управления войсками, организуя стратегическое планирование и руководство военными действиями.

После победы Октябрьской революции Генеральный штаб, с некоторыми изменениями, просуществовал до мая 1918 года. Часть его офицеров перешла в ряды Белого движения, другие поддержали революцию, участвуя в создании новой армии. Именно эти офицеры принесли с собой традиции, сложившиеся за многолетнюю историю Генерального штаба.

В ходе длительного периода формирования новых органов управления Красной, а затем и Советской армии во многом был использован дореволюционный опыт как в плане определения функций Генерального штаба, так и его структуры.

Да и в наше время Генеральным штабом продолжают решаться многие задачи, стоявшие перед офицерами-генштабистами русской армии – сбор и обработка разведданных, оценка военных угроз, изучение возможных театров военных действий, прогнозирование характера будущих войн, оперативно-стратегическое и мобилизационное планирование и многие другие.

Генеральный штаб издавна и по праву считается «мозгом армии», поскольку уровень руководства вооруженными силами во все времена являлся важнейшим фактором достижения успеха в вооруженной борьбе. Это наложило отпечаток на определение требований к офицерам Генерального штаба, которым помимо творческого ума и исключительной ответственности необходимо иметь высшую военную квалификацию и войсковой опыт. Офицеры, обладающие такими качествами, были востребованы Генеральным штабом как в XVIII веке, так и в настоящее время.

– История Генерального штаба, безусловно, поучительная вещь. Но если на минуту отвлечься от «времен Очакова и покорения Крыма», то какие функции и обязанности могут быть и должны быть возложены на Генеральный штаб сегодня? Как и в чем именно, по вашему мнению, должны быть разделены задачи Министерства обороны и Генерального штаба? Как на практической работе уйти от перекрестных управляющих решений?

– Основная задача Генерального штаба во все времена состояла в организации обороны нашей страны и управлении созданными группировками войск и сил на театрах военных действий.

Сегодня успех выполнения этой важнейшей задачи зависит от слаженности действий всех государственных структур и компонентов военной организации Российской Федерации.

В обеспечении координации этих действий и заключается одна из главных функций Генерального штаба. Ее реализация, по решению президента Российской Федерации, осуществляется посредством возложения на Генеральный штаб обязанности по организации и разработке общегосударственного Плана обороны.

В этом году министром обороны Российской Федерации приняты необходимые решения по реорганизации структуры центральных органов военного управления и разграничению полномочий руководства Министерства обороны.

Тем самым завершено формирование двух функциональных «стволов» ответственности: первый – планирование строительства и применения войск и сил, за который отвечает Генеральный штаб, и второй – всестороннего обеспечения обороны и деятельности Вооруженных сил, за которые отвечают заместители министра обороны Российской Федерации.

Такой подход позволяет под общим руководством министра обороны Российской Федерации исключить дублирование функций центральных органов военного управления и в практической работе избежать принятия «перекрестных» управленческих решений.


В Центральном командном пункте Вооруженных сил РФ.
Фото Виктора Литовкина

– Выступая перед ветеранами армии и флота в первые недели после того, как вы стали начальником Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, вы произнесли, если я не перевираю, слова о том, что основные направления военной реформы были правильными, и они будут продолжены, хотя кое-что нуждается в серьезной корректировке. Какие именно направления военной реформы вы считаете правильными, что они дали нашим Вооруженным силам, что и почему нужно серьезно подкорректировать? В том числе и в области военного образования, управления разнородными войсками и силами? В частности, ПВО и ВКО, ВДВ, РВСН, ВВС, ядерной триадой? Что для этого сегодня делается?

– В Вооруженных силах в последние четыре года проведены серьезные преобразования в системе управления армией и флотом, созданы межвидовые группировки войск на стратегических направлениях, оптимизирована численность воинских частей и подразделений. Началось массовое переоснащение войск и сил современными системами и образцами вооружения и военной техники. Увеличилась интенсивность мероприятий подготовки войск. Активно решаются проблемы в социальной сфере. В полном объеме решена задача по увеличению денежного довольствия военнослужащим и военных пенсий. Принято окончательное решение по местам дислокации войск (сил).

В то же время целый ряд подходов к строительству Вооруженных сил требует глубокого анализа и переосмысления. Это касается в первую очередь передачи обеспечивающих функций сторонним организациям на основе аутсорсинга. Сама идея аутсорсинга, применительно к Вооруженным силам, правильная. Ее эффективность доказана мировой практикой. Но реализовать эту идею в российской армии в полном объеме пока не удалось.

Руководству Министерства обороны хорошо известны проблемы с медицинским обеспечением военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров. И в настоящее время завершается работа по определению перспективной структуры военно-медицинских учреждений.

Большой резонанс в обществе вызвала реорганизация системы военного образования. Особенно это касается отсутствия набора курсантов в военные училища и институты, сокращения сроков обучения слушателей в военных академиях, реорганизации и передислокации вузов из Москвы в другие города страны. Ряд вопросов в этой области уже откорректирован. Например, возобновлен набор курсантов в вузы, обучение в академиях переведено на два года.

Первоочередной задачей, которую поставил президент Российской Федерации, является оснащение Вооруженных сил современными и перспективными образцами вооружения и военной техники. Основные параметры государственной программы вооружения на сегодня определены и реализуются. Это касается как ядерной триады, так и сил общего назначения.

Я перечислил только некоторые проблемы, которые лежат на поверхности.

Сейчас руководством Минобороны России завершается изучение реального положения дел в армии и на флоте. После чего будут сделаны выводы и определены направления дальнейшей работы.

Еще раз подчеркну, что перед нами не стоит задача пересмотреть итоги преобразований в Вооруженных силах и возвратиться назад. Главная задача заключается в серьезном анализе сегодняшнего положения дел и выработке наиболее оптимальных путей дальнейшего развития армии и флота.

– Чуть больше недели назад под руководством министра обороны Сергея Шойгу прошло селекторное совещание по строительству и развитию Вооруженных сил. Причем прошло оно в новом зале Центрального командного пункта, где на огромном экране можно было вызвать на разговор любого командующего военным округом или армией. И хочу вас спросить, такой или похожий замечательный ситуационный центр Министерства обороны существует в единственном варианте или его уменьшенные копии созданы в штабах военных округов (оперативно-стратегических командованиях), на флотах, авиационных базах, они существуют даже в штабах бригад? Как и с кем осуществляется связь этого центра? Можно ли через него дойти до каждого офицера или солдата? Как эта система связана и связана ли она с АСУ, что планируется внедрять в войска?

– В современных условиях развитие системы управления Вооруженными силами становится приоритетной. Нами ведется работа по реализации передовых технологий для кардинального повышения качества, оперативности, надежности и сокращения цикла управления войсками и оружием. Это позволит сделать хороший задел области развития системы управления на ближайшие годы.

Для обеспечения постоянной информированности руководства Минобороны России, повышения устойчивости управления военной организацией государства развернута работа по созданию Центров управления Вооруженными силами: боевого (стратегического) и небоевого управления. Перспективные центры управления с высокой степенью надежности и оперативности должны позволить управлять войсками (силами) в мирное время, при угрозе агрессии и военное время, обеспечить возможность информационного обмена с пунктами управления других министерств и ведомств в интересах выполнения задач обороны государства.

Кроме того, на Центр небоевого управления предусматривается возложить задачи по сбору и анализу данных о состоянии призыва граждан на военную службу, правопорядка и воинской дисциплины, обеспечения жильем, рассмотрения обращений и жалоб военнослужащих, а также другие текущие задачи. Его развертывание планируется в ближайшие месяцы на базе существующего Ситуационного центра Минобороны России.

– И еще один, может быть, не очень серьезный вопрос. Каким вы видите Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации через очередные 50 лет – в 2063 году?

– Уверен, что и через 50 лет Генеральный штаб останется основной структурой государства, отвечающей за выработку предложений по обеспечению военной безопасности нашей страны, строительству Вооруженных сил и межведомственной координации в области обороны государства.

Более того, с учетом бурного изменения форм и методов ведения вооруженной борьбы, широкого применения роботизированной техники, беспилотной авиации, оружия на новых физических принципах, думаю, могут произойти серьезные изменения в структуре не только Генерального штаба, но и всех Вооруженных сил. Мы не стоим на месте, военная организация государства постоянно совершенствуется и развивается.

Однако есть и то, что останется неизменным: это накопленный богатый опыт и профессионализм коллектива Генерального штаба, высокая самоотдача и желание максимально качественно решить поставленную задачу офицеров этого органа военного управления.

Пользуясь случаем, хочу выразить свою признательность генералам, офицерам и гражданскому персоналу Генерального штаба за то, что они ежедневно, не считаясь с личным временем, добросовестно выполняют свою работу. А ветеранов поздравить с наступающим праздником.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1007
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1197
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1647
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1346

Другие новости