Вот они, ключи от счастья.
Фото Елены Нагорных/PhotoXPress.ru
Внимательный анализ действий нового министра обороны Российской Федерации и его команды по корректировке «военной реформы», проводившейся его предшественником, говорит о том, что в ходе приведения Вооруженных сил Российской Федерации к «новому облику» были допущены многочисленные порой стратегические ошибки. Это прежде всего относится к разгрому военной медицины и военной науки, деградации военного образования, введению непродуманного аутсорсинга, провалу жилищной политики военного ведомства, отношений с оборонкой.
Кстати, это те явления, которые лежат на поверхности и видны невооруженным глазом. Оценку же таким решениям, как структурные изменения в Вооруженных силах Российской Федерации, выхолащивание роли главкоматов видов и родов ВС РФ, бригадное «строительство» армии, дадут специалисты еще не скоро.
Вселяет оптимизм то, что Сергей Шойгу планомерно и последовательно, с учетом мнений специалистов отменяет «неправильные» решения и ищет способы устранения имеющихся проблем, в том числе и новаторскими подходами.
Меня, как руководителя организации, занимающейся социальной защитой военнослужащих, сегодня в значительной мере интересует то, каким образом будет решаться жилищная проблема, которая всегда вызывала массу вопросов, жалоб, неудовольствий и злоупотреблений.
КВАРТИРА – ПО РАЗНАРЯДКЕ
Даже в советское время при массовом государственном строительстве жилья когда 10% вводимого жилья подлежало передаче военным, сотрудникам правоохранительных органов и военным ветеранам, определенный законом трехмесячный срок ожидания, как правило, не соблюдался. Но в течение двух-трех лет основная масса уволенных в запас жилье по избранному месту жительства получала.
Новая социально-экономическая система, воцарившаяся в России после распада СССР, какого-либо бесплатного распределения строящегося уже на коммерческие средства жилья в принципе не предполагала.
Именно поэтому для снижения остроты крайне важной социальной проблемы обеспечения военнослужащих жильем руководство страны время от времени издавало указы и правительственные постановления. В числе директивных документов можно назвать «Государственную программу обеспечения в 1993–1995 годах жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, а также членов их семей» – Постановление Верховного Совета РФ от 20.07.93 №5467-1, а также «Государственную целевую программу обеспечения в 1996–1997 годах жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей» – Постановление правительства РФ от 13. -01.96 №26.
Одновременно наиболее активные ветераны силовых структур, пользуясь связями, смогли пролоббировать ряд разовых программ по финансированию строительства или приобретения жилья определенным категориям военнослужащих (плавсоставу атомных подводных лодок, ветеранам подразделений особого риска и т.п.). Стали выдавать и ссуды, до 70% компенсирующие покупку квартир.
Но в целом проблема только ухудшалась и становилась опасной для власти, так как в стране уже десятки тысяч бывших военных, потерявшие надежду иметь свой, положенный по закону «угол», стали объединяться в различные общественные организации нередко откровенно радикального настроя.
Именно поэтому 20 января 1998 года правительство приняло постановление № 71 «О Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», которым предусматривалось кардинальное решение проблемы обеспечения жильем в первую очередь увольняемых военнослужащих, а также граждан, ранее уволенных с военной службы.
Предполагалось, что военнослужащие добровольно из своих средств доплатят при покупке квартиры примерно 25% суммы.
Однако изначально, а затем все больше, программа ГЖС стала буксовать из-за несоответствия денежного наполнения сертификатов и реальной рыночной стоимости квартир.
Поняв, что руководству страны в принципе «до фонаря», будет ли увольняемый военнослужащий действительно обеспечен квартирой, а главное – формально по закону уволить его из рядов Вооруженных сил, активизировались тысячи квартирных «жучков», почувствовавших запах халявных денег. Как грибы после дождя повсеместно вмиг повыскакивали сотни риелторских контор, которые за свой (порой немалый) процент начали налево-направо обналичивать сертификаты.
Военнослужащие тысячами стали желать приобрести квартиру именно в Москве, где стоимость сертификата была на 20% больше, в надежде после обналички купить квартиру в каком-нибудь областном центре типа Тамбова, Саратова или Липецка. Во Владивостоке цена ГЖС была на уровне московского и многие увольняемые избрали Приморье якобы для постоянного проживания.
В 2002 году по поручению депутатов Государственной Думы РФ И.Н.Родионова и В.В.Гришукова профсоюзом военнослужащих под руководством председателя приморской организации Юрия Тарлавина была проведена массовая комплексная проверка фактической реализации программы в регионе. В ходе проверки были истребованы данные Сбербанка, БТИ, Федерального казначейства, паспортно-визовой службы. Участковые милиции индивидуально проверили все квартиры, якобы приобретенные военнослужащими по ГЖС. Общая картина выглядела следующим образом.
Госкомитет доложил только о 100 приобретенных квартирах, казначейство представило сведения о 175 договорах купли-продажи.
Проверялась 171 квартира, получены справки на 161 квартиру. Участковые проверили 140 квартир. Оказалось, что только 57 квартир, то есть 30%, действительно заселены гражданами, купившими их с помощью ГЖС, и они там же и зарегистрированы. Две квартиры вообще не могли быть объектами купли-продажи, так как не были приватизированы, а в одной из квартир, якобы приобретенных по ГЖС, находилась «фирма досуга». 55 квартир, оплаченных по ГЖС, перепродавались по нескольку раз, владельцы ГЖС в них никогда не «прописывались». Только в трех договорах указан факт доплаты владельцами ГЖС до реальной стоимости. А в 161-м договоре указана цена ниже рыночной стоимости квартир.
МИНИСТРЫ МЕНЯЮТСЯ – ПРОБЛЕМА ОСТАЕТСЯ
Продолжая оценивать жилищную политику государства в отношении служивого человека, возьму на себя смелость на несколько минут погрузить читателя в мир цифр. В 1995 году министр обороны Павел Грачев на заседании военной коллегии заявил, что количество военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, равно 380 тыс. семей. В данном случае речь шла в том числе и о служебном жилье. Министр обороны Игорь Родионов констатировал, что очередь бесквартирных в 1996 году равна 145 тыс. семей.
Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев принял Министерство обороны в 1997 году с очередью в 152,9 тыс. семей бесквартирных. А Сергей Иванов в течение срока своего руководства Минобороны оперировал цифрами от 158 до 123 тыс. семей. «Самый эффективный министр», приняв в наследство почти 130-тысячное войско очередников, несмотря на беспрецедентное финансирование жилищной проблемы (в год строилось до 50 тыс. квартир), оставил после себя почти 80 тыс. бесквартирных семей. При этом количество построенного, но не заселенного жилья пока никем точно не подсчитано.
Мы видим, что и министр обороны Сергей Шойгу и его заместитель Руслан Цаликов, курирующий эту тему, объявили ее приоритетной. Мы видим их стремление найти новые подходы к решению жилищной проблемы – это и продекларированное стремление определенной части очередников выдавать единовременную денежную выплату на приобретение (или строительство) жилья, и предложение передать часть построенных, но невостребованных квартир муниципальным органам власти на взаимовыгодных условиях, и стремление наладить систему учета жилья, и, наконец, готовность к диалогу по этим проблемам с общественностью. В то же время в жилищной политике Минобороны есть несколько проблемных вопросов, которые нуждаются в серьезном анализе и корректировке.
![]() Счастливая семья. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ |
СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПО ТАКСЕ
Первое. Руководство Минобороны заявило о том, что размер единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья будет учитывать: состав семьи, выслугу лет и другие аспекты. И в этом ее плюс по сравнению с ипотечно-накопительной системой, которая уравнивает в конечном результате всех участников, что в корне неверно. Но есть и серьезный минус – предлагается определять стоимость одного квадратного метра для расчета выплаты исходя из средней цены одного квадратного метра по всей Российской Федерации, ежеквартально устанавливаемой Минрегионразвитием. И в этом мы видим ущемление прав военнослужащих.
И вот здесь возникают серьезные вопросы. Квадратный метр жилья, например, в Липецке официально стоит намного меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге (по состоянию на 01.01.13: Москва – 90 400 руб., Санкт-Петербург – 53 700 руб., Липецк – 28 550 руб.). А средняя цена по стране на первое полугодие 2013 года утверждена Приказом Федерального агентства по строительству и ЖКХ № 117/ГС от 27.12.12 в размере 33 тыс. рублей. Выводы делайте сами. Это значит, что офицеры, поступающие в ввузы из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и многих других регионов уже вряд ли смогут обрести счастливую старость на родной земле.
Второе. Сегодня военнослужащий, если получает жилье по договору социального найма, а его метраж превышает установленную законом норму, вынужден оплачивать лишние метры по цене, близкой к среднерыночной. Таким образом, он становится собственником лишних метров. Но договор-то соцнайма заключается с ним на всю жилплощадь, в том числе и на его «собственные» метры. Это противоречит и логике, и законодательству. Мы считаем, что в этой ситуации жилую площадь надо сразу передавать в собственность. Но этим вопросом, озвученным председателем Приморской краевой организации профсоюза военнослужащих Юрием Тарлавиным, сегодня заниматься никто не хочет.
Третье. В серьезной ценовой корректуре нуждается программа «ГЖС». Простой пример. В декабре 2012 года очередники Северного флота получили жилищные сертификаты. При этом ГЖС на Москву на семью из трех человек обеспечен на сумму в 2 028 000 рублей. На эти деньги даже в дальнем Подмосковье невозможно найти двушку.
Военнослужащие, которые еще получают ГЖС согласно постановлению Правительства № 168, покупают квартиры исходя из среднероссийской цены, помноженной на соответствующий региональный коэффициент, гражданские – уже по конкретным региональным ценам. И если ранее цены совпадали, то в том же Приказе Федерального агентства по строительству и ЖКХ № 117/ГС в Москве гражданский будет приобретать квартиру исходя из стоимости 90 400 руб. за кв. метр, а у военнослужащего по ГЖС – 39 600 руб. (33 тыс. – среднероссийская цена + региональная надбавка 6600 рублей), в Приморье – цена 44 750 руб., ГЖС военнослужащие получат исходя из цены 39,6 тыс. руб. Руководство страны и Минобороны не замечают нарушения прав военнослужащих.
Четвертое. Нет особого желания затрагивать тему бесплатной приватизации. Решение президента продлить еще на два года ее срок на некоторое время снимет остроту. Но смогут ли соответствующие органы за предстоящие два года полностью оформить необходимые документы на жилые дома военных городков, потерявших свой статус, внести все квартиры в реестр. Боюсь, что и через два года далеко не все военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, проживающие в ведомственных квартирах Минобороны, смогут реализовать свое право на приватизацию.
Пятое. Концентрация учета и распределения жилья на уровне Департамента жилищного обеспечения Минобороны может быть оправдана только при распределении постоянного жилья. Служебные квартиры (по сути – общежития квартирного типа для временного проживания) необходимо оперативно распределять и заселять непосредственно в воинских частях. А для этого необходимо незамедлительно воссоздать жилищно-бытовые комиссии. «Автоматизированное» распределение не способно учитывать многие факторы: болезнь членов семьи, качество военной службы и т.п. Сейчас, пока документы на оформление договора служебного найма ходят до Департамента жилищного обеспечения и обратно, офицер уже и перевестись успеет или еще ребенок в семье родится и снова необходимо улучшение жилищных условий.
Шестое. Ситуация, сложившаяся в регионах с обслуживанием военного фонда показывает, что решение о расформировании квартирно-эксплуатационных частей было поспешным, в местах дислокации крупных воинских частей их надо восстанавливать.
Седьмое. К сожалению, ОАО «Славянка», несмотря на смену руководства, сегодня не выполняет возложенные на нее обязанности. Мы еженедельно получаем от наших региональных организаций жалобы на качество услуг, оказываемых «Славянкой», передаем эту информацию руководству Министерства обороны, но понимаем, что в отдельных случаях надо искать возможность разрешать другим организациям заключать договоры на обслуживание жилфонда на условиях конкуренции.
В целом приветствуя и поддерживая шаги руководства Минобороны в жилищной политике, но при этом помня опыт реализации жилищных программ за последние 15 лет, хочу обратить внимание на необходимость массированного и постоянного контроля в ее реализации военной общественности. У Общероссийского профессионального союза военнослужащих есть немало предложений по совершенствованию системы жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Мы бы хотели, чтобы новое руководство Минобороны использовало наш потенциал, других общественных организаций в этом вопросе.