С дополнительной оснасткой колес итальянский броневик IVECO все-таки может передвигаться по пересеченной местности. Фото автора
Поэтому для нескольких журналистов и сетевых блогеров, пишущих на вооруженческие темы, камазовцы устроили на днях серию пресс-конференций, показы своей новейшей и перспективной продукции, демонстрационные заезды защищенного автомобиля IVECO, переименованного у нас в «Рысь», и макетных образцов бронетехники уже собственной разработки. Показать то, что хотели, в Набережных Челнах сумели. Обозреватель «НВО» собственными глазами видел, как «Рысь» благополучно пробивалась через полуметровые снежные заносы и лихо взбиралась по обледенелой колее на довольно крутые подъемы… А ведь сам писал, да и многие другие коллеги тоже, что эта машина на первых же сравнительных испытаниях с другими бронеавтомобилями демонстрировала наихудшую проходимость, застревая в 10-сантиметровом слое снега, позорно сползая назад с горок, которые играючи преодолевали соперники. Теперь все выглядело иначе.
ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТСЯ СРЕДСТВАМИ
Разительные перемены объяснил главный конструктор ОАО «КамАЗ» по работе с силовыми структурами Юрий Кухаренко: «Просто для езды по пересеченной местности на колеса IVECO нужно обязательно надевать цепи. Тогда проходимость у нее становится достаточно высокой. К сожалению, на это эксплуатационное требование к машине поначалу никто не обращал внимания, и результат получали плачевный».
Все понятно. Но почему российские бронеавтомобили ездили и продолжают уверенно ездить по буграм-снегам без всяких цепей? Те же многофункциональные защищенные автомобили «Тайфун» (новая разработка камазовцев) на том же самом полигоне катались без дополнительной обувки. Ну и очень живо вдруг представилось, как водитель «Рыси» под обстрелом срочно прилаживает оснастку на все четыре колеса, чтобы съехать с трассы в поле. «А какие у «Рыси» все же есть явные преимущества перед отечественными бронеавтомобилями?» – спросил я у Кухаренко. И он сразу стал рассказывать об отличной бронезащите. За счет конструкции «Рыси» при подрыве на мине в разы гасится энергия ударной волны.Если повесить датчик прямо под днищем, то зафиксируем сумасшедшее ускорение волны в 17 тыс. g. Но она будет заметно снижаться специальным отражающим поддоном.
Потом эти нагрузки в разы уменьшат усиленные боковые стойки у дверей в бронированном корпусе, сами двери благодаря вмонтированным в них клиньям-фиксаторам, создающим дополнительную жесткость входных проемов. Размещенный на крыше «Рыси» датчик покажет снижение ударной волны до 4 тыс. g. Но это ведь по внешнему корпусу. А внутри сиденья экипажа подвешены к крыше на амортизаторах. Так вот на сиденьях нагрузка по ускорениям получается вообще допустимая. Гарантированно избегает экипаж нагрузок, несовместимых с жизнью.
Что ж, об отменной броне IVECO заявлялось изначально. А что еще примечательного? Кухаренко, немного поразмышляв: «Ну, у этого автомобиля хорошая топливная экономичность. Сегодня он расходует дизтопливо на уровне гражданского джипа – 15–16 л на 100 км. Я боюсь ошибиться, но на БТР или там на «Тигре» наверняка где-то 30 л на сотку». Юрий Алексеевич, к сожалению, ошибся по обеим машинам. У БТР-80 расход по шоссе под 50 л, у «Тигра», как и у «Рыси», – 15 л на 100 км. При том что грузоподъемность у «Тигра» в полтора раза больше, чем у «Рыси».
Больше главный конструктор не называл преимуществ «Рыси». Хотя резюмировал: «Вообще-то броневик IVECO – хороший полицейский автомобиль, незаменимый в городских условиях. Скорость по шоссе – до 130 км/час. Маневрен, компактен – удобен для стесненного уличного пространства». Но если специалист-производственник исключительно таким видит предназначение этого защищенного автомобиля, то почему же «Рысь» так настойчиво пытались пристроить в армию? Для каких целей?
На прошлой неделе в «Независимой газете» была опубликована статья «У следствия возникли вопросы помимо «Оборонсервиса» и к таможне» (см. «НГ» № 50 от 14.03.13). В ней сообщалось, что в ближайшее время Главная военная прокуратура (ГВП) и Следственный комитет России (СКР) займутся сделкой, заключенной в 2011 году ОАО «Оборонсервис» с итальянской компанией IVECO S.p.a. на поставку 358 сборочных комплектов автомобилей модели M65E19WM LMW для нужд Российской армии. В соответствии с действующей Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 2011 года эти автомобили классифицировались как «танки и прочие боевые самоходные бронированные транспортные средства с вооружением или без вооружения». И должны были облагаться 20-процентной таможенной пошлиной.
Однако в редакции стало известно содержание письма тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова к главе Федеральной таможенной службы Андрею Бельянинову. В специальном обращении говорилось, что автомобиль «предполагается задействовать для медицинских целей, а именно: эвакуации раненых военнослужащих с поля боя, оказания первой медицинской помощи в зоне боевых действий и транспортировки медицинского персонала». При этом сумма таможенных платежей за ввоз итальянских броневиков обнулялась. Потому что для медицинского оборудования, ввозимого в страну, таможенная ставка – 0%. Стоимость одной единицы этой техники – от 500 тыс. долл. Умножив сумму на 358, получим 179 млн. долл. 20% от этой суммы составляет почти 36 млн. долл. ФТС рассмотрела обращение Сердюкова удивительно быстро.
Спустя три недели после отправки письма главой Минобороны ему пришел ответ за подписью Бельянинова: «ФТС России считает возможным классифицировать указанные в обращении автомобили в подсубпозиции 8703 33 191 0 ТН ВЭД ТС при условии, что автомобили будут иметь опознавательные знаки, носилки» и т.д. И вот в феврале 2012-го, на основании предварительного решения руководства ФТС в интересах «Оборонсервиса», было оформлено 57 деклараций на первую партию этих авто. С нулевой таможенной ставкой.
ЗАТЯЖНАЯ НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ
Так уж получилось, что в день публикации названной статьи как раз и проходило показное мероприятие в Набережных Челнах, и обозревателю «НВО» представилась возможность побеседовать с генеральным директором ОАО «КамАЗ» Сергеем Когогиным. Так что неизбежным было обсуждение вопроса о том, как закупленный вроде бы для боевых подразделений броневик превратился по сговору чиновников в медицинский автомобиль, освобождаемый от взимания ввозных пошлин.
«Это не наше дело, – сказал Сергей Когогин обозревателю «НВО». – Мы заключали контракт с «Оборонсервисом» на сборку. Мы видели, что происходит… Чисто по-человечески стало обидно, что испачкали хорошую идею. Конечно, мы выполним контрактную сборку, но мы никакого отношению к контракту между итальянской компанией IVECO S.p.a. и ОАО «Оборонсервис» не имеем. И не имеем отношения к самим поставкам Министерству обороны».

Хотя гендиректор не стал отрицать, что защищенный автомобиль IVECO модели M65E19WM LMW и закупался, и собирается сейчас в России как «самоходное бронированное транспортное средство» для частей Сухопутных войск и специальных подразделений. Рассказал даже, как возникла идея по закупке именно такой машины. Это случилось в те драматичные дни, когда Российская армия вынуждена была провести операцию по принуждению Грузии к миру. Когогину позвонил Сердюков по несвязанному, в общем-то, с боевыми действиями в Южной Осетии вопросу. Но Когогин все же спросил: правда ли то, что показывают в телерепортажах, где наши солдаты гибнут прямо в бронетранспортерах? Министр подтвердил. Гендиректор предложил после окончания боев встретиться и обсудить, как спрятать военнослужащих под современную, надежную броню. И такая встреча вскоре после пятидневной войны 2008 года состоялась.
Потом были большие смотрины броневиков на разных выставках военной техники и вывод о том, что зарубежные производители превзошли россиян по уровню броневой защиты своих автомобилей. Прежде всего за счет применения брони из разнесенных стальных листов с включением керамических элементов. Такого в России тогда никто не изготовлял. Потому камазовцы из всего разнообразия изученных образцов техники и выбрали итальянскую IVECO, закупили две машины (кстати, с полной уплатой ввозных пошлин) для проведения цикла испытаний. Решили, что их лучше проводить не в России, где в соответствующих лабораториях прямо-таки старинное оборудование, а в Немецком федеральном центре в городе Ульме, оснащенном по последнему слову науки и техники. Попросили германских партнеров испытать итальянские броневики по российской программе, но по стандартам НАТО. Был устроен буквально сплошной обстрел машины во всех проекциях и подрыв ее на мине. Класс защиты, заявлявшийся итальянцами, полностью подтвердился: достаточно высокий – шестой.
Собственно, это и стало главным критерием, которым обосновывалось предложение Министерству обороны закупить партию броневиков модели M65E19WM LMW. Было еще два считавшихся принципиально важными критерия: цена этих машин оказалась наименьшей в своем классе (около 20 млн. руб.) и компания IVECO S.p.a. соглашалась на постепенное доведение до 50% локализации производства защищенных автомобилей в России. Всем прочим требованиям к подобной технике, в том числе сугубо военным, большого значения не придавалось. Что интересно, Анатолий Сердюков и его команда менеджеров целиком согласились с таким подходом. Тем самым проект был фактически превращен в бессмысленную для армии затею.
«Проблема в том, что до сих пор не определено штатное предназначение «Рыси» в войсках, – делился своими переживаниями главный конструктор ОАО «КАМАЗ» по работе с силовыми структурами Юрий Кухаренко. – Насколько нам известно, военные по сей день не могут придумать, в каких подразделениях и для каких целей использовать эти машины».
Причина возникшей неопределенности лежит на поверхности. Судьбу данного заказа решали сугубо гражданские люди, плохо представляющие, как устроена армия, какими силами и какие задачи она выполняет в боевой обстановке. Самая мелкая штатная структура в Сухопутных войсках РФ – мотострелковое отделение численностью 10–11 человек. Странно, что под эту боевую единицу подобрали бронированное транспортное средство, способное перевозить лишь пять человек в базовом варианте и шесть человек в удлиненной версии машины. Колонны мотострелковых взводов или рот на «Рысях» сразу же станут вдвое длиннее колонн из БТР или БМП. Кроме того, подразделения должны будут иметь в своем составе вдвое больше водителей. А от выстрела гранатомета броня IVECO все равно ведь тоже не спасает…
АЛЬТЕРНАТИВА ЗАРУБЕЖНЫМ ПОСТАВКАМ
Впрочем, в устойчивом пренебрежении Когогиным, его ближайшими соратниками к строгим военным резонам просматривается один, в общем-то, благородный, но не рациональный мотив. «У меня пятеро детей, четыре сына, – говорит Сергей Анатольевич. – Для одного из них скоро наступит период, когда ему идти в армию. И я хочу быть уверен, что если он попадет в горячую точку, то должен быть под надежной броней. Как и все остальные пацаны, ставшие солдатами. Надо закрыть их броней сегодня, завтра, а не ждать несколько лет».
Именно этой мыслью Когогин руководствовался в тот момент, когда делал выбор в пользу IVECO. Создавать свои бронемашины нового поколения или купить уже готовые? Цикл разработки и принятия новой техники на вооружение занимает в России не менее пяти лет. Что остается делать в этом случае? Ответ простой: нужно закупать у других, но получить возможность трансферта технологий. Что и надеялись реализовать с IVECO.
Однако далеко не все осуществилось так, как задумывалось. Поинтересовался у главного конструктора по тактическим защищенным автомобилям Вадима Исмаилова, что смогли позаимствовать, скопировать у броневика IVECO. Вадим ответил: «Когда мы приступали к разработке «Тайфуна», у нас еще в помине не было «Рыси». Так что мы не могли ничего у них позаимствовать. Шли своим путем, камазовским, лишь отслеживая внимательно мировые тенденции».
И сейчас уже сам Когогин признает, что «Тайфун» и вторая новая серия «Торнадо» – это «наше творческое изложение мировых тенденций, причем с некоторым опережением». По данным классам автомобилей камазовцы даже отказываются от настойчивых предложений зарубежных партнеров сотрудничать. Заявляют, что оба новых проекта сами готовы довести до высокого технического уровня. И пока с легкими бронированными автомобилями дело дошло до поставок и сборки, ту же разнесенную броню с керамическими элементами научились делать. Исмаилов и Кухаренко вместе показывали обозревателю «НВО», как установлена броня с керамикой на макетных образцах «Тайфунов». Сетовали, что процент использования композитных материалов пока еще невелик, но все уже подготовлено к полноценному их применению в следующих образцах новейшей техники.
А ведь эта проблема еще сравнительно недавно считалась самой заковыристой на «КамАЗе». В стране было десятка полтора компаний, руководители которых утверждали, что они умеют делать керамические сегменты для брони, что у них есть такая технология. Но при проверках изготовленных ими панелей непременно оказывалось, что стабильности процессов производства нет. Одна выпущенная панель отличалась от другой очень сильно. В тех компаниях знают, конечно, что такое керамика, но дать ее нормальное качество были не в состоянии. Ситуацию вывели из тупика израильские партнеры камазовцев. Представители Израиля по просьбе Когогина неоднократно ездили в Новосибирск и в результате добились стабильного процесса. Сейчас в Новосибирске способны самостоятельно производить керамические элементы брони, гарантируя их высокое качество.
«Когда родилась идея создания «Тайфуна», – не без удовольствия отмечает Сергей Когогин, – и было принято решение по-крупному рискнуть деньгами нашей компании, то фактически на разработку концепции, макета и его изготовление ушел всего год. Для «КамАЗа» старой формации это невероятный срок. И позволили это сделать серьезные инвестиции, которые мы вложили в инжиниринговые исследования».
Но тогда хочется спросить: зачем же вы городили огород с «Рысями»? Ведь только-только удалось поставить эти иностранные машины на сборку в России. Прошло тоже несколько лет… Надо ли было тратить время и силы, чтобы у IVECO нарисовалась столь сомнительная перспектива в России?
В общем, не случайно запланированный сначала заказ на 1775 машинокомплектов IVECO при практической реализации обернулся закупкой всего 358 броневичков. Получилось, что целью их поставок в нашу страну были совсем не реальные потребности Вооруженных сил. И выявленные махинации с таможенными пошлинам очень наглядно подтверждают это.
«Является ли для «КамАЗа» сотрудничество с Минобороны каким-то краеугольным камнем, ну прямо обойтись без которого мы не можем? – задался вопросом Сергей Когогин при нашей встрече. – Я могу смело сказать, что нет. Они были для нас ключевыми заказчиками в период кризиса, потому что тогда был умышленно удвоен оборонный заказ, мы поставляли много машин. А сегодня объем по оборонзаказу составляет от наших полных объемов производства где-то 3–4%. Вы же понимаете, что это никакой стратегией не является. Это просто позиция «КамАЗа», что мы хотим, чтобы техника, которая эксплуатируется в войсках, не вызывала никакого раздражения и была правильной».
Ну, так и признайте честно, что не нужна в войсках неправильная «Рысь».