0
13089
Газета Реалии Интернет-версия

05.07.2013 00:01:00

"Искандер", полигон и Шойгу

Александр Сладков

Об авторе: Александр Валерьевич Сладков – специальный корреспондент ВГТРК.

Тэги: Шойгу, ракеты, искандер, Астраханская область


Шойгу, ракеты, искандер, Астраханская область Генеральный конструктор Коломенского КБМ Валерий Кашин рассказывает министру обороны Сергею Шойгу о достоинствах ОТРК «Искандер-М». Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Я стал членом Общественного совета при Министерстве обороны России. В смысле вошел в этот совет. Как-то все само получилось.
Мне позвонили: «Не желаете?»
«Желаю».
И вот первое мероприятие, в котором я принял участие.
28 июня в восемь часов нас собрали на подмосковном аэродроме Чкаловский. Группа генералов и офицеров. Среди них первый заместитель министра обороны генерал армии Аркадий Бахин и главком Сухопутных войск генерал-полковник Владимир Чиркин. Еще люди в штатском. Общественный совет представляли 12 человек во главе с председателем Павлом Гусевым, главным редактором «МК». Никаких актеров и спортсменов. Журналисты, политологи и так далее. Из всех – одна дама Ирина Хакамада.
ДОРОГА НА АШУЛУК
Самолет Ту-154. Салон. Часть его занимает отдельная каюта, которую я не видел, далее – отсек со столиком и диваном, потом два ряда кресел бизнес-класса и ближе к хвосту обычный пассажирский салон. Раздали «Программу поездки». Мы, кстати, знали и без того: летим в Астраханскую область на полигон Ашулук присутствовать на ритуале вручения ракетной бригаде Сухопутных войск комплекта вооружения «Искандер-М». В выданных листах было все поминутно расписано. Возвращение в Москву, как там было указано, планировалось уже к обеду. Я отнесся к такому планированию скептически. Это где ж видано, чтоб такой сжатый, насыщенный план выполнялся минута в минуту! Да нигде не видано.
Сам я не ракетчик. И не «кухарка», которая знает и умеет все, «даже управлять страной». Но в принципе мне известно: «Искандер» – это комплекс, который своим наличием у России действует на нервы нашим «потенциальным друзьям» и вызывает шопинг-интерес у зарубежных партнеров. Для чего «Искандер»? Как пишут компетентные источники: «Для поражения боевыми частями в обычном снаряжении малоразмерных и площадных целей в глубине оперативного построения войск противника. Предполагается, что может быть средством доставки тактического ядерного оружия». То есть понятно. Кнопочку нажал, и командного пункта «синих» через пять минут уже нету!
Взлет, набор высоты. До степного астраханского аэродрома лететь полтора часа. Места за столом заняли генералы. В обычной пассажирской части салона – старшие офицеры, несколько гражданских. Общественному совету досталась VIP-зона. Я предполагал так: сейчас взлетим, наберем высоту. Затем выйдет министр, коротко поприветствует генералов и зайдет к нам: «Так, ребята… Ну, как устроились? Сейчас полетим, ракету посмотрим». Министр не вышел. Честно говоря, я за время поездки не успел с ним даже поздороваться. Шойгу поднялся на борт по отдельному трапу и сразу зашел в свою каюту. И далее он был рядом, но не вместе, то есть действовал по своему плану.
Приземлились мы посреди раскаленной астраханской степи. Где? На полигоне Ашулук, площадь которого, как известно, составляет 10 млн. квадратных километров. Большая его часть, впрочем, располагается в Казахстане. Нас мягко направили: «Давайте, на вертолет». Еще 20 минут в воздухе, но уже на «пожилом», оборудованном под салон, Ми-8. Предоставленном только нам, членам Общественного совета.
Во время полета смотреть в иллюминатор было неинтересно. Ну прямо Луна какая-то! Только кратеров не хватает. Редкие признаки цивилизации. Вот одинокая железнодорожная ветка. Наверное, здесь, а не в Техасе, можно было снимать вестерн «Поезд на Юту». Далее какие-то магические круги, вычерченные в пустыне, с выложенными камнями в центре, в виде перекрестий. «Цели для бомбометания», – подсказали знающие коллеги.
БРИГАДНЫЙ МИКРОФОН
И вот бригада. Все тот же выжженный солнцем степной пейзаж. Народу мало. В показательном строю четыре «КамАЗа». Кунги, оборудование. С указкой наперевес министру докладывает гражданский седовласый солидный мужчина. Генеральный конструктор коломенского КБ машиностроения Валерий Кашин, представитель ВПК. При переходе от машины к машине сквозь окружающую Шойгу толпу слышно: «Стартовая позиция…», «Развернутый командный пункт…».
Затем построение на плацу и выступление министра в неработающий микрофон. Под фразу из генеральской группы: «Ну, вот и все, конец организаторам». Впрочем, Шойгу говорил совсем недолго. Никаких митингов. Прохождение торжественным маршем перед замещающим трибуну, выставленным на раскаленный бетон деревянным пюпитром, вернее, перед министром и делегацией. И все. Все?! И столько летели!
Нас приглашают в машины, и мы едем в гарнизон, в парк боевых машин. Огромная череда высоких, обветшалых боксов. Ворота открыты. Боксы пусты. Зрелище унылое. Зачем это все показывают нам и, тем более, министру? Выйдя из машины, в окружении генералов и представителей ВПК, Шойгу впервые подошел к нам: «Вы думаете, я ради вручения сюда приехал? Нет, ради вот этого (он кивнул на боксы). Поедемте, сейчас все поймете».
И вот начинается обозначенное в плане заслушивание представителей ВПК и командования учебного центра Сухопутных войск. Огромный зал. Во главе стола министр. С другого торца стола – экран с транслируемой сопутствующей информацией. В кратком вступительном слове Сергей Шойгу быстро пояснил, «что такое хорошо, а что такое плохо». Оказывается, в этом году российский ВПК напрягся и выдал комплекс, вооруживший «Искандером» сразу целую бригаду. Не так, как раньше, когда поставляли частями. Военные вооружение приняли и сразу переподготовили всех нужных специалистов. Говоря по-кулинарному, все вместе испекли разом целый торт, а не отдельно коржи – сегодня, крем – через год.
И выяснилось, что до 2018 года ВПК готов вооружить все ракетные бригады Сухопутных войск комплексами «Искандер». Это «хорошо»! А есть еще и «плохо». Например, то, что войска фактически не готовы к приему такой сложнейшей техники. И перевооружение – это не что иное, как маленький подвиг людей, ее создавших, принявших и освоивших. Хранить технику негде. А если ее оставить летом на солнце, а зимой на морозе, – все. Вернее, наполовину «все». За один сезон износ техники составит сразу 50%. Рачительный подход к народным денежкам, правда? Вот, оказывается, о чем говорил Сергей Шойгу, показывая всем старые боксы. Описывая ситуацию, министр в сердцах произнес: «Если мы не решим проблему хранения техники, лучше уж приостановить ее производство!» Оказывается, это не первая бригада, имеющая на вооружении «Искандер». Та, что получила этот комплекс еще в 2010-м, тоже хранит технику в плохих условиях.
БОКСЫ – ВСЕМУ ГОЛОВА
Началась основная часть заседания. Выступил все тот же представитель промышленности Валерий Кашин. Он пояснил: чтобы вооружить (по новому методу) сразу всю бригаду, пришлось интенсифицировать деятельность ВПК в четыре раза. И при таких темпах график выдержала вся сотня работающих над «Искандером» предприятий. Вопрос обслуживания. Оказывается, при СССР все было четко налажено. Это нынче систему, как сказал Кашин, забюрократизировали. Он предложил все изменить и опять ввести авторский надзор за эксплуатацией оружия: чтоб в каждой бригаде обязательно находился кто-то от ВПК, знающий «Искандер» до болтика. И еще Кашин предложил военным впредь закупать у ВПК не только оружие, но и обучающие тренажеры.
Слышал я про такой армейский подход еще зимой, на Урале, на Курганском машиностроительном заводе, где производят БМД-4М. Мол, наши-то машины купят, а симуляторы, на которых личный состав в сто раз проще готовить, обкатывать, – не берут. Дорого, видите ли! А технику новейшую в руки новичков давать дешево, что ли?
И тут выяснилось самое интересное. Оказывается, ракету-то мы производим! А вот с системой управления «Искандером» в глобальном смысле так и не определились. То есть не принята на вооружение еще система в Сухопутных войсках, которая будет получать сигнал из ракетных бригад или передавать его в бригады. Читай – передавать координаты целей, по которым надо бить! А ведь без управления, или, как выразился один генерал здесь же, на полигоне: «Без цели эта ракета – просто болванка». На заседании между военными и промышленниками даже возник некий диспут на тему: какая же система управления бригадами была бы полезна. Министр ее остановил: «Ну, что за обсуждения? Решение где? Какая система лучше? Я могу сам заняться, вникнуть, решить, но ведь есть же специалисты!»
Начальник Учебного центра боевой подготовки ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск полковник Владимир Каширин начал было доклад с истории Центра. Министр попросил: «Так, все, торжественную часть заканчивайте! Давайте по существу!»
Было рассказано все. Сколько готовят, как готовят. Подошли к проблемным вопросам. Оказывается, воды в Центре нет. Вернее, иногда нет. Более километра водопровода и коммуникаций в аварийном состоянии. Это из центральных областей России видится: эх, ничего! Подумаешь! Да, вот вам «подумаешь»! Это ж пустыня, прерия! Жара! Без устойчивого поступления воды жизнь здесь нормальной не назовешь. Рембригада из Москвы или Питера по вызову не приедет! Это летом. Теперь о зиме. Котельная – 50 лет в строю! Введена в эксплуатацию в 1964 году. Речь-то не о студенческом городке или об организации туристического отдыха. Это гарнизон, принимающий самую современную боевую технику! А люди… Офицеры, их семьи, солдаты… Люди у нас – золото, все выдерживают.
И это все, говоря о плохом, хоть и важные, но детали. Есть еще проблемы.
На заслушивании все стали свидетелями некоего такого пикирования. Министр, говоря о хранении боеприпасов, произнес термин: «Хранилища». Кто-то из генералов, как бы невзначай, переспросил: «Арсеналы»? Министр парировал: «Неправильно сказал? «Хранилища-арсеналы!» Вы-то меня поняли? Ведь поняли же!? Вот так! Вы не уходите от проблемы, не забалтывайте. О ее решении думайте. Это самое главное».
В конце концов, после докладов выяснилось: новый учебный центр Сухопутных войск будет построен здесь же в 2014 году. Необходимые хранилища для новейшей техники – уже в сентябре этого года. Так пообещали строители. А ВПК пообещал вооружить «Искандером» еще одну ракетную бригаду Сухопутных войск уже этой осенью.
Мы перелетели на вертолете на аэродром, пересели в «ТУшку». Мастерски обогнув грозу, экипаж посадил лайнер на аэродроме Чкаловский по расписанию. Выданный нам план был соблюден минута в минуту. Удивительно!   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1412
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1604
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1707
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4000

Другие новости