Сенатор Карл Левин в перерывах между заседаниями продолжал донимать вопросами генерала Мартина Демпси. Фото Reuters
Во второй половине июля в Комитете по вооруженным силам Сената США прошли слушания по утверждению 18-го председателя Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) генерала Мартина Демпси на второй срок прохождения службы в этой должности. Основная часть вопросов, заданных генералу сенаторами, касалась ситуации в Сирийской Арабской Республике. Председатель комитета Карл Левин попросил Демпси в течение 4–5 дней в открытой форме дать оценку ситуации в этой стране и проинформировать сенаторов о планах Пентагона по оказанию военной помощи противникам президента Башара Асада. Свое представление о возможных методах остановки длящегося уже более двух лет противостояния законного правительства и оппозиции глава ОКНШ изложил в открытом письме на имя Левина. Как отмечают американские СМИ, военное ведомство, впервые за всю свою историю, оповестило американскую и мировую общественность о планах вторжения в другую страну до начала их полной реализации. До сих пор любая информация такого рода носила предельно закрытый характер и не разглашалась. Политические и военные лидеры Америки всегда опечатывали такие данные множеством грифов секретности и разрешали пользоваться ими только очень ограниченному числу лиц, посвященных по долгу службы в планы Белого дома и Пентагона.ЗАМЫСЛЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
В предисловии к своему посланию глава ОКНШ отметил, что любое «решение о введении войск» в другую страну «носит политический характер» и это право американцы «предоставили своим гражданским лидерам».
Демпси написал, что он отлично понимает свою роль, поскольку отдает себе ясный отчет в том, что для того чтобы политики приняли решение об использовании военной силы в Сирии, они должны получить в высшей степени профессиональные советы военных специалистов.
«В настоящее время роль военных ограничивается оказанием содействия в доставке гуманитарных грузов, в обеспечении безопасности соседей Сирии и в предоставлении такой помощи оппозиции, которая не может привести к людским потерям», – отметил генерал. Он сообщил, что в Турции и в Иордании установлены зенитно-ракетные комплексы Patriot, которые должны обеспечить защиту этих стран от ракетных ударов со стороны правительственных войск Сирии. Кроме того, в Иордании для обеспечения ее безопасности развернуты оперативные штабы и ее войскам предоставлены дополнительные авиационные средства, включая истребители F-16.
В своем письме председатель в самых общих чертах, но достаточно ясно и последовательно, обрисовал вероятные действия Пентагона в САР, если Конгресс и Белый дом примут решение о силовом разрешении сирийского конфликта и МО начнет претворять в жизнь соответствующие меры по прекращению вот уже два года длящейся религиозно-политической войны, в результате которой погибли или покинули свою родину сотни тысяч сирийцев.
17 июля на слушаниях в Комитете по ВС Палаты представителей Конгресса США по вопросу ситуации в Сирии и ее влияния на национальную безопасность и внешнюю политику Америки выступавший перед конгрессменами представитель Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations – CFR) неправительственной организации, занимающейся оценками внешнеполитических акций Белого дома, Элиот Абрамс заявил, что на настоящий момент в результате столкновений правительственных войск и вооруженных формирований оппозиции погибло более 100 тыс. граждан САР. Он также отметил, что экономика и инфраструктура Сирии в результате этого конфликта были значительно разрушены и этот процесс продолжается до сих пор. Эксперт по Ближнему Востоку подчеркнул, что продолжение противостояния сирийских властей и оппозиции в значительной мере угрожает национальным интересам США и их союзников в этом регионе. Он также заявил, что сегодня число сирийских беженцев только в Иордании составляет почти 500 тыс. человек и в ближайшее время эта цифра может дорасти до 700 тыс. и даже до миллиона. Иордания не располагает необходимыми финансовыми ресурсами для содержания такого количества людей, и им не хватает даже воды. Дальнейшее увеличение потока беженцев становится значительной угрозой для экономики и национальной безопасности королевства, являющегося одним из главных союзников США на Ближнем Востоке.
Прежде всего, по мнению шефа ОКНШ, Пентагону необходимо обеспечить оппозиционные вооруженные формирования и их лидеров самыми различными видами помощи, начиная с профессиональной подготовки личного состава военизированных отрядов, поставок оружия и военной техники и кончая обучением их руководителей формам и методам планирования тактики ведения боевых действий. По мнению Демпси, американские войска могут также оказать помощь оппозиции в ведении разведки и в организации материально-технического обеспечения своих сил.
Для решения этой задачи, по оценкам главы ОКНШ, Пентагону будет необходимо ввести на территорию САР обеспечивающие воинские подразделения ВС США. Их численность может составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч солдат и офицеров.
Кроме того, решение указанных задач потребует создания за пределами Сирии защищенных зон базирования американских войск и поддержки со стороны партнеров США в этом регионе. С течением времени, как полагает руководитель ОКНШ, подобные акции Пентагона могут привести к определенному росту боевых возможностей сил оппозиции.
ЦЕЛИ ДЛЯ РАКЕТНЫХ И БОМБОВЫХ УДАРОВ
Ко второму направлению возможных действий ВС США в САР Демпси относит использование боевых частей военного ведомства Америки для нанесения ограниченных удаленных ударов по государственным сирийским объектам, которые позволяют нынешнему руководству страны вести боевые операции, снабжать свои войска перспективными вооружениями и обеспечивать собственную безопасность. В число таких объектов, указывает генерал, входят средства ПРО и ПВО, военные базы СВ, ВВС, ВМС и ракетных войск САР, районы их дислокации, а также командные пункты и военные объекты вспомогательного назначения.
Авиационные и ракетные подразделения ВС США могут использоваться для нанесения удаленных ударов для поражения сотен целей на территории Сирии с темпами, которые будут определены руководством Пентагона. По оценкам председателя, для решения этой задачи потребуются сотни самолетов, кораблей, подводных лодок и других видов ВВТ.
Не менее важную значимость для обеспечения поражения правительственных войск САР и свержения президента Башара Асада глава ОКНШ придает использованию боевых подразделений ВВС США для создания над территорией страны бесполетной зоны. Это, по его убеждению, позволит эффективно препятствовать действиям военной авиации Сирии по нанесению бомбовых ударов по противнику и будет существенно препятствовать МО Сирии в использовании транспортных самолетов для материально-технического обеспечения своих войск и перебросок личного состава и военной техники в различные районы страны. Кроме того, создание бесполетной зоны позволит США добиться превосходства в воздухе, что будет обеспечено путем нейтрализации довольно эффективной комплексной системы ПВО ВС САР. Такой подход, как полагает главный советник президента США по использованию ВС, даст возможность уничтожать самолеты сирийских ВВС, военные аэродромы, авиационную технику в ангарах и многочисленные объекты инфраструктуры, обеспечивающей действия авиации ВВС Сирии.
Для решения этой задачи Пентагону также могут потребоваться сотни самолетов наземного и морского базирования, системы и средства связи, разведки и РЭБ, а также мобильные и стационарные пункты снабжения своих войск горюче-смазочными материалами и многочисленные ремонтные базы.
В буферных зонах, которые председатель ОКНШ предлагает создать у границ Сирии, будут размещаться боевые и обеспечивающие подразделения экспедиционных сил. В их задачу будет входить обеспечение защиты определенных географических районов, которые, вероятнее всего, будут располагаться в Турции и в Иордании. Приграничные районы этих стран очень удобны для оппозиции, поскольку в них можно развернуть тренировочные лагеря и проводить различные организационные мероприятия. Они могут также использоваться для распределения гуманитарной помощи беженцам.
Боевые подразделения ВС США в этих районах будут обеспечивать защиту от авиационных, ракетных и наземных ударов по ним правительственных войск САР. Но над буферными регионами тоже придется создать дополнительные бесполетные зоны, для чего потребуются соответствующие финансовые, материальные и людские ресурсы. В этих зонах будет необходимо разместить тысячи американских солдат и офицеров, утверждает Демпси.
По мнению генерала, эти мероприятия тоже приведут к росту боевых возможностей оппозиционных войск. Кроме того, они обеспечат определенную защиту сирийского населения, а также снизят внешнее давление, оказываемое странами, выступающими на стороне законного правительства САР, на Турцию и Иорданию, которые поддерживают сирийскую оппозицию.
Предотвращение использования распространения химического оружия, которое генерал Демпси поставил на последнее место в перечне плановых задач Пентагона в САР, тем не менее является одним из самых важных направлений действий боевых подразделений США в этой стране. Лишение Дамаска огромных запасов химического оружия и средств его доставки, накопленных в Сирии с легкой руки СССР, предполагается осуществить путем уничтожения арсеналов его хранения, принятия мер по противодействию его перемещению и доставке в войска, а также полным уничтожением объектов, на которых осуществляется реализация программ разработки и изготовления этого смертельного оружия и средств его доставки к целям. Для решения этой задачи должны быть использованы не только силы и средства, обеспечения бесполетной зоны, но и сотни самолетов, кораблей, подводных лодок и других средств. Для нейтрализации химических объектов потребуются подразделения сил специального назначения и СВ численностью в несколько тысяч человек. Средние затраты на эти акции будут превышать 1 млрд. долл. в месяц.
В результате проведения перечисленных мероприятий, считает руководитель ОКНШ, Америке удастся добиться контроля только над частью химического оружия, находящегося на территории Сирии. Хотя это позволит в определенной мере предотвратить его дальнейшее распространение и попадание в руки экстремистских группировок. Демпси подчеркнул, что все вопросы распространения химического оружия должны решаться не только Вашингтоном, но и на международном уровне и коллегиально, поскольку в противном случае вместо того чтобы окончательного уничтожить этот вид ОМУ, мир столкнется с ситуацией, когда химическими боеприпасами завладеют экстремисты и боевики.
РИСКИ И РАСХОДЫ ПЕНТАГОНА
В своем послании председателю сенатского Комитета по ВС Демпси в общих чертах оценил риски, которым будут подвергаться американские войска в САР, и затраты МО на реализацию планов этой кампании.
Он отметил, что положительные моменты в решении задач профессиональной подготовки и снабжения сил оппозиции чреваты определенными угрозами подразделениям экспедиционных сил США. Обучение и вооружение подразделений оппозиционных вооруженных формирований в САР может помочь экстремистским группировкам найти новые пути к расширению своих возможностей по проведению различных террористических акций и повысить свою вооруженность и профессиональный уровень за счет США. Кроме того, трудности военного положения в стране могут привести к обострению криминогенной обстановки в Сирии и к росту числа преступлений, в том числе совершаемых и представителями правительственных войск и оппозиционных вооруженных формирований.
На начальном этапе, как полагает председатель ОКНШ, на содержание подразделений, которые будут решать задачи подготовки и обучения оппозиционных сил и снабжения их оружием, Пентагону может потребоваться до 500 млн. долл. в год. А в дальнейшем, как показала практика ведения войн в Ираке и Афганистане, эти расходы будут только расти.
Риски, сопряженные с созданием над территорией Сирии бесполетной зоны, могут включать уничтожение соответствующими подразделениями правительственных войск американских военно-транспортных самолетов, используемых для доставки в САР сил и средств, а также для транспортировки в Америку отслуживших свои сроки солдат и офицеров. Войска США могут также оказаться в ситуации, когда они будут не способны защитить свою авиацию на аэродромах базирования от ударов сирийских войск, которые будут крайне активно использовать минометы, артиллерию и ракетное оружие.
По оценкам Демпси, на начальном этапе создания бесполетной зоны Пентагону может потребоваться около 500 млн. долл. А в дальнейшем расходы на ее поддержание будут составлять 1 млрд. долл. в месяц.
В буферных и дополнительных бесполетных зонах американские войска будут подвергаться таким же угрозам, которым они подвергаются в основной бесполетной зоне над Сирией. Кроме того, по этим территориям правительственные войска могут наносить наземные удары и там, в связи с большой концентрацией беженцев, может погибнуть большое количество гражданских лиц. Существует определенная вероятность и создания в этих регионах оперативных баз экстремистов, которые также будут угрожать американским войскам.
Необходимость создания буферных и дополнительных бесполетных зон существенно превысит тот миллиард долларов, который Пентагону придется ежемесячно тратить на защиту воздушного пространства Сирии от правительственной авиации.
Как отметил глава ОКНШ, американские войска не смогут добиться полного контроля над химическим оружием Дамаска и средствами его доставки. А это открывает новые возможности для экстремистских и террористических группировок получить его в свое распоряжение, что является дополнительной угрозой и огромным риском для американских войск.
Сколько средств придется израсходовать МО на решение этой задачи, Демпси не указывает. Однако, учитывая огромные запасы такого оружия в Сирии и многочисленных объектов его производства, вполне можно предположить, что эта сумма будет исчисляться десятками, если не сотнями миллиардов долларов.
В конце своего письма Демпси заявил, что успешное выполнение всех перечисленных им задач позволит, по всей вероятности, сократить масштабы военных мероприятий по помощи оппозиционным силам в этой стране и создать условия большего давления на режим Асада. Но вместе с тем он подчеркнул, что решение применить силу является одним из самых трудных для любого государственного лидера. Это означает не что иное, как акт войны. Обдумывая такое решение, необходимо представлять себе все его последствия и ясно понимать, к чему это может привести. «Если мы предпринимаем какой-то шаг, мы должны быть готовы к тому, что за ним последует», – написал председатель. Он также заметил, что Америке будет трудно избежать все большего втягивания в войну в Сирии.
ПРИТЯЖЕНИЕ ЧЕРНОГО ЗОЛОТА
В заключение следует отметить, что американские и международные военные и гражданские эксперты пока не дают никаких оценок сирийскому плану руководителя ОКНШ. Не оценивают они и возможную продолжительность нахождения американских войск в Сирии и сопряженные с этим расходы. Практически ничего не говорится о подлинных политических и экономических целях предстоящей военной кампании. Однако некоторые американские специалисты считают, что настойчивое стремление Вашингтона свергнуть правительство Башара Асада и, даже в условиях тяжелейшего финансового кризиса и существенного сокращения военного бюджета, планировать начало боевых действий в САР на стороне Сирийской свободной армии, к которой примыкают самые различные террористические группировки, включая боевиков «Аль-Каиды», призвано прежде всего решить экономические задачи Америки, как это уже происходило в различных странах мира и прежде всего в Ираке.
Некоторое время тому назад в мировых СМИ появилась информация, которая, по мнению экспертов, каким-то образом объясняет подобную настойчивость политических кругов США, являющихся ставленниками делового сообщества Америки, в решении сирийской проблемы. Недавно ливанское телевидение сообщило, что небольшая норвежская компания, несколько лет назад по секретному контракту, заключенному с сирийскими властями, проводила геологическую разведку в территориальных водах страны. Геологи обнаружили там 14 нефтяных бассейнов. Среди них находится четыре очень крупных месторождения. Они расположены на территории САР, простирающейся от ливанской границы до сирийского города Баниас. Эти месторождения могут обеспечить объемы добычи нефти, сравнимые с объемами черного золота, добываемыми в Кувейте. По данным норвежских специалистов, общие запасы других четырех, тоже достаточно крупных нефтяных бассейнов, по объему содержащейся в них нефти равны суммарным запасам нефти Кипра, Ливии и Израиля вместе взятых. Геологи утверждают, что Сирия могла бы добывать от 6–7 млн. баррелей нефти в день, что только в два раза меньше тех объемов, которые извлекает из своих недр крупнейший поставщик этого природного продукта Саудовская Аравия (12 млн. баррелей). Норвежские геологи нашли в САР и огромные залежи природного газа. Если суммировать все разведанные запасы сирийского газа, то Дамаск может выйти на 4 место в мире по объему его добычи.
В случае подтверждения международными экспертами данных о нефтяных и газовых богатствах САР, как полагают некоторые американские и международные эксперты, намерения США вторгнуться в эту страну и заменить президента Башара Асада на некую лояльную Америке и управляемую политическую фигуру станут несколько более понятны.