23.08.2013 00:01:00
Жуковский собирает друзей
Оставим эти утверждения на совести заместителя главы Минпромторга, – в конце концов, оценочные характеристики всегда зависят от личности эксперта. По нашему мнению, МАКСу еще достаточно далеко и до Ле Бурже, и до Фарнборо, и до Дубая, по крайней мере как по организации работы и по комфортным условиям, созданным для демонстрации своей продукции ведущими фирмами мира, так для участников переговоров и прессы. Но обнадеживает то, что есть стремление наконец-то догнать в этом плане ведущие авиасалоны и даже вырваться в лидеры. Что с каждым годом становится все очевиднее и очевиднее.
Вокруг МАКСа всегда возникали и возникают всяческие слухи, домыслы и сенсации. Реальные и недостоверные. Будут они и сейчас. Одна из них уже прозвучала. Известное информационное агентство со ссылкой на столичную газету сообщило, что впервые с 1999 года президент России Владимир Путин не приедет на открытие авиасалона. Мол, это произойдет потому, что организаторы салона не смогли пообещать службе протокола президента показать большое количество новой техники. Правда, за год до окончания XX века Путин был не президентом России, а всего лишь премьер-министром. И кураторство над Международной авиакосмической выставкой как раз и входит в обязанности главы правительства. И в том, что вместо Путина на открытии МАКСа будет Дмитрий Медведев, если так случится, ничего сенсационного нет. Как нет ничего сенсационного и в том, что в летной программе авиасалона будут участвовать китайские летчики на своих истребителях J-10 (Chengdu-10), прибытие которых в Жуковский будет оплачено из российского бюджета. Уже звучат возмущенные голоса: «Почему рекламу китайских ВВС должна оплачивать Россия?»
Начнем с того, что Chengdu-10 не совсем китайский истребитель, скорее израильский. Многим специалистам известна история израильского однодвигательного (легкого) истребителя «Лави», который США запретили делать Тель-Авиву для своей армии. Он становился прямым конкурентом американскому F-16, который Пентагон упорно проталкивал в ЦАХАЛ. Израильтянам пришлось подчиниться давлению Вашингтона, но свои деньги, потраченные на разработку проекта, они постарались окупить. Так «Лави» возник в Поднебесной под индексом J-10 и именем Chengdu («Дракон» в переводе). Но на этом «Драконе» стоит российский двигатель АЛ-31ФН, его глазами и ушами является российский радар «Жук-10ПД», а среди ударных комплексов наши отечественные ракеты класса «воздух–воздух» Р-73 и Р-77. Спрашивается: что именно мы будем рекламировать – китайцев или себя?
С другой стороны. В России давно идут разговоры о необходимости создания легкого многофункционального истребителя с одним двигателем. У этой идеи есть сторонники и противники. Почему бы не посмотреть, как будет себя вести в небе над Жуковским однодвигательный J-10, как он будет маневрировать, что умеет? Может, идея превращения учебно-боевого Як-130 в боевой тогда обретет более четкие резоны. И еще одно соображение, которое высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин по поводу оплаты пребывания китайских истребителей на МАКСе. «Что за переполох-то? Полетят наши соколы в Китай, принимающая сторона обеспечит аналогичный прием». С главой Военно-промышленной комиссии здесь нельзя не согласиться.
Да, любой авиакосмический салон, будь-то в Ле Бурже, Фарнборо, Дубае или в Бангалоре, – это всегда шоу. Прекрасная возможность авиапроизводителям ведущих мировых промышленно развитых держав продемонстрировать в небе и на земле выдающиеся достижения своих инновационных технологий. А еще показать ударную мощь и непобедимость собственных армий. Произвести впечатление как на своих граждан, так и на вероятных или потенциальных соперников, конкурентов или противников. Будет таким же и МАКС. И, конечно, такие салоны – это всегда еще и торговая площадка, на которой заключаются предконтрактные, контрактные соглашения или подписываются договоры о намерениях. Почти всегда пресса выдает эти соглашения за твердые контракты, что, конечно же, имеет мало общего с реальной действительностью. Не исключено, таких контрактов будут ожидать наши СМИ и в Жуковском.
Но самое главное. Авиасалон – это прежде всего смотр передовых авиационных и не только авиационных идей, неожиданных конструкторских решений, движения инженерной мысли… Этого всегда не хватает, и это всегда ценится выше любого, даже уникального «железа». «НВО» желает отечественным специалистам авиакосмической области таких открытий. В конце концов, именно они обеспечивают энергию и самолетов, и ракет, и творческих озарений.
Комментарии для элемента не найдены.
Читайте также
"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному
Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок
Экономисты взяли шефство над Центробанком
Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора