Квартира для офицера – не подарок, а норма социального обеспечения. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
На улице уже ноябрь. Тают надежды десятков тысяч военных на получение в этом году долгожданных квартир. Многие очередники недоумевают, почему не выполняется указ президента РФ от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», в котором Владимир Путин постановил правительству задачу обеспечить «предоставление в 2013 году в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов». Ответ банально прост: сроки обеспечения жильем военнослужащих Минобороны были в очередной раз скорректированы.ОБЕЩАНИЕ С ОГОВОРКАМИ
Ознакомившись с доставшимся ему от экс-министра Анатолия Сердюкова «жилищным наследством», генерал армии Сергей Шойгу в декабре 2012 года предложил Владимиру Путину новое решение старой проблемы: с января 2014 года начать обеспечивать жильем военнослужащих путем предоставления единовременной денежной выплаты (ЕДВ). Президент одобрил данный подход в качестве приоритетной формы жилищного обеспечения. Выступая 27 февраля этого года на расширенном заседании коллегии Министерства обороны, Владимир Путин посчитал нужным обратить внимание руководства военного ведомства лишь на необходимость «полностью ликвидировать очередь и всех обеспечить квартирами, всех». О новых сроках он умолчал. Их в начале октября озвучил на слушаниях Общественной палаты РФ по вопросу «Об общественном контроле за ходом реализации государственных программ по обеспечению жильем военнослужащих» директор департамента жилищного обеспечения (ДЖО) Минобороны Сергей Пирогов: «До конца 2013 года мы планируем обеспечить 21 400 человек (на момент его выступления в очереди стояло 40 400 человек. – Н.К.). В основном в городах Московской области: Балашихе, Подольске, Мытищах, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новороссийске и некоторых других населенных пунктах». Остальных, по словам чиновника, предполагается обеспечить в следующем году: «Тем военнослужащим, которые были поставлены на учет ранее этой даты (1 января 2014 года. – Н.К.), предложат квартиры. Если все пойдет так, как запланировано, задачу по обеспечению военнослужащих постоянным жильем к концу года должны выполнить».
Думается, руководитель ДЖО не случайно сделал оговорку «если все пойдет так, как запланировано». Гладко бывает лишь на бумаге, а в жизни почему-то планы не всегда выполняются.
Крайне неоднозначные с правовой точки зрения попытки военного ведомства лишить военнослужащих права на выбор формы жилищного обеспечения, а самому – получить право навязывать либо деньги, либо жилье. Причем вводить санкции хотя бы за однократный отказ человека от навязываемого ему жилого помещения.
Однако обратимся к проблемам военнослужащих, ожидающих квартир. Сегодня можно однозначно сказать, что в декабре 2012 года Сергей Шойгу поступил правильно, откровенно предупредив Верховного главнокомандующего о невозможности военным ведомством в срок выполнить его указ. Так оно и произошло. Об истинных причинах срыва сроков, поставленных указом президента, официальные лица Минобороны стараются помалкивать. Ряд экспертов утверждает, что они провалены из-за жилищной политики экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, который, якобы пытаясь сэкономить денежные средства, закупал и строил квартиры с нарушениями Градостроительного кодекса РФ, без инфраструктуры и учета законных прав военнослужащих на выбор места жительства, что привело к совершенно законным их отказам заселяться в жилые помещения с низким качеством строительства, а зачастую и с отсутствующей социальной инфраструктурой. В результате ошибочных управленческих решений остались незаселенными 59,6 тыс. «недоделанных и находившихся в непригодных для жизни районах» квартир, на содержание которых военное ведомство вынуждено нести дополнительные расходы.
НЕНУЖНОЕ ЖИЛЬЕ
Возьмем для примера московский микрорайон «Молжаниново», появившийся по воле экс-министра Анатолия Сердюкова и решению Управления государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России без разрешения местных властей на строительство в промышленной зоне «Подрезково», где Градостроительным кодексом России прямо запрещено строительство жилых помещений. В микрорайоне нет объектов социально-бытового, культурного и спортивного назначения, а военной прокуратурой гарнизона на этапе строительства были выявлены различного рода нарушения. Но у чиновников Минобороны, видимо, были другие подходы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что из-за неясности правового статуса помещений, отсутствия инфраструктуры и контроля за качеством строительства, а также строительства жилья в зоне аэропорта очень многие военнослужащие отказываются от предоставляемых здесь квартир. А те, кто согласился и подписал договоры социального найма или собственности, более полугода не могут въехать в свои квартиры из-за отсутствия разрешения на вселение.
Известно, что в случае заключения договора социального найма (собственности) военнослужащего уволят в запас и соответственно на законных основаниях потребуют освободить служебное жилье. А где ему жить? Этот вопрос чиновников волнует меньше всего, у них своя головная боль: как бы побыстрее отчитаться о количестве уволенных в запас «распоряженцев». А они, такие противные, отказываются от квартир в самой столице и тем самым портят всю отчетность. А почему не предложить военнослужащим уже имеющееся у ведомства жилье в благоустроенных районах столицы или «расслужебить» так называемый «слушательский фонд»? Ответа на этот вопрос нет.
Вместо комплексной и системной работы, индивидуального похода к каждому очереднику, стремления найти приемлемое для обеих сторон решение сотрудники ДЖО пытаются переложить проблемы с больной головы на здоровую. Они убеждают руководство Минобороны и широкую общественность в том, что низкокачественные квартиры «в чистом поле», построенные в местах, на которые военнослужащие никогда не писали рапорты, плохо заселяются по вине самих очередников. Их, видите ли, «не устраивает этаж, инсоляция, северная сторона, хлопающая дверь». Разумеется, среди служивых есть и чересчур привередливые персонажи, но они погоды не делают. В данном случае будет уместно упомянуть пословицу об одной паршивой овце, портящей все стадо. Однако в ДЖО и других департаментах предпочитают всех стричь под одну гребенку. Очередники, в свою очередь, обвиняют сотрудников Департамента жилищного обеспечения в отсутствии прозрачной очереди на жилые помещения и сокрытии объективной информации о подлежащем распределению жилье. Здесь следует напомнить, что право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина и гарантировано Конституцией РФ.
ПОПЫТКА ДИАЛОГА
Ради объективности следует сказать, что попытки наладить диалог с общественностью «по квартирному вопросу» командой Сергея Шойгу предпринимались. 20 февраля 2013 года были проведены масштабные общественные слушания по проблемам жилищного обеспечения военнослужащих с участием двух заместителей министра обороны – Николая Панкова и Руслана Цаликова. В средствах массовой информации активно выступали заместитель министра обороны Руслан Цаликов и новый руководитель ДЖО Сергей Пирогов. Слушания в Общественной палате 1 октября 2013 года были выставлены на официальном сайте Общественной палаты. На заседаниях рабочей группы Минобороны по вопросам обеспечения жильем военнослужащих стали присутствовать представители общественности – офицеры-очередники. Однако постепенно чиновники Минобороны, ответственные за жилищное обеспечение, «свернули» публичный дискурс по этой проблеме и стали проводить мероприятия в более узком кругу. Руководители соответствующих департаментов министерства без уважительных причин стали игнорировать заседания рабочей группы или приходить не подготовленными к ответам на заранее переданные им вопросы. И без того скудный ручеек информации по жилью практически полностью пересох. Более того, в конце октября у наиболее активных членов рабочей группы по неизвестной причине заблокировали пропуска на вход в здание ведомства, и они не смогли участвовать в ряде заседаний. Может, руководство Минобороны сумеет объяснить отдельным нерадивым чиновникам необходимость и важность диалога с широкими массами военнослужащих, сможет донести до них мысль, что взятый им курс на открытость по важнейшим социальным вопросам – не кампанейщина, а долговременная стратегия.
Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, сегодня можно констатировать, что потребность военнослужащих-очередников в полной и объективной информации так и осталась неудовлетворенной, поскольку она подавалась выборочно и неполно. Например, из заседания рабочей группы, состоявшегося 18 июля 2013 года, стало известно о планируемых сроках и количестве квартир для передачи в августе и декабре текущего года «от строителей в Минобороны для распределения» по одному из адресов на юго-западе Москвы. Люди обрадовались. Наступил август – и тишина. В сентябре после очередного заседания рабочей группы очередникам сообщили информацию о готовности квартир к заселению в ноябре–декабре. Но до сих пор о распределении квартир нет никаких сведений.
НЕИНФОРМАЦИОННЫЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС
Не добавляет ясности страница «Жилье военнослужащим» на официальном сайте Министерства обороны РФ. Перейдя на активную ссылку «Перечень объектов постоянного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, планируемого к распределению военнослужащим в октябре 2013 года», насчитаем 27 субъектов Федерации, в которых строится жилье для военных. По ходу заметим, что Москвы и Санкт-Петербурга в этом перечне нет. Откроем Московскую область, которую в числе первых на слушаниях назвал Сергей Пирогов. И что мы видим? Только адреса и диапазоны площадей свободных 2- и 3-комнатных квартир в Балашихе, Воскресенске, Егорьевске и Серпухове. О названных руководителем департамента Подольске и Мытищах нет сведений. О новостроках в Новороссийске Краснодарского края – информации не больше.
На сайте нет информации о том, сколько квартир распределено в октябре, какие и где квартиры будут распределяться в текущем месяце. Почему? Ответ получить «простому смертному» очень сложно – сначала попробуй дозвонись до ДЖО, а если и дозвонишься, то никто не гарантирует компетентного ответа. А ведь страница «Жилье военнослужащим» может стать той площадкой, которая позволит удовлетворить информационные потребности и тем самым избавить сотрудников ДЖО от звонков раздраженных очередников. Но, как видим, данная страница официального интернет-ресурса не позволяет реализовать военнослужащим право на получение информации, затрагивающей их конституционное право свободно выбирать место жительства (п. 1. ст. 27 Конституции РФ).
Разумеется, при желании можно было наполнить страницу информацией по широкому спектру жилищных проблем. Но если таковой не имеется и законодательство не висит дамокловым мечом, то можно особенно и не стараться. Ведь в большинстве федеральных законов, направленных на регулирование информационных отношений, отсутствуют нормы, обязывающие органы государственной власти обеспечить доступ каждому гражданину к формируемым ими общедоступным информационным ресурсам. Таким образом, пока законодатели не обяжут, сложно будет добиться от Минобороны размещения на его информационном ресурсе полной и достоверной информации об обеспечении жильем военнослужащих. В таком случае военнослужащие будут думать: раз сведения от них скрывают, значит, либо не хотят афишировать свою некачественную работу, либо занимаются махинациями. И то и другое одинаково вредит имиджу военного ведомства.
И, наконец, как следует из заключения Счетной палаты на проект поправок к федеральному бюджету на 2013 год и плановый период 2014–2015 годы, за 9 месяцев 2013 года Минобороны потратило на строительство жилья 7,4% от предусмотренных средств. Возникает вопрос: а собираются ли должностные лица Минобороны выполнить указ президента № 604?