0
14920
Газета Реалии Интернет-версия

20.12.2013 00:01:00

Польский пример для Киева

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: опк, европа, польша, судостроение


опк, европа, польша, судостроение Сегодняшний день Гданьской судоверфи, бывшей одной из крупнейших в Восточной Европе. Фото с сайта www.poland.gov.pl

Украинская оппозиция и западные политики вымогают силой президента Виктора Януковича заключить соглашение с ЕС. Ну а что ждет в этом случае украинский ВПК и вообще всю промышленность востока и юга Украины? Прогнозы российских политиков и экономистов не устраивают ни Западную Европу, ни майдан. Россия, мол, необъективна, и ею движут собственные корыстные интересы. С западных же экономистов, сочиняющих радужные прогнозы для украинской промышленности, взятки гладки. В последующем развале и хаосе они обвинят самих украинцев, мол, они не так работают, у них не тот менталитет и так далее.
В этом плане куда интереснее опыт соседней Польши, где до 1991 года тоже была социалистическая экономика, а затем Польша вступила в ЕС. Польские политики сейчас поддерживают украинскую оппозицию. А некоторые во главе с бывшим премьером Ярославом Качиньским сами объявились на майдане. У польских политиков есть опыт интеграции с Западом. Но, увы, они почему-то не хотят делиться им с украинцами.
ВНЕЗАПНАЯ ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ ПОЛЬСКОМУ
Как помнит старшее поколение, демонтаж социализма в ПНР начался с возникновения профсоюза «Солидарность» на Гданьской верфи имени В.И. Ленина. Как писал  публицист Ежи Брониславский: «Именно в 70-е годы на авансцену политической жизни Запада были выдвинуты деятели польского происхождения, известные отнюдь не в качестве защитников социализма: в США – Збигнев Бжезинский и Ричард Пайпс, главные внешнеполитические советники в администрациях Дж. Картера и Р. Рейгана; Дж. Гронуски – председатель Совета международного радиовещания, политический куратор радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа», президент американского «Польского научного института»; во Франции – архиепископ Парижа Ж.М. Люстингер; в Ватикане – Кароль Войтыла, краковский кардинал, ставший папой-неитальянцем впервые за последние 400 лет существования Святейшего престола».
14 августа 1980 года на судоверфи в Гданьске началась забастовка. Первые три дня ею руководили Анджей Гвязда и Анна Валентович. А затем на верфи появился рабочий-электрик Лех Валенса, уволившийся с верфи еще три года назад. А 17 сентября 1980 года в Гданьске был создан «свободный профсоюз» во главе с тем же Валенсой. Поначалу «Солидарность» выдвигала самые умеренные требования. В октябре 1980 года председатель «Солидарности» Лех Валенса говорил: «Мы должны наводить порядок, не ниспровергать социализм, не подрывать союзы (с братскими странами), а создавать независимые самоуправляемые профсоюзы». Под лозунгом забастовок, направленных на повышение заработной платы и дополненных другими требованиями, прошла осень 1980 года.
Такого рода действия являлись первым этапом ослабления экономики страны. Тех, кто предупреждал, что возрастающий поток денег, хлынувших на рынок, не найдет товарного обеспечения, часто высмеивали, добавка к зарплате, так называемая «валенсовка», широко пропагандировалась как большое достижение «Солидарности».
В ход пошло все – от религиозной нетерпимости до обнаженных женских прелестей. Краковский епископ Кароль Войтыла совершенно случайно становится Римским Папой Иоанном Павлом VI. При том что за полторы тысячи лет до него и потом кандидатуры поляков на Святейший престол никогда даже не рассматривались. Малограмотный электрик без высшего образования Лех Валенса тоже случайно стал нобелевским лауреатом. 25-летняя студентка Анета Креглицка в июле 1989 года становится «Мисс Польша». Догадайтесь с трех раз, откуда она? Правильно – из Гданьского университета. Надо ли удивляться, что через четыре месяца она становится «Мисс Вселенная» и целый год ездит по миру, выступая с речами вполне определенной политической направленности. Так начался развал ПНР. И вот в августе 1989 года в Польше было создано первое в стране Варшавского договора правительство, возглавляемое противником коммунистической системы, бывшим с 1980 года главным советником «Солидарности», Тадеушем Мазовецким.
СУДОСТРОЕНИЕ: ОТ ПРОЦВЕТАНИЯ – К УПАДКУ
Любопытно, что ни в 1980-х годах, ни теперь никто не писал, откуда взялась знаменитая Гданьская судоверфь. Ведь в Польше в 1939 году никакой судостроительной промышленности не было. Все корабли малочисленного польского флота были построены за границей. Даже польские малые речные мониторы были построены в Данциге.
Я долго искал в Интернете «строительство Гданьской судоверфи» и нашел лишь одно упоминание: «Создана после войны на месте двух старых верфей». Подумал, были какие-то полукустарные предприятия, а польские инженеры и рабочие организовали огромную судоверфь, на которой уже к 1955 году было построено 170 морских судов, а к 1991 году – около 900.
Однако у меня, грешного, давно появилась привычка перепроверять невразумительные источники. Поэтому я беру в руки 8-й том «Военной энциклопедии», изданные в Петербурге в 1912 году, и на 604-й странице читаю статью «Данциг»: «Имеются как правительственные, так и частные судостроительные верфи; между последними главная, ф. Шихау, имеет 7 больших эллингов, в которых построено много миноносцев для нашего флота; 2-я по величине, Клавиттерская верфь имеет 2 плавучих дока с подъемной силой до 3 т. тн. и 7 эллингов, из них 2 Мортоновых».
В Данциге к 1912 году были построены сотни боевых и коммерческих судов. А для России строились не только миноносцы, но и сухогрузы, например, «Симбирск».
25 марта 1945 года Красная Армия начала штурм Данцига. В боях погибло свыше 10 тыс. бойцов и командиров, но на следующий день германский гарнизон Данцига капитулировал. Немцы сдали свои первоклассные верфи целыми и невредимыми. К этому времени в Данциге на верфи Шихау помимо прочих кораблей строилось 95 (!) больших подводных лодок XXI серии. Это были лучшие в мире подводные лодки, обогнавшие советские, американские и британские аналоги на 10–20 лет. Ну, а честно говоря, это были первые в мире и единственные на 1945 год подводные лодки. Все остальные лодки были ныряющими. Они проектировались для плавания в надводном положении и лишь при необходимости погружались под воду. Лодки XXI серии должны были проводить большую часть времени под водой и всплывать в исключительных случаях. Впервые у подводных лодок их подводная скорость на 2–3 узла превышала надводную. Из строившихся в Данциге 40 лодок были почти готовы. Нужны ли какие-либо еще данные о возможностях данцигских верфей?
И вот СССР, заплатив 10 тысячами жизней своих солдат за Данциг, дарит его вместе с верфями Польше. Поляки выселяют оттуда почти все население. Рабочие-судостроители занимают комфортабельные дома немцев. Польские коммунисты делают судостроителей элитой рабочего класса Польши. Зарплата квалифицированного рабочего уступает максимум в 1,5–2 раза зарплате министра или члена ЦК ПОРП. Плюс бесплатное здравоохранение, 100-процентный бюллетень по болезни, бесплатные путевки в санатории и на курорты, большая пенсия.
В свое время советские политики и СМИ не объяснили польским судостроителям, что 70% заказов они выполняют для СССР и его союзников. Так, только для советского ВМФ поляки в Гданьске и Щецине построили огромный флот. Нет, я не преувеличиваю. В 1974–1991 годах в Гданьске построили 29 больших десантных кораблей (БДК) проекта 775 водоизмещением 4100 тонн, 8 средних десантных кораблей (СДК) проекта 773, 29 СДК проекта 771.
В Гданьске в 1985–1990 годах было построено 7 средних разведывательных кораблей проекта 864, а также 30 малых разведывательных кораблей проекта 861.
29 плавбаз проекта 304 и 305 водоизмещением 5500 тонн построены в Щецине, а также 12 плавбаз проекта 301 водоизмещением 3500 тонн. Там же, в Щецине, было построено 11 гидрографических судов проекта 850 водоизмещением 3000 тонн. Три плавбазы типа «Смольный» проекта 887 водоизмещением 8500 тонн, а также 16 плавбаз проекта 130 водоизмещением 2700 тонн. Четыре уникальных госпитальных судна проекта 320А «Енисей», «Обь», «Свирь» и «Иртыш» водоизмещением 11 300 т были построены в Щецине в 1980–1988 годах. Перечень десятков других судов займет не одну страницу.
Но западные «специалисты» сделали ставку на польский гонор. Рабочим-судостроителям внушали: мол, партаппаратчики вас обижают – требуйте побольше и все получите. И действительно, польские судостроители стали жить, как на Западе… в странах третьего мира. Из польской элиты они превратились в бедняков. Соотношение их доходов к доходам «новых поляков» – один к тысяче и более.
Производство на верфях резко упало, ведь основным заказчиком судов был Советский Союз. Уже в начале 1990-х годов было уволено свыше 30 тыс. рабочих Гданьской судоверфи.
К 2008 году из трех основных верфей (Гдыньская, Щецинская и Гданьская), которые всегда были флагманами польского судостроения, функционировала только Гданьская.
СУДЬБА АВИАПРОМА
Польское авиастроение постигла та же судьба, что и судостроение. Только на сей раз обошлось без «Солидарности». Самое крупное, а фактически единственное авиапредприятие Польши – завод WSK в Мелеце основан в 1939 году. В годы войны там производились оборудование для Хе-111 и ремонт Ю-52. В июле 1944 года немцы, уходя, демонтировали все оборудование. Однако с советской помощью завод в 1948 году начал производство самолетов. Первыми стали производить бипланы CSS-13 (лицензионный ПО-2), и за два года выпустили 180 машин.
С 1950 года на WSK началось производство самых лучших в мире истребителей Lim-1 (наш МиГ-15), а затем Lim-2 (наш МиГ-15бис). Затем их сменило целое семейство самолетов на базе МиГ-17: Lim-5, 5М, 5Р, 5МР; Lim-6, 6МС, 6R, 6М. Уже к 1964 году на заводе WSK было изготовлено свыше 1500 реактивных истребителей типа Lim.
Наиболее массовым самолетом Lim стал наш Ан-2. Всего было построено свыше 13 тыс. таких машин, большинство из которых отправили в СССР. С 1978 года завод WSK перешел на транспортный самолет Ан-28, который поставлялась и в СССР.
В 1990-х годах выпуск боевых самолетов в Польше полностью прекратился. Завод WSK производил небольшие серии сельскохозяйственных самолетов «Дромадер» и сервисных «Мева». Так, с 1983 года по 2007 год построено 34 самолета «Мева». А в 2007 году завод WSK в Мелеце был куплен американской авиакорпорацией «Сикорский». Теперь завод служит «дополнительной линией окончательной сборки вертолетов».
А СУДЬИ КТО?
И вот теперь польские политики из кожи вон лезут, чтобы украинская промышленность пошла по стопам польской. 4 декабря 2013 года, комментируя визит главы партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского в Киев, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский на своей странице в Twitter написал: «Ожидаю от политиков ПиС декларации – сколько польских миллиардов они хотят влить в коррумпированную экономику Украины, чтобы купить Януковича».
Что-то я не припомню столь развязного министра иностранных дел. Даже рейхсминистр Риббентроп никогда не позволял себе подобного. А, собственно, кто такой Радослав Сикорский? Он родился в 1963 году в Быдгоше. Во время деятельности «Солидарности» возглавлял школьный забастовочный комитет. Ну а затем рванул на Запад. Изучал философию и политологию в Оксфордском университете. С 1986 по 1989 год работал заграничным корреспондентом для журналов Spectator и Observer в Афганистане, Анголе и Югославии. В своей книге «Пепел святых. Путешествие в Герат в военное время» Сикорский признается, что регулярно стрелял в советских солдат в Афганистане. Кстати, военный корреспондент, взявший в руки оружие, по всем международным законам считается бандитом.
Ну, предположим, он влюбился в моджахедов, проникся их идеями. Помните: «Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать»? Но вот в 1992 году «журналист» Сикорский становится заместителем министра обороны Польши. За какие заслуги? Ну, убил несколько десятков русских, но он ведь и ротой не командовал, да и опыта гражданской административной работы не имел. И все же в 2005–2007 годах Сикорский – министр обороны Польши. А в ноябре 2001 года Польша при горячей поддержке господина Сикорского решила повоевать в Афганистане против… моджахедов. Уже в марте 2002 года в Афганистан было переброшено первое подразделение, в состав которого входили саперы и военнослужащие спецназа. Сейчас польский контингент в Афганистане насчитывает 2,5 тыс. человек.
Мало того, пан Сикорский помог американцам устроить секретные тюрьмы ЦРУ на территории Польши, где пытали столь милых его сердцу моджахедов. Ну что ж, пан Радослав – настоящий шляхтич, достойный Юрия Мнишека, Александра Лисовского и Иеремии Вишневецкого. Та же тяга к разбою, предательству, презрение к законам и собственным властям. Отношение к русским и украинцам – как к недочеловекам. И вот таких-то людей кто-то в США и ЕЭС пытается привести к власти в Киеве, не жалея на это миллионов долларов и евро. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
613
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
675
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
962
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
785

Другие новости