Действия экологов в отношении платформы «Приразломная» в действительности напоминали больше атаку пиратов. Фото Reuters
Реакция мирового сообщества на действия российских пограничников и спецслужб в отношении судна Arctic Sunrise и экологов Greenpeace, фактически атаковавших российскую нефтедобывающую платформу, вызывает, мягко говоря, вопросы. Среди сторонников экологов – авторитетные ученые, политики. Попробуй обвини их в невежестве или жульничестве. Но с другой стороны, почему никто из них просто не хочет думать?
Предположим, гринписовцы хотели доказать, что российская морская платформа сбрасывает нефть в Северный Ледовитый океан. Так зачем лезть на саму платформу? Допустим, они где-то найдут на корпусе нефтяное пятно размером с ладонь. Так это, может, нетрезвый работяга оставил. Да и охрана платформы сбросит хулиганов в море и замоет химией это пятно – поди потом докажи. Куда эффектней найти следы нефти (миллиграммы) в десятках километров от платформы. Вот, мол, какой огромный след остается от нее.
Ах, гринписовцы – это горячие парни и девушки. Им подавай сенсации немедленно. Они хотят быть всегда и везде на виду. Так пусть арендуют у кого-нибудь космический аппарат детальной разведки. Кстати, такими аппаратами сегодня обладают свыше 12 стран. Несколько десятков спутниковых фотографий Ливии, Ирака, Афганистана и комментарии об ужасающей экологической ситуации в этих странах – сенсаций хватит на три года вперед. Сиди себе на вилле в Голландии, нюхай тюльпаны или что-нибудь посильнее и пиши.
Так это не интересно! У «экологов в штатском» совсем иной пакет заказов.
ЭКОЛОГИ-ШПИОНЫ
В свое время характеристики французского ядерного оружия и секретные новейшие технологии, примененные при создании ядерных боевых частей и испытательной аппаратуры, крайне интересовали Пентагон. И тогда ЦРУ, не мудрствуя лукаво, отправило к островам Туамоту свои знаменитые самолеты-разведчики У-2.
В конце концов полеты американских самолетов допекли Париж, и на аэродром архипелага села эскадрилья высотных перехватчиков. Рисковать дорогими машинами и получить крупный международный скандал ЦРУ не светило, и его аналитики нашли оригинальный выход. К архипелагу Туамоту двинулись… суда того самого Greenpeace.
Замечу, что и У-2 поначалу был объявлен «экологическим самолетом». 2 мая 1960 года я лично по «Голосу Америки» слышал выступление президента США Дуайта Эйзенхауэра, заклеймившего действия советской ПВО, сбившей «невооруженный самолет, занимавшийся сбором проб воздуха на больших высотах, сбившийся с курса и случайно оказавшийся над территорией СССР». Хорошо, тогда не было Greenpeace, а то Эйзенхауэр и его бы приплел.
GREENPEACE ПРОТИВ «БАКУ»
Избавить Средиземное море от ядерного оружия – идея благая. Я первый «за»! Но неужели гринписовцы настолько безграмотны, что не знают, что первыми в Средиземное море в 1947—1948 годах завезли ядерное оружие американцы? Тогда у СССР вообще не было ядерного оружия. А в Средиземное море советские корабли со спецбоеприпасами, то есть средствами поражения с ядерными боевыми частями пришли на 20 лет позже янки. В 1988 году, равно как и сейчас, там было как сельдей в бочке американских, британских и французских боевых кораблей с ядерным оружием на борту.
Однако 17 июня 1988 года для нападения гринписовцев был выбран первый советский авианосец «Баку», который был построен в Николаеве и шел Средиземным морем на Северный флот к месту своей службы. Ни на одном флоте мира на не вошедший в боевой состав флота корабль никто не помещал и не будет помещать спецбоеприпасы.
В Средиземном море вокруг «Баку» буквально вились десятки кораблей НАТО, но близко никто не смел подойти. А так хотелось у самого борта замерить магнитные и акустические поля, а также провести еще ряд исследований. Так что гриписовский «Сириус» оказался очень кстати.
С судна «Сириус» (флаг Голландии, порт приписки Роттердам) спустили три надувные лодки с мощными подвесными моторами, в каждой было по два-три человека в спасательных жилетах. Лодки на большой скорости бросились к борту «Баку». С помощью шаблонов и пульверизаторов гринписовцы нанесли на борт «Баку» международный знак «радиационной опасности» – три черных лепестка на фоне желтого круга.
О «подвигах» Greenpeace можно написать пухлый том. Там и шпионаж, и рэкет, и отмывание денег. Каждый может найти статьи об этом в Интернете. Впрочем, сейчас нам важен не Greenpeace, а останется ли Российский сектор Арктики в составе РФ.
НАЗОЙЛИВАЯ «МАРЬЯТА»
Что такое Арктика для России?
Начнем с того, что это единственный безопасный (да и то весьма относительно) район патрулирования российских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. На дне арктических морей еще в советское время установили систему гидроакустических станций, некое подобие американской системы «Цезарь», размещенной в Атлантике.
Наконец, Баренцево и Карское моря – это единственный морской полигон России после того, как нас «попросили» с Черного моря и Каспия.
Замечу, что еще в 1970–1980-е годы натовские «экологи» постоянно заходили в оба эти моря, и чисто случайно в момент производства ракетных стрельб. Разумеется, о стрельбах шло оповещение в установленном мировым морским правом порядке. Но престарелые советские вожди буквально затерроризировали наших моряков – как бы они не обидели «экологов». Срывались учения, лилась кровь, разумеется русская.
Особо допекало ракетчиков Северного флота научно-исследовательское судно Норвегии «Марьята». Как только береговые комплексы Северного флота начинали готовиться к стрельбе, так сразу же появлялась «Марьята», «Машка» – как ее у нас называли. Норвежцы подходили к самой мишени на несколько метров и фотографировали ее до и после стрельбы. Однако за 30–40 минут до объявления боевой тревоги на береговой батарее «Марьята» выходила из запретных и опасных зон.
Наши сторожевые корабли пробовали гонять «Марьяту» всеми способами, вплоть до стрельбы по ее кильватерному следу из РБУ или 76-мм установки АК-762.
Любопытно, что название «Марьята» взято из скандинавской мифологии. Девушка Марьята, гуляя по лесу, съела всего одну ягодку бруснички... и забеременела от нее. Вот и влепили бы «Машке» в бок ягодку с фугасно-куммулятивной БЧ! И кстати, это было бы абсолютно законно с точки зрения международного права. Существует официальный порядок запрета захода судов в зону ракетных стрельб, и от стороны, проводящей учения, не требуется никаких иных мер ограждения района.
И вот в ходе летних учений 1972 года тральщики Северного флота начали вытеснять «Марьяту». После выдворения «норвега» тральщик, возвращаясь в «свою» точку охранения района стрельбы, оказался в запретной зоне за целью на пеленге стрельбы. Радиолокационный визир П-35 в режиме самонаведения «захватил» дальнюю цель. Ракета попала в машинное отделение. Тральщик остался на плаву. Погибли шесть человек.
Но вернемся к Sunrise. Амстердам обратился в Международный трибунал ООН. Как заявил представитель голландского МИДа, не надеясь на дипломатический исход ситуации, Голландия все равно решила вести арбитражный процесс. Филиал Greenpeace в России охарактеризовал решение голландцев как «необходимое», заявив, что конфискация корабля противоречит международному морскому праву. По сведениям экологической организации, судно было задержано в так называемой исключительной экономической зоне, где суверенитет России ограничен.
В свое время два госсекретаря США откровенно заявили, что Сибирь слишком большая страна, что бы ею могла управлять одна Россия. Американские политики и адмиралы неоднократно высказывали требование интернационализации Северного морского пути, имея в виду под этим переход данного транспортного маршрута под контроль американского флота. Ну а Сенат США до сих пор считает остров Врангеля исконной территорией Штатов.
Предположим, правительство России пойдет в одном случае с экологами навстречу мнению «мирового сообщества». Гринписовцев, нарушивших фактически международное и российское законодательство, выпускают и возвращают им судно (на этот раз «экологов» амнистировали). А дальше что?
Можно утверждать, что уже через несколько месяцев судно Greenpeace или какая-нибудь «Марьята» высадит вертолетный десант на стойбищах коренных народов Севера. Весь мир облетят фотографии брошенных десятки лет назад вездеходов и тракторов, баков с соляром – вот до чего русские довели экологию Севера!
Кстати, в отличие от вторжения на морскую нефтедобывающую платформу, подобного рода вертолетный десант при всем желании не подгонишь под пиратство. Чисто гуманитарная акция по спасению коренного населения от гибели.
Аборигенам популярно объяснят, что во всем виноваты русские. Привезут обильные подарки – и пошло-поехало… Тут и думать не надо, как бузу учинить. Это не цветная революция в восточноевропейской стране. Вспомним, как в 1945 году американцам потребовался для ядерных испытания атолл Бикини. Янки взяли и показали местным модницам проспекты американских журналов, и объяснили, что если они переедут на другой остров, им выплатят большие деньги, и они смогут заказать все, что есть в этих журналах. «Ночные кукушки» лихо уговорили островитян уехать. Больше они туда никогда не вернутся. Любопытно, что больше всего было заказано меховых шуб, манто, меховых сапожек и прочая, прочая… Хотя сами американцы ходили на Бикини исключительно в шортах и пластиковых сандалиях.
УГРОЗА ДЛЯ РУССКОГО
ЗАПОЛЯРЬЯ
Проникновение на Русский Север гринписовцев, разного рода «борцов за права малых народов», а также радикальных исламистов – страшная угроза России.
Я преувеличиваю? Ничуть. В 1920–1930-е годы тысячи (!) судов иностранных браконьеров каждый сезон входили в наши северные и дальневосточные воды. Помимо браконьерства британские и норвежские суда в Баренцевом и Белом морях высаживали десанты на берег и вели торговлю с местным населением, а американцы на острове Врангеля и на Чукотке основывали фактории и поднимали полосатый флаг. Японцы шли еще дальше – на побережье Камчатки они строили рыбоперерабатывающие заводы, которые охранялись крейсерами и эсминцами.
Нынешняя ситуация отличается от 1920–1930-х годов тем, что тогда никто и не помышлял о нападении на СССР с севера. Сегодня же на нашем Северном морском пути могут появиться американские разведывательные суда, следящие за нашими атомными подводными лодками, стратегической авиацией и пусками ракет. А там пойдут и корабли с системой ПРО «Иджис-3». Ходят же они по Черному морю, а Кремль помалкивает.
Дело в том, что до сих пор статус русского сектора Арктики не признан ни США, ни НАТО. Кстати, уже этого было вполне достаточно для исключения любых переговоров по поводу Greenpeace с Голландией, привлечения третейских судов и т.д. До международного признания прав России на сектор в Арктике любые договоренности или судебные решения по вопросам подобного рода будут юридически ничтожны.
До принятия международных законов об Арктике Россия обязана поддерживать «статус-кво», сложившийся в течение последних 100 лет. Несмотря на потепление, которое в последнее время стало характерно для Арктики, любые суда, оперирующие там, фактически будут входить в российские территориальные воды и пользоваться дорогостоящей навигационной и иной поддержкой России.
Русский сектор Арктики – не Средиземное и не Северное море. До сих пор 99% иностранных судов, заходящих в него, следуют в порты России и соответственно декларируют свой маршрут, груз, порт назначения и т.д. Да это и ребенку понятно. А вдруг в Салехарде все причалы забиты?
В последнее время стали возможны отдельные опытные челночные проходы японских, китайских и других судов по всему Северному морскому пути. Любое подобное судно не только проходит наш арктический сектор, но и в ряде проливов обязательно входит в территориальные воды России. То есть Россия, даже не обладая правами на Арктический сектор, может запретить проход судна.
Понятно, что любое коммерческое судно, совершающее сквозной рейс по Северному морскому пути, наоборот, заинтересовано в предоставлении полной информации российской стороне о его грузе, маршруте, характеристиках судна и т.д. Ну, хотя бы затем, чтобы российская сторона смогла принять верное решение насчет того, какой ледокол за ним высылать в том случае, если судно затрет льдами. В конечном счете все владельцы, эксплуатирующие коммерческие и научные суда, не возражают против разрешительного порядка прохода сквозь Русскую Арктику. Исключение составляют шпионы, хулиганы и террористы.
Риторический вопрос: почему Россия должна терпеть недружественные вторжения в российский сектор Арктики? Да еще и обеспечивать их навигационной, ледовой и иной информацией, а в случае необходимости еще и ледоколы посылать. Не пора ли начать выдворять без каких-либо объяснений все без исключения недружественные суда из российского сектора Арктики, особенно идущие в режиме радиомолчания, как Sunrise? Возможно, следует даже ввести какой-то юридический термин, например «судно, создающее опасность для судоходства и экономической деятельности в Арктике». И относиться к нему соответствующим образом.