0
6143
Газета Реалии Интернет-версия

17.10.2014 00:01:00

За порогом перемен

Сергей Одинцов
Военный врач, полковник м/с запаса

Об авторе: Сергей Сергеевич Одинцов – полковник медицинской службы запаса, бывший начальник 11-го научно-исследовательского испытательного отдела Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины МО РФ (ГНИИИ ВМ МО РФ).

Тэги: медицина, минобороны


медицина, минобороны Военным врачам приходится оказывать помощь не только в хорошо оснащенных стационарах, но и в полевых медпунктах.

В статье Виктора Никонова «На пороге перемен», опубликованной в «НВО» № 11 за 2014 год, со ссылкой на представителей МО РФ описывались успехи военной медицины в деле восстановления последствий «определенной череды разрушительных для российских Вооруженных сил событий, получивших уже нарицательное название «реформы Сердюкова–Макарова». Проходя службу в 1997–2008 годы в Государственном научно-исследовательском испытательном институте военной медицины МО РФ (ГНИИИ ВМ МО РФ) на должностях от старшего научного сотрудника до начальника научно-исследовательского испытательного отдела, мне довелось отследить накопление проблем организации медицинского обеспечения в ходе постоянного реформирования ВС РФ. Причины этого, а также предложения по решению имеющихся проблем попытаюсь изложить ниже.

АМБИЦИОЗНАЯ ПРОГРАММА

Возглавлявший Главное военно-медицинское управление (ГВМУ) МО РФ с 1993 по 2004 год генерал-полковник медицинской службы Иван Чиж уделял большое внимание вопросам технического переоснащения войскового звена медслужбы. Так, по техническим заданиям руководства ГВМУ в 1995–2004 годы в Государственном НИИ экстремальной медицины, полевой фармации и медицинской техники МО РФ (с 2000 года – ГосНИИИ ВМ МО РФ) были разработаны и испытаны различные бронированные медицинские машины (БММ) на базе БМП, БТР-80 и МТЛБ, а также специальные машины на шасси ГАЗ-66. Все они прошли войсковые испытания, были рекомендованы к принятию на оснащение, но в производство не были запущены по причине снятия ГАЗ-66 с конвейера.

В 1995–1996 годы на совещаниях руководства ГВМУ обсуждался вопрос о разработке и создании новых средств развертывания для оснащения этапов квалифицированной медицинской помощи на базе кузовов-контейнеров (КК) постоянного и переменного объема. Были выполнены НИР и ОКР по созданию технических средств медслужбы для войскового звена ВС РФ с учетом выявленных проблем медицинского обеспечения боевых действий и опыта, полученного в ходе операций в Абхазии и Чеченской Республике.

Конструирование и изготовление опытных образцов новой техники было поручено НПП «Проект – техника», которое в 1999 году изготовило опытный образец операционного (ОП) модуля на базе КК переменного объема КК4.3 и отправило его для проведения войсковых испытаний в МОСН Ленинградского ВО. В апреле 2001 года был сдан для проведения войсковых испытаний также доработанный опытный образец модуля анестезиологии и реанимации (АиР) на базе КК переменного объема КК4.3, который был продемонстрирован членам Совбеза РФ и начальнику ГШ ВС РФ генералу армии Анатолию Квашнину на выездном совещании в Краснодарском крае и получил высокую оценку.

В августе были сданы опытные образцы предоперационного (ПО), перевязочного (ПР), предперевязочного (ПП) модулей и стыковочных модулей (СТ) на базе КК постоянного объема КК4.2, а в сентябре 2001 года на базе 660-го МОСН (ЛенВО) были проведены госиспытания Операционно-реанимационного отделения (ОРО) МОСН, по результатам которых личный состав отряда дал хорошую оценку условиям обитаемости и работы в кузовах-контейнерах, сделал ряд замечаний по эксплуатационным характеристикам, приборному и инструментальному оснащению, внес большое количество предложений по улучшению эксплуатации и переоснащения функциональных модулей медицинским имуществом.

На основании анализа недостатков, замечаний и предложений, сделанных в ходе испытаний опытных образцов, Военно-научный комитет ГВМУ и Научно-исследовательский испытательный центр медицинской техники и полевой фармации ГосНИИИ ВМ МО РФ вынесли на рассмотрение руководства ГВМУ предложение о проведении комплексной НИР по созданию функциональных модулей военно-медицинского назначения для оснащения этапов квалифицированной медицинской помощи, перспективными средствами развертывания на базе КК постоянного и переменного объема.

В конце 2001 года начальник ГВМУ генерал-полковник медицинской службы Чиж утвердил выполнение работ по этой теме, получившей название «Табун». В ходе ее выполнения, за период с 2002 по 2007 год сотрудниками ГосНИИИ ВМ МО РФ совместно с коллективом НПП «Проект – техника» были разработаны, изготовлены и испытаны 14 типов специализированных модулей, кабинетов, лабораторий и т.п.

После назначения в 2004 году на должность начальника ГВМУ генерал-полковника медицинской службы Игоря Быкова работы по дальнейшему развитию технического переоснащения медслужбы ВС РФ были продолжены в направлении совершенствования организации управления частями и подразделениями медслужбы при обеспечении боевых действий войск и создания системы обеспечения медслужбы ВС РФ кислородом и медицинскими газами.

Работы по второму направлению должны были полностью решить проблему обеспечения медицинским кислородом медслужбы войск как в мирное, так и в военное время. В результате удалось создать несколько модулей, в том числе кислородные мобильные медицинские модули МКМ-К и МКМ-В с разводкой соответственно кислорода и воздуха. Изделия прошли войсковые и государственные испытания и были рекомендованы к принятию на оснащение медслужбы ВС РФ.

Комплектами основных функциональных модулей за этот период были оснащены три отряда: в МОСН ЛенВО поступили опытные изделия для проведения войсковых и государственных испытаний, в МОСНы Северо-Кавказского и Московского военных округов – доработанные и переоснащенные современными (на момент сдачи) медицинскими приборами и аппаратами отечественного производства.

Преимущества медицинских модулей в КК постоянного и переменного объема для оснащения этапов квалифицированной медпомощи было очевидным. Руководством МО РФ было принято решение о закупке двух комплектов для оснащения МОСН, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке страны. Но тут и началось самое интересное.

37-7-1_t.jpg
Полевые средства развертывания и размещения этапов медицинской помощи – одно из наиболее уязвимых мест в организации медслужбы ВС РФ.  
Фото предоставлены автором

«ХИТРЫЙ» ТЕНДЕР

Никому не известное предприятие, ныне уже обанкротившееся, не совсем понятным образом выигрывает тендер ГВМУ на закупку медтехники – в полном соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года. Результат – изготовление функциональных модулей для двух отрядов с грубыми отступлениями от рабочей конструкторской документации и не передаваемое обычными словами возмущение после ознакомления с ними временно исполняющего должность начальника ГВМУ полковника медицинской службы Анатолия Калмыкова.

Впрочем, это лишь частный случай. С началом «реформ Сердюкова–Макарова» стала рушиться вся система разработки и создания новой медицинской техники, разработки методов организации медицинского обеспечения войск с использованием новой техники и новой оргштатной структуры, закупок необходимого медицинского имущества для войскового звена медслужбы. Да и необходимость существования самой военно-медицинской службы какое-то время тоже отрицалось.

Был уничтожен ГосНИИИ ВМ МО РФ. То, что сейчас от него осталось, особенно в части разработки медицинской техники и организации медобеспечения сухопутных войск, – жалкая пародия на научно-исследовательскую организацию.

Был ликвидирован Военно-научный комитет ГВМУ, сотрудники которого работали над проблемами теории развития, подготовки и применения медицинской службы ВС, выработкой рекомендаций по совершенствованию структуры, совершенствованию форм и способов применения, развитию военно-медицинской техники, исследованию других актуальных вопросов в интересах ГВМУ.

Была извращена система закупок медицинского имущества, оборудования и специальной медицинской техники. Как пример – приобретение эрзац-автоперевязочных на шасси автомобиля «КамАЗ», изготовленных по образу и подобию выпускавшейся серийно с 1976 года АП-66. Данная перевязочная не прошла ни войсковых, ни государственных испытаний, не была табелизирована в ВС, но зато была представлена как наипоследнейшее достижение военно-медицинской мысли на многих выставках. Хотя на самом деле не соответствовала своему назначению.

И таких примеров – множество.

ЧЕРЕДА ПРОБЛЕМ

В чем же заключаются основные проблемы военной медицины сегодня?

Во-первых, отсутствует методика и система кадрового отбора должностных и руководящих лиц медслужбы для назначения на руководящие должности среднего и высшего звена. А ведь в Советской Армии кандидатура на должность начальника ГВМУ (ЦВМУ) МО СССР рассматривалась и утверждалась на заседаниях Политбюро ЦК КПСС.

Во-вторых, налицо отсутствие исследований и методических разработок по организации медобеспечения частей и подразделений ВС РФ в случае ведения боевых действий против соединений регулярных ВС вероятного противника. В мотострелковой дивизии имелся отдельный медицинский батальон (ОМеБ), куда доставлялись раненые и больные из частей и подразделений дивизии. После оказания квалифицированной медицинской помощи они эвакуировались в военные госпитали армейского и фронтового подчинения и далее в тыл страны. Сейчас полевых госпиталей нет по определению, ОМедБ в каком-то виде существуют, но роль и место в данной цепочке не определены и не совсем ясны.

Большие надежды возлагаются на МОСН! Скажу сразу – не надейтесь, ни один отряд не оправдает этих надежд. Дело в том, что НИРовские работы по созданию современного полевого лечебного учреждения госпитального уровня были прекращены в ходе «реформ Сердюкова–Макарова», поскольку Анатолием Сердюковым было принято «самое эффективное менеджерское решение» – закупить комплекты для полевых госпиталей в Германии. То, что немецкий «фельдгоспиталь» имеет нижний предел рабочих температур –17оС, никого не интересовало. Так же как и другие нюансы, в частности, инженерная подготовка места развертывания госпиталя до идеально ровного состояния (шасси – обычные автомобили – контейнеровозы) и укладка рулонных стальных покрытий на грунт для обеспечения устойчивости контейнера на мягких и влажных почвах.

В итоге ни один МОСН не готов выполнить свои задачи по предназначению по причинам некомплектности по основным функциональным модулям, разнородности внутреннего оборудования функциональных модулей, отсутствию системы обеспечения кислородом и/или кислородообогащенными воздушными смесями, отсутствию в МОСН, да и во всех ВС РФ, полевых средств размещения личного состава. Проще говоря – унифицированного палаточного фонда, отвечающего требованиям всех родов и видов ВС. И самое главное – не завершена ОКР по разработке и созданию Информационно-диагностической сети МОСН, которая должна была обеспечить связь, сбор, анализ и передачу медицинской информации со всех этапов медицинской эвакуации войскового звена, снизу вверх и наоборот, а также обеспечить лечебную работу отряда.

Отсутствует также системность в обеспечении медслужбы войскового звена медицинскими приборами и аппаратами, нет аппаратно-программных средств для профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных и нехарактерных заболеваний среди личного состава ВС.

В Советской Армии вся материально-техническая база медслужбы была более или менее унифицирована. Сейчас же в соответствии с требованиями ФЗ № 94-ФЗ закупается для войск то, что, как правило, не является современным «высокотехнологичным» медоборудованием. Так, работая в 2008 году в составе комиссии ГВМУ по проверке медслужбы СибВО и ЗабВО, в одной из частей я высказал замечание по поводу некомплектности медицинских наборов и укладок для экстренной помощи. Вины медицинского персонала части в этом не было – довольствующий орган не выделял заявляемого. В свое оправдание медсестры сказали, что осенью 2007 года был получен новый, современный электрокардиограф. Попросил показать. Да, действительно, аппарат был, что называется «только что с завода». Вот только модель его была современной аналогам зарубежного производства начала 80-х годов ХХ века. Зато стоил он очень дешево и именно поэтому и был закуплен. Видимо, слова о бесценности человеческой жизни, которые нам все время твердят, для наших чиновников являются красивой отговоркой. Деньги – дороже.

КИСЛОРОДНАЯ КОРМУШКА

Следует отметить и отсутствие системы обеспечения войск кислородом и/или кислородообогащенными воздушными смесями (с содержанием О2 не менее 90%) в военное время. Если в мирное время возможно обеспечение кислородом закупками у гражданских производителей, то в военное – это станет большой проблемой. Сложности с подвозом, неизбежный рост цен и отсутствие автономных подразделений по добыче кислорода, существовавших в ВС СССР, приведут к безвозвратным потерям среди раненых из-за невозможности обеспечить проведение наркоза или ИВЛ во время оперативных вмешательств, что уже имело место во время боевых действий в Чеченской Республике в 1995 году.

Для решения этой проблемы с конца 90-х годов по заданию ГВМУ сотрудники ГосНИИИ совместно с коллективом СКБ ЭО при ИМБП РАН разрабатывали комплекс техсредств обеспечения кислородом медслужбы ВС РФ, создав в результате целый ряд образцов оборудования. Все приборы и аппараты прошли регистрацию в системе Росздравнадзора, имеют необходимые сертификаты соответствия, закупаются и используются в водолазных подразделениях ВВ МВД и МЧС. Только чиновники Минобороны, на деньги которого эти изделия разрабатывались и создавались, отказываются принимать на оснащение медицинских частей и подразделений и закупать их. И не потому, что эти изделия в чем-то не соответствуют техническому заданию или медицинским параметрам, а просто не хотят, прекрасно зная и понимая огромную потребность войскового звена в этих приборах и аппаратах.

Причина, видимо, проста – оснастив части и подразделения медицинской службы оборудованием для производства кислорода и обогащенного кислородом воздуха, медслужба ВС РФ сама для себя станет производить кислородно-воздушные смеси. Соответственно придется прекратить закупки кислорода на стороне.

БЕССИЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ

Отсутствует у нас и плановая система модернизации подвижных медицинских комплексов войскового звена. Принято считать, что медслужба ВС РФ имеет пять МОСН, оснащенных современными средствами развертывания, которые смогут выполнить поставленные задачи. К сожалению, это не так.

Из пяти отрядов только один имеет на оснащении модуль штабной (МШ) МПМУ; модуль отделения тылового и технического обеспечения (МТТО) МПМУ; блоки энергообеспечения (БЭ4.2), водогазовой подготовки (БВГ), стерилизационный (БС), подготовки и обслуживания медоборудования, приборов и аппаратов (БМПО) и психофизиологической реабилитации (БПР); модули рецептурный и запасов, технологический и вспомогательный.

Причем все модули и блоки – опытные изделия, переданные отряду после испытаний, и имеют не устраненные по причине прекращения финансирования недостатки. Просто чиновникам из 3-го управления ГВМУ они не понравились, так как не дали возможности реализовать разработки «своих» АО с «неограниченной безответственностью».

Только один – и это уже другой отряд – имеет на оснащении модуль кислородный мобильный медицинский МКМ-В. К тому же в этом отряде все кузова-контейнеры являются опытными изделиями, оснащены устаревшей медаппаратурой и нуждаются в полной замене всего парка (изделия направлялись в отряд на испытания в 1999–2004 годы).

Не владею достоверной информацией о том, что поступило точно в отряды Центрального и Восточного ВО в 2008 году, но сомневаюсь, что эти изделия отличаются высоким качеством изготовления и наверняка уже сейчас нуждаются в капремонте, а точнее – глубокой модернизации.

Следует также указать, что до сих пор не разработано новое «Методическое руководство по организации работы МОСН при развертывании в КК постоянного и переменного объемов», хотя такая задача ставилась перед ВМедА еще в 2007 году.

Отсутствует система обучения и подготовки личного состава отрядов правилам эксплуатации материально-технических средств. Учения по развертыванию отряда проводятся в лучшем случае два раза в год, но скорее всего не более одного. Тренируются на рабочих изделиях, потому что учебных кузовов-контейнеров просто нет. О необходимости их наличия никто даже не задумывался, учения превращаются в тренировочные занятия.

Не решены вопросы организационно-штатного расписания и табельного оснащения. Каждый отряд должен быть оснащен автокраном грузоподъемностью не менее 25 т – для разгрузки-погрузки контейнеров с автомобилей и прицепов и их установки на площадке развертывания.

Отсутствуют модули санитарно-гигиенический и отдыха, для дежурной смены врачей и медсестер операционно-реанимационного и лабораторно-диагностического отделений.

Во всех отрядах КК нуждаются в доработке установка централизованной разводки для подачи кислородно-воздушных смесей и системы внутренней информационной сети.

Целесообразна также замена транспортной базы КК с шасси «КамАЗа» на «Урал», а каждые 5–6 лет – замена приборно-аппаратной базы на новые приборы (имеющиеся – передавать в стационарные госпитали округов или продавать по остаточной стоимости). Крайне необходимо введение в штат отрядов ряда дополнительных должностей, а на военное время – комендантской роты и инженерного взвода для подбора и подготовки площадки развертывания отряда и организации его обороны. Целесообразно организовать и ПВО отряда на марше и при работе на месте.

В ЧИСТОМ ПОЛЕ

Следует обратить пристальное внимание и на вопрос обеспечения подразделений полевыми средствами развертывания и размещения этапов медпомощи. Решение этой проблемы началось в 1995–1996 годы, в результате чего удалось создать и изготовить два опытных образца пневмокаркасных сооружений для подвижного комплекса медпункта полка (ПК МПП) под индексом ПСМ-5 (из прорезиненной ткани). Однако в ходе войсковых испытаний выявились различные недостатки этих изделий, был создан улучшенный вариант ПСМ-6. Внешний вид изделий, изготовленных из арамидных тканей, улучшился, но сохранились другие недостатки – большой вес, увеличение объема укладки после свертывания сооружения (остаточный воздух в контурах), протекание ткани во время дождя, светопроницаемость в темное время суток при включенном внутреннем освещении, необходимость наличия электропитания для насосов накачки при развертывании и отсутствие твердых полов.

В ходе проведения госиспытаний ПСМ-5 и ПСМ-6 практически всеми врачами было высказано мнение такого рода: «одноразовое изделие, в случае реальной работы бросим после первого развертывания, лучше в палатках УСТ или УСБ будем работать». Еще один нюанс – в 2004 году стоимость только тканевой части центрального модуля ПСМ-6 без внутреннего оснащения составляла 1,5 млн руб. Сегодня наверняка дороже. И это изделие вновь собираются закупать для нужд медслужбы…

А ведь еще в 2007–2008 годах нижегородским проектно-производственным и информационным центром «Омнимед» в инициативном порядке была разработана и подготовлена к производству палатка с наружным каркасом, которая на сегодня наиболее соответствует требованиям военных медиков. Например, палатки СМ. ПКн 36 и СМ. ПКн 52 разработаны с учетом возможности установки локальной баллистической защиты, могут стыковаться в различных комбинациях с КК через торцевые и боковые тамбуры, имеют меньшую высоту и твердый пол.

Прошу уважаемых читателей не думать, что я лоббирую ту или иную фирму. Все эти изделия я пропустил на испытаниях через свои руки. У военных врачей нет грузчиков и такелажников, они вынуждены все имущество грузить – разгружать – развертывать сами, а ведь им после этого еще к операционному столу вставать! Что хирург сможет сделать, если у него после разгрузочных работ будут дрожать руки, а ему у операционного стола еще стоять?! О каком качестве медицинской помощи может идти речь?

СРЕДСТВА ЭВАКУАЦИИ

Созданием медицинских средств воздушной эвакуации пострадавших ГосНИИИ занимался с 1970-х годов. В том числе были разработаны, изготовлены и прошли госиспытания Ми-8МБ и Ил-76 «Скальпель» в варианте «операционная-реанимационная». Недостатки – выполнение оперативных вмешательств возможно только на земле. В воздухе мешает недопустимый уровень вибраций.

Для войскового звена медслужбы ВС РФ основной задачей были, есть и будут розыск, сбор и эвакуация пораженного личного состава на поле боя. Второй по важности задачей являются возможность обеспечения сохранности жизни эвакуируемого и обеспечение комфортных условий транспортировки на последующие этапы медпомощи. И в первом и во втором случаях положение дел на сегодня обстоят весьма плохо.

В медицинской роте бригады (полка) предполагалось иметь санитарно-эвакуационный взвод из трех отделений, по 3–4 БММ в каждом отделении. Для мотострелковых частей – на шасси колесных БТР, для танковых – на базе БМП, МТЛБ (БМД для ВДВ). Экипаж машины – 4 человека (командир, водитель-санитар, два санитара-носильщика), итого во взводе – 45–55 человек и 12–15 единиц техники.

Сразу возникает вопрос: где взять эту технику? А ведь она должна быть изготовлена по определенным требованиям. И где взять личный состав для укомплектования экипажей?

Розыск и вынос раненого во время боя – труд тяжелый, требующий хорошего физического развития, храбрости, мужества, медицинских знаний и навыков. Каков вес современного солдата в полной экипировке? Навскидку – 90–95 кг (это при росте 170 см и весе 68–70 кг). Каковы должны быть физические данные санитара? Да он сам должен быть ростом 175–180 см и весить 78–85 кг, да и желательно быть практически здоровым. Какой нормальный командир отдаст такого солдата в санвзвод?

Далее, как вы, уважаемые читатели, думаете, на какое время боевых действий хватит – если они появятся в частях – БММ? По моей оценке, если после первого боя на ходу будет половина машин, это уже неплохо. Враг не будет разбираться, что там ползает по полю, а увидев знак Красного Креста, будет целиться именно в него. Даже не сжечь, а лишить хода сантранспорт – это лучше, чем уничтожить танк: столько раненых не получит своевременной помощи и не вернется в строй.

Мы на сегодня не имеем в войсковом звене средств розыска, сбора, выноса и вывоза пораженного личного состава. Санитарные носилки, конечно, имеются в достаточном количестве, но под огнем с ними не походишь. Необходима разработка и создание технических средств, облегчающих работу санитаров по розыску и эвакуации раненых и больных.

ВЫХОД ЕСТЬ

Какие же предложения по устранению упомянутых недостатков может предложить автор? Вкратце сводятся они к следующему.

Во-первых, для обеспечения преемственности и оптимизации руководства медслужбой силовых министерств и ведомств в вопросах медицинского документооборота, стандартизации оказания медпомощи военнослужащим и членам их семей, организации материально-технического снабжения разработать федеральный закон о Главном военно-медицинском управлении ВС РФ с подчинением медслужб силовых министерств и ведомств его начальнику по вопросам медицинского обеспечения личного состава, находящегося на военной службе в силовых структурах в мирное и военное время. Причем все основные нормативные документы для структур, где предусмотрено прохождение военной службы, вводить в действие приказами Верховного главнокомандующего ВС РФ.

Во-вторых, решать вопрос о подборе, подготовке и назначении на руководящие должности офицеров медслужбы, способных проявить нестандартное мышление, творческую инициативу, разносторонне развитых и эрудированных, способных разобраться с любым вопросом или проблемой, оценить важность и принять грамотное и квалифицированное решение. При этом не принимать во внимание наличие у кандидата ученых степеней или званий. Знаний по теме диссертации у соискателя может быть много, а вот с умением творчески мыслить могут быть проблемы.

В-третьих, необходимо воссоздать при ГВМУ Военный научно-технический комитет и восстановить в прежнем статусе Научно-исследовательский испытательный центр войсковой медицины, медицинской техники и полевой фармации, определив его основным разработчиком новой военно-медицинской техники и медицинского оснащения войск. При этом одним из отделов центра должен стать Отдел анализа, перспективного планирования и развития медицинской службы ВС РФ.

В-четвертых, следует организовать научно-исследовательскую работу по поражающим факторам современных боеприпасов по направлениям: определение возможностей медслужбы по оказанию медпомощи раненым при применении современных средств поражения с проведением полигонных испытаний на манекенах, муляжах и подопытных животных; и определение устойчивости подвижных медицинских комплексов и технических средств медслужбы для развертывания полевых медицинских учреждений к воздействию поражающих факторов современного оружия. Также необходимо возобновить и завершить НИР и ОКР по техническому, программно-аппаратному, комплектно-табельному оснащению и организационно-штатному расписанию МОСН на базе кузовов-контейнеров постоянного и переменного объемов.

В-пятых, необходимо совершенствование системы управления медслужбы войскового звена (единый учет и отчетность, табелизация компьютерного оснащения и средств связи), создание системы обеспечения медслужбы ВС РФ кислородом и/или кислородообогащенными воздушными смесями, а также организация разработки и производства бронированных медицинских машин для сбора и эвакуации раненых с поля боя (ТЗ на данный вид техники необходимо разрабатывать уже сейчас).

И, наконец, необходимо внедрение регулярной плановой системы модернизации подвижных медицинских комплексов для развертывания полевых медицинских учреждений.

Все вышеперечисленное – лишь малая часть проблем организации военного здравоохранения. Все охватить и предусмотреть, конечно, невозможно, но проблемы эти надо решать заблаговременно.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
3226
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
3330
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
3057
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
2480

Другие новости