0
18968
Газета Реалии Интернет-версия

28.11.2014 00:01:15

Военный бюджет особого периода

Тэги: бюджет, минобороны, минфин, правительство, госдума, ввп, пенсии, денежное довольствие, оборонные расходы


бюджет, минобороны, минфин, правительство, госдума, ввп, пенсии, денежное довольствие, оборонные расходы Член думского комитета по обороне Виктор Заварзин еще пытается убедить коллег-парламентариев в том, что индексация денежного довольствия и военных пенсий должна быть полноценной и своевременной. Фото РИА Новости

В Госдуме РФ на прошлой неделе в третьем (окончательном) чтении принят проект Федерального закона № 611445-6 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Одна из его главных особенностей – значительный рост расходов на национальную оборону в 2015 году. В сравнении с 2014 годом они вырастут сразу на 33% – с 2,471 трлн руб. до 3,287 трлн руб. Это составит 4,2% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Относительные расходы на национальную оборону в 2016–2017 годах будут соответственно уменьшены до 3,7 и 3,6% от ВВП. Но это тоже значительные показатели, которых Россия ранее не имела. Как отмечается в Заключении думского комитета по обороне № 108/1.1 от 9 октября 2014 года на законопроект о бюджете, они «значительно выше параметров 2014 (3,4%), 2013 (3,2%), 2012 (3,0%) годов».

Основные показатели военного бюджета РФ в этой публикации представлены в таблицах на третьей странице газеты.

Обращает на себя внимание, что в подготовленных в июле 2014 года правительством Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (ОНБП-2017) расходы на нужды обороны планировались еще в больших масштабах. Но правительство несколько сдержало военные аппетиты. И понятно почему – в РФ и мире надвигается еще больший экономический кризис, нестабильность усиливается санкциями, введенными США и Западом против нашей страны в связи с событиями на Украине. Между тем трагедии из этого наши политики не делают. Член комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник Виктор Заварзин считает, что оборонные расходы на 2015–2017 годы смогут обеспечить обороноспособность нашей страны и отразить любую военную агрессию. В подписанном им Заключении думского комитета по обороне № 108/1.1 на проект закона о бюджете-2015–2017 прямо говорится о том, что «выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных сил РФ».

Отмечается, что основное место в структуре расходов раздела «Национальная оборона» составляет подраздел «Вооруженные силы Российской Федерации», на который приходится в 2015–2017 годах от 81,2% до 86,5% расходов. Главным распорядителем бюджетных средств по подразделу является Минобороны России (более 90%).

Вместе с тем в Заключении думского комитета по обороне обращается внимание, что «в проекте федерального бюджета, как и в предыдущие периоды, в разделе «Национальная оборона» не запланированы расходы по отдельным подразделам, например, по подразделу «Модернизация Вооруженных сил Российской Федерации и воинских формирований».

В упомянутом заключении также отмечалось, что в ходе обсуждения проекта закона о бюджете необходимо предусмотреть «выделение дополнительных бюджетных ассигнований» на тыловые и социальные нужды военнослужащих. 

Военные депутаты, в частности, требовали «возобновления проезда на безвозмездной основе военнослужащих и членов их семей один раз в год к местам использования отпуска и обратно», а также увеличения пенсий для отставников. Но эти вопросы депутаты Госдумы, как известно, оставили без внимания. В частности, предусмотренное в бюджете увеличение на 5,5% окладов денежного довольствия военнослужащих и пенсий отставников будет без учета уровня реальной инфляции в стране, которая прогнозируется в 9–10%.

Не прибавила много денег Госдума и в связи проблемами по переводу армии на профессиональную основу. В частности, комитет по обороне был озабочен тем, что «бюджетных ассигнований на обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями и дальнейшее формирование фонда служебного жилья в 2015–2017 годах проектом федерального бюджета не предусмотрено». После обсуждения законопроекта о бюджете на 2015–2017 годы деньги на это выделили, но в очень маленьких объемах. Не повышены в бюджете расходы и на вещевое довольствие военных. По мнению думского комитета по обороне, на эти цели дополнительно необходимо только в 2015 году 29,3 млрд руб.

В проекте бюджета-2015–2017 дополнительные деньги предусмотрены только на выплату денежного довольствия контрактников, как требует подписанный президентом Владимиром Путиным 7 мая 2012 года Указ № 604. Этим документом, как известно, поставлена задача ежегодно в течение пяти лет увеличивать численность военнослужащих, проходящих службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек, чтобы довести их общую численность к 2017 году до 425 тыс. человек.

Минобороны сейчас набирает в армию профессионалов даже в больших объемах. Однако в связи с преждевременным расторжением контракта их прослойка в войсках пока формируется в более низких пропорциях, чем требует указ президента. Поэтому военные депутаты написали в заключении на проект бюджета-2015–2017, что «отсутствие в необходимом объеме служебного жилья для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является одним из основных факторов текучести кадров и не позволяет обеспечить комплектование ВС РФ данной категорией военнослужащих». Комитет по обороне предлагает «восстановить финансирование федеральной целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту... (2009–2015 годы)» в объеме 82,0 млрд руб.». По словам Заварзина, в проекты бюджета на 2015–2017 годы на эти цели будет выделено всего 10 млрд руб.

Комитет по обороне предлагал, по сути, увеличить военный бюджет еще на 10–15%. Это притом, что из военного бюджета-2015–2017 уже убрали, то есть переписали на гражданские статьи некоторые расходы. В частности, финансовое обеспечение накопительных взносов на именные накопительные счета военнослужащих – участников накопительно-ипотечной системы (НИС) с 2015 года теперь значится в разделе бюджета «Социальная политика». А это немалые деньги. На НИС в 2015 году запланированы суммы в 81,546 млрд руб., в 2016 году – в 83,911 млрд руб. и в 2017 году – в 89,107 млрд руб.

В проекте закона о бюджете страны на ближайшую трехлетку в 2017 году резко (на 10%) по сравнению с прошлым годом планируется сократить расходы на денежное довольствие военнослужащих и гражданского персонала армии. Данное обстоятельство Минфин объясняет давно намеченным в правительстве сокращением численности личного состава силовых структур на 10%. Между тем ранее руководство военного ведомства выступало против количественного сокращения армии.

«Снижение цен на нефть, санкции и экономический кризис, безусловно, отрицательно сказываются на хозяйстве страны. Рост ВВП замедлился, если не сказать, что прекратился. В то же время модернизировать армию, укреплять обороноспособность страны надо продолжать», – объясняет ситуацию военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев.

«Заметим, что бюджет РФ на ближайшие три года был рассчитан исходя из цены на нефть в 90 долл. за баррель. А сейчас стоимость нефти на мировых биржах колеблется в районе 80 долл. за баррель. Вполне понятно, что в ближайшие годы России шиковать не придется, ведь помимо проблем с нефтью на экономику РФ отрицательным образом влияют также санкции США и Запада», – отмечает член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков.

Он, как и другие эксперты, бюджет страны на ближайшие три года в целом оценивает как напряженный. «Правительству придется урезать финансирование многих программ. Но оборона останется в приоритете... Удельный вес расходов на нее в общем объеме расходов федерального бюджета в 2015 году составит 21,2%, в 2016 году – 19,6% и в 2017 году – 19,9%. Среди прочих 13 основных разделов федерального бюджета на 2015 год рост доли в общей сумме расходов предложен правительством и поддержан депутатами лишь по разделу «Социальная политика», – информирует Родюков.

nvo_043_table1.jpg

Увеличить таблицу

nvo_043_table2.jpg

Увеличить таблицу


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
401
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
300
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
365
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
377

Другие новости