Сенатор Дайэнн Файнстайн считает ядерное оружие анахронизмом холодной войны. Фото Reuters
В первых числах декабря председатель Комитета по разведке американского Сената (КРС) и достаточно влиятельный политик Дайэнн Файнстайн в одной из крупнейших столичных газет Америки Washington Post выразила свое несогласие с ядерной оборонной политикой Белого дома. Сенатор заявила, что громадные ядерные арсеналы Пентагона совершенно излишни и их существование ничем не оправдано. «Мы живем в 2014-м, а не в 1980-м. Мир стал совершенно другим, и мы должны строить свои планы в соответствии с реалиями», – заявила парламентская начальница всех американских спецслужб.
ДО И ПОСЛЕ ХОЛОДНЫХ БИТВ
Г-жа Файнстайн является не только одной из главных политических контролеров спецслужб, но и возглавляет подкомитет Сената по ассигнованиям на развитие энергетики и водных ресурсов, который рассматривает все вопросы финансирования строительства военных объектов для всех видов ВС США, осуществляемого инженерными войсками Пентагона. Она также входит в несколько комитетов верхней палаты американского парламента, занимающихся вопросами военного строительства. Поэтому не будет ошибкой сказать, что эта дама очень широко осведомлена обо всех военно-политических маневрах и действах военного ведомства Америки.
Одна из самых богатых долгожительниц северного крыла Капитолия напомнила, что во время холодной войны США и Советский Союз «погрязли в болоте гонки вооружений». По ее словам, существовавшие противоречия, стремление к доминированию в мире и страх друг перед другом заставил обе стороны накопить в своих ядерных арсеналах более 30 тыс. единиц ядерного оружия. Это делалось исходя из постулата о необходимости гарантированного уничтожения вероятного противника. Кремль и Вашингтон ни в чем не хотели уступать друг другу и тратили огромные деньги на оборону.
Но в современных условиях ядерное оружие стало крайне тяжелой финансовой ношей, не позволяющей Пентагону быстро сократить свои расходы, чтобы направить сэкономленные средства на решение более приоритетных задач, таких как борьба с ИГИЛ и защита Америки от кибератак.
Файнстайн подчеркнула, что в прошлом году специалисты Бюджетного управления Конгресса подсчитали сумму ассигнований, которые в ближайшие 10 лет придется выделить Пентагону на сохранение ядерного потенциала на современном уровне. На решение этой задачи потребуется не менее 355 млрд долл. Однако в таких расходах, как утверждает сенатор, нет никакой необходимости.
Ядерная триада ВС США обладает значительно большим количеством ядерных боеприпасов, чем это нужно для обеспечения национальной безопасности, полагает Файнстайн. Расходы на эти вооружения существенно ослабляют возможности федеральных властей по решению других приоритетных задач обеспечения национальной безопасности. Настало время, когда американские политики и военные должны серьезно и глубоко задуматься над тем, как можно существенно сократить количество атомных бомб и ракет.
По данным на конец апреля этого года, на вооружении Пентагона состоит 4804 единицы ядерного оружия. А если учесть те ядерные вооружения, которые стоят в очереди на демонтаж, и их запасы, хранящиеся на военных складах, то в настоящее время Америка располагает 10 тыс. ядерных боеприпасов, часть из которых обладает в 100 раз большей разрушительной силой, чем бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки. И ценность этого арсенала, заявляет Файнстайн, состоит лишь в том, что он является неким инструментом предотвращения мировой войны.
Между тем все необходимые шаги по снижению ядерных запасов предпринимаются с различной степенью интенсивности. За последние пять лет к весне этого года с вооружения было снято только 309 боеголовок, то есть существенно меньше, чем это делалось в трех предыдущих пятилетках. Но больше всего сенатора беспокоит то, что за последние три года ежегодные расходы только на содержание и производство ядерных вооружений выросли с 6,9 млрд долл. (апрель 2011 года) до 8 млрд (январь 2014 года). Рост на 16%.
«В эпоху бюджетного «секвестра», когда военный бюджет в каждом финансовом году должен снижаться на сумму почти в 29 млрд долл., планы по модернизации ядерного оружия ведут нас в прямо противоположном направлении», – пишет Файнстайн. Она также отмечает, что, по оценкам специалистов Центра изучения проблем нераспространения ядерного оружия им. Джеймса Мартина, в предстоящие 30 лет на развитие ядерной триады Америке придется потратить более триллиона долларов. Таких расходов на ядерное строительство ВС США не наблюдалось с 1980-х годов, когда Пентагон и Министерство энергетики разрабатывали, испытывали и производили новые ядерные вооружения, а их запас был в три раза больше, чем сегодня.
По мнению Файнстайн, новый договор по сокращению наступательных вооружений СНВ-III, предусматривающий, что к 2018 году каждая сторона будет поддерживать в боевой готовности только по 1550 единиц ядерных вооружений, является весьма разумным первым шагом на пути сокращения ядерного оружия США и России. Однако она убеждена, что Америка должна предпринять дополнительные шаги, поскольку в договоре говорится только о развернутых средствах и он не касается ядерных запасов, хранящихся на складах, которые и называют «ядерным забором».
В настоящее время в состоянии готовности к применению находится только 1600 ядерных единиц, 3204 хранятся на складах. Сенатор полагает, что содержание запасов ядерного оружия необходимо, но не в таких чрезмерных количествах. При этом она ссылается на мнение бывшего председателя ОКНШ генерала Колина Пауэлла, который тоже говорил о бесполезных запасах ядерного оружия. Файнстайн утверждает, что сегодня США без ущерба для своей безопасности и ведения крайне сложных двусторонних переговоров могут просто избавиться от этого оружия, что позволит сохранить многие сотни миллионов долларов.
ЯСТРЕБИНАЯ ОТПОВЕДЬ
На заявления и призывы Файнстайн практически моментально отреагировал председатель подкомитета по стратегическим ядерным силам Комитета по ВС палаты представителей республиканец Майк Роджерс. 8 декабря он направил в редакцию Washington Post письмо, в котором раскритиковал «ядерную позицию» своей коллеги по конгрессу.
«Призыв сенатора Файнстайн к дальнейшему сокращению запасов ядерного оружия США демонстрирует полное игнорирование реальной действительности. Ее заявление о том, что «современный уровень текущих расходов на ядерное оружие не нужен и не соответствует жизненной необходимости», находится в прямом противоречии с мнением администрации Обамы», – указано в письме.
Конгрессмен привел слова бывшего заместителя МО США Эштона Картера, который скорее всего, после утверждения Сенатом, будет возглавлять Пентагон. В 2013 году, отметил Роджерс, Картер в одном из своих выступлений сказал, что непосвященные могут удивиться, когда узнают, что ядерное оружие стоит не так дорого, как считается. Он подчеркнул, что расходы на этот вид вооружений совсем не определяют общий объем военного бюджета, а введение контроля над ним не позволит «сэкономить огромные средства».
«Как признал г-н Картер, фактом остается то, что средства, расходуемые на ядерное оружие, составляют только 4% военного бюджета США и менее 1% федерального бюджета. Жалобы г-жи Файнстайн на то, что стоимость ядерного оружия США «негативно влияет на реализацию приоритетных задач обеспечения национальной безопасности» в такой же степени необоснованны», – написал Роджерс. Он напомнил о словах еще действующего главы военного ведомства Чака Хейгела, сказанных им месяц назад. Хейгел заявил, что средства ядерного устрашения играют «важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности» и что они «являются высочайшим приоритетом» деятельности Пентагона. «Ни один из других видов вооружений, которыми мы располагаем, не представляет для нас большую важность», – объявил Хейгел.
Роджерс также заявил, что в то время как Россия продолжает нарушать Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, размещает на «украденной у Украины территории ядерное оружие» и направляет его в сторону стран НАТО, «призывы г-жи Файнстайн к одностороннему разоружению США «лишены всякого здравого смысла». «Ядерное оружие не только не ломает систему остальных приоритетов обеспечения национальной безопасности, а является инструментом их поддержания», – констатировал он.
УСМИРЕНИЕ НЕПОКОРНЫХ РОССОВ
И Америка действительно вряд ли пойдет по пути, предложенному Дайэнн. Весной этого года сенатор-республиканец Боб Коркер представил в верхнюю палату американского парламента проект закона под названием «О предотвращении агрессии России – 2014». В его подготовке принимали участие 26 однопартийцев сенатора, широко известных своей «любовью» ко всему русскому, включая крупного русофоба, члена Комитета по ВС сената Джона Маккейна. Законопроект уже прошел два чтения и ожидает третьего. Эксперты считают, что таким образом американские ястребы хотят законодательно оформить свои акции по развалу России и утверждению первенства США на планете.
Законом предусматривается проведение множества мероприятий, направленных против Кремля, начиная с «развития демократии» и кончая расширением масштабов радиопередач на русском языке «Голоса Америки», адресуемых жителям стран бывшего СССР и, прежде всего Украины, Молдавии и Грузии. Так, на установление полной демократии в России в 2015–2017 годах должно быть выделено 30 млрд долл., то есть по 10 млрд в год, что значительно больше 5 млрд, которые Америка потратила на Украину.
Вполне естественно, что звучат в законопроекте и военные мотивы. В частности, предусматривается юридическое оформление определенных трансформаций ВС США в Европе и войск НАТО, а также повышение обороноспособности новых союзников Америки по альянсу и кандидатов в члены блока. На это тоже потребуется немало долларов, но капитолийских «ястребов» данный факт не смущает. Они готовы изрядно потрясти бюджет и получить из него средства для Пентагона, чтобы потом пополнить дивидендами, но уже свои собственные карманы.
Намерены они и сохранить ядерную мощь Америки, запретив президенту без согласия Сената заключать какие бы то ни было договоры с правительством РФ о сокращении ядерных вооружений. Более того, наиболее радикально настроенные парламентарии хотят запретить президенту проведение мероприятий по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, СНВ-III. Республиканцы предлагают заморозить этот договор до решения вопроса о территориальной целостности и суверенитете Украины и ликвидации угрозы со стороны России. Новым законом должны быть аннулированы и договоренности между двумя странами об обмене разведывательными данными и Cоглашение об открытом небе.
Но нельзя не вспомнить о том, что летом прошлого года в Берлине в своем выступлении у Бранденбургских ворот Обама заявил собравшимся, что миру по-прежнему серьезно угрожают ядерные арсеналы, оставшиеся со времен холодной войны. Он пообещал, что Америка будет всячески способствовать созданию мира, свободного от оружия массового уничтожения.
Однако все эти тезисы главного обитателя «хижины дяди Барака» полностью не соответствуют действительности. В резолюциях саммита НАТО, состоявшегося в Чикаго, была сформулирована новая концепция применения тактического ядерного оружия (ТЯО). В июне 2013 года документ был одобрен Вашингтоном. После окончания холодной войны это уже третья по счету корректировка ядерной стратегии Запада с момента выхода Америки в одностороннем порядке из Договора по ПРО и начала строительства системы противоракетной обороны в Европе.
Наличие своих ядерных вооружений в Европе Белый дом оправдывает возрастанием значения ТЯО, являющегося базой для регионального сдерживания. Американские политики и чиновники постоянно заявляют о том, что это оружие обеспечивает и поддержание на необходимом уровне политического и военного единства стран – членов НАТО.
В настоящее время в арсенал ТЯО США входит около 800 ядерных авиабомб В61. При этом на вооружении тактических ядерных сил НАТО находятся 150–200 таких бомб. Они размещены на АБ ВС США в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах и Турции. Нахождение ТЯО Пентагона на территории этих государств регламентировано двусторонними соглашениями.