0
20419
Газета Реалии Интернет-версия

30.01.2015 00:01:05

Восточно-украинский фронт снова в огне

Тэги: украина, новороссия, донбасс, дебальцево, порошенко, су 24, тимошенко, турчинов, яценюк, псаки, госдеп, сша


украина, новороссия, донбасс, дебальцево, порошенко, су 24, тимошенко, турчинов, яценюк, псаки, госдеп, сша Танк – самое надежное транспортное средство на войне. Фото Reuters

Официальный Киев может утверждать что угодно, но именно украинская сторона, нарушив Минские договоренности, перешла в наступление на Новороссию. В ход пошла тяжелая артиллерия, бронетехника, а в небе над Донбассом появились фронтовые бомбардировщики Су-24. Все это называлось, как выразился президент Петр Порошенко, «дать по зубам сепаратистам и террористам». Однако получилось с точностью до наоборот: украинские войска сдали аэропорт, потеряли несколько ключевых населенных пунктов, а теперь им грозит окружение под Дебальцевом и в районе Старобельцево. Фронт приближается и к Мариуполю, из которого от греха подальше уходит мирное население. При этом руководство непризнанных республик заявляет, что больше не верит в мирные переговоры и не скрывает планов выйти с боями на административную границу и полностью взять под свой контроль территорию Донецкой и Луганской областей.

Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, предсказать сложно, поскольку прогнозы на войне занятие неблагодарное. Но есть и очевидные вещи: даже при численном превосходстве в живой силе и боевой технике украинская армия уступает боевым формирования ополченцев – не помогла ни американская военная помощь, за которую так ратовал сенатор Джон Маккейн, ни тотальная мобилизация. А когда стало понятно, что блицкриг снова не получился, Петр Порошенко и вместе с ним вся президентская рать снова бросились за поддержкой в Европу и Америку, то есть к своим союзникам.

И хотя в Киеве события на юго-востоке скромно называют АТО – антитеррористическая операция, всем давно понятно, что на самом деле речь идет о глобальном геополитическом противостоянии, в котором и Петр Порошенко, и премьер Арсений Яценюк, и секретарь СНБО Украины Александр Турчинов, время от времени для форсу переодевающиеся в натовский камуфляж, – всего лишь пешки, притом не очень успешно справляющиеся с поставленными задачами. Ну а сама украинская армия – потенциальное пушечное мясо. Не зря же в политическом обиходе появился пассаж, будто США готовы воевать в Донбассе до последнего украинского солдата.

ВОЙНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Трудно сказать, насколько сильно Петр Порошенко любит Украину, но власть он любит определенно сильнее, о чем автор этих строк впервые услышал от Юлии Тимошенко, когда после оранжевой революции она возглавила кабинет министров. И в отличие от Петра Алексеевича, который тогда пребывал всего лишь в кумовьях у Виктора Ющенко и преуспел разве что в шоколадном бизнесе, имела больше прав на премьерское кресло. Впрочем, и позднее, практически до второго майдана, окончившегося, как известно, госпереворотом, Порошенко не числился на первых позициях в украинской политической элите, хотя и не пожалел денег на свержение Виктора Януковича. Это ему, безусловно, зачлось. Ну а основная причина, почему Госдеп США поддержал на президентских выборах именно Порошенко, только в том, что другого выбора не было. 

Ну не делать же ставку на нерукопожатного лидера пронационалистической «Свободы» Олега Тягнибока или на боксера Виталия Кличко? Не имели шансов и другие потенциальные претенденты: Арсений Яценюк – потому что даже на вид не казацкого рода, а Александр Турчинов не рассматривался, поскольку протестантский пастор по определению не может возглавлять Соборную Украину, к тому же первые военные неудачи на юго-востоке и потеря Крыма связаны именно с его беспомощным руководством в период исполнения президентских обязанностей.

Не секрет, что Украина проголосовала за Петра Порошенко еще и потому, что он обещал остановить войну. Сделать для этого надо было самую малость – дать русскоязычному населению на востоке возможность разговаривать на родном языке (например, в Швейцарии многоязычие никого вообще не волнует) и приструнить националистов, которые распространение «украинскости» понимают как карательную операцию при артиллерийской и авиационной поддержке. И тогда бы Украина осталась бы в своих географических пределах, а сын вице-президента США Джо Байдена уже давно добывал бы в Донбассе сланцевый газ – производство вредное, зато дополнительные рабочие места для местного населения.

Но националисты, которые и добыли для Порошенко власть на майдане, не дали ему стать миротворцем. А потом и в Вашингтоне сообразили, что в противостоянии с Москвой вооруженный конфликт на границе с Россией намного выгоднее, чем сланцевый газ. Под это дело можно сколько угодно объявлять санкции (вот уже очередные оговариваются) и эффективно бороться с конкурентами. С Россией – за европейский углеводородный рынок, да и с самим Евросоюзом, де-факто уже потерявшим российский рынок, тоже. В результате американская экономика не только первой выбралась из рецессии, но и демонстрирует практически пятипроцентный рост, а Европа вынуждена сворачивать производство.

В общем, кроме Америки, в проигрыше оказались все. Сильно пострадала и российская экономика. Но не настолько, как хотелось бы за океаном. У так называемого украинского проекта, который, что уже очевидно, разрабатывался в США, более радикальные планы – раз и навсегда поставить Россию на колени, довести этот ненавистный геополитический субъект до максимально ничтожного состояния. Для чего руками подконтрольной Америке киевской власти делается все, чтобы втянуть Россию непосредственно в боевые действия или хотя бы усадить за стол переговоров в качестве участницы конфликта. И где не помогают дипломатические уловки, в ход идут откровенные провокации наподобие катастрофы малайзийского авиалайнера Boeing 777 под Донецком. Но если бы его действительно сбил расчет российского ЗРК «Бук-2М», как об этом трубили по горячим следам, западные эксперты, наверное, уже давно выложили бы доказательства на стол. А так приходится помалкивать и сетовать на незадачливых украинских коллег, которым даже простое дело поручить невозможно…

Не сильно помогли и другие домашние заготовки. Впрочем, на Западе уже научились извлекать пользу и из откровенных просчетов Киева. Когда ополченцы выбили «киборгов» из аэропорта, на берегах Днепра вновь заговорили о том, что, дескать, пора объявлять России войну. Но неразумных мюнхгаузенов вовремя одернули, и Арсений Яценюк своим постановлением объявил всего лишь режим чрезвычайной ситуации на территориях Донецкой и Луганской областей и режим повышенной готовности на всей территории Украины. При этом пришлось разъяснять перепуганному народонаселению, что это еще не война, что между чрезвычайной ситуацией и чрезвычайным положением и военным положением большая разница. Ну а призыв Юлии Тимошенко выйти из СНГ – и вовсе пустая игра слов, поскольку Украина в этой организации уже давно скорее призрак, нежели участник.

Но вся беда в том, что ситуация на Украине и в военных делах, и в экономике действительно очень тяжелая, а популярность власти практически на нуле. Весь вопрос только в том, как быстро попросят Петра Порошенко освободить кресло и сможет ли он уйти с миром.

Президент Украины Петр Порошенко в зоне боевых действий.	 Фото Reuters
Президент Украины Петр Порошенко в зоне боевых действий. Фото Reuters

ВОЙНА ИНФОРМАЦИОННАЯ

Не так давно на Украине появилось Министерство информационной политики, прозванное «министерством правды», а в нем – департамент по вопросам информационной войны. Самая свежая инициатива этого ведомства – борьба со спутниковыми антеннами, потому что другого дела нет, так как украинское информационное поле и без того уже зачищено до основания. Остается еще Интернет, но и его не проблема перекрыть, тогда можно без оглядки говорить, будто ополченцы сами себя бомбят и обстреливают «градами», а нацгвардейцев в Донбассе встречают с оркестром. А так приходится придумывать оправдания – например, артиллерийским и ракетно-бомбовым ударам по населенным пунктам. Вот самое оригинальное: дескать, при освобождении городов СССР во время Второй мировой Красная армия тоже применяла артиллерию, иначе населенный пункт без потерь не взять.

Логика с военной точки зрения безупречная. Но вся разница в том, что украинские телезрители видят преимущественно говорящие головы, а на российском телевидении показывают еще и реальную картинку – разрушенные кварталы, убитых и покалеченных стариков, женщин, детей. И когда украинских военнопленных специально привозят на места их «подвигов», они сильно удивляются, потому что у них совершенно другая информация.

Кстати, никто так и не обнаружил те 9 тыс. российских военнослужащих и 500 танков, о которых Петр Порошенко говорил в Давосе, даже на все готовая Джен Псаки вынуждена была признать, что Госдеп такими сведениями не располагает. Но в Киеве давно усвоили, что самая откровенная ложь, оперативно вброшенная в информационный оборот, какое-то время сходит за правду. Ну а если ложь еще и хорошо подана, то ей и вовсе цены нет. Например, траур по погибшим в расстрелянном украинской артиллерией донецком троллейбусе Киев поспешил объявить первым. Или обстрел жилого квартала в Мариуполе. Еще не установлено, откуда велся огонь, а Киев уже вовсю скобит. Воистину информационный цинизм – тоже оружие.

ПРОСТО ВОЙНА

Обстановка на Восточно-украинском фронте меняется с такой быстротой, что отслеживать ее можно только в режиме online. Но есть и «вечные» вопросы. Один из таких сформулировал не очень большой русофил Альфред Кох: как так получается, что «при огромном превосходстве в численности украинской армии (ВСУ насчитывает около 200 тыс. человек) они отступают, а сепаратистов вместе с путинскими войсками от силы 30–40 тыс., и они наступают?» Ответил ему Борис Немцов, тоже не большой поклонник Владимира Путина. Он правильно заметил, что к началу боевых действий армии у Украины практически не было – все растащили и распродали. Правда и то, что четыре волны мобилизации не дали украинской стороне качественного превосходства, поскольку за месяц научить воевать загнанных в казармы студентов и бывших колхозников невозможно. Тем более если они идут на братоубийственную войну из-под палки. Нет большого толка и от тех, кто собрался подзаработать на войне, причем эта истина справедлива для подобного рода участников конфликта с обеих сторон. Ну а самая главная причина, как справедливо отмечает Борис Немцов, в «чрезвычайном разгильдяйстве (в тексте – непечатное слово. – «НВО») украинской власти и отсутствии управленческого опыта, а также вере, что заграница им поможет и санкции Путина остановят».

Что правда, то правда – с военными профессионалами на Украине большая беда. Прежде всего потому, что формировалось украинское воинство по идеологическому принципу: «свидомый – несвидомый». Но воевать-то приходится не языком, поэтому и меняли на Украине министров обороны как перчатки. Сейчас этот пост занимает генерал-полковник Степан Полторак, который окончил командное училище МВД СССР и пока что не сильно преуспел. А руководит АТО начальник генштаба Украины генерал-полковник Виктор Муженко, дослужившийся в советское время только до комбата. В свое время он буквально на крови клялся, что полностью зачистит Донецкую и Луганскую области к сентябрю. Что получилось на самом деле, хорошо известно – от полного разгрома украинскую армию спасли начавшиеся (кстати, по инициативе России) мирные переговоры в Минске. И хотя генерал Муженко удержался на должности, на Украине его считают главным виновником за «Иловайский котел», в котором погибли сотни украинских военнослужащих. А теперь, после Донецкого аэропорта, украинские СМИ напрямую обращаются к главковерху Порошенко с требованием «убрать этого дурака», а то он, дескать, накомандует. Кстати, СК РФ возбудил уголовное дело против Виктора Муженко и экс-министра обороны Украины Валерия Гелетея, якобы отдававших приказы уничтожать русскоязычное население ДНР и ЛНР.

А теперь что касается западной помощи. Можно не сомневаться, в полном объеме обещанные миллиарды Украина вряд ли уже получит – только самое необходимое для поддержания конфликта на границе с Россией. А зачем платить больше, если главную задачу киевские власти уже выполнили – помогли США подстроить этот изменчивый мир под их стратегические интересы?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
790
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1042
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
837
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
681

Другие новости