0
9726
Газета Реалии Интернет-версия

03.04.2015 00:01:00

Неприкасаемые статьи бюджета

Тэги: минобороны, бюджет, минфин, армия, пенсия, шойгу, гпв


минобороны, бюджет, минфин, армия, пенсия, шойгу, гпв Государственная программа вооружения стала локомотивом для развития российской промышленности. Схема предоставлена пресс-службой Министерства обороны РФ

Общие расходы Министерства обороны России в 2015 году составят 3,6 трлн руб. Это 4,6% от ожидаемого валового внутреннего продукта нашей страны (3,7% – в 2014 году). Такие параметры бюджета наконец-то полностью согласованы между военным ведомством и Минфином. Они включены в закон. И в прошлую пятницу Государственная дума приняла в первом чтении поправки в федеральный бюджет на 2015 год, в соответствии с которыми сокращены некоторые статьи оборонного бюджета. Правда, военным удалось отбиться от сокращения расходов на 10%, которого требовало правительство от всех силовых ведомств, и убедить всех, что секвестр не должен превышать 3,8%. Больше того, было доказано, что сокращение объемов финансирования Госпрограммы вооружений и социальных статей вообще неприемлемо.

По этому поводу заместитель министра обороны Татьяна Шевцова, отвечающая за организацию финансового обеспечения Вооруженных сил, сказала ответственному редактору «НВО»: «Мы защитили все параметры нашего бюджета на 2015 год. Нас частично коснулось секвестирование в объеме 3,8%. Но здесь нужно отметить, что в силу экономической ситуации в стране мы сами принимаем меры по эффективному расходованию бюджетных средств, и особенно важно то, что не произошло как такового секвестра базовых объемов. Ведь по поручению министра обороны мы в 2013 и 2014 годах тщательно просчитали базовые объемы: сколько нам нужно на вещевку, на коммуналку, на стройку, на обеспечение повседневной жизнедеятельности войск и так далее. Четко определили, например, что на вещевую службу в 2014 году потребовалось 28 млрд руб. Это и есть базовый объем по вещевке. Теперь в 2015 году мы можем обоснованно увеличить его на индекс дефлятора и будем так же двигаться дальше. Собственно, такой подход и позволил нам отстоять свой бюджет перед Минфином».

УДОБНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

По словам Шевцовой, в министерстве разработана программа «Эффективная армия», которая представляет собой комплекс решений по всем направлениям жизнедеятельности Вооруженных сил РФ. Они помогли заметно повысить эффективность расходования бюджетных средств. Эти тщательно выверенные значения, собственно, и позволили убедительно обосновать проведение секвестра в 3,8%, но никак не в 10%, чего изначально требовал Минфин.

По программе «Эффективная армия» предусмотрено, скажем, «совершенствование военно-строительного комплекса, внедрение типовых стандартов проектирования и строительства». В Вооруженных силах теперь возводятся типовые штабы, типовые казармы, типовые столовые, спортзалы и т.д. Приняв решения по типовым проектам, ведомство добилось серьезной экономии на проектных разработках в каждом отдельном случае строительства нового объекта. «Нам не надо каждый раз заново делать проектную документацию, – разъяснила Шевцова. – Это экономит и время, и деньги. То есть статью по разработке проектно-сметной документации мы могли спокойно секвестировать, не затрагивая те базовые объемы финансирования, которые у нас были заложены в бюджет ранее».

И таких проектов в состав программы «Эффективная армия» было включено 12. По внедрению автоматизированной системы учета материальных средств, развитию военной медицины, созданию системы учета персональных данных военнослужащих и гражданского персонала, по аренде служебного жилья и ряду других проектов. Все они были скрупулезно просчитаны финансистами на предмет получения экономии.

Программа «Эффективная армия» уже показала себя перспективным и удобным инструментом реализации политики Минобороны России. С его помощью любые управленческие решения трансформируются в проекты, отражающие все ступени их реализации, и, как следствие, позволяют объективно оценивать потребность в денежных или материальных средствах на любой стадии, возможность концентрировать ресурсы на решении приоритетных задач, оптимизировать расходы Минобороны России, осуществлять долгосрочное планирование, а также внедрять новые технологии.

Но вот на чем особенно твердо настаивал министр обороны Сергей Шойгу, так это на недопустимости вообще какого-либо сокращения финансовых средств по социальным статьям: объему денежного довольствия, объему социальных выплат, расходов на жилье…

ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ И ВОЕННЫЕ ПЕНСИИ

Увы, с момента, когда в 2012 году Вооруженные силы перешли на новую систему денежного довольствия, решение о его индексации не принималось ни разу. «Но, несмотря на это, мы благодаря тщательно продуманной оргштатной политике расширяли применение различных стимулирующих надбавок и все же постоянно увеличивали размер выплат военнослужащим, – рассказывала Татьяна Шевцова. – Мы начинали, когда средний размер денежного довольствия был 57,8 тыс. руб., а в 2014 году он составил уже 62,1 тыс. руб. То есть отсутствие индексации денежного довольствия мы компенсируем иными методами».

Последовательно принимались решения по введению следующих надбавок от оклада по воинской должности:

– за командование (руководство) подразделениями – до 20%;

– за водолазные работы – до 50%;

– за прыжки с парашютом (десантирование с техникой) – до 50%;

– за работу, связанную с поиском и обезвреживанием взрывоопасных предметов, – до 50%;

– за выполнение норм налета часов – 70%;

– за высокий уровень физической подготовленности – до 100%...

И это еще далеко не все введенные надбавки. Принимаемые меры позволили сохранить средний уровень денежного довольствия военнослужащих не ниже среднего уровня оплаты труда работников ведущих отраслей экономики.

 Возьмем и сравним средний уровень денежного довольствия военнослужащих в прошлом году (62,1 тыс. руб.) со средними заработками специалистов в самых высокооплачиваемых секторах экономики. Так, в 2014 году персонал, обеспечивающий транспортирование по трубопроводам, получал в среднем 56,3 тыс. руб. в месяц. Менеджерам в сфере финансовой деятельности платили в среднем 55,9 тыс. руб. Работники, занятые добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, имели средний заработок в 54,8 тыс. руб. А, скажем, средняя заработная плата в строительстве составила 25,9 тыс. руб.

Победой здравого смысла и существенным расширением материальных возможностей военнослужащих в Минобороны считают также и принятое в прошлом году решение о монетизации обеспечения постоянным жильем людей в погонах. Ведомство стало активно выдавать вместо готовых квартир субсидию. Военнослужащие восприняли такое изменение порядка с полным одобрением. И в результате из денежного довольствия, которое выплачивалось офицерам, годами не увольняемым со службы из-за отсутствия жилья, находившимся в распоряжении командиров частей, образовалась… экономия в 20 млрд руб. Потому что эти средства перестали впустую выплачивать фактически находящимся уже не у дел людям, их перенаправили именно на выплату жилищной субсидии. Так что на 2015 год Минфин просто не мог не заложить 30 млрд руб. в бюджет Минобороны на плановую уже субсидию.

По ходу приступили к решению и другого аспекта той же проблемы. Помимо строительства, обеспечение действующих военных служебным жильем в значительной мере осуществляется за счет аренды квартир. Но поднаем жилья семьями военнослужащих, который по закону им компенсировался, был слишком маленьким. В Москве – 15 тыс. руб., в других городах страны – 3 тыс. руб. Наверное, никому не надо объяснять, что это намного меньше реальных цен за съем жилья. «Поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы поднять ставки поднайма, сделать их приближенными к реальным рыночным условиям в каждом конкретном регионе», – заверила Татьяна Шевцова.

И все же самой болевой точкой в бюджете текущего года стала проблема замороженного роста военных пенсий. Их прописанная в законе обязательная ежегодная индексация была заблокирована в проекте бюджета на 2015 год. Лишь после долгих, многоэтапных обсуждений Минобороны с Минфином и прямого распоряжения президента проблема все-таки решилась. В целом пенсия будет проиндексирована с 1 октября на 7,5%. После чего ее средний уровень составит 21,5 тыс. руб., и она вырастет на 700–1200 руб., в зависимости от индивидуальных параметров каждой пенсии.

Хорошо, конечно… Однако возник вопрос, обойти который было невозможно, и ответственному редактору «НВО» пришлось задать его заместителю министра. Почему гражданским россиянам проиндексировали пенсию с 1 февраля и полностью на официально объявленный уровень инфляции в 2014 году – 11,4%, а военным пенсионерам – с 1 октября и только на 7,5%?

Татьяна Шевцова объяснила различия так. Позиция Минфина заключалась в том, что в Минфине взяли уровень инфляции, изначально заложенный в закон о бюджете. А там был прописан параметр – 5,5%. К нему добавили обязательный повышающий коэффициент к военным пенсиям – 2%. То есть все требования и закона, и указа президента были строго выполнены. Получилось 7,5%. К тому же, подчеркнула Шевцова, все же надо честно посмотреть на средний размер трудовой пенсии, составляющей сейчас 12 900 рублей, и на среднюю военную пенсию – 20 350 рублей… Это тоже принималось в расчет, когда президент в начале года давал отдельное поручение: размер индексации гражданским пенсионерам должен быть не меньше уровня инфляции. Однако Татьяна Викторовна все же пообещала, что при рассмотрении осенних поправок к бюджету Минобороны обязательно еще раз поднимет вопрос о дополнительной индексации военных пенсий. Ведь в Госдуме при рассмотрении поправок к закону о бюджете в первом чтении уже предложили прописать 12-процентный уровень инфляции. Не исключено, что такая поправка все-таки будет принята. И тогда военные пенсии надо будет повышать строго в соответствии с измененным законом.

ОСНОВНАЯ ДОЛЯ РАСХОДОВ

Итак, ни одна социальная статья бюджета Минобороны не была секвестирована. Больше того, в военном ведомстве специально подчеркивают, что ни денежное довольствие военнослужащих, ни зарплаты гражданских служащих, ни численный состав тех и других не будут сокращаться ради какой-либо экономии средств. Это, так сказать, в ответ на внезапно распространившиеся слухи о якобы намеченных подобных мероприятиях.

И еще в Минобороны отметили, что с Минфином договорились ни в коем случае не подвергать секвестру Государственную программу вооружения (ГПВ). Такой неизменной была позиция военного ведомства, которую постоянно поддерживал президент Владимир Путин. Ведь это основная, как считается, доля в структуре оборонного бюджета. Она неуклонно росла в последние годы. Если в 2013 году доля ГПВ была всего 38%, в 2014 году – 44%, то в 2015 году она будет уже 62%, а, скажем, в 2017 году должна составить 70%. О чем это говорит? О том, что армия больше тратит на оснащение, чем на содержание. То есть основные расходы связаны с перевооружением армии.

«Когда нам говорят, что бюджет Минобороны слишком большой, составляет 20% всего госбюджета, мы говорим, что расходы на армию в первую очередь связаны с ее переоснащением, – говорила заместитель министра обороны Татьяна Шевцова. – А что такое ГПВ? Это инвестиции в наш оборонно-промышленный комплекс. Это гарантированные заказы предприятиям – как выпускающим конечную военную продукции, так и металлургическим, химическим, электронным, текстильным и еще многим и многим другим смежным производствам. В сам ОПК интегрированы предприятия и космической, и судостроительной, и авиастроительной, и автомобильной отраслей. Это доходы предприятий, имеющих 4 млн рабочих мест, это налоги в субъекты Федерации, это гарантированная заработная плата, это поддержание стабильной покупательной способности населения и соответственно стимулирование торговли и сферы услуг во многих населенных пунктах. И мы считаем правильным решение – не секвестировать программу, которая работает на гособоронзаказ и на всю страну».

Единственное, в чем ГПВ скорректирована, учитывая нынешние трудности экономики, так это в том, что выполнение заданий по ряду позиций перенесено на более поздний срок. То есть общий объем финансирования ГПВ не снижен. Как сказали «НВО» в Минобороны, подвижка вправо по срокам затронет где-то 3% заданий ГПВ. Отложат на год или два.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
663
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
849
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
713
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
575

Другие новости