Государственная программа вооружения стала локомотивом для развития российской промышленности. Схема предоставлена пресс-службой Министерства обороны РФ
Общие расходы Министерства обороны России в 2015 году составят 3,6 трлн руб. Это 4,6% от ожидаемого валового внутреннего продукта нашей страны (3,7% – в 2014 году). Такие параметры бюджета наконец-то полностью согласованы между военным ведомством и Минфином. Они включены в закон. И в прошлую пятницу Государственная дума приняла в первом чтении поправки в федеральный бюджет на 2015 год, в соответствии с которыми сокращены некоторые статьи оборонного бюджета. Правда, военным удалось отбиться от сокращения расходов на 10%, которого требовало правительство от всех силовых ведомств, и убедить всех, что секвестр не должен превышать 3,8%. Больше того, было доказано, что сокращение объемов финансирования Госпрограммы вооружений и социальных статей вообще неприемлемо.
По этому поводу заместитель министра обороны Татьяна Шевцова, отвечающая за организацию финансового обеспечения Вооруженных сил, сказала ответственному редактору «НВО»: «Мы защитили все параметры нашего бюджета на 2015 год. Нас частично коснулось секвестирование в объеме 3,8%. Но здесь нужно отметить, что в силу экономической ситуации в стране мы сами принимаем меры по эффективному расходованию бюджетных средств, и особенно важно то, что не произошло как такового секвестра базовых объемов. Ведь по поручению министра обороны мы в 2013 и 2014 годах тщательно просчитали базовые объемы: сколько нам нужно на вещевку, на коммуналку, на стройку, на обеспечение повседневной жизнедеятельности войск и так далее. Четко определили, например, что на вещевую службу в 2014 году потребовалось 28 млрд руб. Это и есть базовый объем по вещевке. Теперь в 2015 году мы можем обоснованно увеличить его на индекс дефлятора и будем так же двигаться дальше. Собственно, такой подход и позволил нам отстоять свой бюджет перед Минфином».
УДОБНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
По словам Шевцовой, в министерстве разработана программа «Эффективная армия», которая представляет собой комплекс решений по всем направлениям жизнедеятельности Вооруженных сил РФ. Они помогли заметно повысить эффективность расходования бюджетных средств. Эти тщательно выверенные значения, собственно, и позволили убедительно обосновать проведение секвестра в 3,8%, но никак не в 10%, чего изначально требовал Минфин.
По программе «Эффективная армия» предусмотрено, скажем, «совершенствование военно-строительного комплекса, внедрение типовых стандартов проектирования и строительства». В Вооруженных силах теперь возводятся типовые штабы, типовые казармы, типовые столовые, спортзалы и т.д. Приняв решения по типовым проектам, ведомство добилось серьезной экономии на проектных разработках в каждом отдельном случае строительства нового объекта. «Нам не надо каждый раз заново делать проектную документацию, – разъяснила Шевцова. – Это экономит и время, и деньги. То есть статью по разработке проектно-сметной документации мы могли спокойно секвестировать, не затрагивая те базовые объемы финансирования, которые у нас были заложены в бюджет ранее».
И таких проектов в состав программы «Эффективная армия» было включено 12. По внедрению автоматизированной системы учета материальных средств, развитию военной медицины, созданию системы учета персональных данных военнослужащих и гражданского персонала, по аренде служебного жилья и ряду других проектов. Все они были скрупулезно просчитаны финансистами на предмет получения экономии.
Программа «Эффективная армия» уже показала себя перспективным и удобным инструментом реализации политики Минобороны России. С его помощью любые управленческие решения трансформируются в проекты, отражающие все ступени их реализации, и, как следствие, позволяют объективно оценивать потребность в денежных или материальных средствах на любой стадии, возможность концентрировать ресурсы на решении приоритетных задач, оптимизировать расходы Минобороны России, осуществлять долгосрочное планирование, а также внедрять новые технологии.
Но вот на чем особенно твердо настаивал министр обороны Сергей Шойгу, так это на недопустимости вообще какого-либо сокращения финансовых средств по социальным статьям: объему денежного довольствия, объему социальных выплат, расходов на жилье…
ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ И ВОЕННЫЕ ПЕНСИИ
Увы, с момента, когда в 2012 году Вооруженные силы перешли на новую систему денежного довольствия, решение о его индексации не принималось ни разу. «Но, несмотря на это, мы благодаря тщательно продуманной оргштатной политике расширяли применение различных стимулирующих надбавок и все же постоянно увеличивали размер выплат военнослужащим, – рассказывала Татьяна Шевцова. – Мы начинали, когда средний размер денежного довольствия был 57,8 тыс. руб., а в 2014 году он составил уже 62,1 тыс. руб. То есть отсутствие индексации денежного довольствия мы компенсируем иными методами».
Последовательно принимались решения по введению следующих надбавок от оклада по воинской должности:
– за командование (руководство) подразделениями – до 20%;
– за водолазные работы – до 50%;
– за прыжки с парашютом (десантирование с техникой) – до 50%;
– за работу, связанную с поиском и обезвреживанием взрывоопасных предметов, – до 50%;
– за выполнение норм налета часов – 70%;
– за высокий уровень физической подготовленности – до 100%...
И это еще далеко не все введенные надбавки. Принимаемые меры позволили сохранить средний уровень денежного довольствия военнослужащих не ниже среднего уровня оплаты труда работников ведущих отраслей экономики.
Возьмем и сравним средний уровень денежного довольствия военнослужащих в прошлом году (62,1 тыс. руб.) со средними заработками специалистов в самых высокооплачиваемых секторах экономики. Так, в 2014 году персонал, обеспечивающий транспортирование по трубопроводам, получал в среднем 56,3 тыс. руб. в месяц. Менеджерам в сфере финансовой деятельности платили в среднем 55,9 тыс. руб. Работники, занятые добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, имели средний заработок в 54,8 тыс. руб. А, скажем, средняя заработная плата в строительстве составила 25,9 тыс. руб.
Победой здравого смысла и существенным расширением материальных возможностей военнослужащих в Минобороны считают также и принятое в прошлом году решение о монетизации обеспечения постоянным жильем людей в погонах. Ведомство стало активно выдавать вместо готовых квартир субсидию. Военнослужащие восприняли такое изменение порядка с полным одобрением. И в результате из денежного довольствия, которое выплачивалось офицерам, годами не увольняемым со службы из-за отсутствия жилья, находившимся в распоряжении командиров частей, образовалась… экономия в 20 млрд руб. Потому что эти средства перестали впустую выплачивать фактически находящимся уже не у дел людям, их перенаправили именно на выплату жилищной субсидии. Так что на 2015 год Минфин просто не мог не заложить 30 млрд руб. в бюджет Минобороны на плановую уже субсидию.
По ходу приступили к решению и другого аспекта той же проблемы. Помимо строительства, обеспечение действующих военных служебным жильем в значительной мере осуществляется за счет аренды квартир. Но поднаем жилья семьями военнослужащих, который по закону им компенсировался, был слишком маленьким. В Москве – 15 тыс. руб., в других городах страны – 3 тыс. руб. Наверное, никому не надо объяснять, что это намного меньше реальных цен за съем жилья. «Поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы поднять ставки поднайма, сделать их приближенными к реальным рыночным условиям в каждом конкретном регионе», – заверила Татьяна Шевцова.
И все же самой болевой точкой в бюджете текущего года стала проблема замороженного роста военных пенсий. Их прописанная в законе обязательная ежегодная индексация была заблокирована в проекте бюджета на 2015 год. Лишь после долгих, многоэтапных обсуждений Минобороны с Минфином и прямого распоряжения президента проблема все-таки решилась. В целом пенсия будет проиндексирована с 1 октября на 7,5%. После чего ее средний уровень составит 21,5 тыс. руб., и она вырастет на 700–1200 руб., в зависимости от индивидуальных параметров каждой пенсии.
Хорошо, конечно… Однако возник вопрос, обойти который было невозможно, и ответственному редактору «НВО» пришлось задать его заместителю министра. Почему гражданским россиянам проиндексировали пенсию с 1 февраля и полностью на официально объявленный уровень инфляции в 2014 году – 11,4%, а военным пенсионерам – с 1 октября и только на 7,5%?
Татьяна Шевцова объяснила различия так. Позиция Минфина заключалась в том, что в Минфине взяли уровень инфляции, изначально заложенный в закон о бюджете. А там был прописан параметр – 5,5%. К нему добавили обязательный повышающий коэффициент к военным пенсиям – 2%. То есть все требования и закона, и указа президента были строго выполнены. Получилось 7,5%. К тому же, подчеркнула Шевцова, все же надо честно посмотреть на средний размер трудовой пенсии, составляющей сейчас 12 900 рублей, и на среднюю военную пенсию – 20 350 рублей… Это тоже принималось в расчет, когда президент в начале года давал отдельное поручение: размер индексации гражданским пенсионерам должен быть не меньше уровня инфляции. Однако Татьяна Викторовна все же пообещала, что при рассмотрении осенних поправок к бюджету Минобороны обязательно еще раз поднимет вопрос о дополнительной индексации военных пенсий. Ведь в Госдуме при рассмотрении поправок к закону о бюджете в первом чтении уже предложили прописать 12-процентный уровень инфляции. Не исключено, что такая поправка все-таки будет принята. И тогда военные пенсии надо будет повышать строго в соответствии с измененным законом.
ОСНОВНАЯ ДОЛЯ РАСХОДОВ
Итак, ни одна социальная статья бюджета Минобороны не была секвестирована. Больше того, в военном ведомстве специально подчеркивают, что ни денежное довольствие военнослужащих, ни зарплаты гражданских служащих, ни численный состав тех и других не будут сокращаться ради какой-либо экономии средств. Это, так сказать, в ответ на внезапно распространившиеся слухи о якобы намеченных подобных мероприятиях.
И еще в Минобороны отметили, что с Минфином договорились ни в коем случае не подвергать секвестру Государственную программу вооружения (ГПВ). Такой неизменной была позиция военного ведомства, которую постоянно поддерживал президент Владимир Путин. Ведь это основная, как считается, доля в структуре оборонного бюджета. Она неуклонно росла в последние годы. Если в 2013 году доля ГПВ была всего 38%, в 2014 году – 44%, то в 2015 году она будет уже 62%, а, скажем, в 2017 году должна составить 70%. О чем это говорит? О том, что армия больше тратит на оснащение, чем на содержание. То есть основные расходы связаны с перевооружением армии.
«Когда нам говорят, что бюджет Минобороны слишком большой, составляет 20% всего госбюджета, мы говорим, что расходы на армию в первую очередь связаны с ее переоснащением, – говорила заместитель министра обороны Татьяна Шевцова. – А что такое ГПВ? Это инвестиции в наш оборонно-промышленный комплекс. Это гарантированные заказы предприятиям – как выпускающим конечную военную продукции, так и металлургическим, химическим, электронным, текстильным и еще многим и многим другим смежным производствам. В сам ОПК интегрированы предприятия и космической, и судостроительной, и авиастроительной, и автомобильной отраслей. Это доходы предприятий, имеющих 4 млн рабочих мест, это налоги в субъекты Федерации, это гарантированная заработная плата, это поддержание стабильной покупательной способности населения и соответственно стимулирование торговли и сферы услуг во многих населенных пунктах. И мы считаем правильным решение – не секвестировать программу, которая работает на гособоронзаказ и на всю страну».
Единственное, в чем ГПВ скорректирована, учитывая нынешние трудности экономики, так это в том, что выполнение заданий по ряду позиций перенесено на более поздний срок. То есть общий объем финансирования ГПВ не снижен. Как сказали «НВО» в Минобороны, подвижка вправо по срокам затронет где-то 3% заданий ГПВ. Отложат на год или два.