0
4435
Газета Реалии Интернет-версия

03.07.2015 00:01:00

Коалиция против изуверов

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке.

Тэги: исламское государство, ирак, сша, саудиты, аравия, курдистан, обама, аль каида, талибан


исламское государство, ирак, сша, саудиты, аравия, курдистан, обама, аль каида, талибан Российские вертолеты Ми-35М широко используются иракской армией в борьбе с боевиками ИГ. Фото с сайта www.russianhelicopters.aero

Начальник штаба Сухопутных войск США генерал Рэймонд Одиерно заявил недавно в интервью телекомпании CBS, что антитеррористической коалиции, возглавляемой Вашингтоном, понадобится до 10 лет на разгром группировки «Исламское государство» (ИГ). «На решение этой проблемы может уйти три года, пять лет, семь лет, десять лет. Ее нельзя устранить за одну ночь», – подчеркнул генерал, отвечая на вопросы журналистов о том, как быстро коалиция покончит с экстремистами. Он считает, что главную роль в ликвидации террористов должно сыграть иракское правительство. «Мы лишь можем помочь им», – сказал Одиерно.

ДОЛЛАР – НЕ БРОНЕЖИЛЕТ

По сообщениям из Пентагона, власти США уже потратили на военную кампанию против боевиков ИГ с августа прошлого года, когда началась операция против террористов в Сирии и Ираке, 2,7 млрд долл. Как сообщает Associated Press, в среднем Вашингтон тратит более 9 млн долл. в день на борьбу с боевиками. Большая часть этой суммы – около 5 млн – приходится на действия авиации. Хотя эффективность ее атак не так очевидна, как хотелось бы.

«В начале противостояния террористы, ничего не опасаясь, передвигались в автоколоннах, а также обозначали свои позиции при помощи флагов, – говорит майор Джон Истон, участвующий в операции, – Теперь они изменили свою тактику. Прячутся среди гражданского населения и используют ложные цели, чтобы не быть замеченными». «Террористы боятся наших ударов», – справедливо полагает он. Тем не менее, согласно данным Министерства обороны США, кроме расходов на воздушные удары с момента начала кампании против исламистов власти потратили также более 200 млн долл. на проведение специальных операций. Но и они не принесли желаемого результата.

Президент США Барак Обама подвергся жесткой критике на родине после того, как признал, что у Вашингтона нет четкой стратегии в Ираке. Комментируя ситуацию на Ближнем Востоке на итоговой пресс-конференции саммита G7, американский лидер сообщил, что Пентагон не сумел представить ему всеобъемлющий план борьбы с ИГ, захватывающей все более обширные территории, несмотря на противодействие «антитеррористической коалиции». Единственный рецепт, который предложил глава Белого дома, это направить в Ирак для помощи военным в борьбе с боевиками из ИГ дополнительно еще около 500 американских военных инструкторов. Помогут ли они переломить ход борьбы с террористами – большой вопрос. Ответ на него: скорее, нет.

По оценкам ЦРУ, численность иностранных наемников в ИГ достигает 31,5 тыс. человек. Хотя Фуад Хусейн, глава администрации президента Иракского Курдистана Масуда Барзани, заявил в ноябре 2014 года, что численность боевиков ИГ составляет 200 тыс. человек. На стороне «Исламского государства» воюют экстремисты из 80 стран, в том числе из  Франции, Великобритании, Германии, Марокко, Саудовской Аравии, США, Канады, России. Наших соотечественников там, по разным оценкам, от 1 тыс. до 2 тыс. человек. Понятно, что для России они будут составлять явную угрозу, когда, напитавшись боевым опытом и человеконенавистнической радикальной идеологией, вернутся домой и станут проповедовать свои воззрения среди нашей молодежи, вербовать ее в экстремистские организации, устраивать террористические акции и самоподрывы в людных местах столиц и областных центров. Пример студентки Вари Карауловой, закончившийся, к счастью, благополучным исходом, говорит сам за себя. А ведь с нею на границе Турции и Сирии были задержаны еще 15 наших сограждан, чья судьба пока не прояснилась.

Ситуация с ИГ, а ее боевые отряды захватывают все большие территории Ирака, от турецких границ и восточных областей Сирии практически до пригородов Багдада, все настойчивее ставит вопрос об участии в борьбе с этой международной террористической армией не только иракских войск и американских инструкторов, коалиционной штурмовой авиации, но и других государств. В том числе и европейских, союзников США по НАТО. Не исключено, и России. Такие публикации с размышлениями о возможном участии Москвы в войне против боевиков «Исламского государства» уже не раз появлялись в отечественной печати. Да и не только в ней. Нужно ли нам втягиваться в эту войну? Зачем нам она и несет ли угрозу российскому государству радикальный ислам? Все это вопросы, требующие ответа. Если не сегодня, то в ближайшее время обязательно.

ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ НЕПРИЛИЧНО

Что касается радикального, экстремистского ислама, то тут двух мнений быть не может. Его противниками в нашей стране выступает в первую очередь исламское духовенство, а такие организации, как «Исламское государство» и «Аль-Каида», признаны террористическими и объявлены вне закона. Всяческое проявление подобных экстремистских взглядов, вербовка добровольцев на поездку в Сирию и Ирак для участия в войне на стороне ИГ, проповеди нетерпимости к иным религиозным убеждениям, джихада против неверных и другие антиобщественные проявления преследуются правоохранительными органами. Тем не менее опасность проникновения радикалов в мусульманскую среду, а главное – попытки представителей ИГ, «Аль-Каиды» и «Талибана» будоражить среду единоверцев в республиках Северного Кавказа и Центральной Азии, в том числе и некоторых республиках Поволжья, не прекращаются. Надо надеяться, что эти проблемы находятся в центре внимания отечественных специальных органов и самого исламского духовенства, и чисто военных задач тут пока не просматривается. Хотя ситуация на границе Таджикистана, Узбекистана и Туркмении с Афганистаном не может не тревожить соответствующие структуры ОДКБ и СНГ. Но вернемся в Ирак.

Нельзя не вспомнить, что возникновение «Исламского государства», или, как его раньше называли, ИГИЛ – «Исламское государство Ирака и Леванта» – обязано Соединенным Штатам, а точнее войне, развязанной под надуманным предлогом администрацией президента Джорджа Буша-младшего и его союзников по НАТО против саддамовского Ирака. Результат ее всем известен: после непродолжительных боев коалиционные войска разгромили отсталую армию Междуречья, заняли страну и ее столицу, судили и повесили ее лидера и ушли через несколько лет, оставив в Ираке не существовавший при диктаторе политический, экономический и социальный хаос, войну всех против всех. В первую очередь, суннитов против шиитов. Кроме того, Вашингтон, к которому примкнули Анкара и столицы некоторых других государств Ближнего Востока, поддержал боевые действия сирийской оппозиции против законно избранного народом главы республики Башара Асада, а в хаосе этой войны возникло быстро набирающее популярность среди своих сторонников суннитское террористическое образование, назвавшееся ИГ, которое, вбирая в себя всех недовольных, повело войну против законного правительства Сирии и Ирака. А заодно и против не соответствующих их представлениям норм культуры, цивилизации и журналистов.

Кадры уничтожения музейных ценностей и устрашающих казней христианских, а затем и мусульманских пленников, которым десятками резали головы перед телекамерами исламские палачи, облетели весь мир.

Сегодня очевидно – с ИГ надо бороться не на жизнь, а на смерть. Никакими дипломатическими переговорами и другими цивилизационно-гуманистическими методами с этой террористической эпидемией не справиться. Авиационные удары США и их союзников, каких бы огромных денег это ни стоило, результатов не принесут. Нужна наземная операция, безусловно поддержанная авиационными и ракетными ударами с воздуха. Причем с нескольких сторон. От границ Сирии, предварительно изолировав и уничтожив отряды ИГ внутри этой страны, а также с юга от Багдада и с востока от границ Ирана. Кто должен участвовать в этих операциях? По идее, те, кто, что называется, заварили эту кашу на Ближнем Востоке, – США. Но вряд ли Вашингтон, Барак Обама или сменивший его президент осмелятся послать свои войска воевать в Ирак. Потери в первой и второй иракской войне, в войне в Афганистане, составившие несколько тысяч человек, будут удерживать администрацию Белого дома от ввода более или менее значительного контингента своих войск в Междуречье. Другое дело – инструкторы и советники. Хотя их количество в деградирующей иракской армии можно увеличивать до бесконечности, эффективность их влияния на ход боевых действий от этого вряд ли повысится.

Если за десятилетие пребывания в Ираке американские инструкторы не смогли подготовить иракскую армию хотя бы для борьбы с иррегулярными отрядами экстремистов, то за несколько месяцев это сделать практически невозможно. Впрочем, начальник штаба Сухопутных войск США генерал Одиерно, как мы знаем, рассчитывает на 10 лет войны с боевиками ИГ, а за это время, как утверждает поговорка, или ишак сдохнет, или падишах. Так что стратегия и тактика Пентагона на борьбу с террористами ИГ понятна: воевать до бесконечности, но чужими руками и под приглядом Вашингтона.

ПОРАЖЕНИЕ ОСТАЕТСЯ СИРОТОЙ

Но где эти «чужие руки»? Конечно же, это иракская армия. Какая-никакая, но достаточно хорошо вооруженная, правда, плохо мотивированная, но есть надежда, что инстинкт самосохранения, особенно военнослужащих-шиитов, должен все-таки сыграть свою роль. Тем более если боевыми действиями иракцев будут руководить не свои недостаточно квалифицированные генералы, а офицеры-инструкторы из Пентагона. Готовы сыграть свою роль и сирийские вооруженные силы, преданные президенту Башару Асаду. Но для этого Вашингтону нужно, скрепя сердце и отставив в сторону свои геополитические амбиции, смириться с тем, что свалить лидера сирийского государства ему не удалось, и начать налаживать с Дамаском диалог при участии здравомыслящей прослойки сирийской оппозиции. Начало такого диалога без предварительных условий и станет лакмусовой бумажкой, проверяющей истинное желание США бороться или не бороться с боевиками «Исламского государства», а продолжать им потворствовать.

И еще одной проверкой на искренность Вашингтона станет возможное взаимодействие в борьбе с «Исламским государством» США и Ирана. Тегеран в данной ситуации может стать главной боевой силой, способной сломить и уничтожить радикальных исламистов ИГ. Его армия, Корпус стражей исламской революции – реальные боевые формирования, которые готовы противостоять распространению экстремистской заразы на Ближнем и Среднем Востоке. Но для того, чтобы иранские войска приняли действенное участие в боевых операциях против ИГ, США придется отказаться от санкций в адрес Тегерана, договариваться о нейтралитете со своим союзником – Саудовской Аравией, предпринять другие меры, направленные на решительную борьбу с международной террористической угрозой, о которой так много и часто говорят в Вашингтоне. В том числе и кандидаты на пост следующего президента Соединенных Штатов.

Задача, конечно, трудная, где-то для Вашингтона почти невозможная. Но опять же тут вопрос не о потенциальной возможности США, не об исправлении допущенных преступлений против иракского народа в начале двухтысячных годов, а об искренности в борьбе с международным терроризмом, который угрожает и самим Соединенным Штатам. Другими словами, поражение в войне с международным терроризмом придется признать, хотя бы косвенно, и искать для своей сироты более-менее приличных женихов, чтобы спасти ее и свое реноме.

А что Россия? Москва, думается, готова поддержать войну Вашингтона, его союзников и партнеров против «Исламского государства». Примерно так, как она поддерживала антитеррористическую операцию США и НАТО в Афганистане. Кроме того, Россия готова поставлять для иракской армии самое современное оружие и боевую технику, аналогов, которой, кстати, Багдаду не поставляет ни Пентагон, ни его европейские союзники. По сведениям из открытых источников, наша страна уже передала Багдаду многофункциональные истребители Су-30МК, фронтовые штурмовики Су-25, всепогодные ударные вертолеты Ми-28НЭ, реактивные системы залпового огня БМ-21 «Град», огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», буксируемые 152-мм гаубицы «Мста-Б», противотанковые ракетные комплексы, 120-мм минометы и другое вооружение. В том числе и зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1». Обучаем иракских военных, как в прошлые годы, владеть этой техникой.

Но наши самолеты, как предлагают некоторые эксперты, и наши военнослужащие в войне против ИГ участия принимать не будут. При всей солидарности и поддержке борьбы сирийского и иракского народа против «Исламского государства», при всем неприятии идеологии и практики международных террористов Москва не станет посылать свои войска на Ближний Восток. Это, в принципе, не наша война. Те, кто ее развязал, те и должны ее завершить. Пора начать отвечать за свои поступки. Если не перед ООН, то хотя бы перед историей. Она, несмотря на любые информационные конструкции, в конце концов разберется, за кем была и есть правда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
818
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
960
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1344
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1079

Другие новости