Американские солдаты только начинают привыкать к арктической стуже. Фото с сайта www.army.mil
Вот уже чуть более года значительная часть аналитиков американских спецслужб весьма активно занимается Арктикой и только ей. Они с предельным вниманием изучают все угрозы национальной безопасности США, исходящие из этого региона. Эксперты действуют под руководством соответствующих служб управления директора Национальной разведки. Для решения этой задачи в структуре управления был даже создан специальный стратегический совет, чтобы специалисты могли постоянно обмениваться информацией. Такое повышение активности разведслужб в Арктике происходит впервые со времен окончания холодной войны. Правда, состав совета и конкретные сферы его деятельности, как это принято в спецслужбах, официально не оглашаются.
ЗАПОЛЯРНАЯ АКТИВНОСТЬ БЕЛОГО ДОМА
Озабоченность северным регионом возникла у Америки давно и не случайно. Заокеанских администраторов и политиков крайне беспокоят действия России в Арктике, которая образует ее северные границы. Такую же заботу у заокеанских деятелей, особенно в погонах, вызывает и Китай.
Российские и зарубежные эксперты утверждают, что смена мотивации деятельности Вашингтона в Арктике обусловлена чисто экономическими интересами: получением доступа к нефтегазовым и другим природным ресурсам.
По оценкам американских экспертов, под дном северных морей находится около 15% мировых запасов нефти, до 30% – природного газа и множество других полезных ископаемых.
Все это объясняет далеко не праздный интерес Америки к этому региону, в котором могут столкнуться интересы арктических стран, и прежде всего России и Америки.
Арктика имеет важнейшее стратегическое значение для военно-морского компонента ядерной триады США. С боевых позиций на северо-востоке Баренцева моря американские ПЛАРБ могут поразить значительную часть стратегических объектов на территории России, поскольку через этот регион пролегают кратчайшие траектории для баллистических ракет, направленных из Восточного в Западное полушарие.
2 сентября Пентагон сообщил, что впервые за всю историю было отслежено перемещение пяти китайских военных кораблей в Беринговом море, между Аляской и Россией. По словам военных чиновников, корабли двигались в международных водах по направлению к Алеутским островам, но не представляли угрозу для США.
По данным американских СМИ, в своей аналитической работе, связанной с Арктикой, эксперты спецслужб Америки пользуются данными, поступающими с американских разведывательных спутников и от глубоководных датчиков, а также информацией, получаемой с недавно усовершенствованного канадского пункта прослушивания у Северного полюса и с систем слежения норвежского разведсудна «Марьята», которое в настоящее время проходит модернизацию.
Как утверждает американская пресса, Национальное агентство геопространственной разведки, которое в словаре ООН называется Национальное агентство графических и картографических работ (НАГКР), уже в течение двух лет составляет новые карты и схемы водных путей и территорий в Арктическом регионе. Директор Агентства Роберт Кардилло сказал журналистам, что его ведомство намерено «расширить и ускорить» эту работу. Он также отметил, что другие федеральные структуры, занимающиеся вопросами картографии, помогают его ведомству составлять карты Берингова и Чукотского морей, а также моря Бофорта, омывающего северные районы Канады, а также Аляску.
Один из представителей американского разведсообщества, на условиях анонимности согласившийся проинформировать американских журналистов о росте интереса Белого дома к Арктике, сказал: «Мы наблюдаем много такого, чего мы не видели 10 лет назад». Некоторые перемены в арктическом ландшафте уже зафиксированы на подробных цифровых картах, которые НАГКР обнародовало во время трехдневного визита Барака Обамы на Аляску. Обама, отмечает пресса, стал первым президентом США, побывавшим за Полярным кругом.
На опубликованных картах указаны взлетно-посадочные полосы военных и гражданских аэродромов, районы разведки нефтяных месторождений, морские порты, морские границы различных стран, а также маршруты кораблей и судов. По сообщениям специалистов, НАГКР планирует опубликовать трехмерные подробные карты Аляски к 2016 году, а всей Арктики – к 2017 году. Это делается, как пишет американская пресса, под девизом решения задачи слежения за процессами таяния морских льдов и изменения линии ледников. Однако журналисты утверждают, что главным объектом внимания американской разведки является наращивание российского военного потенциала на Крайнем Севере, реализуемое президентом РФ Владимиром Путиным.
АРКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АМЕРИКИ
9 января 2009 года президент США Джордж Буш подписал двойную директиву по обеспечению внешней и внутренней национальной безопасности США NSPD – 66/HSPD – 25 под общим названием «Политика в Арктическом регионе». В ее политическом разделе говорится, что «США имеют широкие фундаментальные интересы в Арктике по обеспечению национальной безопасности и готовы действовать в этом направлении самостоятельно или в сотрудничестве с другими государствами, чтобы обеспечить охрану этих интересов». Эти интересы включают обеспечение ПРО и раннего предупреждения о ракетном нападении на США, развертывание наземных и морских средств для стратегической переброски в Арктику воинских контингентов, стратегическое сдерживание вероятного противника, ведение морских операций на арктических ТВД, а также обеспечение свободы мореплавания в арктических морях и полетов авиации в воздушном пространстве Арктики.
Внутренняя безопасность Америки должна обеспечиваться путем предотвращения возможных террористических атак или другой преступной деятельности в Арктике, негативно влияющих на защищенность США в этом регионе.
На базе положений указанной директивы Буша, уже при Бараке Обаме, в октябре 2009 года Министерство ВМС США, которому отводится главная роль в обеспечении американского превосходства в Северном Ледовитом океане, опубликовало «Арктическую дорожную карту». Фактически в ней был изложен пятилетний план наращивания масштабов операций на морских ТВД в Арктике. Одной из целей этого плана было обеспечение ВС США системами оружия, средствами обнаружения, связи и управления, а также другими объектами военной и гражданской инфраструктуры в северном исполнении. «Картой» предусматривалась модернизация систем ПРО морского базирования для защиты от баллистических и крылатых ракет, а также развитие сил и средств борьбы с подводными лодками и контроля прибрежных арктических зон.
В ней также содержался план создания оперативно-тактического соединения по исследованию последствий климатических изменений для решения ВС США стратегических задач и проведения морских операций в Арктике. В зоне особого внимания ВМС, как указывалось в «карте», должен находиться постоянный мониторинг угроз безопасности интересам США, изучение возможностей конкурентов Америки в Арктике, анализ действий и мотиваций всех государственных и негосударственных претендентов на этот регион. В ней также отмечалось, что важной частью мероприятий, предусмотренных в этом документе, должна стать организация военно-научных исследований в Арктике.
Собственную доктрину для Арктики Обама смог сформулировать только в начале своего второго президентского срока. 10 мая 2013 года он утвердил документ под названием «Национальная стратегия в Арктическом регионе». В число приоритетов 13-страничного документа включены укрепление обороны и действия по усилению национальной безопасности в регионе, а также создание инфраструктуры по их поддержке, работа по охране окружающей среды, сотрудничество с другими арктическими государствами как в двустороннем порядке, так и через многонациональные организации, такие как Арктический совет, для управления деятельностью в регионе с целью сокращения вероятности конфликтов. В состав Арктического совета входят восемь стран – Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. Однако и другие государства, начиная со стран Евросоюза и кончая Японией, Китаем и Индией, имеют в Арктике свои интересы. Совершенно очевидно, что США претендуют на роль лидера в Заполярье.
Кроме того, стратегия содержит призыв к более активному проведению мероприятий по ратификации Конвенции ООН по морскому праву. Участие в этой Конвенции, по мнению Белого дома, укрепило бы позиции США в спорах с претендентами на территории Арктики.
При Бараке Обаме Пентагон расширил деятельность систем и средств ПВО, осуществляющих перехват патрулирующей Арктику российской стратегической авиации. Намечается наращивание присутствия в Баренцевом море атомного подводного флота США, который отрабатывает оперативные действия в условиях Арктики. Кроме того, планируется увеличить число разведывательных спутников США, контролирующих этот регион. Продолжается обсуждение планов строительства атомных ледоколов для обеспечения морских операций в Арктике.
СЕВЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕНТАГОНА
В ноябре 2013 года МО США опубликовало документ под названием «Стратегия МО в Арктике», в котором отмечается, что Пентагон придерживается обобщенной трактовки вызовов нацбезопасности, которые связаны с различными видами деятельности, включая добычу минеральных ресурсов, коммерческую активность, научные исследования и военные операции. Главными целями названы поддержание стабильности и безопасности в Арктике, защита национальных интересов и налаживание сотрудничества с другими странами в сфере безопасности. В то же время в документе подтверждена готовность ВС США в случае необходимости действовать без союзников, если этого потребует защита национальных интересов. Один из вариантов таких действий назван с «ответственным контролем над Арктическим регионом». Это означает не что иное, как намерение США объявить себя последней инстанцией при решении арктических проблем.
В документе указывается, что Пентагон не ограничится только чисто военной деятельностью в Арктике, а будет поддерживать инициативы госдепартамента по поддержанию стабильности и сотрудничества в военной и экономической сферах в этом регионе, а также вести научные изыскания. Усилия МО будут направлены на поиски взаимоприемлемых решений по проблемам этого региона с заинтересованными зарубежными партнерами. Кроме того, МО США намерено осуществлять постоянное взаимодействие с федеральными ведомствами и участвовать в поисково-спасательных мероприятиях, ликвидации последствий стихийных бедствий и в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.
Однако основная часть этого документа отражает совершенно конкретные военные планы Пентагона в Арктике. В стратегии прописаны такие направления деятельности, как активное участие ВС США в различных военных учениях и накопление опыта ведения боевых операций в Арктике. С учетом расширения арктических акваторий предполагается, что к 2020 году ВС США должны быть подготовлены к проведению операций в арктических широтах. В стратегии также указывается, что к 2030 году должно быть проведено наращивание сил и средств для защиты воздушных, морских и сухопутных границ Америки в Арктической зоне.
К задачам по сбору и анализу необходимой информации Пентагон планирует привлекать страны НАТО. Кроме того, предполагается качественно повысить эффективность систем и средств информационного обеспечения и предупреждения для всех структур, действующих в Арктике. На Министерство обороны возложена задача мониторинга воздушно-космического, морского, сухопутного и кибернетического пространств в Арктической зоне. При этом предусматривается развитие адаптированных к полярным условиям автоматизированных систем управления, связи, разведки и наблюдения, которые будут обеспечивать применение высокоточного оружия и управление боевыми действиями в масштабе реального времени.
Пентагон также намерен развивать инфраструктуру и необходимые системы и средства, обеспечивающие безопасность в Арктике в соответствии с меняющимися условиями. Для сокращения затрат в этой сфере военное ведомство предполагает с максимально возможной эффективностью использовать государственные, коммерческие и международные структуры.
Для сохранения стабильности в Арктическом регионе МО будет укреплять уже достигнутые соглашения о военном сотрудничестве с союзниками и партнерами, а также развивать доверительные отношения со всеми странами Арктического региона.
Решение Пентагоном всех указанных в стратегии задач связано с определенными рисками, и прежде всего с неопределенностью последствий изменения климатических условий в Арктике, а также с действующими ограничениями в области оборонных расходов. В документе подчеркивается, что происходящее сокращение военного бюджета не позволит выделять значительные финансовые средства в развитие военной инфраструктуры Арктики и ледокольного флота. А это в значительной степени замедлит военное освоение Арктики.
Новая стратегия МО еще раз подтвердила значение Арктики как региона, где в будущем могут возникать вооруженные конфликты. Однако в ней указывается, что в ближайшей перспективе риск военной конфронтации в этом регионе довольно низок. Важным отличием новой стратегии Пентагона в Арктике от предыдущих документов подобного рода является намерение укреплять доверие между военными структурами США и других стран этого региона, включая Россию.
Следует отметить, что на базе данной стратегии 24 февраля прошлого года военно-морское ведомство США разработало «Арктическую дорожную карту ВМС 2014-2030», в которой конкретно сформулировано, что будет делать Министерство ВМС, чтобы обеспечить превосходство Америки в этом регионе в указанный период.
Этот документ является обновленной версией «дорожной карты» 2009 года. Основные дополнения касаются климатических изменений, которые произошли в последние годы в Арктике. В «карте» подчеркивается важность расширения присутствия и повышение возможностей ВМС США на арктическом ТВД.
Пока непонятно, чем завершатся гигантские усилия США по захвату Арктической зоны. Бойцы Пентагона пока только пытаются стать квалифицированными специалистами, способными воевать в лютые морозы. А вот солдаты, моряки и летчики России, которая является главным оппонентом Америки на Дальнем Севере, уже давно знают, как надо сражаться на обледенелых просторах.