0
7407
Газета Реалии Интернет-версия

26.02.2016 00:01:05

Боевики получили передышку

Тэги: сирия, перемирие, асад, дамаск, саудовская аравия, сша, исламское государство, хомс, алеппо


сирия, перемирие, асад, дамаск, саудовская аравия, сша, исламское государство, хомс, алеппо На авиабазе Хмеймим начал работать Координационный центр по примирению враждующих сторон. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Несмотря на всесторонние дипломатические восторги, и в Вашингтоне, и в Москве хорошо понимают, что ценность российско-американских договоренностей о прекращении огня в Сирии пока что не выше стоимости бумаги, на которой они написаны. И реализовать их будет очень непросто.

Допустим, Башар Асад, который существует исключительно благодаря Москве, а армия его наступает исключительно благодаря российской авиаподдержке, постарается выполнить рекомендации Кремля насчет прекращения боевых действий с отрядами оппозиции. Но кто даст гарантию, что сирийская оппозиция сразу же поставит оружие на предохранитель или поставит вообще?

Как известно, одних вооруженных противников Дамаска якобы контролирует Саудовская Аравия, других – Соединенные Штаты. Но в том-то и дело, что якобы – до сих пор нет точного представления, какие оппозиционные отряды состоят из убежденных борцов за свободу, а какие представляют собой то же «Исламское государство» (ИГ), запрещенное в РФ, только вид сбоку. Если до 27 февраля американцы и саудиты не разберутся, кто их клиенты, а кто террористы, никакого перемирия, конечно же, не получится. Но не исключен и такой вариант, что все участники сирийского конфликта с противоположной Башару Асаду стороны, включая отряды, которые до последнего момента воевали под черными флагами ИГ и «Джебхат ан-Нусры», вдруг запишутся в умеренную оппозицию.

Вариант, наверное, гротескный, но не такой уж нереалистический: чтобы получить передышку от российских бомб и ракет, все средства хороши. Им обязательно кто-то воспользуется.

ПОД ГРОХОТ КАНОНАДЫ

Надо отметить, что еще полгода назад никто даже не заикался о прекращении огня в Сирии. Хотя обстановка была очень непростой: три четверти сирийской территории контролировали террористы из «Исламского государства», «Джебхат ан-Нусры» и бойцы сирийской оппозиции, которые тоже не чурались публичных казней. При этом дни наполовину захваченного Дамаска, казалось, уже сочтены, а воинствующие исламисты наступали и были неплохо вооружены – и за счет нефтедолларов, которые приносил трафик углеводородов в Турцию, и за счет поставок западных вооружений и боевой техники, которые шли в регион через так называемую умеренную сирийскую оппозицию.

Вряд ли есть смысл уточнять, как образовалось «Исламское государство». Важно то, что после триумфального шествия арабской весны все переменилось, и к началу основных событий, когда в небе Сирии появились российские самолеты, «Исламское государство» уже считалось врагом цивилизованного мира и где-то даже США. При этом западная коалиция, состоящая из 61 государства, в числе которых значатся самые продвинутые в военно-техническом отношении страны, за два года бомбардировок ничего поделать с «передовым отрядом мирового терроризма» так и не смогла.

А может, и не хотела, потому что такая задача не ставилась. Но это уже другой вопрос. Главное, что вот уже почти пять месяцев как в сирийскую ситуацию активно вмешалась Россия. Причем в отличие от других пришлых участников конфликта на законной основе – по официальному приглашению руководства Сирийской Арабской Республики (САР). И вот итог. По данным российского Генштаба, самолеты Воздушно-космических сил (ВКС) за это время выполнили в Сирии более 6 тыс. боевых вылетов, а также произвели пуски около 100 крылатых ракет. Только с начала 2016 года освобождены более 150 сирийских поселений в провинциях Алеппо, Идлиб, Латакия, Хама, Хомс, Дамаск, Дэр-эз-Зор, Хасеке, Дераа, Ракка и в значительной степени перекрыт нефтетрафик в Турцию.

 Переброска сил и средств на авиабазу Хмеймим стала огромным сюрпризом для наших партнеров. Это стало возможным, во-первых, потому, что все полагали, будто Россия погрязла в Донбассе и на большее сил и средств у нее не хватит. Во-вторых – сама операция была поведена блестяще. Западные союзники – о террористах из ИГ и говорить не приходится – осознали случившееся только тогда, когда в небе Сирии появилась российская авиация. Сегодня в авиабригаду специального назначения входят 44 самолета и 16 вертолетов. Но когда возникает необходимость, к делу подключается Дальняя авиация и флот с крылатыми «Калибрами». Именно эта группировка, как считает глава российского МИДа Сергей Лавров, и усадила  заинтересованные стороны за стол переговоров.

И слово Москвы не последнее, поскольку российская авиация рано или чуть позже решила бы сирийский вопрос и без дипломатии. Но крови было бы, конечно же, намного больше.

О ЧЕМ ДОГОВОРИЛИСЬ

Есть сведения, будто дипломатам потребовалось 28 часов беспрерывных переговоров за закрытыми дверями, чтобы учесть все нюансы соглашения о прекращении огня в Сирии. Вскоре на сайте Белого дома появилось официальное сообщение, в котором говорится: американский президент Барак Обама приветствует «достигнутые договоренности между США, Россией, а также другими партнерами международной группы поддержки Сирии по условиям и модальностям перемирия». И теперь, по его словам, дело за позитивным ответом от сирийского руководства и вооруженной оппозиции.

Владимир Путин, что, наверное, должно означать особое отношение к достигнутому результату в переговорах, предпочел объясниться  в прямом телеэфире, где и были изложены условия, на которых в полночь 27 февраля в Сирии должны быть прекращены боевые действия.

С боевиками «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры» перемирие  невозможно. 	Фото Reuters
С боевиками «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры» перемирие  невозможно. Фото Reuters

До полудня 26 февраля все воюющие в Сирии стороны должны подтвердить российской стороне или американским партнерам свою приверженность прекращению огня. На основании таких заявок российские и американские военные определят, какие группировки не являются террористическими и на какой территории они дислоцированы. Против них, отметил российский президент, не будут проводить боевые операции ни вооруженные силы САР, ни российские ВКС, ни военные силы коалиции, действующие  под руководством США. Ну а тех, кто по каким-то причинам не определится, щадить не станут. Если подходить к букве достигнутого соглашения формально, не сделавшие выбор автоматически приравниваются к организациям, признанным Совбезом ООН террористическими. Против них боевые действия продолжатся.

И вот еще одна принципиальная деталь, на которую обратил внимание Владимир Путин. Он подчеркнул: прекращение огня должно быть обоюдным, оппозиционеры тоже должны остановить боевые действия.

Примечательно, что на Западе в комментариях к российско-американскому соглашению по Сирии расставляют несколько иные приоритеты. Там внимание акцентируется на том, что в первую очередь именно ВВС Сирии и ВКС России должны прекратить удары по оппозиции во время перемирия, а сирийская армия – еще и воздержаться от попыток захватить территорию других участников перемирия. Кроме того, подчеркивают за океаном в соглашении, Дамаск должен будет предоставить «немедленный, беспрепятственный и постоянный доступ к подконтрольным районам для доставки гуманитарной помощи».

Складывается впечатление, будто это не террористы из ИГ пришли на сирийскую землю, а силы Дамаска напали на «Исламское государство», с которым вооруженная сирийская оппозиция, между прочим, вот уже несколько лет воюет плечом к плечу.

Впрочем, соглашение оставляет за официальной сирийской армией право «пропорционально использовать силу при необходимости самообороны». Но что такое «пропорциональное применение силы»? Имеет ли, например, Дамаск право ответить на масштабный теракт (какие случаются регулярно) авиацией или артиллерией? Можно не сомневаться, на Западе скажут, что категорически нет, хотя все это смахивает на преднамеренное ослабление одной из сторон. Кстати, одерживающей победу.

ПОБЕДА ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ

Напомним, что договоренность о перемирии появилась, когда курдское ополчение и части Башара Асада остановились буквально в полушаге от Алеппо, а турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, войска которого уже стояли в готовности на сирийской границе, вдруг поубавил свой воинствующий пыл. И произошло это по ряду причин. Во-первых, Россия провела буквально в режиме нон-стоп несколько масштабных учений с участием флота, ракетоносной авиации, воздушно-десантных войск и даже Ракетных войск стратегического назначения, и сделано это было, в чем никто не сомневается, специально для Анкары. Потом известный громкими разоблачениями американский журналист Роберт Пэрри, ссылаясь на  источник, близкий к Кремлю, сообщил, будто  Россия в случае нападения Турции на Сирию готова применить тактическое ядерное оружие.

Не очень понятно, что это такое – фейк, провокация или изящно оформленное предостережение. В любом случае Эрдоган, размахивающий статьей Вашингтонского договора о коллективной защите участников НАТО, не получил поддержки ни в США, ни в Европе, где, по всей видимости, не решились играть с огнем и предпочли переговорный вариант мировой войне.

И вот переговоры состоялись. Однако мнения насчет их продуктивности не во всем совпадают. Например, научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин считает достигнутые между Москвой и Вашингтоном договоренности о прекращении огня в Сирии серьезной дипломатической победой российской дипломатии и внешней политики. Что вокруг ситуации в Сирии сложилась чуть ли не антитеррористическая коалиция – военно-политический союз, о котором мир не слышал со времени окончания Второй мировой войны.

Не менее восторженно отозвался о договоренностях Владимира Путина и Барака Обамы и глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев: «Соглашение о прекращении огня в Сирии – очень важный и, главное, совместный дипломатический успех России и США, достигнутый на уровне президентов двух стран и, я уверен, заслуживающий поддержки на уровне Совета Безопасности ООН». Он также считает, что отныне терроризму объявлена «совместная война», что так или иначе «двустороннее взаимодействие России и США в сфере антитеррора вступает в качественно иную фазу, как и ранее в другую фазу были переведены совместные усилия двух стран в отношении химического оружия Сирии и ядерной программы Ирана». И это, по мнению известного парламентария, «предстоит осознать тем странам, которые на противоречиях власти и оппозиции в Сирии, равно как и на разногласиях России и США пытались сыграть в свою игру, не имеющую никакого отношения к глобальным задачам антитеррора».

К сожалению, наши политики, в том числе весьма искушенные, очень часто грешат тем, что выдают желаемое за действительное – такая, видимо, у нас национальная традиция. А вот на Западе договоренность по Сирии на высоком уровне, как уже отмечалось, восприняли весьма сдержанно. Можно сказать и по-другому: реалистичнее.

Еще на этапе предварительных переговоров бывший американский посол в Москве Майкл Макфол отмечал, что соглашение между Россией и США никоим образом не ускорит процесс урегулирования сирийского кризиса по той простой причине, что переговоры ведутся без ведома сирийского народа, а он очень разный и представленный в конфликте разными группировками. К тому же цели и задачи Москвы и Вашингтона в этом регионе кардинально не совпадают: Обама требует свержения Башара Асада, а Путин считает, что судьбу сирийского лидера должен решать народ…

Но пока сирийский народ безмолвствует, а в Москве отмечают крупную дипломатическую победу, группировки, которые причисляют себя к оппозиции исключительно по тактическим соображениям, получили возможность сделать передышку и провести перегруппировку. И это пока что единственный осязаемый результат договоренностей о сирийском перемирии, если не считать, что на российской авиабазе Хмеймим уже начал работу Координационный центр по примирению враждующих сторон.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2133
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4856
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2662
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3065

Другие новости