0
12516
Газета Реалии Интернет-версия

11.03.2016 00:01:00

Политтехнологические узлы майдана

Тэги: украина, майдан, политтехнологии, янукович, телевидение, интер, беркут, захарченко


украина, майдан, политтехнологии, янукович, телевидение, интер, беркут, захарченко Радикалы и оппозиционеры основательно подготовились к противостоянию с «Беркутом». Фото Reuters

Киевский майдан два года назад не увенчался бы успехом, если бы не предательство ряда чиновников из ближайшего окружения президента Виктора Януковича, в мэрии республиканской столицы, а также в командовании Внутренних войск (ВВ) МВД Украины. Так считают многие бывшие офицеры милиции и спецназа МВД Украины, лично участвовавшие в драматических событиях конца 2013-го – начала 2014 годов. Их мнение разделяет и бывший министр внутренних дел генерал Виталий Захарченко, которого нынешние власти Украины обвиняют в организации убийств активистов на майдане и с которым корреспонденту «НВО» удалось встретиться несколько дней назад в Москве.

«В переворот были включены отдельные представители из близкого окружения президента Украины Виктора Януковича, в частности Сергей Левочкин, занимавший тогда пост руководителя президентской администрации», – сказал генерал Захарченко. По его словам, анализ событий на майдане и вокруг него позволяет зафиксировать основные технологические узлы госпереворота – в дополнение к уже известным вроде активности американского посольства и связанных с ним НКО, а также интриг высокопоставленных эмиссаров из стран Евросоюза.

СЕРГЕЙ ЛЕВОЧКИН И ТЕЛЕКАНАЛ «ИНТЕР»

Один из украинских олигархов Сергей Левочкин почти четыре года руководил администрацией президента Украины. По словам Виталия Захарченко, он считался одним из доверенных лиц главы государства. 

Подконтрольный Левочкину популярный в стране телеканал «Интер» был серьезным информационно-политическим ресурсом. Естественно, предполагалось, что этот медийный инструмент в кризисной ситуации будет как минимум сохранять лояльность главе государства. Однако в реальности все оказалось совсем иначе.

«Именно журналисты Левочкина с его канала «Интер» первыми сняли стычку милиции со студентами на майдане 29 ноября 2013 года и потом вместе с «Пятым каналом» олигарха Петра Порошенко растиражировали это видео под брендом «#онижедети», придуманного тогдашним депутатом Верховной рады Инной Богословской, кстати, связанной с олигархом Виктором Пинчуком», – говорит Виталий Захарченко.

Телесюжет о стычке милиционеров со студентами вызвал широкий общественный резонанс и стал первым переломным моментом в истории второго киевского майдана. После этого на поддержку митинговавшим студентам отправились сотни простых киевлян, и майдан стал меняться не только количественно, но и качественно.

КРИМИНАЛ, ВОРЫ В ЗАКОНЕ И ПИСТОЛЕТЫ «ГЛОК»

Впрочем, среди тех, кто после 29 ноября пришел на майдан, были и не совсем простые люди. Уже в декабре 2013 года, по словам генерала Захарченко, агентурная разведка МВД Украины зафиксировала появление среди митингующих значительного количества граждан, имевших судимость, отсидевших в тюрьме различные сроки, а также «представителей нескольких воров в законе, которые имели давние и прочные связи с определенными финансово-промышленными группами». Вскоре после этого на майдане появилось первое огнестрельное оружие. По словам Виталия Захарченко, «это были пистолеты «Глок», CZ, автоматы «Скорпион», которые были привезены на территорию Украины, а затем и в Киев через границу с Молдовой».

АЛЕКСАНДР ПОПОВ, НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА, «ГЕСТАПО» И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Одна из причин успеха майдана – его поддержка со стороны муниципальных властей украинской столицы. По словам бывших украинских милиционеров, если бы не «странное партнерство» городского руководства Киева и руководителей майдана, митинг с участием десятков тысяч человек не смог бы простоять около трех месяцев – практически всю зиму. Ведь была создана настоящая параллельная городская инфраструктура майдана – с организацией подвоза пищи, ночевок, оказания медицинской помощи и т.д. Без согласия и поддержки муниципальных властей Киева это сделать было бы невозможно. И едва ли не ключевую роль в этом сыграл, по словам Виталия Захарченко, тогдашний глава Киевской государственной городской администрации Александр Попов.

«Попов был ближайшим помощником Левочкина, его человеком. Поэтому позицию и действия киевских городских властей во время госпереворота нельзя рассматривать в отрыве от роли главы президентской администрации, – считает генерал Захарченко. – Попов и Левочкин, в частности, разыграли комбинацию с установкой новогодней елки на майдане, что было использовано организаторами массовых беспорядков в качестве повода, чтобы остаться на площади. Я выступил категорически против установки елки на майдане. Начальник киевской милиции Валерий Каряк получил от меня указание не допустить установку новогодней елки в момент, когда митингующие уже были готовы покинуть майдан, однако Попов, прикрываясь Левочкиным, проигнорировал этот запрет».

Примечательно также, что, по словам бывших сотрудников МВД Украины, именно в подвальных помещениях киевской горадминистрации, которую боевики радикальной группы под красноречивым названием «Гестапо майдана» сначала беспрепятственно захватили, потом были организованы комнаты для допросов. В них, по информации агентурной милицейской разведки, допрашивали и пытали тех, кого «гестаповцы» считали врагами майдана. По одной информации, костяк «гестаповской группы» составили бывшие уголовники, по другой – праворадикальные активисты.

Таким образом, во время майдана в одном здании, мэрии Киева, и заседали городские чиновники, и располагались боевики. Именно на уровне киевской муниципальной власти сошлись сразу несколько узлов политического проекта, обернувшегося в итоге государственным переворотом.

ОСТАНОВИВШИЕСЯ СИЛОВИКИ

Трусость или предательство – так расценивают поведение некоторых руководителей Внутренних войск МВД Украины в судьбоносные для режима Виктора Януковича дни 18–21 февраля 2014 года.

«18 февраля начался решающий штурм баррикад майдана милиционерами, бойцами спецназа МВД и Внутренних войск, – рассказывает генерал Захарченко. – Мы получали оперативную информацию о том, что организаторы массовых беспорядков не ожидали такого натиска со стороны силовиков. Радикалы сначала начали отступать, а потом и вовсе побежали от наступающих на баррикады милиционеров. Однако потом произошло невероятное…».

Невероятным было то, что внезапно сотрудники МВД («Беркут» и ВВ) остановились. По какой причине это произошло, от кого пришла эта команда, до сих пор остается загадкой.

«Я несколько раз звонил поочередно и генералу Шуляку (командующему ВВ), и начальнику киевского главка МВД (который непосредственно руководил действиями милиции в столице), требовал продолжать наступать, тем более что от успеха нас отделяли считаные минуты – активисты майдана потом рассказывали, что рассчитывали продержаться под милицейским натиском не более получаса. И потом им оставалось или бежать, или сдаться. Однако в самый разгар успешной атаки милиционеры и спецназ остановились, – рассказывает генерал Виталий Захарченко. – Я категорично приказывал продолжать наступление, иначе оно захлебнется. Но Шуляк говорил мне, что бойцы «Беркута» остановились, а начальник киевского главка МВД – что внутренние войска не идут вперед. Говорили, что бойцы устали и им требуется отдых, что у них закончились светошумовые гранаты… Одним словом, время шло, наше наступление захлебывалось. Пока мы с Шуляком выясняли причины остановки бойцов, радикалы пришли в себя и подожгли баррикады на майдане».

Быстро охвативший огромные баррикады огонь (горели в основном шины) сделал дальнейшее наступление спецназа МВД и бойцов ВВ невозможным. Майдан был спасен и вскоре перешел в контратаку.

Второе драматичное событие произошло 21 февраля, когда переворот в Киеве уже фактически победил, а перед Виктором Януковичем встал вопрос: что делать дальше?

Виталий Захарченко уверен, что главную роль в победе майдана сыграли предатели во власти. 	Фото с сайта www.mvs.gov.ua
Виталий Захарченко уверен, что главную роль в победе майдана сыграли предатели во власти. Фото с сайта www.mvs.gov.ua

«Я позвонил президенту и сообщил о готовящемся штурме зданий правительственного квартала, – рассказывает генерал Захарченко. – Он спросил, каково мое мнение, как нам поступать теперь, когда майдан распространяет свой контроль над Киевом. Я сказал, что считаю необходимым для президента выехать из столицы в Донбасс, где и возглавить законное правительство. Туда же я предложил направить подразделения Внутренних войск МВД, которым оставаться в столице было просто опасно – радикалы наверняка начали бы мстить им, как и сотрудникам милиции и бойцам спецподразделения «Беркут». Кроме того, соглашение, подписанное между президентом и дипломатами европейских государств, предполагало отвод войск из столицы. Янукович принял мое предложение и поручил организовать отправку ВВ в Донецк. Я, в свою очередь, попросил его продублировать команды непосредственно Шуляку и начальнику киевского главка МВД, так как они уже напрямую докладывали президенту о предпринимаемых шагах».

По словам генерала Захарченко, он согласовал с главкомом Внутренних войск генералом Шуляком и начальником киевского главка МВД операцию по выводу его подразделений и боевой техники из Киева. Так как уже была объявлена охота на самого министра внутренних дел, выходить совместно с войсками Захарченко было невозможно – пришлось бы пробиваться с боями. Кроме того, необходимо было подготовить плацдарм для войск в Донбассе. Поэтому глава МВД добирался до Донецка самостоятельно, отдельно от подразделений ВВ.

«Согласовав с Шуляком детали операции и убедившись, что колонна ВВ начала движение из Киева, я отключил мобильный телефон, чтобы было невозможно отследить мои передвижения, – сказал Виталий Захарченко. – Когда я уже в Днепропетровской области включил телефон и позвонил Шуляку, то связи не было. Удалось связаться с заместителем командующего ВВ, которой доложил, что по его распоряжению колонна ВВ и бронетехники вернулась в Киев. Обосновывал он свое решение тем, что в главк ВВ МВД зашли боевики майдана во главе с народным депутатом от оппозиции Чумаком и приказали вернуть войска – в противном случае обещали сжечь здание. Подобные команды стали поступать и от моих заместителей, которые остались в Киеве. В результате и «Беркут» тоже не смог выйти из Киева. Было понятно, что это уже откровенное предательство».

Прибывший на юго-восток Украины Виктор Янукович в итоге оказался без лояльных ему частей ВВ. Защищать свергнутого президента было некому.

Мнение других участников событий еще более категорично. «Двойное февральское предательство генерала Шуляка сделало возможным победу майдана, привело к успеху госпереворота», – заявил «НВО» один из бывших офицеров украинского МВД.

Возможно, эта оценка является слишком жесткой и категоричной. Однако несомненно – и это один из технологических уроков второго киевского майдана, – что успех госпереворота зависит не только от решимости его организаторов и участников, но и от трусости либо предательства старших командиров полицейских частей, непосредственно управляющих операциями по подавлению мятежа. Заложниками их в конечном итоге становятся не только их непосредственные начальники и высшее руководство страны, но и подчиненные, честно выполняющие приказ.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ, ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ

По словам генерала Захарченко, вскоре после назначения на пост главы МВД Украины, в 2011 году, он создал в министерстве специальный департамент стратегического анализа и прогнозирования. Его аналитики занялись изучением телевизионного и интернет-пространства Украины, феномена футбольных фанатов и гражданской активности.

«Перед евромайданом по всей Украине различными НКО проводились многочисленные мероприятия – конференции, круглые столы и пр., связанные с языковой темой, социальными, этническими и конфессиональными проблемами и т.д., – говорит генерал Захарченко. – В ходе этих мероприятий изучалось общественное мнение, зондировались резонансные темы. Тогда мы еще не знали, для чего это делается. Конечно, предположения были разные, однако не было понимания, что все это однажды сложится в мозаику жесткого государственного переворота».

Аналитики украинского МВД в 2012 году обратили внимание на тесную связь пространства гражданского активизма с социальными сетями. «В мае 2012 года мы зафиксировали на Украине 14,65 млн активных пользователей Интернета, из них более 7 млн были настроены непримиримо-протестно по отношению к власти. В конце 2013 года эти два явления – гражданские активисты и соцсети – пересеклись на майдане», – говорит Виталий Захарченко.

Телевидение сегодня экс-глава МВД Украины сравнивает с ядерной бомбой: «Политический эффект от телевизионного воздействия сопоставим по поражающей силе с атомным взрывом. Пока телеканалы «Интер» (владельцы Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин), «1+1» (хозяин Игорь Коломойский), медиаструктуры Рената Ахметова и Виктора Пинчука, другие телеканалы, принадлежащие олигархам, были лояльны президенту, их мощный поражающий социальный эффект был неочевиден. Однако мы немедленно в этом убедились, когда эти олигархи и телеканалы в один момент прекратили оказывать помощь президенту».

Другим мощным политтехнологическим инструментом, подконтрольным украинским олигархам, Виталий Захарченко назвал клубы футбольных фанатов: «Олигархи владели не только футбольными клубами, но и связанными с ними охранными предприятиями и фанатскими объединениями. Во время госпереворота, в момент ослабления государства эти структуры вышли на первые роли, аккумулировав еще и ресурс правых радикалов».

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Виталий Захарченко считает, что очередное повторение майдана в Киеве при определенных социально-экономических и политических условиях вполне возможно. На его взгляд, госпереворот, как политическая технология, отработанная на местности, остается эффективным приемом влияния на власть.

По мнению экс-главы МВД Украины, майданные политтехнологии могут быть также применены в нескольких государствах постсоветского пространства: «Уже были такого рода попытки в Армении и Молдове. Думаю, они вполне возможны в Азербайджане, Киргизии, Белоруссии, Казахстане».

Для самой же Украины генерал Захарченко считает опасной перспективой реанимацию войны в Донбассе: «Война Киеву нужна, война будет, вопрос лишь в том, когда именно она начнется».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
647
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
720
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1029
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
835

Другие новости