0
25495
Газета Реалии Интернет-версия

01.04.2016 00:01:05

Россия в Сирии – взгляд из Турции

Энгин Озер

Об авторе: Энгин Озер – турецкий политолог.

Тэги: сирия, турция, конфликт, газ, эрдоган, саудовская аравия, исламское государство, карабах, война


сирия, турция, конфликт, газ, эрдоган, саудовская аравия, исламское государство, карабах, война Турецкие военные на границе с Сирией жестко контролируют движение машин и людей только со стороны соседей. Фото Reuters

Для того чтобы дать адекватную оценку напряженным отношениям между Россией и Турцией и понять, возможно ли военное противостояние между этими государствами, необходимо правильно понимать геополитические реалии в регионе. На первый взгляд кажется, что динамично и позитивно развивавшиеся российско-турецкие отношения внезапно дошли до точки разрыва лишь после инцидента со сбитым турецкой стороной бомбардировщиком Су-24. Даже Владимир Путин, комментируя случившееся, использовал фразу «удар в спину», как будто ранее Москва и Анкара являлись военными союзниками. На самом деле сбитый российский военный самолет лишь визуализировал существовавшие между двумя странами проблемы.

ГАЗОВАЯ ПОДОПЛЕКА ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Для того чтобы лучше понять ситуацию, необходимо в первую очередь по отдельности рассмотреть политическую и экономическую позиции Турции и России до кризиса. До него едва ли не половину доходов российского государства составляли продажи полезных ископаемых. В настоящее время Россия имеет не очень здоровую модель экономики, направленную на потребление: она основана на импорте (в частности, импорте из стран Европы), собственное производство внутри страны не очень прибыльно, а финансовая структура полностью открыта для внешнего воздействия. Для Евросоюза, который является потребителем российского газа, такая модель российской экономики вполне выгодна. Впоследствии введенные против России санкции, по-видимому, разрушили существовавшую экономическую модель без возможности ее восстановления в прежнем виде.

Имеет смысл также вспомнить время, когда принимались решения о введении санкций против России. Чтобы лучше понять ситуацию, необходимо взглянуть на российско-европейские отношения в контексте происшествий 2008 года, когда и начались проблемы между РФ и Западом. Если смотреть на ситуацию со стороны Европы и Америки, то следует констатировать: появление после войны в Южной Осетии в 2008 году на Западе страха российского экспансионизма и угрозы отключения газа Европе наталкивает Евросоюз на поиск альтернативных источников энергии. Данные поиски коснулись Катара, Кипра, Сирии, Ливии, Азербайджана и Украины. Этот период можно назвать этапом начала недоверия России.

Второй важный период – это Украина после Виктора Януковича, когда недоверие к России перешло в действия. В связи с возможным энергетическим кризисом Украины правительство в Киеве дает консорциуму, состоящему из фирм Exxon Mobil и Royal Dutch, в 2012 году в районе Скифское на полуострове Крым и англо-голландскому гиганту Royal Dutch Shell и Chevrona в 2013 году в Восточной Украине разрешения на исследование и разработку месторождений сланцевого газа. В связи с тем, что на тот момент добыча сланцевого газа требовала больших затрат и не могла быть альтернативным источником энергии, выданные Януковичем разрешения не привлекали особого внимание со стороны России. К тому же западные ученые умышленно скрывали от общественного мнения новые технологии добычи сланцевого газа.

Как известно, в период 2008–2014 годов, до зимних Олимпийских игр в Сочи, Россия с целью исключения напряжения с Западом вела сдержанную политику. Однако в начале 2014 года пророссийский Янукович, который выступал против интеграции с Евросоюзом, был свергнут с поста президента Украины сторонниками Запада.

В ответ на создание майданного правительства в Киеве Россия с помощью референдума приняла Крым в свои земли, а также начала активно поддерживать сепаратистские движения Луганска и Донецка, появился проект «Новороссия», о котором тогда много говорилось. В результате прозападное правительство в Киеве потеряло контроль над источниками сланцевого газа на Донбассе, а страны Евросоюза лишились одного из источников, альтернативных российскому газу.

ТУРЦИЯ ИЩЕТ НОВЫХ ПОСТАВЩИКОВ ГАЗА

Посмотрим теперь на турецко-сирийские и сирийско-российские отношения в тот же период. Как известно, в соответствии с предварительным договором, подписанным в 2008 году, Катар, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия и Турция договорились транспортировать катарский газ в Европу. В этот период Турция и Сирия сняли визовый режим в отношении друг друга, а также стали организовывать совместные межправительственные заседания с участием министров двух стран. Однако по истечении короткого срока времени Сирия, руководимая Башаром Асадом, под давлением России отказалась от реализации зафиксированного в 2008 году проекта, тем самым фактически полностью его заморозив и для остальных участников.

Понять действия России, госбюджет которой в значительной мере состоит из средств, полученных от продажи нефти и газа, по предотвращению угрозы возникновения альтернативы российскому газу в Европе можно. Как, впрочем, и последующие действия тех стран, которые в результате сирийского вето лишились выгодного энергетического проекта. В дальнейшем с целью свержения режима партии БААС в Сирии (так же как и до этого в Ливии) с подачи Запада систематически стали происходить вооруженные стычки и разного рода провокации.

В тот же период, с турецкой точки зрения, Москва пересматривает существующие и подписывает новые договора о военном сотрудничестве с кавказскими странами, не являющимися частью РФ. В период с 2008 года по настоящее время, ссылаясь на угрозу со стороны НАТО, Россия разместила ракеты дальнего действия «Искандер-М» на территориях Абхазии, Южной Осетии и Армении, что не могло не насторожить военное руководство Турции. Министерство иностранных дел Турции официально объявило, что оценивает данные действия со стороны России как открытую угрозу своей национальной безопасности.

Турция под руководством Реджепа Эрдогана, чтобы покрыть возрастающую потребность в энергоресурсах, обратила внимание на поиски более дешевого, надежного, альтернативного России поставщика газа. Как известно, 56% потребляемого газа Турция приобретает у России. В этом смысле можно сказать, что турецкая энергетика полностью зависит от Москвы. Вместе с тем газопровод «Голубой поток» сравнительно с другими альтернативами источниками является для турецкой стороны намного дороже, и цена на этот газ не может быть снижена. Для Анкары же снижение цены на газ, по-видимому, является важным вопросом, который необходимо решить.

Очевидно, что цель президента Эрдогана – не скидка на российский газ, а полное прекращение его закупок. Как известно, доктрина национальной безопасности турецкого государства основывается в том числе на принципе избегания односторонней зависимости в сфере энергетики, а также предполагает содействие максимально большему числу транзитных газопроводных проектов через территорию Турции в Европу. Следовательно, односторонняя зависимость от российского газа ставит под угрозу энергетическую и шире – национальную безопасность Турции.

Единственная возможность прекратить одностороннюю турецкую энергетическую зависимость от РФ – это конфликт между Москвой и Анкарой с последующим обращением в Международный арбитражный суд с иском о прекращении действия российско-турецкого договора. Для реализации этих планов Эрдоган может позволить себе использовать небольшой конфликт с Россией на территории Сирии, тем более что Турция, находясь под покровительством НАТО, всегда имеет возможность для организации такого рода мелких конфликтов.

Как известно, Турция уже начала работу по строительству инфраструктуры для транзита газа из Курдской автономии Ирака в Европу. Не стоит также забывать, что турецкие компании имеют разрешение на добычу нефти и газа на севере Ирака. В результате референдума в конце 2016 года Курдистан станет независимым от Багдада, что является выгодным для Турции: независимый Курдистан под руководством Барзани, не имеет другого выхода в мир, кроме как через Турцию. Для Турции, энергетически зависимой от России, модель экономически зависимого от Анкары Курдистана является удовлетворительным вариантом. Правда, в случае развала Сирии на части Москва, очевидно, будет способствовать созданию курдами государства от границ Ирака до берегов Средиземного моря. В этом случае реализация проекта транзита катарского газа станет невозможной.

ПРИРОДА ТУРЕЦКО-САУДОВСКОГО СБЛИЖЕНИЯ

Причиной вмешательства Саудовской Аравии в региональный конфликт в Сирии также являются сирийские курды. Возможность появления на географической карте Сирийского Курдистана не меньше Анкары беспокоит Эр-Рияд.

Несмотря на серьезное осложнение отношений между Москвой и Анкарой, российские военные корабли по-прежнему проходят Босфор беспрепятственно.  	Фото Reuters
Несмотря на серьезное осложнение отношений между Москвой и Анкарой, российские военные корабли по-прежнему проходят Босфор беспрепятственно.   Фото Reuters

После военного переворота в Египте и свержения избранного президента Мухаммеда Мурси Саудовская Аравия открыто поддержала египетского генерала Абдель Фаттаха ас-Сиси. После этого и без того прохладные отношения между Анкарой и Эр-Риядом стали еще более напряженными. Саудовская Аравия в 2014 году даже объявила близкое к Турции египетское движение «Братья-мусульмане» террористической группировкой, а также способствовала заключению под стражу его активистов. С другой стороны, подписанные президентом Египта ас-Сиси ряд договоренностей с Россией и Китаем стали причиной серьезных проблем в отношениях с саудитами.

В то же время нарастающий конфликт интересов между Саудовской Аравией и Соединенными Штатами подтолкнул Эр-Рияд, склонный в перспективе к противостоянию с Вашингтоном, к поиску новых союзников в регионе. В итоге после периода охлаждений из-за Египта отношения между Турцией и Саудовской Аравией стали достаточно быстро налаживаться.

Этому способствовало и снятие американским руководством санкции с Ирана – заклятого врага Саудовской Аравии, что Эр-Рияд расценил как открыто недружественные действия Вашингтона. Поддержав в ответ Турцию в Сирии, Саудовская Аравия продемонстрировала намерение действовать независимо от Америки. Если посмотреть на сложившуюся ситуацию глазами Эр-Рияда, можно предположить, что администрация Барака Обамы оставила на произвол судьбы Саудовскую Аравию в Сирии и пытается наладить отношения с Ираном через Европу. Также можно сказать, что правительство Обамы не оправдало надежд Турции в вопросе образования Курдистана на территории Сирии. В итоге целью обоих региональных игроков сегодня является стремление вытеснить интересы Америки из региона Ближнего Востока.

Сегодня причиной присутствия Турции в Сирии, является предотвращение образования независимого курдского государства. Как известно сирийская партия «Демократический союз» (ПДС) является курдской партией, которая воюет в Сирии против «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в РФ террористическая организация) и имеет крепкие связи с ПКК (курдским сепаратистским движением в Турции). ПДС является интересным политическим образованием, которому удается получать помощь как от режима Асада, так и от России, а также от американских военных. Анкара в своем внутреннем конфликте идентифицирует ПДС как подсобников ПКК и расценивает их как террористическую угрозу турецкому государству.

РЕГИОН ПОСЛЕ «ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Очевидно, что в скором будущем занятые ИГ территории в Сирии будут очищены. Однако чьими руками это будет сделано?

Вопрос о том, кто займет пока еще оккупированные ИГ территории, пугает Саудовскую Аравию и вызывает естественный интерес Эр-Рияда. В связи с этим от обоих игроков – Турции и саудитов – следует ожидать проведения наземных операций против ИГ. Тот факт, что все заинтересованные стороны до сих пор не договорились о том, кто будет управлять оккупированными ИГ территориями после уничтожения «халифата» аль-Багдади, говорит о том, что этот вопрос является важнее самой ликвидации «Исламского государства». Будет наивностью думать, что даже после наземной операции Саудовская Аравия передаст правление в освобожденном от влияния ИГ регионе в руки Асада.

Не менее интересен и вопрос о перспективе российско-шиитского альянса, оформившегося за время войны в Сирии. На первый взгляд может показаться, что этот альянс противостоит суннитскому турецко-катаро-саудовскому альянсу. Однако на самом деле оба эти союза не имеют прямой связи с религией и возникли в результате стремления заинтересованных сторон достигнуть предельно прагматичных целей.

Роль Ирана как важного игрока в регионе со временем изменится. Можно ожидать, что после снятия международных санкций с Ирана в ближайшем будущем отношения Москвы и Тегерана уже не будут такими, какими они были до сих пор. Иран будет строить собственную политику равновесия между Россией и Европой. Турция, в свою очередь, будет стремиться избегать открытого противостояния с Ираном.

Объявленный Владимиром Путиным вывод российских войск из Сирии может оказаться катализатором для уже подготовленных региональными игроками политических шагов.

Но почему Россия именно сейчас вывела свои войска из Сирии?

Во-первых, после кризиса со сбитым Турцией российским самолетом Москве удалось установить в Сирии ракетную систему С-400.

Во-вторых, фактическое присутствие России в Сирии окончательно исключило возможность Турции в продвижении своих сил по направлению к Алеппо.

В-третьих, угроза падения Латакии – сирийской провинции, в которой располагаются военные базы РФ, теперь исключена.

В-четвертых, решение о выводе российских войск позволяет Москве сделать вид, что они не были проявлением новой захватнической иностранной силы на Ближнем Востоке.

В-пятых, фактически закончены торги по поводу раздела Сирии.

В-шестых, сохранив режим Асада и убедившись в том, что нынешнее правительство еще останется у власти какое-то время, Россия получила тактическую передышку и, как следствие, возможность для вывода части своих войск из Сирии.

Стоит также напомнить, что выводимые из Сирии военные самолеты РФ вводились в эту страну временно. Их вывод все равно был бы неизбежным. Впрочем, это вряд ли скажется на боеспособности остающихся в Сирии российских подразделений: существуют договоры, согласно которым российские военные, находящиеся на сирийской территории, не покинут ее и военная операция РФ будет продолжаться с той же силой, а при необходимости может быть увеличена.

Стоит также отметить, что вывод российских вооруженных сил из Сирии, никоим образом не отразится на российско-турецких отношениях. Вероятно, в ближайшие дни Турция вместе с саудитами при поддержке американского руководства все же начнет военную операцию против ИГ в Сирии. Не важно, какой именно будет эта операция – наземной или воздушной.

Сложившееся в Сирии противостояние между Турцией и Россией будет продолжать накалять отношения между сирийской армией под руководством Асада и оппозиционными группами, близкими Турции. В итоге в недалеком будущем предположение главы спецслужбы Израиля Рам Бен-Баракина о разделении Сирии на четыре части станет реальностью. Целью сегодняшних игроков как на поле битвы, так и за столом переговоров является достижение контроля над как можно большей территорией Сирии и обретение влияния над ней после окончания конфликта.

УКРАИНА, КРЫМ, КАВКАЗ – НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОПЕРНИЧЕСТВА

Завершая обзор российско-турецкого соперничества в Сирии, следует упомянуть об Украине. Очевидно, что Украина будет налаживать с Турцией двухсторонние отношения, тем самым компенсируя утрату контактов с Россией. Также можно с уверенностью сказать, что в ответ русские продолжат оказывать поддержку курдским сепаратистам, а турки, в свою очередь, будут продолжать помогать крымским татарам. Можно также допустить в ближайшем будущем небольшое столкновение на территории Сирии или Нагорного Карабаха подразделений вооруженных сил Турции и России.

В то же время очевидно, что напряжение в отношениях Анкары и Москвы не приведет к крупному военному противостоянию. Тот факт, что во внутренней политике Россия поддерживает суннитов, а за пределами страны – шиитов, может вызвать недовольство внутри РФ. Вторая угроза для России – это возможность роста антироссийских настроений среди тюркоязычного населения РФ.

Что касается Турции, то мусульманский альянс Эрдогана, который с каждым днем становится авторитарнее, может вызвать беспокойство внутри страны. С другой стороны, находящиеся на территории Турции 2,5 млн бесконтрольных беженцев могут быть восприняты турецким общественным мнением как итог неправильной политики Эрдогана. Угрозы со стороны России могут укрепить позиции Эрдогана внутри страны.

Правительство Владимира Путина, которое оказалось на мировой арене в довольно сложном положении, вынуждено будет вести напряженную политику для обеспечения своего политического будущего. России, которая столкнулась с серьезным экономическим кризисом, понадобится немало времени для поднятия своей экономики на мировой уровень.

И Россия, и Турция действуют сегодня, исходя исключительно из своих прагматичных интересов, и, находясь по разные стороны баррикад, тем не менее совместно работают над созданием нового порядка в регионе. Напряженность между Анкарой и Москвой будет присутствовать и в других регионах, за пределами Сирии, однако это противостояние не перерастет в горячие военные действия.

Стамбул

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
1106
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
2048
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1717
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1427

Другие новости