0
6014
Газета Реалии Интернет-версия

22.04.2016 00:01:00

Гособоронзаказ стимулирует промышленность

Тэги: минобороны, шевцова, гособоронзаказ, бюджет, секвестр, армия, вооружение, шойгу


минобороны, шевцова, гособоронзаказ, бюджет, секвестр, армия, вооружение, шойгу Заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Бюджет страны в целом и бюджет Вооруженных сил в частности в этом году были подвергнуты секвестрированию. Информация о сокращении финансирования военного ведомства и предположения о возможных его последствиях широко обсуждаются в отечественных и зарубежных СМИ. О том, как дела обстоят на самом деле, корреспонденту «Независимого военного обозрения» Александру ШАРКОВСКОМУ в эксклюзивном интервью рассказала заместитель министра обороны РФ Татьяна ШЕВЦОВА.

– Татьяна Викторовна, вы отвечаете за организацию финансового обеспечения Вооруженных сил. Какова структура современного финансово-экономического блока Минобороны и насколько она соответствует требованиям сегодняшнего дня?

– В настоящее время финансовое обеспечение ВС РФ реализуется через трехуровневую систему финансирования войск. Первый уровень – это главный распорядитель средств федерального бюджета, на втором и третьем – соответственно распорядители и получатели средств федерального бюджета.

Трехуровневая система сочетает в себе территориальный и отраслевой принципы финансирования. В первом случае финансовое обеспечение и планирование расходов воинских частей и организаций осуществляется через территориальные финансовые органы. По всей стране работает более 40 таких подразделений.

По отраслевому принципу финансируются крупные организации – прежде всего военные вузы и крупные военные госпитали, в которых есть свои финансовые органы.

В результате реформирования системы финансового обеспечения удалось значительно сократить сроки доведения бюджетных средств до получателей, сделать более прозрачным процесс кассового исполнения федерального бюджета, а также существенно сократить оборот наличности и перевести личный состав на безналичную форму расчетов.

Сегодня финансовые органы имеют гораздо больше возможностей, чтобы обеспечить целевое и рациональное использование бюджета и контролировать финансовые потоки.

– Сказалась ли на финансово-экономической службе ликвидация «военных» должностей?

– Нам удалось сохранить кадровый потенциал и не растерять ценных специалистов, которые попали под сокращение. По-прежнему важным условием при назначении на должность в финансово-экономической службе является наличие военно-финансового образования и опыта службы в финансовых органах армии и силовых структур. Почти половина сотрудников наших профильных департаментов – это офицеры финансово-экономической службы запаса.

Тем не менее жизнь показывает, что военные финансисты, то есть военнослужащие, имеющие профильное финансово-экономическое образование и опыт службы, остаются востребованы. Например, благодаря военным финансистам весной 2014 года удалось сохранить бюджетные средства и наладить систему финансирования Черноморского флота через полевые учреждения Центробанка. Военные финансисты также занимаются финансовым обеспечением наших военнослужащих в Сирии.

– Тогда стоит ли ждать возвращения военных финансистов в Вооруженные силы?

– Частично этот вопрос решен.

– В последнее время вокруг сокращения военных расходов циркулируют различные слухи и домыслы. Удалось ли Минобороны России отстоять бюджет в условиях урезания расходов?

– В целом да. Мы сохранили нетронутыми важнейшие статьи, прежде всего связанные с выполнением государственной программы вооружений и публичных обязательств. По некоторым другим направлениям сокращение составило до 5%, но здесь у нас есть резервные средства, полученные за счет реализации программы «Эффективная армия», которая дает существенную экономию средств, предназначенных на содержание войск.

Бюджет Минобороны можно сравнить с системой госплана, при которой обеспечивается необходимая синхронизация всех видов ресурсного обеспечения с плановыми мероприятиями по строительству и развитию Вооруженных сил. Проще говоря, если, например, куда-нибудь поступает новая партия самолетов, то к их прибытию уже готовы аэродром и вся инфраструктура, для летчиков и инженеров построено жилье, а на авиабазе эти самолеты уже ожидают пилоты, которые прошли курс переподготовки. Все эти нюансы учтены в нашем бюджете.

К слову, уровень исполнения ведомственного бюджета в 2015 году составил 99,85%.

– Тогда какие статьи ведомственного бюджета были урезаны?

– Оптимизация наших расходов будет проведена по отдельным направлениям за счет отказа или переноса «вправо» (отложены по времени. – НВО) менее важных мероприятий, не оказывающих существенного влияния на боеготовность войск.

Кроме того, в соответствии с указом Президента численность федеральных государственных гражданских служащих в центральном аппарате Минобороны России сокращается на 10%. При этом под сокращение попадают только вакантные должности.

Эффективное использование и экономия бюджета достигается за счет монетизации льгот, прежде всего в жилищной сфере. Например, после законодательного оформления жилищной субсидии на покупку постоянного жилья очередь «распоряженцев» удалось сократить с 49 до 5 тыс. человек. Соответственно те деньги, которые ежегодно тратились на их содержание (более 30 млрд. руб.), были направлены на решение жилищных вопросов других военнослужащих.

– А что вы можете ответить оппонентам, которые недовольны таким повышенным вниманием к финансированию Вооруженных сил и «оборонки»?

– Оборонные расходы в России сегодня – это не расходы на содержание армии и флота. Военный бюджет – это инструмент поддержки национальной промышленности, причем наиболее высокотехнологичной ее части. Расходы на гособоронзаказ позволяют нашей промышленности планировать свою деятельность на годы вперед, модернизировать производственную базу и создавать новые рабочие места. Благодаря твердым государственным заказам промышленные компании могут привлекать инвестиции и наращивать «необоронное» производство. Сегодня заказами Минобороны уже охвачен значительный пласт экономики страны. К выполнению гособоронзаказа привлечено более 4 тыс. компаний и предприятий, чей вклад в ВВП составляет 14–15 %.

К тому же в условиях непростой экономической ситуации значительно возрастает социальная значимость оборонных расходов. Не стоит забывать, что на предприятиях оборонно-промышленного комплекса трудится более 2 млн человек. Вместе с членами их семей это более 5 млн человек. Военные расходы для них – это гарантия стабильной зарплаты и уверенность в завтрашнем дне.

Инвестирование в оборонно-промышленный комплекс можно сравнить с локомотивом, который ведет за собой различные отрасли российской экономики. Так, при разбивке расходов Минобороны по отраслям экономики мы видим, что гособоронзаказ затрагивает почти все существенные отрасли нашей экономики – от ракетно-космической и авиационной промышленности до здравоохранения и образования.

В ситуации, когда предприятия ОПК увеличивают производство, повышается спрос на сырье, электроэнергию, услуги транспорта и т.д., что, в свою очередь, приводит к росту макроэкономических показателей.

Если выразиться кратко, то такое мощнейшее финансирование ГПВ (государственная программа вооружений. – «НВО») – это своего рода импульс, который уже в ближайшей перспективе будет ощутим во многих секторах российской экономики. Это и дополнительные доходы населения в виде оплаты труда, государства – в виде налогов и бизнеса – в виде прибыли.

К сожалению, эти мультипликативные эффекты противники увеличения военных расходов предпочитают не замечать.

– Но к их мнению прислушиваются…

– В этом году президент России поддержал нашу инициативу по изменению подходов к формированию и защите бюджета Минобороны. Предлагается закрепить в нем базовый, то есть минимально достаточный, объем расходов и объем расходов на чрезвычайные цели. Необходимость этого обусловлена внезапно возникающими задачами, к решению которых привлекается армия. Например, в 2013 году это было наводнение на Дальнем Востоке, в 2014-м – формирование крымской группировки, в 2015 году – операция в Сирии. Везде мы справлялись за свои средства, что создавало нам дополнительные сложности – приходилось маневрировать расходами и проводить более гибкую финансовую политику.

Финансово-экономической службой уже разработаны базовые показатели военного бюджета, которые жестко синхронизируют между собой сроки, мероприятия и объемы их финансирования.

На наш взгляд, решение о любом изменении расходов на национальную оборону необходимо принимать после экспертной оценки аппарата Совета безопасности, поскольку именно этот орган компетентен оценивать военные угрозы и вырабатывать стратегические и военно-экономические задачи по обеспечению обороны и безопасности страны.

– А что будет с социальными обязательствами перед военнослужащими и военными пенсионерами? Стоит ли им затягивать пояса?

– Расходы на социальные обязательства перед военнослужащими и военными пенсионерами не подлежат сокращению. Также не будут затронуты расходы на оснащение Вооруженных сил и обеспечение военнослужащих всеми видами довольствия.

Поэтому решений о сокращении социальных расходов руководство военного ведомства принимать не планирует. Вместе с тем в текущем году в законе о федеральном бюджете индексация денежного довольствия военнослужащих не предусмотрена, однако за счет введения стимулирующих надбавок и премирования уровень оплаты воинского труда удается поддерживать не ниже уровня зарплат в ведущих отраслях экономики.

Так, в 2012 году средний уровень денежного довольствия военнослужащих составил 57,8 тыс. руб., в 2015 году – 62,2 тыс. руб.

В 2015 году нам удалось существенно повысить размер компенсации за наем жилья. Если раньше семья офицера из трех человек за аренду жилья в Москве получала 15 тыс. руб., то теперь эта сумма составляет 36,4 тыс. руб. Соответственно в несколько раз выросли размеры компенсации в других регионах. Теперь выплачиваемой суммы достаточно, чтобы снять комфортное жилье неподалеку от места службы.

В феврале произошла очередная индексация военных пенсий, которые в среднем увеличились на 4%. С 1 февраля 2016 года размер денежного довольствия, учитываемого при расчете пенсий, составил 69,45%. Средний размер пенсии за выслугу лет повысился на 950 руб. в месяц и составил с 1 февраля 2016 года 21 752 рубля, что превышает средний размер страховой пенсии по старости почти в 1,7 раза. Всего же военные пенсии к текущему моменту по сравнению с показателями чуть более чем годовой давности (с февраля 2015 к февралю 2016 года) повысились почти на 12%.

Кроме того, с 1 февраля на 7% были повышены отдельные выплаты ветеранам – чернобыльцам, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и ежемесячные выплаты детям погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих.

– Вы являлись одним из инициаторов создания межведомственной системы контроля средств гособоронзаказа. Можно ли сейчас делать какие-либо выводы о ее работе?

– Пожалуй, важнейшим результатом для нас является повышение финансовой дисциплины наших предприятий. Наличие специальных счетов в уполномоченных банках позволяет «окрасить» деньги по гособоронзаказу и обеспечить прозрачность движения денежных потоков по всей цепочке кооперации. Мы видим любое перемещение средств и своевременно профилактируем возможные нарушения. Например, мы можем видеть в третьей или четвертой кооперации фирму с уставным капиталом в 10 тыс. руб., где директор и главный бухгалтер – один и тот же человек. Получив такую информацию, мы указываем головному исполнителю госконтракта на возможные риски работы с таким исполнителем и добиваемся принятия соответствующих мер.

За полгода работы системы через нее прошло более 500 млрд руб. Средства, полученные предприятиями ОПК, были израсходованы на расчеты с кооперацией (63%), уплату налогов и сборов (12%), а также выплату зарплаты (9%) и оплату ЖКХ. Мы даже видим распределение денег гособоронзаказа по субъектам Российской Федерации.

Тем не менее, чтобы быстрее освобождать оборотные средства, мы планируем внести поправку в ФЗ «О гособоронзаказе», которая позволит головным исполнителям гособоронзаказа возмещать расходы на формирование «опережающего» запаса продукции еще в ходе выполнения госконтракта, а не по результатам проведения окончательных расчетов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
604
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2326
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1537
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1166

Другие новости