Генсек НАТО Йенс Столтенберг, премьер-министр Румынии Дачиан Чолош и замминистра обороны США Роберт Уорк на церемонии ввода в строй комплекса системы ПРО в Девеселу. Фото Reuters
Военно-политическое руководство (ВПР) США, несмотря на достигнутое соглашение по иранскому ядерному досье, продолжает развертывание европейского сегмента глобальной противоракетной обороны (ПРО) США–ЕвроПРО.
Так, 12 мая в Румынии (Девеселу) приведен в готовность противоракетный комплекс (ПРК) «Иджис Эшор» наземного базирования с противоракетами «Стандарт-3» мод. 1Б. Он представляет собой корабельную систему, в которой часть оборудования демонтирована и перенесена на сушу. Конструкция весом около 900 т дополнена вертикальной пусковой надстройкой для 24 противоракет. В тот же день стало известно о начале строительства аналогичного ПРК в Польше (Редзиково) под модернизированную противоракету «Стандарт-3» с вводом в эксплуатацию до конца 2018 года.
Таким образом, развертывание системы ЕвроПРО означает, что президент США Барак Обама не выполнил своего обещания, сделанного в Праге в 2009 году: «Если удастся урегулировать иранскую ядерную программу, то задача создания европейского сегмента противоракетной обороны отпадет». При этом американо-натовское руководство заявляет, что ПРК в Девеселу, Польше и вся система ЕвроПРО не направлены против России и предназначены исключительно для обороны стран НАТО и США от гипотетических ударов иранских и северокорейских ракет.
В связи с этим президент РФ Владимир Путин заявил: «Сами Соединенные Штаты подписали договор с Ираном. Мы поддерживали эту позицию администрации США. Иран выполняет положения достигнутого соглашения. Где же теперь эти ядерные угрозы со стороны Ирана? Их нет, а создание системы противоракетной обороны продолжается».
По оценкам российских и зарубежных специалистов, система ЕвроПРО все же будет развернута к 2020 году. Создаваемая группировка противоракет наземного и морского базирования ЕвроПРО, благодаря мобильности и способности к оперативному наращиванию боевого состава к 2020 году будет в определенной степени девальвировать российский потенциал ядерного сдерживания. Это подтверждается достаточным и устойчивым финансированием мероприятий по ее созданию. Так, затраты на строительство объекта ЕвроПРО в Румынии составили 800 млн долл., в дальнейшем финансирование будет составлять по 20 млн долл. в год. Кроме того, около 150 млн долл. должны выделять союзники по НАТО.
Президент РФ Владимир Путин заявил в этой связи: «Развертывание противоракетной обороны США и ЕвроПРО представляет угрозу безопасности РФ. Это не оборонительная система. Это часть ядерного стратегического потенциала США, выведенная на периферию. В данном случае периферия – Восточная Европа. И люди, которые принимают соответствующие решения, должны знать, что они жили до сих пор спокойно, безбедно и в безопасности. Теперь, после размещения этих элементов ЕвроПРО, мы вынуждены подумать, чтобы эти угрозы купировать». Начальник ГШ ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов в 2015 году заявлял, что «Россия будет вынуждена принять ответные военно-технические меры на развертывание глобальной системы ПРО США, в том числе в отношении стран, на территории которых размещаются объекты этой системы». «В итоге неядерные государства, на территории которых размещаются противоракетные средства, – сказал тогда Валерий Герасимов, – становятся объектами первоочередных ответных действий».
В связи с этим предлагается следующий комплекс информационных, военно-политических, оперативных и организационно-технических мер, обеспечивающих подавление, уничтожение ключевых объектов инфраструктуры и прорыв глобальной системы ПРО США и ЕвроПРО.
МЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА
Руководство многих стран разделяют негативное отношение ВПР России к развертыванию ЕвроПРО и других региональных сегментов глобальной ПРО США. Они скептически относятся к этим планам, высказываются за коллективное обсуждение вопросов европейской ПРО. Объективно оценивают риски, связанные с развертыванием этих систем, и полагают, что любые меры в области глобальной безопасности будут нежизнеспособными без учета интересов России.
Исследования, проведенные в научно-исследовательских организациях Российской академии наук, Минобороны РФ и организациях российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) показывают, что системы глобальной ПРО США и ЕвроПРО являются уязвимыми, поскольку создаются на основе наземных и корабельных объектов инфраструктуры, обладающих значительными размерами, низкой живучестью и физической защищенностью. Они также характеризуются недостаточной эффективностью по поражению российских МБР, БРПЛ и крылатых ракет большой дальности с перспективными видами боевого оснащения, поскольку добиться точного кинетического перехвата («пуля в пулю») большого количества маневрирующих боевых блоков, прикрытых комплексом средств преодоления ПРО, не представляется возможным.
Более того, в ходе ядерного планирования предусматривается определенная количественная избыточность МБР, БРПЛ и боевых блоков с целью гарантированного прорыва системы ПРО и нанесения заданного ущерба военно-экономическому потенциалу противника. Странно, что об этом не знают руководство и общественность государств альянса, которые с удовлетворением размещают на своей территории объекты ЕвроПРО и тактического ядерного оружия (ТЯО), наивно полагая, что будут надежно прикрыты противоракетным зонтиком. Реально вышеупомянутые страны становятся заложниками, так как основные элементы системы ЕвроПРО будут уничтожены в первую очередь с началом стратегической операции на Европейском ТВД.
Большинство руководителей европейских стран трезво оценивают потенциальные угрозы для их государств, если проводимая ими политика в отношении ЕвроПРО окажется в одном русле с политическими противоракетными амбициями Вашингтона. Поэтому важно проводить информационные акции с целью затягивания и в перспективе – срыва процесса реализации американских планов создания ЕвроПРО; дискредитации системы ПРО среди населения государств, вовлекаемых американцами в программу ПРО, с акцентом на бесперспективность ее применения против российских БР и их боевого оснащения нового поколения, способных беспрепятственно преодолевать любые современные системы ПРО; формирования общественного мнения у населения государств, что их участие в программе ЕвроПРО, размещение ее элементов, а также ТЯО США на своей территории создает реальную угрозу безопасности для самих государств, превращая их в объекты первоочередного поражения в случае какого-либо военного конфликта.
С этой целью необходимо задействовать контакты ВПР государства, МИДа и Минобороны России и других ведомств с представителями российских и зарубежных СМИ для доведения до международного сообщества позиции России в отношении развертывания ЕвроПРО, ее негативного влияния на стратегическую стабильность и международную безопасность в мире; шире использовать СМИ, в том числе и возможности электронных сетей, для распространения материалов о негативных последствиях развертывания США системы ЕвроПРО; активизировать работу неправительственных организаций на территории США, деятельность которых отвечает российским интересам, в том числе по направлениям, позволяющим в той или иной мере противодействовать развертыванию противоракетной обороны и др.
В связи с этим представляется весьма эффективным использовать данные аргументы в интересах усиления информационного противоборства и формирования мирового общественного мнения о сомнительной эффективности и бесперспективности ЕвроПРО. В электронных и печатных СМИ, различных интернет-ресурсах, в ходе проведения дискуссий, форумов и брифингов аргументированно обосновывать угрозы безопасности общественности тех стран, которые размещают на своей территории объекты системы ЕвроПРО и ТЯО США.
Предлагается также задействовать принцип активизации настроений населения, состоящий в том, что в странах, где предполагается развернуть или уже развернуты элементы системы ЕвроПРО, инициировать протестные движения местного населения, чтобы воспрепятствовать реализации этих планов или осложнить функционирование этой системы.
Заслуживают внимание предложения военного аналитика Константина Сивкова, что в информационной работе с населением следует обратиться к возможному использованию в качестве основных поражающих факторов геофизических разрушительных процессов, создаваемых боеприпасами определенного тротилового эквивалента. Так гипотетическое воздействие даже одиночным боеприпасом такого типа по таким геофизически уязвимым точкам США, как Йелоустоунский вулкан, может привести к извержению этого супервулкана, что приведет к полному уничтожению США как государства. Несколько таких боеприпасов, взорванных одновременно в расчетных точках Атлантики или Тихого океана, могут породить суперцунами, способные затопить территорию США на глубину до нескольких сотен километров от побережья с уничтожением практически всей инфраструктуры в этих районах. Катастрофические последствия урагана «Катрин» в штате Калифорния – наглядное тому подтверждение.
Необходимо активизировать работу соответствующих структур России по исследованию проблем уязвимости территории США и других европейских стран, разместивших на территории объекты ЕвроПРО и ТЯО США с докладом результатов в МО РФ. Так, военное руководство США, оценивая последствия ракетно-ядерных ударов КНДР, заявило о незащищенности объектов инфраструктуры от воздействия электромагнитных импульсов, возникающих при высотных ядерных взрывах или действии специальных генераторов ЭМИ.
Другой пример. Заявлено о начале работ по модернизации 150–200 ядерных авиабомб типа В-61-3, -4, -7, размещенных в хранилищах на территории пяти стран – участников альянса. Планируется разработка новой авиабомбы типа В61-12. При этом основные работы по ее созданию будут проводиться на континентальной части США, что связано с большим количеством воздушных и морских перебросок авиабомб туда и обратно. Это означает, что операции по подготовке и транспортированию этих авиабомб представляют собой привлекательные цели для террористических атак с непредсказуемыми последствиями для американо-натовского руководства и мирного населения. Это ли не тема для планирования и проведения информационных акций со стороны многочисленных российских структур информационного противоборства и СМИ?
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ
Российская сторона имеет возможность рассмотреть следующий комплекс военно-политических мер.
Рукотворные катаклизмы могут нанести урон масштабнее, чем последствия от природного урагана. Фото Reuters |
Во-первых, это постоянное информирование российской и мировой общественности о грубых нарушениях США положений бессрочного Договора о РСМД. Так, Министерство иностранных дел РФ неоднократно заявляло, что в нарушение этого Договора американцы создают ракеты-мишени меньшей и средней дальности, которые используются при проведении испытаний элементов системы ПРО. В ближайшей перспективе американцы планируют перейти к очередному этапу испытаний противоракет типа ГБИ с перехватом стратегических ракет-мишеней, что будет связано уже с нарушениями Договора о СНВ. Следует постоянно подчеркивать, что американское руководство не поддержало российско-китайскую инициативу по глобализации Договора о РСМД, что привело к распространению ракет средней и меньшей дальности. В связи с этим президент РФ Владимир Путин отметил: «Пусковые установки, развернутые в Румынии, могут быть легко переоборудованы для размещения ракет средней и малой дальности. Это явное нарушение Договора о РСМД. Причем переоборудование проводится в очень короткие сроки и для нас с вами это действительно будет незаметно, что там происходит. Мы даже не сможем это контролировать». По оценкам российских специалистов, не представляет серьезных технических проблем оснащение этих ПРК крылатыми ракетами типа «Томахок» бл. IV, что является серьезной для нас угрозой. Американцы не могут также дать гарантию, что с боевых кораблей США будут запускаться именно ракеты-перехватчики, а не совершенно новые ракеты повышенной дальности полета, летящие по баллистической траектории.
Представляется, что российская сторона должна прагматично подойти к соблюдению Договора о РСМД, особенно в части, касающейся производства и развертывания РК типа «Искандер», в том числе с крылатыми ракетами большой дальности. Тем более, в Госдуме РФ уже заявили о возможности подготовки проекта заявления о выходе России из Договора о РСМД. Следует также периодически объявлять о возможности восстановления группировки РСМД в Восточном регионе РФ, что вызовет озабоченность китайских стратегических партнеров. Появляется возможность проведения с руководством Китая и других государств Азиатско-Тихоокеанского региона выработки согласованных мер противодействия планам США по развертыванию глобальной ПРО и ПРО АТР. Важно отметить, что председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров не исключил выхода России из Договора о СНВ в ответ на размещение объектов ЕвроПРО: «Безусловно, это крайняя мера, и я надеюсь, дело до нее не дойдет. Однако выход из СНВ возможен, если Россия увидит, что развертывание элементов ЕвроПРО носит необратимый характер и существует реальная угроза нашей безопасности».
Во-вторых, актуальным является развитие диалога с вышеупомянутыми членами НАТО, на территории которых размещаются объекты инфраструктуры системы ЕвроПРО, ТЯО и гиперзвуковых систем вооружения (ГЗСВ), с целью убеждения в бесперспективности их намерений прикрыть территорию противоракетным зонтиком США. Уместно проинформировать руководство этих государств, что эти объекты считаются стратегическими. Для их поражения заблаговременно планируется необходимый наряд МБР, БРПЛ и ВТО большой дальности, дислоцированных в удаленных регионах и морских акваториях РФ, находящихся вне зон досягаемости сил и средств ЕвроПРО. Акцентировать внимание, что различные варианты неточных кинетических перехватов боевых блоков МБР и БРПЛ средствами противоракетной обороны (комплексы ТХААД, «Пэтриот» ПАК-3) будут происходить на конечном участке их полета над территориями государств со всеми вытекающими последствиями. Полезно также напомнить натовцам, что в перечень поражаемых объектов могут быть включены хранилища с американским ТЯО, авиабазы их носителей на территории Германии, Италии, Бельгии, Голландии и Турции, где находятся 150–200 ядерных авиабомб типа В61 общей мощностью 20 Мт.
Среди других военно-политических мер можно отметить дальнейшее расширение военно-политического сотрудничества с Республикой Беларусь в вопросах возможного размещения ракетных комплексов «Искандер-М» и организации совместной системы ПВО; задействование потенциала СНГ, ОДКБ и ШОС для решения проблем коллективной безопасности государств в условиях развертывания глобальной и ЕвроПРО; использование имеющихся между США и некоторыми государствами блока НАТО противоречий по размещению и финансированию строительства объектов ЕвроПРО и обеспечения безопасности американского ТЯО в Европе и др.
ОПЕРАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ
Состав оперативных мер в настоящее время включает: создание перспективных видов ракетных комплексов и боевого оснащения МБР и БРПЛ с учетом боевых возможностей глобальной и ЕвроПРО; оптимальное целераспределение при ядерном планировании с целью исключения попадания баллистических трасс полета ракет в зоны досягаемости информационно-ударных средств глобальной и ЕвроПРО; возможность передислокации ПГРК «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс» в новые позиционные районы; выбор и скрытие районов боевого патрулирования российских РПЛСН, где перехват стартующих БРПЛ корабельными средствами ПРО США невозможен; совершенствование существующих и разработка новых форм и способов боевого применения РВСН, МСЯС и АСЯС с целью прорыва системы ЕвроПРО; организация оперативной маскировки при проведении учебно-боевых и испытательных пусков МБР, БРПЛ и перспективных видов боевого оснащения; планирование отработки условных задач по поражению объектов ЕвроПРО в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки и др.
Что касается технических мер, то значительная их часть реализована в существующих ракетных комплексах РВСН и МСЯС. К ним относятся: наличие короткого активного участка полета твердотопливных ракет; применение разделяющихся головных частей с индивидуальным наведением боевых блоков; снижение радиолокационной и оптической заметности боевых блоков; их маскировка на заатмосферном участке траектории за счет применения пассивных ложных целей; комплектование платформ разведения головных частей станциями активных помех для подавления информационных средств ПРО и др.
В отношении перспективных МБР и БРПЛ можно обратиться к заявлениям академика Юрия Соломонова «о создании принципиально нового типа боевого оснащения, которое поставит точку на всех разговорах относительно нашей борьбы с несуществующей системой ПРО вероятного противника. Осталось лишь адаптировать разработку к имеющимся на вооружении ракетным комплексам». По информации представителей ОПК РФ, такая адаптация учтена в Государственной программе вооружения до 2020 года. Кроме того, ведется разработка перспективных ракетных комплексов с повышенными возможностями по преодолению ПРО: ракетный комплекс с «тяжелой» МБР «Сармат», РК «Рубеж» и боевой железнодорожный комплекс «Баргузин». Важно отметить, что в Договоре о СНВ в отличие от предыдущего Договора о СНВ-1 отсутствуют ограничения по забрасываемому весу. Это создает благоприятные условия для комплектации платформ головной части МБР и БРПЛ боевыми блоками и средствами преодоления ПРО (КСП ПРО) в требуемом соотношении их весовых параметров в зависимости от типа и характеристик объекта поражения.
Представляется целесообразным и применение мер асимметричного противодействия глобальной и ЕвроПРО. Наиболее реалистичными из них являются: превентивное уничтожение информационно-ударных средств ЕвроПРО средствами ВТО, в том числе с привлечением РК «Искандер-М», крылатых ракет типа «Калибр» и Х-101/102; функциональное подавление радиолокационных станций СПРЯУ, СККП и ПРО, расположенных на территории европейских государств НАТО; уничтожение объектов системы управления и связи, расположенных на территории ряда государств НАТО, что приведет к нарушению обмена информацией между РЛС и пунктами управления глобальной и ЕвроПРО и др. Эффективной мерой противодействия ЕвроПРО будет уничтожение пунктов управления ОК ВС США в Европейской зоне, где осуществляется подготовка и проведение противоракетных операций (авиабаза Рамштайн).
Наиболее убедительной и эффективной мерой преодоления глобальной ПРО США и ее региональных сегментов является применение перспективных стратегических ракет по объектам на территории США через Южный полюс. Известно, что территория США с данного стратегического направления не прикрыта, кроме как РЛС на авиабазе Эглин, что явно недостаточно. Какие открываются возможности для обоснования конгрессу США необходимости гонки вооружений и формирования заказов американскому ВПК, в части касающейся разработки и размещения дополнительных стратегических оборонительных вооружений!
В ИНТЕРЕСАХ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В Пентагоне продолжают твердить, что система ЕвроПРО не способна перехватывать российские МБР и БРПЛ. Мол, с точки зрения географии и физики невозможно сбить эти ракеты из пунктов, размещенных в Румынии или Польше. Очередной раз подчеркивается, что главной целью развертывания ПРО в Европе является противодействие ракетной угрозе со стороны Ирана. И что на пусковых установках Мк 41 не планируется размещать ракеты средней дальности и крылатые ракеты, а ракеты-перехватчики не будут иметь фугасной БЧ.
Вполне правомерным является повтор вопроса американо-натовскому руководству. Почему бы объекты ЕвроПРО не разместить на территории Турции, Исландии, Великобритании и Канады – союзников по НАТО, что сняло бы ряд озабоченностей России?
На совещании с руководством Министерства обороны и ОПК РФ в Сочи президент РФ Владимир Путин заявил: «Размещение американских систем ПРО в Европе – это не защита, а наращивание ядерного потенциала США в Восточной Европе, это дополнительные шаги к раскачке международной системы безопасности и старту новой гонки вооружений. Но мы в эту гонку втягиваться не будем и пойдем своим путем, работать будем аккуратно. Но будем корректировать планы, чтобы купировать угрозы безопасности России».
Является очевидным, что вышеизложенные меры купирования не являются стартом к новой гонке вооружений, а представляют собой совокупность штатных задач и функций органов государственного и военного управления РФ, направленность которых должна уточняться в соответствии со складывающейся военно-политической и стратегической обстановкой и реализуемых в рамках выделенных ассигнований. Что касается военно-технических мер, то в перспективные виды СНВ всегда закладываются тактико-технические требования по противодействию ПРО вероятных противников. Как известно, строительство и развитие СЯС ВС РФ определено соответствующими планами, Договором о СНВ, Государственной программой вооружения и государственными оборонными заказами. Дополнительных объемов финансирования не требуется.