0
3366
Газета Реалии Интернет-версия

03.06.2016 00:01:00

Ветеранское движение объединяет страну

Российской армии может быть полезно внедрение системы наставничества

Валерий Астанин

Об авторе: Валерий Иванович Астанин – генерал-лейтенант в отставке.

Тэги: армия, ветераны, патриотическое воспитание


Сегодня ветеранское движение является активной общественной силой, способной существенно влиять на консолидацию и стабильность российского общества, развитие внутриполитических процессов. Это один из факторов, объединяющих нашу страну.

Основная цель ветеранского движения – усиление военно-патриотической работы среди молодежи, взаимодействие со СМИ в области пропаганды службы в армии, передача опыта молодым военнослужащим, поддержка связей с международными организациями и, конечно же, забота о ветеранах Вооруженных сил, обеспечение их достойного положения в обществе.

В условиях, когда государство стало уделять больше внимания ветеранам, роль ветеранских организаций многократно возросла. Правильно организованное ветеранское движение, без сомнения, послужит росту авторитета ВС РФ и их единению с народом, а рациональное использование интеллектуального и профессионального потенциала ветеранов в запасе и отставке в интересах войск позволит ускорить процесс формирования и развития профессиональных знаний, умений и навыков молодых военнослужащих. Особенно проходящих военную службу по призыву.

НАСТАВНИЧЕСТВО – ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ

Одной из форм влияния ветеранского движения на воспитательные процессы в Вооруженных силах может стать наставничество, как одна из форм оптимальной адаптации и профессиональной подготовки военнослужащих, начинающих военную службу в воинских частях.

Такая форма воспитания и профессионального обучения широко применялась еще в старой русской армии, когда немало послуживший и повидавший на своем веку ветеран передавал свои знания молодому воину. Эта традиция в полной мере положительно сказывалась на взаимоотношении военнослужащих внутри армейских коллективов Русской императорской армии, являясь основополагающим показателем их сплоченности как в мирное время, так и на войне. А традиции в Российской империи воспринимались как некие неписаные законы, призванные восполнить пробелы в отечественном военном законодательстве. И сегодня трудно переоценить влияние многовековых традиций на нравственную атмосферу воинских коллективов, потому что именно они устанавливают незримую связь поколений российского воинства.

В современных условиях наставничество играет важную роль, особенно в период сокращения сроков службы военнослужащих по призыву и реформирования ВС РФ.

Большое внимание в системной работе наставничества должно быть уделено военнослужащим, впервые принятым на контрактную службу на должности рядового, сержантского и младшего офицерского состава, а также молодых офицеров, выпускников вузов, прибывших в часть для прохождения службы.

Конечно же, наставничеством обязательно будут охвачены военнослужащие, назначенные на вышестоящие должности или перемещенные на должности по новой специальности, если исполнение служебных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков. Это касается и лиц, прибывших на воинские должности, связанные с обучением военнослужащих в вузах, на курсах переподготовки, полигонах и стажировках.

Самое серьезное внимание должно уделяться работе с военнослужащими, прибывшими в районы боевых действий, миротворческих и контртеррористических операций или в районы, где выполнение служебных обязанностей связано с возможными боевыми потерями.

В связи с тем, что главным действующим лицом данной системы является наставник, то и требования к его назначению должны быть повышенными. Ведь от его педагогических способностей, форм и методов работы будет зависеть не только успешность прохождения воинской службы молодыми военнослужащими, их карьерный рост, но в ряде случаев и сама жизнь.

Безусловно, наставник должен назначаться из лиц, занимающих воинские должности на одну-две ступени выше военнослужащего, а также из числа ветеранского состава ВС РФ и быть отлично профессионально подготовленным; обладать достаточным служебным и жизненным опытом, а также способностью и готовностью делиться им; пользоваться уважением в коллективе и хотеть обучать других; обладать такими личными качествами, как терпимость, спокойствие, тактичность, организованность и коммуникабельность. Именно такое сочетание личностных качеств наставника может обеспечить более результативное взаимодействие и эффективную передачу знаний и опыта.

ГЛАВНОЕ – ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАДУМАННОЕ

Конечно, сразу подобрать необходимое количество наставников, соответствующих вышеуказанным критериям, будет нелегко, но при хорошо поставленной работе командиров соединений и воинских частей это возможно, особенно при проведении обучения самих наставников основам педагогики и психологии, формам и методам воспитательной работы, с учетом их подготовки и образовательного уровня. При этом оказывая им постоянную методическую помощь.

Однако успешность системной работы по внедрению наставничества в жизнь войск требует хорошо продуманных организационно-штатных мероприятий, а также определенных мер ее стимулирования в виде различных мер поощрения, в том числе и материального. Конечно, чтобы система заработала четко и эффективно, необходимо еще многое сделать. Дело это очень нужное. Ведь возрождение традиций – это нить между поколениями, связывающая нас с историей Российского государства и ее армией.

Вместе с тем для штабов видов Вооруженных сил, Генерального штаба высшей формой наставничества является сохранение в них атмосферы преемственности поколений, поскольку именно сохранение традиций в этих воинских коллективах и является одной из форм роста в профессиональном становлении офицеров стратегического уровня. Положительным результатом перехода офицеров с кругозором тактического звена к стратегическому можно считать успешным только после освоения ими всех материалов, накопленных предыдущими поколениями офицеров и генералов в этих органах военного управления, особенно по занимаемой должности. Именно освоение этих материалов с помощью ветеранов этих структур научит вновь прибывших офицеров анализировать и оценивать современную ситуацию с похожими случаями в прошлом, значительно расширив их кругозор. Все это окажет позитивную роль в более быстром вхождении в должность, а также при выработке ими предложений руководству для принятий тех решений, которые будут соответствовать современной обстановке.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Белорусская Фемида взялась за дедовщину в армии

Белорусская Фемида взялась за дедовщину в армии

Антон Ходасевич

Власть не признает беспредела в вооруженных силах страны  

0
1388
К созданию ГлавВоенПУРа

К созданию ГлавВоенПУРа

Григорий Герасимов

0
1383
Тайвань проверяет терпение китайских военных

Тайвань проверяет терпение китайских военных

Владимир Скосырев

Островное государство намекает на смену своей внешнеполитической стратегии

0
1220
Лукашенко модернизирует армию

Лукашенко модернизирует армию

Антон Ходасевич

Белорусский лидер делает ставку на Силы специальных операций

0
1848

Другие новости

Загрузка...
24smi.org