Сегодня ветеранское движение является активной общественной силой, способной существенно влиять на консолидацию и стабильность российского общества, развитие внутриполитических процессов. Это один из факторов, объединяющих нашу страну.
Основная цель ветеранского движения – усиление военно-патриотической работы среди молодежи, взаимодействие со СМИ в области пропаганды службы в армии, передача опыта молодым военнослужащим, поддержка связей с международными организациями и, конечно же, забота о ветеранах Вооруженных сил, обеспечение их достойного положения в обществе.
В условиях, когда государство стало уделять больше внимания ветеранам, роль ветеранских организаций многократно возросла. Правильно организованное ветеранское движение, без сомнения, послужит росту авторитета ВС РФ и их единению с народом, а рациональное использование интеллектуального и профессионального потенциала ветеранов в запасе и отставке в интересах войск позволит ускорить процесс формирования и развития профессиональных знаний, умений и навыков молодых военнослужащих. Особенно проходящих военную службу по призыву.
НАСТАВНИЧЕСТВО – ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ
Одной из форм влияния ветеранского движения на воспитательные процессы в Вооруженных силах может стать наставничество, как одна из форм оптимальной адаптации и профессиональной подготовки военнослужащих, начинающих военную службу в воинских частях.
Такая форма воспитания и профессионального обучения широко применялась еще в старой русской армии, когда немало послуживший и повидавший на своем веку ветеран передавал свои знания молодому воину. Эта традиция в полной мере положительно сказывалась на взаимоотношении военнослужащих внутри армейских коллективов Русской императорской армии, являясь основополагающим показателем их сплоченности как в мирное время, так и на войне. А традиции в Российской империи воспринимались как некие неписаные законы, призванные восполнить пробелы в отечественном военном законодательстве. И сегодня трудно переоценить влияние многовековых традиций на нравственную атмосферу воинских коллективов, потому что именно они устанавливают незримую связь поколений российского воинства.
В современных условиях наставничество играет важную роль, особенно в период сокращения сроков службы военнослужащих по призыву и реформирования ВС РФ.
Большое внимание в системной работе наставничества должно быть уделено военнослужащим, впервые принятым на контрактную службу на должности рядового, сержантского и младшего офицерского состава, а также молодых офицеров, выпускников вузов, прибывших в часть для прохождения службы.
Конечно же, наставничеством обязательно будут охвачены военнослужащие, назначенные на вышестоящие должности или перемещенные на должности по новой специальности, если исполнение служебных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков. Это касается и лиц, прибывших на воинские должности, связанные с обучением военнослужащих в вузах, на курсах переподготовки, полигонах и стажировках.
Самое серьезное внимание должно уделяться работе с военнослужащими, прибывшими в районы боевых действий, миротворческих и контртеррористических операций или в районы, где выполнение служебных обязанностей связано с возможными боевыми потерями.
В связи с тем, что главным действующим лицом данной системы является наставник, то и требования к его назначению должны быть повышенными. Ведь от его педагогических способностей, форм и методов работы будет зависеть не только успешность прохождения воинской службы молодыми военнослужащими, их карьерный рост, но в ряде случаев и сама жизнь.
Безусловно, наставник должен назначаться из лиц, занимающих воинские должности на одну-две ступени выше военнослужащего, а также из числа ветеранского состава ВС РФ и быть отлично профессионально подготовленным; обладать достаточным служебным и жизненным опытом, а также способностью и готовностью делиться им; пользоваться уважением в коллективе и хотеть обучать других; обладать такими личными качествами, как терпимость, спокойствие, тактичность, организованность и коммуникабельность. Именно такое сочетание личностных качеств наставника может обеспечить более результативное взаимодействие и эффективную передачу знаний и опыта.
ГЛАВНОЕ – ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАДУМАННОЕ
Конечно, сразу подобрать необходимое количество наставников, соответствующих вышеуказанным критериям, будет нелегко, но при хорошо поставленной работе командиров соединений и воинских частей это возможно, особенно при проведении обучения самих наставников основам педагогики и психологии, формам и методам воспитательной работы, с учетом их подготовки и образовательного уровня. При этом оказывая им постоянную методическую помощь.
Однако успешность системной работы по внедрению наставничества в жизнь войск требует хорошо продуманных организационно-штатных мероприятий, а также определенных мер ее стимулирования в виде различных мер поощрения, в том числе и материального. Конечно, чтобы система заработала четко и эффективно, необходимо еще многое сделать. Дело это очень нужное. Ведь возрождение традиций – это нить между поколениями, связывающая нас с историей Российского государства и ее армией.
Вместе с тем для штабов видов Вооруженных сил, Генерального штаба высшей формой наставничества является сохранение в них атмосферы преемственности поколений, поскольку именно сохранение традиций в этих воинских коллективах и является одной из форм роста в профессиональном становлении офицеров стратегического уровня. Положительным результатом перехода офицеров с кругозором тактического звена к стратегическому можно считать успешным только после освоения ими всех материалов, накопленных предыдущими поколениями офицеров и генералов в этих органах военного управления, особенно по занимаемой должности. Именно освоение этих материалов с помощью ветеранов этих структур научит вновь прибывших офицеров анализировать и оценивать современную ситуацию с похожими случаями в прошлом, значительно расширив их кругозор. Все это окажет позитивную роль в более быстром вхождении в должность, а также при выработке ими предложений руководству для принятий тех решений, которые будут соответствовать современной обстановке.