0
7028
Газета Реалии Интернет-версия

08.07.2016 00:01:00

Еще раз о ЧВК: поговорим о нюансах

Виктор Ананьев

Об авторе: Виктор Алексеевич Ананьев – директор Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

Тэги: чвк, наемники, право, оон, конвенция, документ монтре, красный крест, чвоо


чвк, наемники, право, оон, конвенция, документ монтре, красный крест, чвоо Зарубежные ЧВК уделяют большое внимание подготовке своих бойцов к ведению боя в условиях труднопроходимой местности. Фото со страницы тренировочного центра «Academi» в Facebook

О частных военных компаниях (ЧВК) написано достаточно много и подробно. Однако, несмотря на это, в общественном мнении и не только царит дилетантский подход к вопросам создания и использования ЧВК. Попробую внести ясность для понимания ряда положений о деятельности указанных организаций.

ВОЕННЫЕ УСЛУГИ ЗА ПЛАТУ

Современный рынок частных военных услуг начал формироваться во второй половине ХХ века. Его субъектами являются ЧВК, на возмездной договорной основе оказывающие (в основном за пределами своей страны) военные услуги юридическим и физическим лицам.

В настоящее время по разным оценкам в мире существует свыше 3 тыс. частных военных и охранных компаний, большинство которых зарегистрированы в США, Франции и Великобритании. За прошедшее время они тренировали армейские подразделения в 42 странах и приняли участие более чем в 700 конфликтах. Согласно данным ООН, объем экспорта частных военных и охранных услуг в разные годы ХХ века составлял от 20 до 100 млрд долл. в год. В последнее время спрос на указанные услуги увеличивается, и, по прогнозам экспертов, его ежегодный рост составит не менее 7%. Таким образом, к началу XXI века в мире появилась транснациональная индустрия частного военного предпринимательства. Причем этот «инструмент» все чаще используется ведущими странами для решения внешнеполитических задач. Отсутствие ЧВК в России – современная позиция политического руководства страны. В зависимости от уровня международных угроз она может быть пересмотрена.

Особую роль в развитии и применении ЧВК играют структуры наднационального согласования и управления, которые, с одной стороны, как и национальные государства, видят в ЧВК инструмент реализации политики без своего прямого участия, а с другой – рассматривают их как некую альтернативу регулярным армиям при возникновении внутригосударственных и региональных конфликтов.

Под давлением структур наднационального согласования и управления осуществляется приватизация традиционных функций государства частными организациями. Этот процесс затрагивает и военную сферу, и сферу обеспечения безопасности. Все чаще частные поставщики военных услуг используются для выполнения военных функций,  до недавнего времени исполнявшихся государством. Как отмечается в документах ООН, приватизация функций государства по обеспечению безопасности стала глобальной тенденцией.

Новые политические реалии повлияли на решение вопросов войны и мира, изменение национальных военных доктрин, качественного состояния ведущих армий мира. Взамен «традиционных» армий востребованы специальные силы для проведения полицейских операций в странах третьего мира, поскольку противником вооруженных сил государства теперь гораздо чаще становится не регулярная армия сопредельной стороны, а партизанские и террористические группировки. Для проведения таких операций наиболее подходят ЧВК, управление которыми и тактика их действий гибче и более приспособлены для противодействия иррегулярным формированиям.

Следовательно, появление ЧВК определенным образом меняет не только подходы к применению военной силы в мирное время, но и концепцию военной политики государства в целом. Наличие в арсенале любого субъекта международных отношений такого инструмента дает ему существенные преимущества в глобальной конкуренции.

В этой связи следует подчеркнуть, что серьезным недостатком деятельности ЧВК является их недостаточное правовое обеспечение. Анализ законодательства государств, в которых имеются ЧВК, свидетельствует о том, что на внутригосударственном уровне деятельность ЧВК в настоящее время регулируется национальным законодательством лишь в незначительном числе стран и в основном поверхностно. В большинстве же случаев деятельность ЧВК за пределами государства строится на основе саморегулирования и осуществляется в рамках корпоративных Кодексов поведения и деятельности ЧВК, которые касаются внутрикорпоративных аспектов профессиональной подготовки и деятельности их персонала, общих принципов, соблюдение которых от компании требуют при оказании военных услуг, и некоторых других аспектов.

Несмотря на это, деятельность ЧВК и их персонала на международной арене до настоящего времени не стала предметом международно-правового регулирования. Действующее международное право пока не содержит норм о принципах и условиях такой деятельности, что по большому счету ставит под угрозу суверенитет и независимость государств, на территориях которых действуют ЧВК.

Для устранения указанного пробела в международном праве, Комиссия ООН по правам человека в 2005 году учредила Рабочую группу ООН по вопросу об использовании наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение, которая к июлю 2009 года подготовила проект Международной конвенции о контроле, надзоре и мониторинге за частными военными и охранными предприятиями. Указанный документ после утверждения в ООН будет иметь обязательную юридическую силу. Он установит минимальные международные стандарты в целях регулирования деятельности ЧВК и их персонала, создания международного надзорного механизма.

Кроме того, международным сообществом предпринимаются различные инициативы в сфере саморегулирования деятельности ЧВК и выработки рекомендаций для них. В этой связи прежде всего следует обратить внимание на Документ Монтре. Он разработан в 2008 году в рамках так называемой Швейцарской инициативы правительством Швейцарской Конфедерации в сотрудничестве с Международным комитетом Красного Креста в целях содействия соблюдению международного гуманитарного права и прав человека, применительно к ЧВК, действующим в ситуациях конфликта. Его подписало более 50 государств, в число которых Российская Федерация не входит, так как ее законодательство пока не предусматривает указанную деятельность. Данный документ должен содействовать межправительственному обсуждению вопросов, возникающих в связи с использованием ЧВК. Вместе с тем, как указано во введении Документа Монтре, он сам и «содержащиеся в нем положения не создают правовых обязательств».

В 2010 году принят Международный кодекс поведения частных охранных компаний, целью которого является закрепление согласованных принципов их деятельности и создание основы для воплощения этих принципов в соответствующие стандарты, а также установление механизмов управления и надзора. Указанный документ не возлагает никаких юридических обязательств и никакой юридической ответственности на компании, подписавшие его.

Анализ правового регулирования деятельности ЧВК свидетельствует о том, что сегодня ни на национальном, ни на международном уровне нет надежного правого механизма, способного осуществлять эффективный контроль за их деятельностью. По мнению экспертов, для создания такого механизма необходимо, не исключая саморегулирования, установить двухуровневое правовое регулирование деятельности ЧВК, связанное с экспортом (импортом) военных и охранных услуг, а именно:

– нормами национального законодательства, призванного, с одной стороны, имплементировать международные обязательства, а с другой – учесть особенности национальных систем и традиций;

– нормами международного права в рамках соответствующего международного договора.

РОССИЙСКИЙ ПОДХОД

В соответствии с вызовами времени, учитывая международную обстановку, в РФ разработан и 14 марта с.г. внесен в Государственную думу проект Федерального закона «О частной военно-охранной деятельности», при разработке которого экспертами Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» были использованы новые подходы к правовому регулированию деятельности частных военно-охранных организаций (далее – ЧВОО). К ним относятся:

– осуществление правового регулирования деятельности ЧВОО отдельным федеральным законом;

– включение в национальный закон о ЧВОО ряда основных положений международного права, таких как соблюдение ЧВОО и их сотрудниками всеобщих норм в области прав человека и гуманитарного права, уважение суверенитета государств и др.;

– наличие гарантий законного использования и применения оружия, специальных и технических средств ЧВОО и их сотрудниками, а также правомерного и соразмерного применения силы;

– создание механизмов лицензирования деятельности ЧВОО за рубежом и в России;

– осуществление контроля и надзора за деятельностью ЧВОО в соответствии с законодательством государства регистрации и государства территориальной юрисдикции, а также соответствующими международными соглашениями и договорами;

– наказание виновных за осуществление незаконной частной военно-охранной деятельности в порядке, установленном законодательством РФ, законодательством страны оказания услуг и международным правом.

Важной гарантией законности деятельности ЧВОО является трехуровневое правовое регулирование их деятельности – в соответствии с международным, российским правом и правом государств территориальной юрисдикции.

11 апреля с.г. советом Государственной думы принято решение: назначить ответственный комитет (комитет Госдумы по обороне); представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной думой; включить законопроект в примерную программу. Таким образом, созданы правовые предпосылки для создания ЧВК в России.

НЕ НАЕМНИКИ, А ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС

В заключение приведу несколько пояснений о характере деятельности ЧВК.

Часто данные компании сравнивают с наемниками. Однако в международном праве дано четкое определение наемников. Так, статья 47 (2) Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года определяет наемника как любое лицо, которое:

а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

с) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

е) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Ни один из указанных признаков не имеет никакого отношения к деятельности ЧВК. Причем согласно международному праву и национальному законодательству, ЧВК не имеют права принимать участие в боевых действиях в составе регулярных вооруженных формирований. Но они имеют право применять оружие при оказании военных услуг, оговоренных в договоре с заказчиком, для самозащиты и обеспечения безопасности вверенных им объектов, имущества и людей.

Часто задают вопрос: ЧВК – это частный бизнес. Какую пользу от них может иметь государство?

Действительно, ЧВК является дорогостоящей коммерческой организацией. Однако разговоры о том, что ЧВК действуют на свой страх и риск, не соответствуют действительности. В большинстве стран они находятся под жестким контролем силовых структур государства регистрации. ЧВК необходимы там и тогда, когда другие инструменты внешнеполитической деятельности государства отсутствуют или малоэффективны. Появление российских ЧВК особо не повлияет на состояние рынка военных услуг. Другое дело, что ряд развивающихся государств окажет предпочтение российским ЧВК.

И наконец, ряд экспертов указывают на тот факт, что ЧВК не нужны в свете того, что у нас в стране создана Росгвардия, имеющая обширные полномочия. Это не совсем так. Во-первых, Росгвардия является государственным органом, а во-вторых, ее обширные полномочия не позволяют выполнять многочисленные задачи, стоящие перед ЧВК. В то же время необходимо учитывать, что основным бенефициарием российских ЧВК является правительство Российской Федерации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
654
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
624
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
550
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
598

Другие новости