1
7031
Газета Реалии Интернет-версия

29.07.2016 00:01:00

Сердце боевого корабля

Наметилась положительная динамика с ремонтом корабельных газотурбинных установок на отечественных предприятиях

Тэги: опк, вмф, балтийск, ярослав мудрый, мальта, украина, самара, адмирал чебаненко


опк, вмф, балтийск, ярослав мудрый, мальта, украина, самара, адмирал чебаненко БПК «Адмирал Чабаненко» на ремонте. Фото с сайта www.35srz.ru

Одной из основных новостей июня в отношении российского ВМФ стало возвращение к боевой службе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» пр. 11540. Один из наиболее мощных кораблей Балтфлота вышел из Балтийска 1 июня, а уже 14 июня прибыл на Мальту. Теперь «Ярославу Мудрому» предстоит выполнять задачи в составе постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море.

Этому предшествовала непростая история. Для ремонта газотурбинной энергетической установки (ГТУ) корабля потребовалось в срочном порядке организовать новое производство.

Но обо всем по порядку. Так сложилось, что украинское предприятие «Зоря»-«Машпроект» полностью обеспечивало потребности ВМФ в газотурбинных двигателях (ГТД), еще со времен СССР выполняя заказы на их проектирование, изготовление, сервисное обслуживание и ремонт. Предполагалось, что и в дальнейшем произведенные на Украине ГТД ремонтировать будет сам производитель.

В 2013 году на плановый ремонт встало несколько кораблей проектов 11540 и 1155, оснащенных ГТД: СКР «Неустрашимый» на калининградском «Янтаре» и БПК «Адмирал Чабаненко» в Мурманске. Стоит отметить, что корабли проектов 11540 и 1155 являются «рабочими лошадками» ВМФ, активно участвуя в обеспечении присутствия российского флота в Мировом океане.

Предполагалось, что и основной ремонт ГТУ проведут на Украине, а демонтаж, дефектацию, а затем монтаж и пусконаладку уже отремонтированных установок выполнит в России промышленная группа «Новик», осуществляющая сервисное обслуживание и ремонт кораблей и судов ВМФ.

Все изменилось после украинского кризиса. Ремонт на Украине стал невозможен. Пришлось налаживать ремонт ГТУ в России. Подобного опыта не было ни у одного российского предприятия. Морские ГТД имеют определенные конструктивные особенности, требующие существенной перестройки производственных процессов, что заняло бы слишком много времени, нарушив оперативные планы ВМФ. Проще было организовать производство с нуля. Что и сделал «Новик».

В 2014 году компания арендовала у самарского предприятия «Металлист-Самара» пустующий цех. Меньше года потребовалось на его перестройку и ремонт, оснащение необходимым оборудованием, поиск и обучение персонала, получение лицензии Минпромторга на ремонт ГТД. Организация производства осуществлялась из собственных средств «Новика».

В новый цех на ремонт поступили четыре ГТД ДО90: два форсажных двигателя с «Неустрашимого», а затем два маршевых с «Адмирала Чабаненко». Но в 2015 году неожиданно поступил аварийный ДО90 с «Ярослава Мудрого». Корабль уже должен был вернуться к боевой службе после межпоходового ремонта на «Янтаре» и боевой подготовки, но неисправность форсажного двигателя смешала планы флота.

Ремонт корабельных двигателей требует не только подходящей производственной площадки и квалифицированного персонала. Необходимы ЗИП и должным образом утвержденная техническая и конструкторская документация. ЗИП для ГТД в России никто не изготавливает, приобрести их на Украине невозможно, так как они относятся к продукции военного назначения. В итоге производство ЗИП пришлось также налаживать в России. Несмотря на то что конструкторская и техническая документация по ГТД осталась на Украине, «Новик» совместно с 51-м Центральным конструкторско-технологическим институтом судоремонта Минобороны сумел восстановить часть документации по имеющимся копиям. Другую часть разработали конструкторы «Новика», к слову, также за счет собственных средств компании. По ней изготовили оснастку, ЗИП, произвели пооперационную разборку, ремонт и сборку двигателей.

Остались и нерешенные проблемы. Дело в том, что утверждение разработанной документации – компетенция главного конструктора по ГТД, который назначается решением Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. Но до сих пор главный конструктор по ГТД не назначен. Это образует определенный правовой вакуум для отечественных предприятий. Как произошло и с «Новиком», который продолжал ремонт, понимая, что корабли сейчас нужны стране.

ГТД с «Ярослава Мудрого» был отремонтирован в сжатые сроки, возвращен на «Янтарь», где «Новик» осуществил пусконаладочные работы. После необходимых испытаний корабль вернулся в строй. Сейчас на очереди четыре ГТД с «Неустрашимого» и «Адмирала Чабаненко», работы по которым должны завершиться в 2016 и 2017 годах соответственно.

Отечественная промышленность освоила ремонт корабельных ГТД. Это подтвердил выход на боевую службу «Ярослава Мудрого». А вот с формальным согласованием всех этапов ремонта остаются проблемы: закупить ЗИП за рубежом невозможно, наладить его производство в России затруднительно, поскольку техническая и конструкторская документация не утверждены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко призывает Россию отказаться от имперских замашек

Лукашенко призывает Россию отказаться от имперских замашек

Антон Ходасевич

Президент Белоруссии готов строить Союзное государство, но без политики

0
4048
Первая карантинная неделя в России

Первая карантинная неделя в России

Олег Никифоров

Ажиотажные покупки граждан прекратились

1
1222
Зачем сибирской энергетике навязывают новые газовые турбины

Зачем сибирской энергетике навязывают новые газовые турбины

Ярослав Вилков

Планы по модернизации теплоэлектростанций региона вызывают все больше вопросов

0
975
Государство против Данила Хачатурова

Государство против Данила Хачатурова

Андрей Гусейнов

Центробанк, Росгосстрах и А1 расчищают наследие бывшего владельца страховой компании

0
896

Другие новости

Загрузка...
24smi.org