Инструктаж первых советских миротворцев в зоне Суэцкого канала. 8 декабря 1973 года, Египет. Фото с сайта www.un.org
В начале августа 2016 года был опубликован указ: «Установить в Вооруженных силах Российской Федерации День российского военного миротворца и отмечать его 25 ноября». Отрадно, что теперь и у российских миротворцев будет свой профессиональный праздник.
Авторитетный дипломат Дмитрий Титов, помощник генерального секретаря ООН по вопросам правопорядка и органов законности, в этой связи отметил: «Недавно президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании Дня российского военного миротворца 25 ноября. Это признание той важной функции, которую выполняют российские миротворцы. Надеюсь, празднование этого национального дня послужит и напоминанием о глобальных усилиях ООН по поддержанию мира».
КОНКУРС В МИРОТВОРЦЫ – 14 НА МЕСТО
С 1948 по 1973 год в течение 25 лет наших офицеров в миротворческих миссиях не было.
В ноябре 1973 года произошел легендарный военно-дипломатический прорыв, и 36 наших офицеров были включены в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением перемирия в Палестине (ОНВУП) в зоне Суэцкого канала и на Голанских высотах.
В Главном управлении кадров (ГУК) перебрали всю картотеку, из 500 человек подобрали 36 офицеров (почти 14 претендентов на место). В легендарную группу входили 20 участников боевых действий, 16 человек участвовали в трех воздушных мостах на Ближний Восток и имели опыт радиообмена на английском языке, три человека окончили военную академию, один человек – Ташкентское общевойсковое училище, остальные же имели высшее военно-специальное образование. Был один суворовец и один нахимовец.
Многие офицеры группы владели разговорным арабским языком. Через месяц группа полностью включилась в миротворческую деятельность.
Американцы уже были в ОНВУП с 1948 года. До ноября 1973 года их насчитывалось 12 человек. Они прислали еще 24 человека без подготовки. После трех месяцев службы большая часть вновь присланных была заменена на других. Мотивировка: «они нужны на национальной службе».
Таким образом, в ноябре 1973 года в ОНВУП наибольшее количество наблюдателей было представлено следующими странами: Швеция – 36, США – 36, СССР – 36, Финляндия – 35. Всего насчитывалось около 300 миротворцев из 17 стран.
Известный дипломат Владимир Федорович Заемский эту ситуацию излагает следующим образом: «До начала 70-х годов страны Запада активно препятствовали включению наблюдателей от СССР в состав миссий ООН. Ситуация изменилась с началом разрядки, и в 1973 году в результате специальной личной договоренности между А.А. Громыко и Г. Киссинджером Советский Союз направил в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением перемирия в Палестине (ОНВУП) 36 офицеров-наблюдателей (их количество определялось по принципу паритета)».
В оперативном отношении военные наблюдатели находились в подчинении ЧВС-2 (в зоне Суэцкого канала) и СООННР (на Голанских высотах в Сирии после мая 1974 года).
С тех пор наши офицеры принимали участие в 30 миротворческих миссиях ООН.
За это время более 2 тыс. офицеров прошли службу военными наблюдателями (военными экспертами миротворческих миссий) под голубым флагом ООН.
40 лет назад в одной миротворческой миссии ООН было 36 наших военных наблюдателей, а сейчас в семи миссиях насчитывается 62 наблюдателя – 3,37% (из 1837 военных экспертов миротворческих миссий ООН).
В нынешнем веке эволюция и практика миротворчества ООН продолжается, миротворчество развивается, но Россия на этом пути продолжает «сосредотачиваться».
РЕПОРТАЖ ИЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
В моем дневнике сохранились записи, их можно назвать «в это дело вмешался Генштаб».
«Впервые военные наблюдатели ООН появились в Палестине в 1948 году. Тем не менее по определенным причинам в течение последующих 25 лет военных наблюдателей (ВН) от СССР в ООН не было. Операции ООН по поддержанию мира нами подвергались жесточайшей критике. Однако в октябре 1973 года в ходе четвертой арабо-израильской войны произошел глубокий дипломатический прорыв.
Наша дипломатия активно поддержала миротворческие операции ООН на Ближнем Востоке (БВ). Были созданы ЧВС-2, а количество ВН в ОНВУП увеличилось до 300 офицеров, представлявших 17 стран.
ГС ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев в Москве на Конгрессе миролюбивых сил 25 октября 1973 года заявил: «Президент Египта Садат обратился к Советскому Союзу с просьбой направить в район военных действий своих представителей, чтобы наблюдать за выполнением решения СБ о прекращении огня.
Мы выразили готовность удовлетворить просьбу Египта и уже направили таких представителей (аплодисменты). Надеемся, что подобным образом поступит и правительство США».
Как это происходило, описано Н.Ф. Беликом в одной из публикаций. Как говорится, все шло хорошо, пока в это дело не вмешался Генеральный штаб (ГШ). В результате был потерян целый месяц. Первая группа (около 70 человек) состояла из старших и младших офицеров, причем большинство из них английского языка не знало.
Западные СМИ так представили прибытие наших офицеров в Каир (в переводе автора): «Русские наблюдатели действительно прибыли в Египет перед выходными днями, но их количество составляло меньше сотни. Они были вооружены только портфелями. Они скромно обратились в штаб ОНВУП в Каире, предложив свою помощь».
Патриарх египетской журналистики Мохаммед Хейкал писал по этому поводу: «Советский Союз послал 70 наблюдателей. Мы никогда не просили советских войск, а только советских наблюдателей… Генсек ООН Курт Вальдхайм запросил только 36 наблюдателей от Советского Союза».
Из передовой группы остались младшие офицеры и два майора, владеющие английским языком, и один полковник (английским не владел) – всего 12 человек, а через пять дней после их зачисления (25 ноября 1973 года) срочно прислали еще 24 офицера (30 ноября).
Мне пришлось в начале ноября 1973 года готовиться в миротворцы дважды.
Из Военного института выделяют дюжину курсантов-переводчиков, меня и Минаева Алексея назначают старшими (капитаны). Автобусом едем на Арбат. Инструктаж длится целый день. На инструктаже присутствуют комбаты и комроты, а также переводчики. Инструктаж проводил ответственный работник МИДа из отдела международных организаций В.В. Фулькин. Конспект его выступления записан в моем блокноте. После обеда и длительного перерыва нам сообщили, что все мы отправляемся по своим частям до особого распоряжения. Как выяснилось позже, этот вариант не прошел.
ПРОЗА ЖИЗНИ
Я отправился в Военный институт продолжать службу. Участвовал в полетах на Ближний Восток (воздушный мост). Вскоре сдал кандидатский экзамен по философии и итальянскому языку. Была мечта, была тема исследования. Замначальника Военного института взял с полки и вручил мне старую американскую книжку «Красноречие в военных целях» на английском языке, изданную еще во время Второй мировой войны.
О миротворчестве как-то забылось, дальше наступила проза жизни. Получаю задание поехать в Болшево и разыскать древесностружечные плиты для института. Однако в воскресенье все переменилось. Звонит дежурный по институту и предлагает в понедельник явиться в институт пораньше. К этому времени в гостиницу под названием «Хилтон» (располагалась рядом с институтом) прибыли офицеры из Одессы, Краснодара и Ленинграда. В институте нас фотографируют, проходим быстро медкомиссию и другие формальности. Рядом с Краснокурсантским проездом платим пошлину (около 5 рублей).
Теперь в бывшем институте можно повесить памятную доску: «Здесь формировалась первая группа советских военных наблюдателей, ноябрь 1973 года».
Распоряжение советского правительства о материальном обеспечении миротворцев. Иллюстрация предоставлена автором |
Нас срочно везут в Генеральный штаб.
На Арбате собрали десятка три офицеров (с запасом). Отобрали 24 человека. Нас готовят в миротворцы в течение трех дней. Повторно слушаю выступление представителя МИД Фулькина. В вечернее время повезли на вещевой склад в Подмосковье, выдали обмундирование и следующие предметы: спальный мешок с двумя белыми вкладышами, бушлат, две пары кожаных перчаток, нож с черной ручкой и черным чехлом, бинокль БПЦ4 8х30, компас Адрианова артиллерийский, курвиметр, циркуль-делитель, командирская сумка. Изобрели для нас и полевую форму одежды (ее называли кубинской) с солидным нарукавным знаком (здесь ГШ не подкачал). Возник вопрос: «А куда все это положить?» Ответ был короткий: «Не учли».
Приказали в полевой форме явиться в Генштаб. В новой форме нас осмотрел генерал Г.П. Скориков: «Мы вам придумали полевую форму. Ее выдавали кубинским слушателям, которые обучались у нас».
Инструктаж финансистов был весьма туманным.
Затем нас свозили на беседу в Главное управление кадров.
ДИПЛОМАТЫ СТАВЯТ ТОЧКУ
А что же происходило на Ближнем Востоке и в ООН? Группа офицеров, прибывшая в Египет, считается гостями президента Садата в течение месяца, в миротворчестве не участвует. При появлении в Контрольном центре ООН им было сказано, что полковники здесь не нужны, так как самый старший здесь майор, а вот капитанов они с удовольствием возьмут.
Наш представитель в СБ ООН Яков Малик срочно шлет в Политбюро и министру обороны письмо с требованием немедленно заменить посланную в Египет группу. Аналогичное письмо направляет и посол из Каира.
Генштаб продолжает настаивать на своем и шлет в ООН письмо с предложением послать комбатов и комрот с переводчиками. Из ООН приходит ответ о том, что переводчиков в ОНВУП на БВ не было и не будет.
В Главное управление кадров МО приходит бумага с резолюцией Брежнева – «Послать!». Сразу появляется приказ подобрать и подготовить офицеров из всех родов войск, владеющих английским языком и имеющих водительское удостоверение. Планировалось провести занятие в Рязанском десантном училище и там сдать зачет по вождению автомобиля. За неимением времени Рязань отпала, а зачет по вождению мы сдали в Таманской дивизии, проехав по 5 км.
Нам подготовили обычные заграничные паспорта, но вскоре переделали на дипломатические. Зашел и разговор о деньгах, но нас резко оборвал большой начальник, заявив, что в такое важное время денежный вопрос уходит на второй план.
В результате настойчивой работы нашей дипломатии впервые по решению ООН 36 советских офицеров были включены в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП). Первая группа в составе 12 человек приступила к выполнению миротворческой миссии в Египте, в зоне Суэцкого канала 25 ноября 1973 года. Этот день и принято считать началом активного миротворчества в СССР и России. Именно поэтому и предлагалось давно назвать этот день – День миротворцев.
Цифра 36 была взята не случайно. Шведов в ОНВУП было 36, и наши дипломаты потребовали максимальное количество – 36 мест, а поскольку американцы уже были представлены в этой организации, то их число было доведено также до 36. Как говорится, соблюдался паритет.
Вечером 30 ноября 1973 года взлетаем спецрейсом с Чкаловского аэродрома, самолет берет курс на Каир. На борту – 24 человека. Среди нас было много опытных офицеров, некоторые побывали во многих странах. Мой сосед побывал в 18 странах, владел английским и французским языками. Некоторые офицеры до этого участвовали в боевых действиях и имели награды.
Мы в полете, впереди Египет, неизвестность, голубые каски, ответственное задание Родины и фронтовая романтика. А наши товарищи уже в голубых беретах находятся на переднем крае между двух огней на вахте мира под флагом ООН в зоне Суэцкого канала. За нами великая держава!»
ВЫПИСКА ИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СВОДКИ
В моей записной книжке сохранились три записи от 28 и 30 ноября, и 7 декабря 1973 года. Это выписки из «Информационной сводки» Контрольного центра ОНВУП в Исмаилии, Египет. Три раза в Исмаилию в зону Суэцкого канала прибывало по шесть наших офицеров. Вот для истории текст первой записи:
«28 ноября 1973. Новые советские военные наблюдатели ООН
Ниже приводится поздравление начальника Контрольного центра майора Волоша (Франция) по случаю прибытия сегодня в Исмаильский контрольный центр шести новых советских наблюдателей ООН:
«Во-первых, мне выпала большая честь приветствовать вас в качестве наших новых коллег. Впервые в Исмаильском контрольном центре появились советские военные наблюдатели, представители одной из пяти великих держав, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН.
Я надеюсь, что все вы будете свидетелями окончательного мирного урегулирования на Ближнем Востоке. В ожидании прихода этого дня вам придется нести тяжелую службу, чтобы представлять доклады в Совет Безопасности ООН, в частности, о всех видах нарушения прекращения огня вдоль Суэцкого канала.
Желаю вам приятного пребывания в Исмаильском контрольном центре. Я заверяю вас, что во время несения вами службы вы встретите много друзей и, конечно, обнаружите среди представителей других стран хорошее отношение и сотрудничество.
Еще раз приветствую вас и желаю вам всего наилучшего в нашем центре».
ИНСТРУКТАЖ НОВЫХ СОВЕТСКИХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ООН
Сегодня в Исмаильском контрольном центре для шести новых советских наблюдателей ООН был проведен инструктаж, который включал информацию об организационной структуре контрольного центра, общей обстановки вдоль Суэцкого канала, выполнении обязанностей на постах и о проведении патрулирования.
Затем они были представлены старшему офицеру связи Арабской Республики Египет, а также осуществили ознакомительную поездку в районе Исмаильского контрольного центра. Позже они присутствовали на занятиях по ведению радиопереговоров на английском языке и прошли курс опознавания самолетов и боевой техники. Вечером наблюдатели присутствовали на ежедневном подведении итогов».
В «Новостях Секретариата ООН», том 29, № 5 от 15 марта 1974 года есть и фотография наших военных наблюдателей. А вот распоряжение Совета министров СССР № 7624-рс от 21 декабря 1973 года о материальном обеспечении миротворцев было рассекречено только три года назад.