0
12578
Газета Реалии Интернет-версия

21.10.2016 00:01:00

Новая роль Су-30СМ

Сергей Денисенцев

Об авторе: Сергей Александрович Денисенцев – эксперт Центра анализа стратегий и технологий.

Тэги: иркут, русские витязи, су 30см, су 27, вмф, россия, соколы россии, ввс


иркут, русские витязи, су 30см, су 27, вмф, россия, соколы россии, ввс Су-30СМ заходит на посадку.

В середине октября в истории Воздушно-космических сил России произошло важное событие: «визитная карточка» нашей военной авиации – группа высшего пилотажа «Русские Витязи» – получила четыре новых многоцелевых истребителя Су-30СМ производства корпорации «Иркут».

Истребители с синими бортовыми номерами «30», «31», «32» и «33», взлетев с аэродрома Иркутского авиационного завода, с промежуточными посадками в Новосибирске и Ульяновске, 14 октября прибыли на подмосковный аэродром Кубинка. Здесь базируется 237-й гвардейский Центр показа авиационной техники ВКС РФ.

В торжественной встрече новых истребителей приняли участие Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев, президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, главный конструктор самолета Су-30СМ Олег Панков.

НОВЫЙ БРИЛЛИАНТ

«Русские Витязи» получили самолеты Су-30СМ, окрашенные по традиционной схеме группы, включающей сочетание «триколора» российского государственного флага на фюзеляже и плоскостях с цветами флага ВКС на вертикальном оперении.

Четыре самолета позволят летчикам сразу приступить к отработке упражнений по курсу пилотажной подготовки, поскольку основой построения любых формаций в небе является так называемый ромб («бриллиант» на западном авиационном сленге). «Ромб» может наращиваться дополнительными ведомыми, но сокращать его до трех машин нельзя как по причине утраты зрелищности, так и вследствие сложности ввода в строй новых ведомых. Пилотажники всего мира так и готовятся – сначала индивидуальный пилотаж, потом в составе пары, затем – сразу четверкой.

Первые выступления «Русских Витязей» на Су-30СМ начнутся, когда летчики отработают на принципиально новых машинах групповую слетанность.

Напомним, что до сих пор летчики группы «Русские Витязи» работали в небе на истребителях Су-27П и двухместных Су-27УБ. Официальной датой рождения «Витязей» считается 5 апреля 1991 года, когда на базе 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиационного полка 16-й воздушной армии, базировавшегося на подмосковном аэродроме Кубинка, была создана группа высшего пилотажа. Авиапромышленность на фоне резкого сокращения военных расходов остро нуждалась в выходе на внешний рынок, а кто лучше, чем группа высшего пилотажа, могла устроить потенциальным заказчикам эффектную демонстрацию маневренных возможностей отечественных истребителей. Помимо рекламных задач были и соображения национального престижа, и желание сохранить в надвигающиеся непростые времена отечественную пилотажную школу.

Первые «сушки» достались «Русским Витязям» от 234-го гиап, это были машины выпуска 1988–1989 годов. В апреле 1989-го полк получил с завода семь машин 28-й серии, летом 1989 года были переданы первые две спарки Су-27УБ производства Иркутского авиационного завода. Позже «Витязи» получили еще несколько машин выпуска 1990–1991-х годов. Однако век этих прекрасных машин неизбежно подходит к концу. Они почти ровесники самому молодому «Витязю» – гвардии капитану Владимиру Кочетову.

ПОЛК – ЕЖЕГОДНО

Летчики, прилетевшие на Су-30СМ из Иркутска.
Летчики, прилетевшие на Су-30СМ из Иркутска.

В марте 2012 года Министерство обороны РФ и корпорация «Иркут» заключили первый контракт на поставку новых многофункциональных истребителей Су-30СМ для (тогда еще) ВВС России. В дальнейшем последовали новые контракты с «Иркутом» – в декабре 2012 года (на 30 самолетов) и в апреле нынешнего года (на 28 самолетов для ВКС), а также контракты на поставку в общей сложности 28 машин для Морской авиации ВМФ России. Истребители пошли в строевые части, к настоящему времени корпорация «Иркут» передала ВКС России в рамках подписанных контрактов порядка 60 истребителей Су-30СМ, и еще девять – Морской авиации ВМФ.

У нового истребителя хорошие экспортные перспективы. С 2015 года их получает Республика Казахстан – союзник России по ОДКБ. На международных выставках рекламируется экспортная версия машины Су-30СМЭ, которая имеет хорошие шансы продолжить успех Су-30МКИ – родоначальника семейства иркутских «тридцаток».

Су-30СМ отлично зарекомендовали себя в войсках. На торжественной встрече в Кубинке Виктор Бондарев заявил: «Сегодня вы получили суперсовременные истребители поколения 4++, которые подтвердили свои характеристики и в строевых частях, и выполняя боевые задачи в Сирии».

Главком ВКС анонсировал новые поставки Су-30СМ: «Мы ежегодно закупаем эти самолеты, практически будем получать до полка самолетов, то есть 20–24 в год».

Что касается дальнейшего пополнения парка «Русских Витязей», то группа в 2016 году должна получить из Иркутска еще четыре Су-30СМ.

Освоение «Витязями» новых многоцелевых истребителей поколения «4++» выходит за рамки одного лишь показательного пилотажа. 237 ЦПАТ в Кубинке является строевой единицей Воздушно-космических сил, и с летчиков Центра никто не снимал обязанности воздушных бойцов. Так что им предстоит осваивать не только эффектное маневрирование в небе, но и курс боевой подготовки в полном объеме. Именно поэтому группе поставляются полноценные боевые машины.

Заметим, что на Су-30СМ летают коллеги «Витязей» – летчики пилотажной группы «Соколы России», созданной на базе Липецкого авиацентра.

ПОДАРОК НА 25-ЛЕТИЕ

Новые самолеты «Русских Витязей». 	Фото Марины Лысцевой
Новые самолеты «Русских Витязей». Фото Марины Лысцевой

Летчики группы «Русские Витязи» совершили первые полеты на Су-30СМ в 2013 году. Пилоты ознакомились с уникальными маневренными возможностями истребителя, выполнили комплекс фигур высшего пилотажа и дали очень высокую оценку продукции иркутян.

Командование пошло навстречу пожеланиям пилотов. В 2014 году Главнокомандующий ВВС России объявил о предстоящем перевооружении «Русских Витязей» на Су-30СМ. Вскоре началось теоретическое переучивание летчиков группы, которое проводилось с помощью специалистов корпорации «Иркут». Олег Демченко отмечает: «Решение командования ВКС России об оснащении пилотажной группы истребителями Су-30СМ – огромная честь и ответственность для нашей корпорации».

Новая техника стала настоящим подарком группе «Русские Витязи» в год ее 25-летия. Истребители Су-30СМ благодаря двигателям АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, значительно повышающим маневренные характеристики самолета, и совершенной электродистанционной системе управления превосходит по маневренности многие более легкие машины. Это чрезвычайно важно именно для пилотажной группы и позволит освоить новые, ранее невозможные или излишне рискованные элементы.

Ведущий «Русских Витязей» полковник Андрей Алексеев отметил: «Самолет гораздо легче управляется. На самолете более серьезное оборудование. По последнему слову в навигационном плане – по последнему слову техники оборудован. Поэтому, конечно, выполнять полет на нем гораздо комфортнее».

«Тридцатка» – машина двухместная, что позволяет лучше координировать работу при групповом пилотаже, облегчает дальние перелеты над незнакомой и безориентирной местностью, а также упрощает ввод в строй молодых пилотов.

Новый истребитель – современная боевая машина с совершенным бортовым радиоэлектронным оборудованием. Су-30СМ намного совершенней Су-27, в частности, по своему прицельно-навигационному комплексу, позволяющему совершать перелеты по дальним маршрутам без самолета-лидировщика. Увеличенный запас топлива на борту и возможность дозаправки в воздухе вообще снимают вопрос о дальности полета – он лимитируется физиологическими возможностями летчика.

Наконец, как сказал наш великий авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев: «Хорошо летают только красивые самолеты!» Су-30СМ – один из самых красивых самолетов современности, а эстетическое совершенство машин для выступающей перед десятками тысяч зрителей пилотажной группы стоит не на последнем месте.

Перевооружение на новые истребители нашей ведущей пилотажной группы – это еще один символ того, что наиболее тяжелый этап в развитии нашей военной авиации и авиационной промышленности пройден. «Русские Витязи» на новых машинах будут вдохновлять красотой полета граждан своей страны и утверждать престиж отечественной авиации за рубежом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1788
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1819
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1536
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
953

Другие новости