Аркадию Георгиевичу Шипунову приходилось постоянно решать проблемы высочайшего уровня сложности. Фото с сайта www.tulasmi.ru
Аркадий Георгиевич родился 7 ноября 1927 года в городе Ливны Орловской губернии. Но большая часть его жизни связана с Тулой: с 1962 по 2006 год Шипунов возглавлял Тульское конструкторское бюро приборостроения (КБП ныне входит в холдинг «Высокоточные комплексы» ГК Ростех). Создания (совместно со своим другом и соратником Василием Грязевым) семейства пушечного вооружения было бы уже достаточно, чтобы имя Шипунова вошло в историю. Сделал он, по счастью, много больше. По самым скромным подсчетам, на счету Аркадия Георгиевича около 800 изобретений и более 500 научных трудов. Его по праву называют основателем современной научно-конструкторской школы проектирования высокоточного управляемого и стрелково-пушечного оружия. Ни один военный парад в Москве в наши дни не обходится без демонстрации воплощенных в «железе» изобретений и разработок Шипунова.
БЕДА, ЧТО ПРОЕКТОВ МНОГО
Во всех программах, которыми занимается КБП, российская оборонная отрасль превосходит Запад. Тратя, что немаловажно, значительно меньше средств. Один пример. Для нового вооружения вертолетов американцы выделили своему ВПК 13 млрд долл., Шипунов попросил 50 млн долл. И сделал систему лучше. Под научным и техническим руководством Шипунова велась разработка специальных роботизированных систем с элементами искусственного интеллекта. Идеи не просто актуальны, они по-прежнему опережают время. Нередко известные конструкторы давали заключение: этого не может быть! А у него получалось.
Один из соратников Аркадия Георгиевича академик Российской академии ракетно-артиллерийских наук Станислав Аверин считал, что Шипунов и Грязев создали (по аналогии с системой Менделеева) «периодическую систему» стрелково-пушечного вооружения. К ней же можно отнести и цельную систему высокоточного вооружения различного назначения, и «управляемую пулю системы Шипунова», как назвал ее сам конструктор (работа под кодовым названием «Фломастер»). Об этих двух последних любопытных фактах сообщила «Независимому военному обозрению» в интервью «Периодическая система Шипунова» (25 декабря 2015 года) дочь Аркадия Георгиевича Татьяна Саклакова, кандидат технических наук, инженер по образованию, всю жизнь проработавшая на предприятиях оборонной отрасли.
Аркадий Георгиевич был, если можно так выразиться, эстетом от науки, от техники, нередко говорил: «Какое красивое, изящное решение!». Научная плодотворность его вызывала восхищение. Во время празднования одного из юбилеев его спросили, есть ли у него новые проекты? «Беда, что их много», – был ответ.
Одной из таких «бед» стала разработка самого легкого пистолета в мире (всего 450 граммов) ГШ-18. Его можно носить уже с патроном в патроннике, значит, использовать очень быстро. Пистолет принят на вооружение во все силовые структуры России. Многие зарубежные аналоги подобными характеристиками похвастаться не могут. После появления ГШ-18 некоторые западные разработчики стали использовать при производстве своего оружия определенные схемы, разработанные Шипуновым и Грязевым.
Идеи и наработки Шипунова широко применяются и в создании гражданской продукции: металлообрабатывающего и швейного оборудования, медицинских лазерных приборов, биотехнологических производств.
МЫ «ПОДШИПНИКИ»
Есть что-то мистическое в том, что предприятие, которым более 44 лет руководил Шипунов, было создано тоже в 1927 году. За годы своего существования коллектив КБП создал и выпустил в серийное производство более полутора сотен образцов военной техники и вооружения. Это, в частности, целое семейство авиационных пушек, которыми оснащались почти все самолеты советской и российской авиации, противотанковые ракетные комплексы «Метис», «Корнет», «Конкурс», комплексы управляемого вооружения для бронированных машин БМП-3 и БМД-4, танков, зенитные ракетно-пушечные комплексы «Тунгуска», «Панцирь-С1», «Каштан». Значительная их часть превосходит иностранные аналоги.
Все это и многое другое было создано под руководством Шипунова и на основе его конструкторских решений. Военно-экономический эффект от работы предприятия вряд ли поддается исчислению. Продукция КБП востребована и на российском, и на международном рынке. Создатели ее, сотрудники предприятия, иногда в шутку называют себя «подшипниками», отдавая должное его создателю.
ПРАВОСЛАВНЫЙ АТЕИСТ
Аркадий Георгиевич известен прежде всего как руководитель громадного предприятия с диверсифицированным производством, как выдающийся конструктор, но не менее интересен он просто как человек с сильными сторонами и сомнениями, с пристрастиями и увлечениями. В прошлом году, при открытии мемориальной доски на доме, где долгие годы жил Шипунов, один из выступавших назвал Аркадия Георгиевича великим семьянином: он был, по сути, отцом и для тех, кто работал с ним, и конечно, очень любил свою семью.
– Как говорят все, кто знал моего отца, он никогда и никого не предавал и не продавал, – рассказывает Татьяна Аркадьевна Саклакова. – Он до конца дружил с руководителем области Василием Стародубцевым, несмотря на тянущийся за тем след мятежного ГКЧП. Часто говорил: «Во всем я опираюсь на Стародубцева». Василий Александрович ценил отца и где мог, помогал.
Шипунов говорил: любой продукт, выходящий из стен КБП – отчет, аналитический материал, техническое предложение для заказчика, научная диссертация, это всегда знак качества, как подпись мастера на картине. Он видел в этой стороне творчества особую эстетику, умел ее создавать, восхищаться ею и привлекать к этому способных исполнителей. Во времена перестройки и лихих 90-х благодаря авторитету главы КБП, технической эрудиции и деловым качествам удалось получить от одной из стран Ближнего Востока финансирование на разработку зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь». Это был, без преувеличения, подвиг. Заказ позволил не только сохранить головное предприятие и десятки смежников, но и придать мощный импульс их дальнейшему развитию.
И все же в 2006 году Шипунова неожиданно для него сняли с должности. Отстранение от работы выбило у него почву из-под ног. Этим, вероятно, он был подкошен и физически, при его-то могучем здоровье. История тянулась несколько месяцев. Был применен иезуитский прием с конкурсом, в котором участвовали два кандидата – Шипунов и «варяг» из Центра. Судьи – чиновники. Отвечать на почти сотню вопросов – крайне унизительно для человека, трудами которого создана фирма, а теперь имеет большие заказы на поставку военной техники для зарубежных заказчиков.
Конкурент на конкурс не явился. И мероприятие объявили несостоявшимся, перенесли на более поздний срок. Через неделю процедуру повторили. В этот раз Шипунов не поехал. Он просто по привычке просчитал: и во второй раз конкурент не явится, и в третий, пока там будет Шипунов. И конкурент, «чистый» менеджер, победил. Но и то, что отобрали его детище – КБП, Шипунов пережил мужественно, оставшись научным руководителем предприятия. Он был силен не только в технике, но был и бойцом по жизни.
Знавшие Аркадия Георгиевича люди не без основания утверждают: его энциклопедические знания не только в технике, но и в философии, литературе, искусстве, истории, ставят Шипунова в один ряд с выдающимися русскими философами.
– Первые прочитанные молодым Шипуновым книги были из библиотеки жившей по соседству племянницы писателя Николая Лескова. Того самого, что написал сказ о тульском Левше. Это в своем роде символичный факт, – рассказывает Татьяна Саклакова. – Отец мог бы быть прекрасным писателем, рассказчиком со сцены типа Ираклия Андроникова, даже проповедником.
У Шипунова было парадоксальное мышление. Однажды на приеме в Кремле он оказался рядом с тогда еще митрополитом, а ныне патриархом Кириллом. Беседа их изобиловала цитатами различных, в том числе религиозных источников. Кирилл спросил Аркадия Георгиевича, верующий ли он. «Я православный атеист», – ответил Шипунов. Кирилл засмеялся и поблагодарил за душевную беседу.
У Аркадия Георгиевича, помимо множества высоких наград, был даже орден «Мальтийский крест», которым наградил его Императорский дом. К наградам он относился спокойно, даже снисходительно. Цитировал Пушкина: награда это «…яркая заплата на бедном рубище певца». Орден «Знак почета» называл «веселые ребята» – за нарисованные две фигурки. Носил только звезду Героя и значок академика РАН.
А еще он был предсказателем, пророком. Многие его «сумасшедшие» идеи потом осуществлялись. Вот одно из утверждений Аркадия Георгиевича, очень актуальное сегодня: «Третьей мировой войны, как ее представляют себе обыватели, я думаю, не будет. Она будет, если можно так выразиться, рассеяна по регионам, по частным конфликтам. А если посмотреть правде в глаза, то она как раз сейчас и идет. И это война высокоточного оружия. Позиции традиционного вооружения будут утрачены».
Говорил он, по сути, о гибридной, сетецентрической войне…
ШИПУНОВСКИЕ СТРЕЛКИ
В городах, с которыми связано имя Шипунова, сохраняют память о выдающемся земляке. В Ливнах установлена мемориальная доска на доме, где родился Аркадий Георгиевич, проводятся ежегодные научно-практические конференции его имени для студентов и школьников. В родном городе о Шипунове узнали только во время чествования 50-летия его трудовой деятельности в КБП, до этого он был наглухо засекречен.
Многое делают КБП, город Тула для сохранения памяти о выдающемся конструкторе. Установлен бюст на Аллее славы около Музея оружия, именем Шипунова названа улица в одном из новых районов Тулы. Открыта памятная доска на доме, в котором он прожил более 40 лет. Специалисты КБП ведут большую работу по сбору и подготовке к изданию материалов творческого научного наследия Шипунова.
Весной этого года в Туле прошел интеллектуальный турнир, посвященный выдающемуся оружейнику Аркадию Шипунову. Состязались восемь команд, в числе которых были представители КБП, студенты и члены общественных организаций. Большинство вопросов были связаны с биографией конструктора и его вкладом в развитие тульской «оборонки», историей и сегодняшним днем Конструкторского бюро приборостроения. Участники показали блестящие знания биографии именитого земляка. Победила команда «Шипуновские стрелки».
В конце этого – начале следующего года в здании Музея оружия откроется новая экспозиция, где Аркадий Шипунов и его соратник и друг Василий Грязев будут… виртуальными экскурсоводами. Устроители музея подобрали артистов, похожих на наших героев. Перед съемкой консультировались с родными выдающихся оружейников по поводу их внешнего вида, манеры речи, чтобы персонажи получились узнаваемыми. Гиды расскажут, в частности, о масштабной диораме, посвященной КБП.
Биография продолжается.