Украинский кризис на протяжении вот уже почти двух лет оказывает негативные эффекты на стратегическое положение России и ее внешнюю политику. На уровне официальной государственной риторики США полны решимости защитить своих восточноевропейских союзников из числа молодых членов НАТО от прямой или косвенной агрессии со стороны России. Несмотря на то что любые, пусть даже чисто демонстративные, американские военные приготовления на российских границах таят для Москвы очевидную потенциальную опасность, имеет смысл более подробно разобраться в том, какими конкретно силами располагает потенциальный противник в Восточной Европе.
НОВЫЙ ПЛАН
К 1989 году, на исходе холодной войны, США держали на европейском ТВД пять армейских дивизий общей численностью 213 тыс. Последовавший вскоре крах Советского Союза сделал возможным значительное сокращение численности ВС США в Европе. Последовательный демонтаж некогда грозной американской экспедиционной армии продолжался 20 лет. К 2013 году из Европы были выведены последние американские танки. По плану, к 2015 году у США должно было остаться в Европе примерно 30 тыс. человек личного состава на семи крупных базах. В последние годы вооруженные силы и военные объекты США в Европе все больше выступали в роли резерва и перевалочного пункта для затянувшейся войны на Ближнем Востоке.
К началу 2014 года, когда разразился украинский кризис, американское военное присутствие в Европе сократилось до 24 тыс. человек. Количество боеготовых соединений сухопутных войск уменьшилось всего лишь до двух бригадных боевых групп. При этом все армейские, корпусные и дивизионные штабы оказались расформированы.
С началом гражданской войны на Украине Североатлантический альянс предпринял ряд мер с целью сдерживания возможной российской агрессии в Восточной Европе, страны которой, за исключением, пожалуй, Польши, не располагают сколь-нибудь серьезными вооруженными силами.
В период с 8 по 9 июля 2016 года в Варшаве состоялась очередная сессия Совета НАТО. На основе анализа текущей обстановки участники саммита приняли решение продолжить выполнение «Плана действий по повышению боевой готовности ОВС НАТО». При этом было определено, что с 2017 года в Прибалтике и Польше на ротационной основе будут дислоцироваться четыре усиленные батальонные тактические группы многонационального состава численностью до 1 тыс. военнослужащих каждая.
Кроме того, в шести странах Восточной Европы с февраля 2017 года на ротационной основе будут размещаться подразделения американской бронетанковой бригады (всего до 5000 человек со штабом в Польше), а на территории Бельгии, Германии и Нидерландов планируется хранить вооружение и военную технику для еще одной бригады СВ США.
К 2016 году американский контингент в Европе несколько вырос по сравнению с докризисным 2013-м, но едва ли это увеличение повлекло за собой роковое для России изменение в соотношении сил на западном стратегическом направлении. Сегодня американцы располагают там в составе боевых и вспомогательных подразделений силами численностью 29–30 тыс. человек. На постоянной основе в Европе, как и прежде, базируется только две сухопутные и одна авиационная бригады. Это так называемый 2-й кавалерийский полк (фактически – бригадная боевая группа, укомплектованная различными типами боевой техники, созданными на базе универсальной авиатранспортабельной восьмиколесной платформы «Страйкер») в районе германского города Вилсек, а также 173-я воздушно-десантная бригада, расквартированная близ итальянской Виченцы. 12-я бригада ВВС после всех сокращений находится в сильно ослабленном составе. На ротационной основе в Восточной Европе также размещается 1-я бронетанковая бригада 3-й пехотной дивизии.
СДЕРЖАТЬ РОССИЮ
Согласно опубликованным данным, для сдерживания России в Европе американское командование считает достаточным иметь развернутыми на постоянной и ротационной основе силы трех бригад, но при этом иметь заскладированное снаряжение еще на восемь бригад. При тех бюджетных ограничениях, с которыми сегодня сталкиваются Соединенные Штаты, ожидать серьезного наращивания численности их войск в Европе не приходится. Американские военные аналитики предлагают ряд паллиативных мер, не связанных с большими финансовыми затратами. Поскольку ротация личного состава в соединениях тяжелого класса обходится слишком дорого, обсуждается возможность размещения американской танковой бригады на постоянной основе. Тогда как по принципу ротации предлагается развернуть более дешевую в содержании легкую пехотную бригаду.
Несмотря на то что три американских батальона в Польше, Румынии и Прибалтике являются зримым символом той военно-политической поддержки, которую США оказывают своим восточноевропейским союзникам, количество этих войск все же совершенно недостаточно для того, чтобы представлять для России действительно серьезную угрозу. Российские Вооруженные силы на западном направлении на пространстве от Балтики до Черного моря только в первом эшелоне располагают минимум девятью танковыми и мотострелковыми бригадами различного уровня боеготовности, не считая авиации и ракетно-артиллерийских частей корпусного и армейского звена. В ближайшее время на западном стратегическом направлении будет завершено формирование трех новых дивизий.
Однако возрастание американского контингента, пусть даже на 5 тыс. человек, открывает дорогу для начала более масштабной и крайне нежелательной для России гонки обычных вооружений на европейском театре военных действий, которой по возможности следовало бы избегать.