Отставной четырехзвездный генерал по прозвищу Бешеный Пес может стать «военной рукой» Трампа. Фото Reuters
Как сообщали многие зарубежные СМИ, значительная часть американских генералов до определенного времени дистанцировалась от выборов президента. Однако военно-политические установки нового президента США Дональда Трампа, которые он озвучил в ходе своей предвыборной кампании, и его основательная решимость переконструировать военную машину Америки заставили военачальников основательно всполошиться. Привыкшая к своему незыблемому статусу и большому благополучию военная элита Америки почувствовала, что новый президент может серьезно поколебать ее ставшие во время правления Барака Обамы привычными нормы поведения и подвергнет Пентагон основательной перетряске. Эти настроения превалируют в среде высших военных и до сих пор, поскольку 45-й президент США пока еще не дал окончательное добро по поводу назначения нового главы военного ведомства, и предстоящие кадровые перемены еще не начались.
ПЕРЕМЕНЫ И ПЕРЕСТАНОВКИ СОМНИТЕЛЬНЫ
В своей программной речи 7 сентября текущего года, выступая перед членами Лиги единства в городе Филадельфия, Трамп озвучил основные направления своего плана развития вооруженных сил США, который будет реализовываться под лозунгом, впервые выдвинутым в свое время президентом Рональдом Рейганом: «К миру через силу».
Нынешнее состояние американских ВС он оценивает как плохое. По мнению Трампа, за последние десятилетия ВС США значительно деградировали и в настоящее время просто не способны эффективно решать все стоящие перед ними задачи по обеспечению национальной безопасности Америки и поэтому нуждаются в существенной реконструкции. Все это означает, что многим противостоящим новому главе Белого дома, который сядет в свое кресло в Овальном кабинете после 20 января будущего года, военным чиновникам придется слезть со своих стульев и навсегда расстаться с уютными кабинетами в здании, расположенном на берегу реки Потомак.
Тогда еще только кандидат в президенты заявил, что необходимо существенно сократить штат федеральной бюрократии и заменить множество малоэффективных функционеров на более действенных специалистов, число которых будет значительно меньше. «Военные не будут исключением. Военная бюрократия тоже должна быть сокращена», – сказал Трамп.
До его избрания на пост президента многие достаточно высокопоставленные командиры вооруженных сил и чиновники Пентагона в приватных беседах с журналистами, не называя своих фамилий, говорили, что его военные размышления имеют мало общего с реальной жизнью и вряд ли будут осуществлены. Но они полностью осознавали, что присяга не позволит им не выполнять приказы Верховного главнокомандующего. Поэтому многие заявляли, что если Трамп займет пост президента, они уйдут в отставку.
Однако задуманные новым президентом широкомасштабные реформы военного ведомства вряд ли смогут быть реализованы. В ближайшем будущем он даже не сможет набрать команду специалистов, которые будут неукоснительно проводить их в жизнь, и у него будут довольно сложные отношения с подчиненными. Один из бывших чиновников Пентагона, в настоящее время являющийся научным сотрудником Американского института предпринимательства, в беседе с журналистом американской газеты Military Times сказал: «Я полагаю, что Трампу, для того чтобы полностью укомплектовать свою команду, потребуется от полутора до двух лет. А это означает, что в течение всего этого времени придется полагаться на бюрократический аппарат, все представители которого относятся к нему исключительно враждебно, и это может стать существенным препятствием при проведении в жизнь принимаемых им решений».
Чиновники МО США пока только предполагают различные варианты взаимоотношений с Трампом. Одни из них надеются на то, что получат больше свободы в действиях, другие подчеркивают тот факт, что он намерен лично принимать решения даже по самым незначительным вопросам, а это может существенно усложнить деятельность военного ведомства.
Некоторые эксперты также указывают на действия Трампа в ходе предвыборной кампании. Они говорят о его привычке пренебрегать рекомендациями специалистов и действовать по-своему, как это происходило в его работе с советниками из штаба. «Он не принимает во внимание советы людей, работающих для него, принимает окончательное решение сам. Так что трудно думать, что он изменит стиль управления, избранный Обамой», – заявил военный эксперт, бывший помощник министра обороны в администрации Рональда Рейгана Ларри Корб.
Пока трудно сказать, какие перемены произойдут в Пентагоне при Дональде Трампе. Однако многие эксперты указывают на то, что ряд военных спецов высоких рангов не смогут ужиться с новым главкомом, которому, мол, свойственны диктаторские замашки. А это только замедлит и крайне усложнит реализацию всех его начинаний.
ТРАМП И ВПК
Намерения Трампа по перетряске иерархов Пентагона, по переделке войск, увеличению их численности, по оснащению СВ, ВВС и ВМС дополнительными вооружениями, а также по выделению МО ассигнований в таком объеме, который необходим для эффективного обеспечения национальной безопасности США, означают не что иное, как весьма масштабную и качественную перестройку военного механизма США.
Все это потребует проведения огромного количества административных мероприятий и, что естественно, выльется в совсем не маленькую копеечку для федерального Министерства финансов. Эти переделки, вне всякого сомнения, затронут и заокеанский военно-промышленный комплекс (ВПК), который накрепко привязан к Пентагону финансовой пуповиной. Как уже отмечалось, в ходе предвыборной кампании Трамп неоднократно заявлял, что он намерен возродить военную мощь США, увеличить численность армии и морской пехоты, оснастить ВМС новыми кораблями, поставить ВВС дополнительные истребители, модернизировать ядерный арсенал и сделать систему противоракетной обороны (ПРО) самой эффективной в мире. Все это вызвало положительную реакцию в среде экспертов, связанных с ВПК, а после объявления Трампа победителем, цена акций некоторых крупнейших корпораций оборонного сектора промышленности, хотя большая ее часть выступала против него, существенно выросла.
«Победа Трампа – хорошая новость для оборонной промышленности, особенно в сочетании с республиканским большинством в палате представителей и сенате», – заявил Лорен Томпсон, являющийся консультантом ряда крупных компаний американского ВПК.
Но как будущая военная политика и планы Трампа повлияют на крупнейший в мире ВПК, пока не совсем ясно.
Маккензи Иглен, аналитик Американского института предпринимательства, полагает, что Трамп будет делать основной акцент на системы вооружений, уже находящиеся в разработке или в производстве, и не будет открывать программы по созданию новых оборонных технологий. Эксперт также считает, что, хотя Трамп в ходе предвыборной кампании выступал против ведущих корпораций, ему все равно придется тесно взаимодействовать с ними. «Если он хочет получить результаты, то будет работать с теми компаниями, которые есть», – подчеркнула Иглен.
Аналитик Центра стратегических международных исследований Тодд Харрисон утверждет, что большое значение для ВПК будет иметь правильная организация Трампом взаимодействия с парламентариями. «Способность Трампа сработаться с конгрессом будет также иметь большое значение. У республиканцев есть большинство в палате представителей и сенате, но консерваторы в рядах партии могут столкнуться с оборонными «ястребами» в бюджетных сражениях.
Однако многие зарубежные и российские эксперты уверены в том, что Трамп не сможет в полном объеме реализовать свои военные планы, поскольку интересы приведших его к власти политических и финансово-промышленных групп будут в конечном итоге иметь первостепенное значение при принятии им каких-то основополагающих решений. Да и планы нового президента по военной перестройке практически не имеют реальной основы.
Существенное увеличение численности сухопутных войск (почти на 100 тыс. человек), Корпуса морской пехоты (на 12 батальонов) в действительности представляется крайне маловероятным в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Также практически нереально доведение числа боевых кораблей до 350 единиц. Вряд ли ему удастся расширить и парк истребительной авиации, который Трамп хочет довести до 1200 единиц. Скорее, эти планы придется весьма серьезно корректировать. В приведенные Трампом цифры не входят намерения по увеличению численности подразделений и вооружений национальной гвардии и резерва. А это тоже придется делать. Большой проблемой будут финансовые средства и военные специалисты. Тем более что дефицит федерального бюджета не ликвидирован, а только продолжает возрастать.
Так что военные устремления нового главы Белого дома, по всей вероятности, так и останутся просто обещаниями. Военные чиновники и генералы перестанут бояться за свои кресла и будут по-прежнему благоденствовать. А Пентагон будет проводить свою прежнюю политику.