0
20974
Газета Реалии Интернет-версия

17.02.2017 00:01:05

Тяжкий ракетный грех Украины

Тэги: следственный комитет, украина, донбасс, точка у, трк, ракета, саур могила, луганск, донецк


следственный комитет, украина, донбасс, точка у, трк, ракета, саур могила, луганск, донецк Нередко от украинских артналетов жилые дома в Донбассе сносит буквально до основания. Фото Reuters

В понедельник исполняющая обязанности руководителя управления взаимодействия со средствами массовой информации полковник юстиции Светлана Петренко сделала резонансное заявление: «Следственным комитетом России оперативным путем получены и процессуально зафиксированы неопровержимые доказательства применения Вооруженными силами Украины оружия массового поражения, тактических ракетных комплексов (ТРК. – «НВО») «Точка-У» против мирного населения в ходе вооруженного конфликта на юго-востоке страны. По имеющимся у следствия данным, против мирного населения Донбасса были применены ракеты, снаряженные осколочно-фугасными и кассетными зарядами. Безусловно, такое вооружение можно отнести к оружию массового поражения, обладающему крайне высокой поражающей способностью на большой территории. Оно предназначено для нанесения массовых потерь или разрушений, а также направлено на поражение неограниченного числа людей в зоне действия оружия. Международными договорами запрещено применение оружия, которое не оставляет шансов выжить как воюющим сторонам, так и гражданским лицам во время военных конфликтов. Применение такого вооружения неизбирательного действия в зоне населенных пунктов неизбежно влечет за собой потери и ранения мирных жителей, а также необратимые повреждения гражданских объектов. Использование подобного оружия свидетельствует о том, что киевская власть преследует цели тотального уничтожения населения и инфраструктуры юго-востока Украины».

Украинская сторона в свойственной ей резкой форме парировала через СМИ это обвинение Москвы. Представитель штаба группы войск Незалежной, ведущих так называемую антитеррористическую операцию (АТО) в Донбассе, полковник Леонид Матюхин назвал заявление СКР бредом и всячески отрицал применение Вооруженными силами Украины ТРК «Точка-У» на территории Донбасса. В своем комментарии для украинского отделения BBC он сказал, подчеркивая, что обвинение со стороны Москвы, «можно расценивать как провокации. Люди, которые там живут, это тоже граждане Украины. Нам с ними жить. Мы не стреляем по мирному населению».

НЕ СТОИТ ОТРИЦАТЬ ОЧЕВИДНОЕ

О некоторых досадных неточностях, существенно искажающих смысл заявления, допущенных руководителем пресс-службы СКР полковником юстиции Светланой Петренко, поговорим отдельно. А вот откровенная ложь представителя украинских сил АТО вызывает чувство гадливости. Факт применения ТРК «Точка-У» в ходе военных действий на территории Донбасса в 2014 и 2015 годах общеизвестен, фото и видеоматериалы, фиксирующие обстрелы позиций ополчения ДНР и ЛНР, промышленных объектов и населенных пунктов размещены в глобальной Сети и доступны для просмотра без ограничений.

Тогда было сделано порядка 40 пусков. Первый из них украинские ракетчики нанесли по позициям ополчения ДНР в ходе боев за курган Саур-Могила 28–29 июля 2014 года. В дальнейшем ТРК применялись украинскими военными с определенной регулярностью. Наибольшее количество пусков было произведено во время событий под Иловайском и Дебальцевом. Между тем во всех перечисленных случаях тактический эффект от ракетных ударов был незначительным.

Причем СКР перечисляет только те факты, которые процессуально зафиксированы, и речь идет лишь о ракетных ударах по населенным пунктам Луганской области (Новоселовке, Терновому, Ровеньки и поселку Юбилейный) и по самому Луганску. Обстрелы Донецкой области не берутся в расчет, поскольку там процессуально зафиксированы только случаи применения ракет по боевым порядкам ополчения и промышленным объектам. Хотя доподлинно известно о ракетных ударах вблизи Макеевки, Логвиново, Снежного, Иловайска, Белояровки, Амвросиевки, Харцызска – а это все населенные пункты, расположенные в Донецкой области. Да и сам Донецк подвергался ракетному обстрелу. По свидетельствам украинских экспертов, ВСУ применяли при нанесении ударов двойные пуски и использовали только ракеты выпуска 1989–1991 годов. Использовались два типа боеголовок: осколочно-фугасная и кассетная.

А самым красноречивым ответом на заявление полковника Матюхина о том, что украинские военные не стреляют по мирным жителям, являются документальные кадры преступления, которое совершили украинские летчики 2 июня 2014 года в Луганске. Еще свежо в памяти луганчан воспоминание о том, как ударами с воздуха самолеты ВВС Незалежной убивали и калечили мирных жителей.

ЧТО МОЖЕТ «ТОЧКА-У»

Прежде чем поговорить о том, что не так в заявлении представителя СКР, стоит взглянуть на ракетный комплекс «Точка-У» повнимательнее. Ранняя модификация этого типа вооружения имела наименование ТРК «Точка», а ракета – 9К79. Этот комплекс был принят на вооружение в 1976 году, он рассматривался как основное огневое средство дивизионного уровня. Ракеты комплекса оснащались тактическими ядерными (мощностью 10 кт), химическими и обычными (осколочно-фугасными и кассетными) боеголовками весом около 500 кг. Дальность стрельбы комплекса от 15 км до 70 км, допустимое круговое отклонение боеприпаса от заданной точки попадания в пределах 250 м.

Комплекс «Точка-У» (соответственно ракета-носитель 9К79-1 или 9К79М) был принят на вооружение Советской армией в 1989 году. В состав ТРК входят: боевые средства (одноступенчатые твердотопливные ракеты с боевой частью), пусковая установка, транспортно-заряжающая машина, специальные транспортные средства, средства технического обслуживания и регламентных работ, командно-штабная машина и прочее. Дальность стрельбы ТРК «Точка-У» увеличилась до 120 км, а допустимое круговое отклонение боеприпаса от заданной точки попадания сузилась до 50 м. Ракеты комплекса имеют стартовый вес около 2 т и способны развивать скорость 1100 м/с. Боевые части ракет весят в пределах 482 кг, могут быть ядерными, химическими и обычными (фугасно-осколочными и кассетными). Расчет пусковой установки, состоящий из четырех человек, по нормативу приводит комплекс в боевую готовность в течение 2 мин. при расположении на месте и за 16 мин. в случае, если при поступлении приказа на пуск ТРК совершал марш.

После распада СССР Украине досталось шесть ракетных бригад, имевших в своем составе 90 пусковых установок, около 500 ракет-носителей, выпущенных в 1978–1991 годах, различных модификаций и порядка 530 боевых частей осколочно-фугасных и кассетных. К 2014 году вооруженные силы Незалежной располагали лишь одной ракетной 19-й бригадой (место дислокации Хмельницкий), в которую передали 12 пусковых установок, 96 ракет. Еще 28 пусковых установок и 347 тактических ракет и боевые части к ним хранились в четвертом арсенале боеприпасов. И наконец, еще две пусковые установки находились на хранении на территории государственного предприятия «Шепетовский ремонтный завод».

ПЕРЛЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ СКР НЕ К ЛИЦУ

Упавшая на землю Донбасса двигательная часть ракеты «Точка-У» после отделения от нее и взрыва боевой части.  	Фото РИА Новости
Упавшая на землю Донбасса двигательная часть ракеты «Точка-У» после отделения от нее и взрыва боевой части.  Фото РИА Новости

Возможно, заявив о применении оружия массового поражения, полковник юстиции Петренко хотела эмоционально усилить свое выступление, придать ему большую значимость. Но вопрос в том, имеет ли право официальный представитель, тем более юрист, вольно пользоваться определениями, игнорируя их истинное значение.

Из сказанного Светланой Петренко явствует, что осколочно-фугасные и кассетные заряды, «безусловно, можно отнести к оружию массового поражения (ОМП)». Ей как юристу стоит иногда заглядывать в юридический словарь. В нем, в частности, сказано: «При определении ОМП следует исходить из трактовки этого понятия, сформулированной ООН в 1948 году. Это оружие «должно быть определено таким образом, чтобы включать оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомным и другим упомянутым выше оружием».

Как же быть с заявлением Светланы Петренко? Да, ракеты ТРК «Точка-У» могут быть оснащены ядерными боезарядами, которые относятся к ОМП, но Украина совершенно точно не располагает ядерным оружием. Состав так называемого «Ядерного клуба» весьма невелик, в него входят девять стран: США, Россия, Великобритания, Франция, КНР, Индия, Пакистан, Израиль и КНДР.

История войн знает всего два случая боевого применения ядерного оружия. Оба ядерных удара были нанесены бомбардировщиками B-29 военно-воздушных сил армии США. Причем бомбардировке подверглись не вооруженные силы или военные объекты Японии, а мирное население Хиросимы и Нагасаки.

Ракеты ТРК «Точка-У» теоретически могут быть оснащены контейнерами или боеприпасами с химическим и биологическим оружием, но здесь есть одна практическая загвоздка. Дело в том, что два эти вида ОМП находятся под строжайшим запретом.

Химическое оружие, к которому относятся высокотоксичные отравляющие вещества (ОВ) различного состояния и действия, является противозаконным с 1925 года. Более того, согласно конвенции 1993 года запрещено не только применение, производство и накопление ОВ, но и изыскания с целью создания их новых видов. Думаю, что представитель СКР полковник Петренко в своем заявлении не могла говорить о химическом оружии. То же самое, бесспорно, можно сказать о биологическом оружии, к которому относятся специально созданные в военных целях и заражающие людей и животных возбудителями заболеваний бактериальные и патогенные культуры (рецептуры) и средства их доставки. Кстати, оно запрещено той же конвенцией 1925 года, но его разработки до сих пор ведутся военными биологическими лабораториями многих стран.

Были попытки причислить к ОМП зажигательное оружие, в частности «Напалм», кассетные и термобарические боеприпасы, вакуумные бомбы, но до сих пор ни в одном международном документе они таковыми не значатся.

Кстати, в ходе Вьетнамской войны с 1961 по 1971 год американцы использовали химические вещества, которые вызывали листопад в джунглях. Это смеси, содержащие диоксины и химреагент, известный как Agent Orange. По всем признакам данные вещества можно причислить к химическому оружию, но этого не произошло. По данным Пентагона, всего было распылено над Южным Вьетнамом 72 млн л «Agent Orange», в том числе 44 млн л, содержащих диоксин, что покрыло 10% территории страны.

Диоксин вызывает кожные заболевания, поражает дыхательную систему человека и является причиной развития раковых опухолей. Он стал проблемой для многих поколений вьетнамцев. Спустя многие годы после окончания войны население южных районов этой страны страдает от последствий «оранжевого дождя». Сейчас число жертв применения химических агентов приближается к 5 млн.

ВАЖНО

Это касается слов и формулировок полковника юстиции Светланы Петренко. Хотелось бы впредь слышать от официальных представителей государственных структур взвешенные и компетентные заявления. Уж если выдвигать обвинение, то нужно это делать профессионально, со знанием дела. Например, представитель СКР утверждает, что ТРК «Точка-У» относится к оружию, которое «не оставляет шансов выжить как воюющим сторонам, так и гражданским лицам» в случае его применения в ходе боевых действий.

После того как мы разобрались с определением ОМП и сделали вывод, что «Точка-У» относится к обычным средствам поражения, стоит озвучить еще пару фактов.

Во-первых, от ударов ракет комплекса «Точка-У» укрыться можно, если это не прямое попадание, человека спасет броня, полевые фортификационные сооружения, каменное ограждение, на излете осколки после взрыва боевой части 9Н123Ф-РМ (осколочно-фугасная) и даже 9Н123К-РМ (кассетная) не пробьют и деревянный забор из досок толщиной 2 см. Да, есть проблемы со срабатыванием элементов кассетных боеприпасов, они могут взорваться со значительной задержкой, в этом случае они так же опасны, как и противопехотные мины.

Во-вторых, в современных военных конфликтах не только Украина замечена в боевом применении этого вида вооружения. Российские военные использовали ТРК «Точка-У» в ходе контртеррористической операции в Чечне. В августе 2008 года в ходе боевых действий по принуждению Грузии к миру был произведен пуск двумя ракетами «Точка-У» по базе грузинских ВМФ в Поти. Данные ракетные комплексы находятся на вооружении Сирийской арабской армии, которая использовала их в ходе идущей в стране гражданской войны. Обвиняя Украину в использовании ТРК «Точка-У», как ОМП, российский Следственный комитет дает Киеву почву для спекуляций вышеприведенными примерами.

Однако необходимость честно оценивать применяемые украинскими военными вооружения ни в коем случае не означает, что с Киева снимается ответственность за использование действительно мощных средств поражения против мирных жителей Донбасса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
926
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1411
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1060
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1034

Другие новости