0
4103
Газета Реалии Интернет-версия

24.03.2017 00:01:00

Пример мужества и несгибаемой воли

Анатолий Исаенко

Об авторе: Анатолий Иванович Исаенко – подполковник в отставке, офицер-миротворец с 1973 года.

Тэги: миротворцы, оон, каир, египет, израиль, синай, сирия, дамаск


миротворцы, оон, каир, египет, израиль, синай, сирия, дамаск Первые группы военных наблюдателей ООН прибыли в Каир 26 октября 1973 года. На фото – советский (справа) и французский военные наблюдатели в районе Суэцкого канала. Фото с сайта www.unmultimedia.org

Впервые за 44 года российского миротворчества в приказе министра обороны № 175 от 21 февраля 2017 года упоминаются «участники миротворческих операций»: «Мы гордимся доблестью и патриотизмом ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, участников контртеррористических и миротворческих операций – тех, кто с честью исполнял воинский долг, стал для нас примером мужества, несгибаемой воли и беззаветного служения Отчизне».

С 1973 года российские миротворцы находились под флагом ООН в 30 миссиях.


ОДНА ИЗ СТРАНИЦ МИРОТВОРЧЕСТВА

Обычно в воспоминаниях ветеранов-миротворцев и материалах ООН пристальное внимание уделяется созданию миротворческой миссии, ее проведению, значению и заслугам, а о ее ликвидации упоминается очень кратко. Хотелось бы вспомнить и эту страницу миротворческого процесса.

Ликвидация означает расформирование, упразднение, роспуск. Расформирование миссии занимает длительное время и происходит болезненно.

Автор данных строк служил военным наблюдателем ООН как при создании вторых Чрезвычайных вооруженных сил ООН (UNEF – II) в 1973 году, так и во время их ликвидации после 1979 года. Процесс ликвидации Сил ООН проходил почти год.

Первая моя командировка в качестве военного наблюдателя ООН продолжалась три года, с ноября 1973-го по ноябрь 1976 года. Вторая миротворческая командировка проходила с ноября 1978 года и длилась два года.

В Египте было 18 наших миротворцев. В годы холодной войны это был глубокий военно-дипломатический прорыв.

Я пролистал свой полевой дневник, выбрал отдельные листки. Все оставил так, как было написано почти 40 лет назад in the field – в поле. Как говорится, взгляд нижних миротворческих чинов.

МИРНЫЙ ДОГОВОР

26 марта 1979 года. Пост на юге Синая.

Сегодня день подписания мирного договора между Египтом и Израилем в Вашингтоне.

В 21 час по местному времени включаю радио (Би-би-си). Весь эфир забит передачей из Вашингтона. Все средства массовой информации включились в работу. Вначале играли гимны двух стран, затем состоялось подписание мирного договора.

Первым договор подписал президент Египта Садат, затем – премьер Израиля Бегин.

Началось произнесение речей: Картер, Садат и Бегин.

Сразу же после речей все западные радиостанции начали комментировать это событие.

Что произойдет дальше? Какие задачи будут поставлены перед Силами ООН и ОНВУП?

В газете Jerusalem Post я нашел текст мирного договора, и в офисе ЧВС мне сняли ксерокопию.

(NB В 1978 году за подписание мирных соглашений Анвар Садат и Менахем Бегин удостоились Нобелевской премии мира. Формулировка: «За подготовку и заключение основополагающих соглашений между Израилем и Египтом»).

С 20 по 27 апреля дежурю в Исмаилии на передовом пункте управления (ППУ). Со мной дежурят американский капитан Олсон и французский майор Мидон. Мое дежурство с 7 часов утра до 14 часов дня.

В оперативной комнате находятся телефон, три радиостанции для связи с Каиром, Иерусалимом и буферной зоной.

Ждем 25 апреля, в этот день будет произведен обмен ратификационными грамотами (instruments of ratification) между Египтом и Израилем в буферной зоне на горе Umm Khisheib, где размещена американская полевая миссия.

25 апреля президент Садат на вертолете полетел на перевал Гидди. Его сопровождали еще два вертолета. В центре Синая находился пост ООН, который обслуживали военные наблюдатели. Среди наблюдателей был и наш майор Александр Архаров. Он четко докладывал в штаб ЧВС на английском языке о пролете каждого вертолета через зону разъединения. В эфире я внимательно следил за его докладами.

25–31 мая 1979 года.

Дежурю в Исмаилии в контрольном центре, у меня два помощника. 25–27 мая состоялась передача египтянам административного центра Синая Эль-Ариш. На этот раз Силы ООН не участвовали в передаче этого района. Египтяне заняли полосу местности до Эль-Ариша, это так называемый первый этап отвода израильских войск.

Много было произнесено речей, объявлено об открытии воздушного коридора и открытии границы. Все ждут решения Совета Безопасности ООН.

Следующая инспекция проводится как обычно, но не затрагивает районы, переданные по мирному договору. Инспекцию будем проводить в соответствии с условиями соглашения от сентября 1975 года, так называемое второе соглашение по Синаю.

21–28 июня 1979 года.

Дежурю на контрольно-пропускном пункте Альфа (СР-А) – самое жаркое место на Синае, особенно с 11 до 17 часов. Вместе с французом Пасторелли боремся с жарой. Холодильник работает от газового баллона. Накрываем холодильник одеялом, которое поливаем водой. Таким образом поддерживаем холодильник в рабочем состоянии.

Вокруг бескрайняя пустыня. Наш КПП находится на дороге, ведущей к перевалу Гидди.

Впереди еще месяц до решения Совета Безопасности о продлении мандата Сил ООН, это будет 24 июля 1979 года. Данный вопрос интересует многих военных наблюдателей.

ЛИКВИДАЦИЯ СИЛ ООН НАЧАЛАСЬ

Запись от 19–27 июля 1979 года.

Назначили старшим оперативным дежурным основного пункта управления в Исмаилии. Первые четыре дня были спокойные. Но вот 24 июля 1979 года истек мандат Сил ООН на Синае. Совет Безопасности ООН не продлил мандат, и ЧВС-2 будут расформированы.

Я служил при создании ЧВС шесть лет тому назад, а теперь являюсь свидетелем их ликвидации – вот альфа и омега.

В 2 часа ночи 25 июля начался новый этап. Функции ЧВС передаются наблюдателям ОНВУП. Возникла новая задача: четыре миротворческих батальона ООН должны передать буферную зону военным наблюдателям ООН.

Получили из Иерусалима телеграмму и оперативный приказ, который сразу же передали по радио всем наблюдателям, находящимся в буферной зоне.

Наблюдатели к 5 часам утра 25 июля заняли все перекрестки, КПП и основные позиции.

Это был самый напряженный день, без сна. Связь работала непрерывно с Иерусалимом, Каиром и буферной зоной.

Допустил ошибку при замене военных наблюдателей на постах – исправил.

Второй день (26 июля) был также напряженный. Последовали визиты начальства из Иерусалима.

Сейчас все стабилизируется. Начальник контрольного центра (ирландский подполковник) в дневное время постоянно следил за развитием обстановки. В миротворческой миссии в Конго (ONUC – развернута в 1960–1964 годах) он командовал ротой.

В течение нескольких дней миротворческие батальоны отправили домой.

При расформировании численность сил ООН составляла около 4 тыс.  человек. Сменилось три командующих.

Штаб сил ООН опустел. Для охраны штаба и имущества оставили одну роту.

Окончательное решение по наблюдателям еще не принято.

21 ноября 1979 года.

ЧВС-2 уходят постепенно, проводится операция по ликвидации сил ООН на Синае.

Штаб группы наблюдателей на Синае перевели с 15 ноября 1979 года в Эль-Гала, рядом с аэродромом в Исмаилии. Дежурство несем в бункере.

Осталось два месяца до выхода на линию Ариш–Мухаммед. 24 января 1980 года египтянам будет передана существующая буферная зона.

Осуществляем дежурство в Каире, Исмаилии, Супа-Тупа (небольшой мыс на берегу Красного моря севернее Абу Зенима).

Високосный год

Март 1980 года.

Буферная зона на Синайском полуострове передана Арабской Республике Египет. Начался планомерный отвод постов наблюдателей ООН из Синая.

Поворотный момент произошел, мы остаемся в Египте.

Начало апреля 1980 года (1–5 апреля).

Целую неделю дежурю в Исмаилии.

Назначили меня на специальное дежурство (special duty – SD), то есть  участвую в написании истории группы наблюдателей на Синае, которая прекращает свое существование, возможно будет называться группой наблюдателей в Египте.

Получил задание написать доклад о миротворцах на Синае. Роюсь в архивах.

По архивам исследую историю группы наблюдателей на Синае. Перечитал все доклады военных наблюдателей о результатах патрулирования за последние три года. Составил доклад о работе советских военных наблюдателей на Синае и передал старшему группы. Параллельно со мной этой историей занимался ирландский наблюдатель.

Создается группа наблюдателей в Египте со штабом в Каире. Развертываются посты в следующих местах: Исмаилия, Таса, Ариш и Нахль.

Получили и ознакомились с оперативным приказом. Наша задача: представлять ООН в Египте, наблюдать и докладывать, поддерживать связь с местной стороной, быть в готовности к проведению мероприятий более широкого масштаба, проводить усиленную тренировку военных наблюдателей. Наш позывной – Индия.

5 апреля открылся пост в Арише (позывной Альфа).

СПУСК ФЛАГА ООН

18 апреля 1980 года.

17 апреля установлена радиосвязь с постом в Нахль (в центре Синая).

Пост в Таса действует давно. Осталось открыть пост в Мелезе.

В Исмаилии в новом районе возле канала выделено новое место для размещения наблюдателей. Переезд намечается через несколько дней.

Два раза ездил смотреть на новое место. Там идут ремонтные работы – красят и белят.

Завершается ликвидация ЧВС-2. Прощальный ужин и концерт в штабе был дан 17 апреля.

На 24 апреля 1980 года назначен спуск флага ООН в Исмаилии.

Идет распродажа и передислокация имущества ООН. Представитель ОНВУП вешает таблички «UNTSO» на имущество для передачи своей организации.

Много грузовиков с имуществом направляют в Ливан (Силы ООН в Ливане). Оказываем помощь, организуем переправу через канал. Можно увидеть военных водителей из Франции, Норвегии, Сенегала и Фиджи.

Гражданский персонал направляется в другие миссии ООН. Мирный договор между Египтом и Израилем постепенно продвигается через синайские пески.

18 мая 1980 года.

Дежурим в Исмаилии на новом месте рядом с Суэцким каналом. Постоянно поддерживаем радиосвязь с постами. Сопровождаем проезжающих сотрудников ООН на переправу через канал. Мое последнее дежурство в зоне канала.

На дежурстве находятся четыре майора: Исаенко Анатолий, Гладков Геннадий, Минаев Александр и француз Жан Маре Мидон. Мидон готовил обед и ужин. Французы любят есть сыр – мы попробовали разные виды сыров. Француз сказал, что их президенту очень трудно управлять страной, так как у них более 50 видов сыра...

ЗДРАВСТВУЙ, ДАМАСК

Меня переводят в Дамаск.

В Каире жарко. Мы собираемся лететь в Дамаск 26 июня. Все расчеты и подсчеты сделаны.

Административная служба ООН работает четко: вещи упаковали в коробки и отправили почтовым грузовиком через Иерусалим, затем – в Дамаск.

Вылетели из Каирского аэропорта на самолете ООН. Летим на север через дельту Нила.

По этому маршруту я летел в Дамаск и в 1975 году.

Наблюдаем конец суши, заканчивается побережье, начинается Средиземное море.

Летим над Средиземным морем, через час поворачиваем на Бейрут. Пролетаем над Бейрутом, хорошо виден город и аэропорт. Пролетели над горами, пересекли Ливанский хребет. Садимся в Дамаске, всего полтора часа полета – и мы в Азии.

В Дамаске находилось два миротворческих штаба: штаб Израильско-Сирийской смешанной комиссии по перемирию (ISMAC), действующей с 1949 года, и штаб Сил ООН по наблюдению за разъединением (UNDOF).

В XXI веке в Сирии смешанная комиссия существует на бумаге, а Силы ООН действуют в сложных условиях. Российских миротворцев на Голанских высотах в Сирии сейчас нет.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
858
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1017
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1162
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3207

Другие новости