Служба в африканской миротворческой миссии ООН сегодня является самой опасной. Фото Reuters
В начале января 2018 года генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш назначил известного российского дипломата Дмитрия Титова руководителем расследования о нападениях на миротворцев в Демократической Республике Конго, где 15 миротворцев из Танзании погибли и еще 43 получили ранения. А в конце января информационная служба ООН опубликовала грустный доклад о потерях среди миротворцев. Основной вывод, который можно сделать из него, заключается в том, что, несмотря на усилия мирового сообщества, количество потерь миротворцев в африканских миссиях ООН стабильно растет.
Данный доклад доводится не только до государств-членов, но и до общественности. А пока что руководство ООН решительно протестует, осуждает последние теракты и выражает глубокие соболезнования семьям погибших.
ГРОМОПОДОБНЫЙ «ДОКЛАД КРУСА»
Группа экспертов ООН представила доклад под названием «Повышение безопасности миротворцев ООН».
Авторы доклада имеют большой опыт миротворческой деятельности: бразильский генерал-лейтенант Карлуш Алберт душ Сантуш Крус, американский полковник в отставке Вилльям Филлипс, бывший начальник штаба миссии ООН в Мали, и Сальватор Кузимано – представитель Департамента операций по поддержанию мира. Позже журналисты назвали этот документ кратко и метко: «доклад Круса», в котором дана «ценная и откровенная оценка».
Доклад включает 35 страниц, семь схем, две иллюстрации, пять частей. Примечательно, что подготовка доклада и другие мероприятия проведены при финансовой поддержке КНР. Кстати, Китай уже поддержал ООН в принятии действенных мер для обеспечения безопасности миротворцев.
Рассматриваемый в докладе период – с 6 июня 1948 года по 19 декабря 2017 года.
Группа провела 160 интервью и посетила пять африканских миротворческих миссий: Конго, Южный Судан, Мали, Дарфур и ЦАР. Помощь и консультации осуществляли три академических исследовательских института. Численный состав миротворцев в пяти сложных африканских миротворческих миссиях в конце 2017 года следующий: Конго – 17 207 человек, Южный Судан – 14 528, Дарфур – 14 180, Мали – 13 423, ЦАР – 12 703 человек. По стоимости и количеству миротворцев – это самые большие миссии.
Российские миротворцы находятся в двух африканских горячих точках из этого списка: Конго и Южный Судан. Там развернуто наибольшее количество наших миротворцев. Конго – 17 миротворцев, в том числе военные наблюдатели – 16, офицер штаба – 1. Южный Судан – 30 миротворцев, в том числе военные наблюдатели – 2, полицейские – 24 (в том числе одна женщина), офицеры штаба – 4.
Необходимо отметить, что методика исследования темы, терминология и лексические средства в докладе представляют не только лингвистический интерес для миротворцев, но и большое практическое значение – сохранение жизни и безопасность.
СТАТИСТИКА – ДЕЛО ТОЧНОЕ
Прежде всего следует отметить, что ООН ежемесячно публикует статистику потерь. Статистика по потерям размещается в открытом доступе: число указывается в разбивке по годам, миссии, причине смерти и гражданству.
Проведем собственный анализ последних публикаций.
С 1948 года до конца декабря 2017 года в 52 миссиях ООН число погибших миротворцев составило 3692 человек.
Потери в 2017 году составили 133 человека, в том числе по категориям: военнослужащие – 98, военный наблюдатель – 1, полицейские – 11, гражданские служащие – 7, местный персонал – 10, прочие – 6 человек.
Статистика потерь за весь почти 70-летний миротворческий период – 3692 человека, в том числе по категориям: военнослужащие – 2665, военные наблюдатели – 89, полицейские – 272, гражданские служащие – 252, местный персонал – 374, прочие – 40 человек. В ретроспективе наибольшее количество миротворцев погибло в миссии ООН в Ливане (312 человек) затем идет Дарфур (210 человек).
В общей сложности в 18 миссиях ООН погиб 51 российский миротворец. Наибольшее количество наших миротворцев погибло в Югославии (Силы Организации Объединенных Наций по охране, СООНО – UNPROFOR) – 13 человек.
Больше всех в миссиях ООН погибло индийских миротворцев – 163 человека. Среди миротворцев постоянных членов Совета Безопасности ООН потери следующие: Франция – 113, Великобритания – 104, США – 76, Россия – 51, Китай – 18 человек.
В 2017 году, как уже указывалось, в миссиях погибло 133 миротворца. Однако наибольшее число погибших было в 1993 году – 252 миротворца. За последние 10 лет число погибших миротворцев превышало сотню человек в год.
С 1998 года ООН вручает медаль Хаммаршельда для посмертного награждения миротворцев ООН, погибших при исполнении своих обязанностей. Церемония награждения медалью проводится ежегодно 29 мая, в Международный день миротворцев Организации Объединенных Наций. На верхней плоскости медали выгравировано имя и дата гибели награжденного. Медалью награждаются все военные, полицейские, гражданские и добровольные сотрудники операций ООН по поддержанию мира, погибшие во время службы в составе таких операций (за исключением случаев смерти в результате своих проступков или преступных деяний, совершенных в период нахождения в составе операции ООН).
В случае гибели миротворца ООН выплачивает компенсацию. Например, в 1973 году автор данных строк, вступая в ряды военных наблюдателей в Органе ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине, подписывал завещание на 20 тыс. долл. на случай гибели. Сейчас компенсация составляет более 100 тыс. долл.
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Представляет интерес рассмотрение упомянутого доклада в различных СМИ. В Центре новостей ООН материал на русском языке уместился в 20 строк. ТАСС уделило этому вопросу менее 40 строк. А вот на английском языке представлены: доклад, информация для журналистов, аннотация материала и видеоматериалы.
В работу включился и «начальник миротворцев» – заместитель генерального секретаря ООН Жан-Пьер Лакруа. В своем кратком видеоинтервью он одобрил доклад и изложил выступление в виде 10 вопросительных конструкций за одну минуту.
Затем через два дня Жан-Пьер Лакруа провел пресс-конференцию для журналистов. После 10-минутного выступления он полчаса отвечал на вопросы.
Ни один брифинг или пресс-конференция не обходится без известного американского журналиста Мэтью Ли, который часто ставит неудобные для официальных лиц вопросы. На этот раз его вопрос касался отсутствия необходимого оборудования и снаряжения в некоторых миссиях, в том числе и очков ночного видения. Отметим, что предыдущий «начальник миротворцев» отказывался отвечать на вопросы Мэтью Ли.
Кроме доклада представлен и новый план действий по укреплению защиты голубых касок ООН сроком на полгода, на полевом уровне и на уровне штабов. Для этого создана группа по реализации плана. Считается, что необходимо приспособиться к новой реальности. Изменения необходимо провести по следующим направлениям: укрепление руководства – от штаб-квартиры ООН до подразделений; изменение оперативного поведения – действовать, а не оправдывать бездействие; применение силы – не бояться применять силу там, где необходимо; принципы миротворчества – необходимо пересмотреть принципы миротворчества, которые не должны ограничивать инициативу и применение силы. Настало время, когда голубая каска и флаг ООН больше не обеспечивают «нейтральную» защиту миротворцев.
Обращено внимание и на то, что необходимо избавиться от «синдрома главы VI Устава ООН» – мирного разрешения конфликтов.
Докладчики представили средства поражения, используемые в ходе атак на миротворцев, в такой последовательности: стрелковое оружие, самодельные взрывные устройства, РПГ, противопехотные мины, минометы, ракеты, холодное оружие, огонь артиллерии (об оружии, используемом террористами и разного рода боевиками по всему миру, рассказано в материале Владимира Щербакова «Планета террора» этого номера «НВО»).
Причины потерь кроются и в беспечности личного состава. Осмотрительность всегда идет на пользу. Приведу пример из своей миротворческой практики и выписку из полевого дневника военного наблюдателя ООН:
«Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине.
Первый патруль в районе миссии.
Начало декабря 1973 года. Контрольный центр в Исмаилии.
Район расположения патруля: 30 км западнее Исмаилии, на шоссе Каир–Исмаилия.
Состав патруля: француз – капитан Франсуа Баррера, американец – лейтенант ВМС США Боб Келли, от СССР – капитан Исаенко Анатолий. Продолжительность патруля – четыре дня.
Наш наставник французский капитан Баррера – опытный наблюдатель, уже год в районе миссии, назначен старшим патруля, ведет дневник. Обычно на посту два наблюдателя, но на этот раз назначили трех офицеров, чтобы поскорее ввести в строй новых наблюдателей.
Американский морской лейтенант Боб Келли осторожен, уделяет большое внимание безопасности. Во время войны во Вьетнаме он был ранен в руку.
Рядом находились асбестовые трубы, он перенес их к палатке и уложил со стороны возможного сектора обстрела. Моряк осваивает сухопутный театр боевых действий, приговаривая: «God helps those who help themselves» (береженого Бог бережет).
Нельзя не заметить, что в тексте доклада курсивом даются цитаты из интервью, взятые в полевых условиях. Составители доклада побывали на многих местах гибели миротворцев. Можно привести такую цитату: «Большинство контингентов экипировано и подготовлено для «традиционного миротворчества», но угрозы – асимметричны». Или вот еще: «У нас отсутствует тактическая разведка и тактическая информация в полевых условиях. Поэтому трудно предвидеть нападение».
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
В докладе представлены выводы и рекомендации, включающие 18 пунктов. Выводы можно изложить на уровне терминов: организационная адаптация, оперативное поведение и мышление, командование и управление, потребности миротворческого подразделения, установление фактов инцидента, готовность к развертыванию для военных и полицейских подразделений, обучение в районе миссии, устранение угрозы засады, устранение угрозы самодельных взрывных устройств (СВУ), устранение нападений на лагеря и базы, разведка в интересах безопасности миротворцев, система полевой медицины, дислокация миссии, взаимная подотчетность, информация о потерях и травматизме миротворцев. Обращено в документе внимание и на потери подрядчиков, хотя данный вопрос не относится к докладу.
Каждый вопрос рассматривается подробно на одной-двух страницах.
Вопрос изменения менталитета упоминается в нескольких местах доклада. Получается парадигма: изменение восприятия и отношения, изменение мышления и умонастроения, трансформация взглядов. Окончательное определение термина дается функционально в примечании: «Изменение менталитета – умственное состояние всех миротворцев, включающее представления, ценности и склонность действовать эффективным способом в оперативной обстановке с целью выполнения задач мандата ООН».
Достаточное внимание уделяется разведке: «Миротворческим миссиям для предотвращения потерь необходима тактическая разведка». Разведка должна быть нацелена на действия и результаты, которые увеличивают безопасность миротворцев.
В апреле 2017 года Департамент операций ООН по подержанию мира (ДОПМ) утвердил положение о разведке в миротворческих миссиях. Предлагается особое внимание уделить вооружению миротворцев: соответствующие машины, специальные снайперские винтовки, специальные боеприпасы, приборы ночного видения, лазерные прицелы и другие технические средства.
Эволюция и реформа миротворческой деятельности продолжается. Аналитики считают, что наступило время срочно заняться укреплением защиты миротворцев ООН.
комментарии(0)