1
11301
Газета Реалии Интернет-версия

27.04.2018 00:01:00

Турецкие проливы – нерв мировой геополитики

Анкара не намерена отдавать ключ от Босфора и Дарданелл

Алексей Олейников

Об авторе: Алексей Владимирович Олейников – доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Астраханского государственного университета.

Тэги: босфор, дарданеллы, конвенция, монтр, турция, нато, ввс, вмс, черное море, геополитика


босфор, дарданеллы, конвенция, монтрё, турция, нато, ввс, вмс, черное море, геополитика Российский большой десантный корабль «Николай Фильченков» форсирует Босфорский пролив. Фото Reuters

В рамках тесных союзнических отношений между Турцией и США был заключен ряд военно-политических соглашений – как в рамках НАТО, так и вне их, в соответствии с которыми Америка оказывает своему союзнику военную и экономическую помощь, тогда как Анкара, в свою очередь, предоставила Вашингтону возможность создавать и использовать на своей территории военные объекты различного характера.

Основополагающим стало подписанное 29 марта 1980 года Соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики, в соответствии с которым США вправе эксплуатировать военные объекты Турции. К ним относятся база ВВС, радиолокационные, радионавигационная и сейсмическая станции, а также объекты связи. С их помощью обеспечивается наблюдение за запуском российских ракет и спутников, передвижением кораблей и самолетов в Черном море, проливах и Средиземном море – вплоть до прослушивания переговоров между экипажами самолетов и танков.

СТРАЖ ПРОЛИВОВ

При этом надо понимать, что страж проливов – член НАТО и потенциальная угроза на южных рубежах России. Официальных претензий между нашими государствами не существует. Так, турецкий общественный деятель, публицист А. Эсмер говорил 2 мая 1953 года советнику советского посольства, что «турки хотят иметь со своим соседом – Советским Союзом – такие дружественные отношения, какие были в прошлом... 

После того как советское правительство предъявило требования относительно проливов и турецких территорий, Турция испугалась Советского Союза и вынуждена была прибегнуть к американской помощи. Если бы сейчас советское правительство открыто заявило, что оно не имеет никаких территориальных требований к Турции, то она изменила бы свое отношение к США и стала бы на путь прежней дружбы с СССР».

И Советский Союз заявил об этом.

30 мая 1953 года министр иностранных дел Вячеслав Молотов от имени советского правительства вручил турецкому послу ноту, в которой говорилось: «Как известно, в связи с истечением срока советско-турецкого договора от 1925 года вопрос об урегулировании советско-турецких отношений затрагивался в официальных беседах представителей обоих государств несколько лет тому назад. В этих беседах фигурировали некоторые территориальные претензии Армянской ССР и Грузинской ССР к Турции, а также соображения Советского правительства относительно черноморских проливов...

Во имя сохранения добрососедских отношений и укрепления мира и безопасности правительства Армении и Грузии сочли возможным отказаться от своих территориальных претензий к Турции. Что же касается вопроса о проливах, то Советское правительство пересмотрело свое прежнее мнение по этому вопросу и считает возможным обеспечение безопасности СССР со стороны проливов на условиях, одинаково приемлемых как для СССР, так и для Турции.

Таким образом, Советское правительство заявляет, что Советский Союз не имеет никаких территориальных претензий к Турции».

Но кардинального улучшения отношений такой шаг СССР не принес.

Интересно, что американцы также считали Конвенцию Монтре «лучшим средством, обеспечивающим защиту Турции против советского давления».

Вместе с тем черноморские проливы были объектом постоянного внимания военных флотов союзников Турции по НАТО, что вызывало недовольство в Москве. Советское правительство внимательно следило за процессом нарастания числа иностранных военных кораблей, посещавших проливы. Тем же занимались и союзники Турции.

ВОПРОС ОБ АВИАНОСЦАХ

Так, в 70-е годы союзники Турции по НАТО подняли вопрос о проходе через проливы «советских авианосцев», в качестве которых они посчитали новые тяжелые авианесущие крейсера. Союзники Турции обратили внимание на несоответствие данного факта Конвенции Монтре, в которой, разумеется, ничего не могло быть сказано о таких кораблях – очевидно, что линкоры и авианосцы 30-х годов не могут сравниваться с тяжелыми авианесущими крейсерами, имеющими авиационное и ракетное вооружение. В этой связи отмечалось и то, что установленное Конвенцией Монтре ограничение калибра орудий в эпоху авианосцев потеряло всякий смысл.

Проход через проливы таких кораблей формально мог считаться выходящим за рамки ограничений Конвенции Монтре. Но в СССР нашли объяснение сложившейся ситуации. Отмечалось, что если главным назначением военных кораблей, определявшихся натовцами как авианосцы, являлись наступательные операции – нанесение палубной авиацией ударов по территории и военно-морским силам противника, то это, разумеется, запрещено Конвенцией Монтре. Но основным предназначением авианесущих крейсеров являлась защита кораблей прикрываемой ими группировки от ударов со стороны воздушных и подводных сил потенциального противника.

В итоге в начале 70-х годов проливы прошли авианесущие крейсера «Москва» и «Ленинград», а 18 июля 1976 года – авианесущий крейсер «Киев». А позже, 2 декабря 1991 года, в Эгейское море прошел 65000-тонный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Проблема мощности и характера вооружений советских кораблей, проходящих через проливы, стояла на повестке дня Совета НАТО и его комитетов, но ответных действий альянс так и не предпринял. Участники Конвенции Монтре также не протестовали против определения мощных кораблей с самолетами на борту как крейсеров и не оспорили их право на проход проливов.

Вместе с тем и нечерноморские страны проводили через проливы значительные военно-морские силы.

ПОПЫТКА ЗАКРЫТЬ ПРОЛИВЫ

В послевоенный период Турция стремилась усилить свой контроль над проливами. Так, весной 1982 года она попыталась в одностороннем порядке распространить регламент порта Стамбул на всю зону проливов, тем самым присвоив право закрывать Босфор даже в мирное время.

С 1 мая 1982 года Турция ввела новые Правила судоходства на Босфоре, которыми предусматривались следующие нормы: отказ от правила «держаться левой стороны»; запрет движения со скоростью более 10 узлов (18,5 км/ч), за исключением экстраординарных случаев; требование ко всем турецким и иностранным судам водоизмещением более 10 160 тонн информировать турецкие власти о проходе проливов за неделю до прибытия; требование к военным кораблям и вспомогательным судам вставать на якорь в специальной зоне Стамбульского порта; запрет любому кораблю проходить на расстоянии менее 50 м от опор Босфорского моста; требование ко всем иностранным торговым судам при определенных условиях брать на борт турецкого лоцмана (это относилось к специфическим транзитным рейсам и маршрутам со стоянками); временное прекращение, «если необходимо», прохода судов через пролив властями Стамбульского порта.

Решение Турции вызвало резкую критику соседних государств (в первую очередь СССР и Греции), и Турция пошла на попятную, заявив, что новые правила не будут касаться транзитных судов, проходящих проливы без остановки. Когда в декабре 1982 года ООН выработала Конвенцию по морскому праву, Турция отказалась к ней присоединиться.

В начале 1994 года Турция внесла на рассмотрение Международной морской организации при ООН проект Регламента судоходства в проливах и, несмотря на упреки в нарушении Конвенции Монтре, высказанные при обсуждении этого документа, с 1 июля 1994 года ввела его в действие в одностороннем порядке. По новому регламенту турецкие власти могли приостанавливать судоходство в проливах, ссылаясь на научные, ремонтные, буровые работы, проведение полицейских операций и другие условия.

Такие действия Анкары во многом объяснялись изменениями в структуре международных отношений, произошедшими в 90-е годы.

НОВЫЙ ВИТОК ПРОТИВОСТОЯНИЯ

После распада СССР его правопреемница Россия перестала носить статус сверхдержавы, а являлась лишь крупным евразийским государством. Турция также стремилась себя позиционировать в качестве крупнейшей державы Евразийского региона. Так, в докладе руководителя одной из турецких организаций отмечалось: «Турция превратилась в региональную силу на пространстве Балкан, Ближнего Востока и Евразии, ее геополитическое и геостратегическое значение во всем мире постепенно возрастает».

В сфере российско-турецких отношений после развала СССР наступили события, напомнившие действия младотурок в 1918–1921 годах, когда те пытались «балканизировать» российский Кавказ. Достаточно вспомнить, как во время чеченских войн чеченские полевые командиры выезжали через Турцию в страны Ближнего и Среднего Востока. Именно из Турции в Ичкерию поступали амуниция, медикаменты, средства связи, продукты питания. В Турции печатались агитационная литература и символика «независимой Ичкерии». В Турции же поправляли свое здоровье чеченские боевики, получившие ранения в боях с российской армией.

Стабильность политических отношений России с Турцией зависит прежде всего, как представляется, от состояния проблемы проливов Босфор и Дарданеллы. В настоящее время в значительной мере отрезанная от Черного моря Россия стремится восстановить свои исторические права в Черноморском бассейне, и теперь уже она пытается противостоять попыткам фактического пересмотра режима проливов в ущерб нашей стране.

Конвенция о режиме проливов Монтре в целом позволяла и России, и Турции соблюдать баланс их интересов – за исключением тех редких случаев, когда возникали проблемы с правилами прохода военных кораблей. Но в 1990-е годы и особенно теперь, на фоне сирийского кризиса, проблемой оказалась тема свободного прохода через проливы российских торговых судов, а также кораблей и вспомогательных судов ВМФ.

Так, период 90-х годов Турция сочла удобным временем для ограничения прохода через Босфор и Дарданеллы крупнотоннажных судов и танкеров. В 1994 году турецкие власти опубликовали инструкцию об изменении порядка судоходства в проливах под предлогом их экологической защиты. Было очевидно, что ограничения были связаны с планируемым сооружением нефтепровода Баку–Джейхан, который должен был составить конкуренцию нефтепроводу Баку–Новороссийск, а в дальнейшем ограничить транспортировку нефти из Новороссийска через проливы в Средиземное море. Эти действия, нарушающие конвенцию, были опротестованы российской стороной, и после продолжительных дискуссий турецкая сторона вынуждена была пойти на частичную отмену введенных ограничений.

НАСТУПИЛО ВРЕМЯ МЕНЯТЬ ПРАВИЛА

В 1936 году срок действия конвенции, принятой в Монтре, устанавливался в 20 лет, но с оговоркой, что если за два года до истечения указанного 20-летнего периода ни одна из стран, подписавших конвенцию, не поставит вопрос о ее денонсации, конвенция продолжает действовать и далее. Кроме того, по истечении каждого пятилетнего периода, считая со дня вступления в силу конвенции (то есть с 20 июля 1936 года), каждая из сторон, участвующих в конвенции, имеет право взять на себя инициативу предложить изменение одного или нескольких постановлений этого документа.

Советская сторона не поднимала вопрос о денонсации конвенции и заключении нового соглашения с учетом возраставших потребностей СССР в проходе через проливы. Не воспользовалась Москва и правом поднять вопрос об изменении отдельных положений конвенции по истечении каждого пятилетнего периода ее действия.

Что касается Турции, то ее руководство предпочло действовать самостоятельно, в одностороннем порядке усложнив правила прохода иностранных судов через проливы в 1982 году и еще более ужесточив их в 1994 году.

Стратегическое и экономическое значение проливов для современной России не уменьшилось. Для нее это по-прежнему единственный стратегический маршрут, связывающий юг страны с остальным миром. В основном через черноморские порты российские компании экспортируют зерно, черные металлы, уголь, минеральные удобрения, а также нефть и нефтепродукты.

На обострение ситуации вокруг проливов влияют и перспективы транспортировки каспийской нефти, а также перспективы реализации крупных международных экономико-политических проектов и соглашений, в которых принимают участие Россия, Турция, Грузия и Азербайджан.

Существенной проблемой стало то обстоятельство, что после объявления независимости Украиной и Грузией сократился пространственно-географический выход России к Черному морю. Это, с одной стороны, привело Россию к необходимости изыскивать дополнительные материальные средства для реконструкции и создания дополнительных объектов портовой инфраструктуры. С другой – увеличилось число черноморских государств, с которыми следует договариваться для решения общих вопросов судоходства в Черноморском бассейне, в том числе и в районе проливов.

Удельный вес России в балансе международных факторов, влияющих на решение проблемы черноморских проливов по сравнению с Советским Союзом, снизился, в то время как удельный вес Турции, учитывая поддержку, оказываемую ей НАТО, возрос. И это также является очень серьезным обстоятельством.

Благодаря Конвенции Монтре, а затем и союзу с Великобританией и США, Турция постепенно установила свой суверенитет над проливами – и пока американские интересы в регионе совпадают с турецкими, США готовы поддерживать эту конвенцию. Так, в одном из документов комитета по иностранным делам Сената периода холодной войны отмечалось, что Турция контролирует жизненно важные проливы, которые, если их закрыть, «демобилизуют» советский флот. В западных изданиях подчеркивалось, что участие Турции в НАТО «гарантирует владение Дарданеллами» – и в настоящее время все входы в Средиземное море от Гибралтара до Суэца и до турецких проливов контролируются державами НАТО. Поэтому ни Турция, ни ее союзники не ставили вопрос об изменении Конвенции Монтре.

Турция держит ключ от Босфора и Дарданелл в своем «кармане», и это большая проблема. Государственные деятели этой страны неоднократно подчеркивали, что на Турцию возложена задача обеспечения сотрудничества, политической и экономической стабильности на Кавказе и в Центральной Азии. Это государство считает себя «мостом» между Западом и Востоком, фактически присвоив себе новые мессианские функции.

В условиях крушения Варшавского договора и доминирования НАТО – фактического установления однополярного мира – стратегический пункт Евразии контролирует член НАТО и одновременно крупный региональный игрок. И это одна из причин современной нестабильной внешнеполитической обстановки в мире.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Oleg 16:19 27.04.2018

Практика показывает, что в международных отношениях слушают только сильного. Надо искать болевые точки Турции и аккуратно положить на них пальчики. Давить не надо, но оппнент должен знать о возможности давления.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
1093
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
3122
У нас

У нас

0
1733
Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Игорь Субботин

Президенту еврейского государства перекрыли путь в Азербайджан

0
1912

Другие новости