0
2243
Газета Реалии Интернет-версия

05.07.2019 00:01:00

Будущее флота зависит от всех нас

И вновь о роли общественных организаций в разработке и претворении в жизнь морской политики России

Николай Скрицкий

Об авторе: Николай Владимирович Скрицкий – историк, писатель, член Союза писателей России, член Общероссийского движения поддержки флота.

Тэги: россия, вмф, дпф, поддержка, морская политика


В «Независимом военном обозрении» от 12 апреля 2019 года вышла статья контр-адмирала Владимира Дудко «России необходимо избавиться от сухопутной ментальности». Не высказывая замечаний по сути статьи, в которой автор ставит очень важные вопросы для развития флота России и вносит свои предложения по исправлению существующего положения, могу заметить только одно. В нашей стране вот уже 27 лет существует организация, которая объединяет не только офицеров Военно-морского флота, но и активных представителей судостроения, торгового и промыслового флотов, научного флота и т.д. Эта организация – Общероссийское движение поддержки флота (ДПФ), приложившее немало усилий в деле возрождения России как великой морской державы.

ИНИЦИАТИВА СНИЗУ

Как известно, в 1990-е годы страна оказалась в жестоком кризисе. В первую очередь пострадал флот. Сократились объемы судостроения. Число кораблей сокращалось, моряков увольняли со службы. Это коснулось не только военного, но и торгового, и рыболовецкого флотов. Власть же не могла изменить положения вещей. И тогда помогла инициатива снизу. Капитан 3 ранга Михаил Ненашев подал мысль группе таких же, как он, морских офицеров запаса организовать в 1996 году государственное празднование 300-летия ВМФ России.

20 октября (по ст. ст.) 1696 года Петр I добился от Боярской думы решения строить флот, и флот помог выдвинуть Россию в число великих держав. Ненашев намеревался в процессе подготовки к празднованию объединить здоровые силы государства и общества, чтобы на базе этого объединения выводить страну из трудного положения. С этим призывом Ненашев и его соратники собирались обратиться к руководству страны. Убедительная аргументация Михаила Петровича позволяла вовлекать в лагерь его сторонников и тех, кто занимал высокие посты во флоте и государстве. Все больше и больше становилось сторонников празднования юбилея. Идея распространялась по стране и достигала самых верхов.

26 июня 1992 появился указ президента России № 710 «О подготовке и проведении 300-летия Российского Флота». Еще до того, 14 мая 1992 года, сторонниками Ненашева был организован Общественный совет по подготовке к 300-летию Российского флота. Ячейки совета появлялись почти везде, где были моряки. Их соединяли всероссийские собрания офицеров запаса, которые проходили в апреле и декабре 1993 года. 30 марта 1994 года состоялся I-й съезд – собрание Общественного совета «300 лет Российскому флоту» для оформления юридической регистрации. Председателем совета стал М.П. Ненашев, а почетным руководителем избрали писателя-мариниста Виктора Конецкого.

В 1994 году Общественный совет совместно с Российским экономическим обществом военнослужащих запаса начал выпускать еженедельную газету «Служба». Благодаря помощи журналистов удалось собирать народные деньги на достройку кораблей и побуждать государственные организации находить средства на судостроение. Общественный совет приобретал авторитет благодаря организации мероприятий, связанных с историей отечественного флота. Передача книг для флотов и морских учебных заведений, помощь ветеранам и детским морским клубам делали организацию все более интересной и привлекательной для людей. Особую роль в организации празднования юбилея флота сыграл Морской вечер 9 апреля 1995 года. Событие проходило в Кремле, и власти на местах поняли, что деятельность Общественного совета можно и нужно поддерживать.

По предложению Общественного совета 18 октября 1996 года состоялось заседание Государственной думы, посвященное 300-летию Российского флота. 2 ноября 1996 года, когда завершились праздничные торжества, Общественный совет собрался в гостинице «Россия». В итоговом собрании приняли участие министры и депутаты, флотские руководители и офицеры, ветераны флота, общественные деятели.

НОВЫЙ ЭТАП

Пользуясь вниманием государственных органов, руководители Общественного совета и после празднования юбилея не прекратили работу. 5 июня 1998 года на II съезде произошла реорганизация Общественного совета «300 лет Российскому флоту» в Движение поддержки флота (ДПФ). Председателем организации избрали М.П. Ненашева.

Наиболее важной частью съезда стал доклад М.П. Ненашева «Вместе за Россию и флот». Название это стало лозунгом ДПФ. Съезд принял Устав и Программное заявление ДПФ. В дальнейшем на съездах, проходивших раз в четыре года, в Программное заявление вносили исправления в соответствии с изменением положения в стране.

Одним из основных направлений программных заявлений была разработка четкой морской государственной политики. Летом 1998 года было подписано Морское соглашение – документ о взаимодействии в интересах российского флота с ДПФ, подписанный руководителями ВМФ, морского и речного флота, судостроения и других отраслей, связанных с морем и реками. Подписавшие его руководители обязались координировать свои действия при разработке и реализации морской и государственной политики, оформлении национальной морской идеи, совершенствовании законодательной базы в связи с функционированием и развитием российского флота. Дополнительные соглашения с ДПФ разных организаций были подписаны в 1999–2000 годах. Они подкрепляли соглашение.

30 марта 1999 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Национальная морская политика России: разработка и реализация». В ее работе  принимали участие представители морских, научных, общественных и деловых кругов страны. Рекомендации конференции играли особую роль в определении и последующем решении многих вопросов, от которых зависел выход страны из кризиса. Это направление деятельности ДПФ имело особое значение для флота и страны. Тексты выступлений и документы были изложены в книге «Национальная морская политика России». Эту книгу  ДПФ распространяло по стране как пособие для тех, кому предстояло выполнять рекомендации.

В основе национальной политики был заложен тезис о существовании Флота с большой буквы, в который кроме ВМФ входили флоты торговый и промысловые, Морская пограничная охрана, морская наука, морское образование, судостроение и судоремонт – все то, без чего страна не может нормально существовать и обеспечивать перевозки по морю и рекам.

Не раз ДПФ первым поднимало проблемные вопросы, которые затем удавалось решать в различных регионах России. Следует вспомнить и о сборе средств для достройки кораблей. ДПФ годами напоминало своими мероприятиями о том, что необходимо не забывать о важности Антарктиды и Арктики для России. События последних лет показывают, что государство развивает судостроение, поворачивается лицом к богатствам Севера и добивается развития и безопасности Северного морского пути и шельфа, важных для страны.

С 1995 года движение организует Ушаковские беседы по всей стране. На примере непобедимого флотоводца Федора Ушакова молодежи показывают те пути, которые им следует выбирать в своей жизни.

Другим направлением патриотического воспитания на базе маринизма является обращение к книгам и личностям ряда писателей. Одним из основателей ДПФ стал известный морской писатель Виктор Конецкий. Для моряков, и не только для них,  средством изучения истории России и ее флота явились книги Валентина Пикуля. К 90-летию писателя было проведено памятное заседание на Красной площади. Пропаганду маринистики ДПФ проводило не только на конференциях, но и на концертах, выставках художников и иных мероприятиях, доступных широкому кругу россиян. По инициативе ДПФ выходили книги и документальные фильмы по истории флота. Состоявшееся 25 апреля 2018 года 1-е Всероссийское собрание маринистов позволило собравшимся рассказать о тех проблемах, которые волнуют работников культуры.

Движение по возможности оказывает моральную и материальную помощь людям моря: морякам и речникам, судостроителям и ученым. Удалось добиться и установления Дня судостроителя 29 июня – этого праздника корабелы добивались долгие годы.

Упорство ДПФ привело к тому, что удалось сдвинуть и дело с Антарктидой. После кризиса 1990-х годов потребовались значительные усилия, чтобы поддерживать жизнь российских научных станций на южном материке. Различные мероприятия движения демонстрировали правительству, что и для чего страна должна делать в Антарктике, чтобы не упустить свои возможности. Одним из направлений деятельности явился предложенный ДПФ поход отечественных парусных судов по маршруту российских мореплавателей экспедиции Беллинсгаузена–Лазарева, которые ближе всех предшественников подошли к материку Антарктида и сделали в Антарктике ряд открытий. Экипажи российских судов должны были в иностранных портах демонстрировать местным жителям свою подготовку и рассказывать о жизни в России. Следовало рассказать также о том, что именно россияне открыли южный материк, о чем не везде известно. И наконец, в этом году принято решение отправить парусники к Антарктиде.

Руководство ДПФ благодаря своей независимости от государственных органов  позволяет себе те замечания, которые не могут высказать штатные сотрудники министерств и комитетов. Уже много лет движение добивается установления 2 сентября праздника – Дня победы над Японией и завершения Второй мировой войны. В этот день ежегодно проходит организуемая ДПФ конференция, на которой рассматриваются русско-японские конфликты и современное состояние русско-японских отношений. Напряженная обстановка в мире заставляет руководителей движения в своих выступлениях и статьях в различных СМИ обращать внимание руководства государства на состояние флота и  необходимость реагирования на провокации на море со стороны ряда зарубежных стран.

Наконец, 28 марта 2017 года ДПФ провело 1-й морской, речной экологический форум России под девизом «Объединившись, защитим природу морей, рек, озер России и мира». Выступавшие говорили об экологических проблемах на водных просторах и предлагали пути их устранения, не нарушающие судоходства. По итогам форума были приняты практические рекомендации.

ИТОГИ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Прошло 20 лет со времени принятия Национальной морской политики России. 29 марта 2019 года ДПФ организовало круглый стол, посвященный 20-летию Всероссийской морской конференции 30 марта 1999 года, положившей начало на системном уровне Национальной морской политике России. В круглом столе участвовали организаторы конференции 30 марта 1999 года, представители флотов, власти, общественности, науки, деловых кругов, регионов России, ветераны и молодежь. Были рассмотрены актуальные вопросы развития всех составных частей Флота России: ВМФ, морского и речного транспортных флотов, судостроительной и судоремонтной промышленности, Береговой охраны, рыбопромыслового флота, морской науки, народного флота-яхтинга. Речь шла о пройденном пути, планах на следующие 20 лет и дальнейшую перспективу.

О том, на каком уровне проходил круглый стол, свидетельствуют должности 23 выступавших. Среди них были А.И. Пошивай, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, Л.М. Клячко, председатель научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве России, И.Ф. Васильев, главный военный инспектор Министерства обороны России, адмирал, А.В. Соков, директор Института океанологии им. П.П. Ширшова и другие авторитетные представители разных отраслей флота.

Знаковым стало выступление на круглом столе помощника президента РФ Игоря Левитина, рассказавшего о динамичном развитии портовых проектов на Черном, Балтийском и Каспийском морях, о больших планах в Арктике и на Северном морском пути. Он отметил, что состоявшаяся 20 лет назад конференция «не пропала зря, дав мощный рывок в развитии отрасли», и подчеркнул: «При всех наших имеющихся проблемах с тех пор сделано много, и перемены разительные – и по Военно-морскому флоту, и по гражданской морской отрасли».

И в завершение хотелось бы сказать вот о чем. Достаточно обратиться к некоторым проектам, которые инициировало ДПФ, чтобы понять важность комплексного решения вопросов. К примеру, в Арктике флот должен обеспечить безопасность Северного морского пути для поддержания плавания по которому строятся современные ледоколы и транспортные суда ледового класса, в том числе для перевозки нефти и сжиженного газа. Но чтобы обеспечить постоянную поставку нефти и газа, следует с научных судов изучать шельф, строить современные установки для добычи нефти и газа на шельфе и предприятия для сжижения газа. Ледоколы востребованы и для обеспечения деятельности кораблей Северного флота во льдах, и для снабжения гарнизонов на арктических островах. Однако для действия ледоколов должны быть организованы соответствующие базы и судоремонт. Это только часть вопросов, для решения которых необходима координация действий ВМФ с другими отраслями флота на Севере.

Безусловно, предложения контр-адмирала В.Я. Дудко по принятию неотложных мер нужно разрабатывать и проводить в жизнь, чтобы Россия обрела такой ВМФ, который позволит защитить страну от нападения и решить политические задачи. Но при этом обязателен контакт со всеми общественными организациями страны, ибо только таким образом можно получить необходимый во всех отношениях российский флот. Вот почему следует поддержать вынесенные редакцией газеты «Независимое военное обозрение» в виде цитаты к упомянутой статье слова ее автора: «Произвольное вычленение из системы строительства флота какого-либо элемента может повлечь за собой разрыв причинно-следственных связей». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 25-28 марта в зеркале Telegram

Региональная политика 25-28 марта в зеркале Telegram

0
218
Готовы ли Москва и Запад сотрудничать в борьбе с терроризмом

Готовы ли Москва и Запад сотрудничать в борьбе с терроризмом

Европа опасается новых нападений исламистов

0
1298
Звук лопнувшей струны

Звук лопнувшей струны

Максим Артемьев

От ковра-самолета к вишневому саду

0
1216
Япония открыта для россиян

Япония открыта для россиян

Василий Матвеев

Культурные и образовательные обмены выгодны народам двух стран даже в сложные времена

0
3463

Другие новости