0
2893
Газета Реалии Интернет-версия

11.07.2019 00:01:00

Военная промышленность США катится под откос

Эксперты оценили узкие места снабжения войск техникой и оружием

Тэги: сша, закон, военная промышленность, военные базы, вооружение


сша, закон, военная промышленность, военные базы, вооружение Фото pixabay.com

В соответствии с требованиями ряда федеральных законов и положениями инструкции МО США № 5000.60 «Оценки военно‑промышленной базы» (DODI 5000. 60), последняя редакция которой датируется июлем 2014 года, специалисты аппарата заместителя МО по закупкам и обеспечению продолжительности боевых действий (Undersecretary for acquisition and sustainment) и входящего в эту структуру подразделения, возглавляемого заместителем помощника МО по промышленной политике (Deputy Assistant Secretary of Defense for Industrial Policy), которое в МО называется Управлением по промышленной политике (Office of Industrial Policy, INDPOL), 13 мая с.г. представили членам комитетов по ВС (КВС) Сената и Палаты представителей Конгресса очередной ежегодный доклад «Возможности промышленности» (INDUSTRIAL CAPABILITIES).

На 132 страницах указанного документа, являющегося продуктом мониторинга общего состояния военно‑промышленного комплекса (ВПК) Америки и способности его отраслей обеспечить практическую реализацию положений Стратегии национальной обороны США, рассмотрены все достоинства и узкие места оборонной промышленности, выявленные в прошлом финансовом году и в течение первых трех месяцев текущего, даны рекомендации по методам их устранения, а также указаны приоритетные направления финансирования отдельных областей военного производства для поддержания их на уровне, необходимом для обеспечения национальной обороны Америки.

В до­кла­де говорится, что оборонная промышленность является одним их самых прибыльных секторов американской экономики, но в целом многие предприятиям ВПК США, поставляющие вооружения, военную и специальную технику (ВВСТ) в войска, сталкиваются с достаточно большим количеством серьезных проблем, особенно в отраслях, изготавливающих клю­че­вые ком­по­нен­ты для различных систем и средств военного назначения. Сложившееся положение вещей, отмечают авторы исследования, может серьезно повлиять на боевые возможности ВС США и способность их формирований вести боевые действия в условиях современной войны.

Аналитики, которые провели обзор состояния американского ВПК, подчеркнули, что, несмот­ря на положительные тенденции развития оборонного сектора промышленности и постоянный рост расходов на разработки и закупки ВВСТ, число по­став­щи­ков МО неуклон­но сни­жа­ет­ся.

По их мнению, предприятия ВПК должны не только выпускать самые современные и качественные системы ВВСТ и обеспечивать максимальную доходность вложенных средств, но и расширять и укреплять свои позиции на мировом рынке вооружений. Как показали проведенные исследования, по состоянию на 2017 год объем прибыли предприятий оборонной отрасли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации (EBITDA) лежал в пределах от 15 до 17%, хотя некоторым подрядчикам МО удавалось добиваться почти в три раза более высоких прибылей.

Эксперты также от­ме­тили, что в неко­то­рых отраслях военной промышленности США сни­жа­ют­ся и объемы экс­портных поставок. Так, на­при­мер, доля Америки в экс­пор­те военно‑мор­ских во­ору­же­ний на мировом рынке, по оценкам экспертов, снизилась с 63% в 2007 году до 17% в 2017-м. За этот период существенно сократилась и по­тре­би­тельская кор­зи­на двух самых на­деж­ных покупателей аме­ри­кан­ского оружия – Па­ки­ста­на и Южной Кореи. Количество вооружений, закупаемых у производителей США Исламабадом, снизилось на 19%, с Сеулом – на 25%.

В процессе работы ис­сле­до­ва­тели пришли к выводу, что федеральным властям необ­хо­ди­мо более активно использовать круг полномочий, предоставляемых им раз­де­лом III закона об обо­рон­ном про­из­вод­стве, поз­во­ля­ющим федеральному пра­ви­тель­ству рас­хо­до­вать финансовые сред­ства на под­держ­ку клю­че­вых про­из­вод­ств, ко­то­рые в про­тив­ном случае могут просто прекратить существование.

Из содержания и выводов доклада следует, что усилия его авторов были направлены не на то, чтобы обосновать необходимость выделения дополнительных ассигнований в бюджет МО, а на объективную оценку состояния оборонной промышленности, выделение ее слабых мест и ориентирование руководства соответствующих структур военного ведомства и владельцев предприятий, выпускающих продукцию военного назначения, в каких направлениях надо действовать, что привести все секторы ВПК в состояние, соответствующее современным требованиям по снабжению ВС эффективными и качественными вооружениями, позволяющими поддерживать военный потенциал США на необходимом и достаточном уровне. И это им в определенной мере удалось сделать.

Специалисты Управления по промышленной политике, на плечи которых легла основная часть работы по оценке состояния предприятий ВПК и выявлению присущих им недостатков, провели анализ состояния основных отраслей оборонной промышленности США и определили области, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании и развитии.

Хотя контракты МО США реализуются более 28 тыс.

различных компаний ВПК, две трети заказов Пентагона размещается всего лишь в шести фирмах, включая Lockheed Martin, Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics, BAE Systems и Boeing. Все остальные предприятия, выпускающие оборонную продукцию, являются субподрядчиками основных поставщиков военного ведомства. Фактическое отсутствие конкуренции на внутреннем рынке вооружений США оказывает весьма негативное влияние на качество изделий военного назначения, а также приводит к увеличению сроков их поставок и росту стоимости выпускаемой продукции.

Современные тенденции развития производства ВВСТ вынуждают даже основных подрядчиков МО сокращать ассигнования на развитие своих военных подразделений и направлять значительные средства на расширение объемов выпуска продукции гражданского назначения. А конечные объемы потребностей в вооружениях, установленные МО, привели к инициированию процессов слияний и поглощений военных предприятий, что вылилось в максимальную консолидацию активов в крайне ограниченном числе фирм, занятых в этой сфере экономики США.

Авторы документа рассмотрели практически все сферы деятельности ВПК и обеспечивающих его функционирование структур, начиная со строительства самолетов и заканчивая комплектованием предприятий инженерным составом и рабочей силой. Они выявили множество недостатков, характерных для различных областей военного производства.

В ходе исследования специалисты по военно‑промышленной политике установили, что наиболее значимыми проблемами авиационной промышленности являются увеличение сроков разработки и производства, высокая стоимость разработки и сертификации изделий, а также ограничения, накладываемые на производство такой техники лидерами Пентагона. Эти проблемы возникают при реализации крупных программ приобретения авиационных вооружений. Однако составители доклада указывают и на серьезные проблемы, связанные со старением рабочей силы и монополизацией военных заказов одиночными поставщиками, что ведет к росту рисков МО при закупках авиационной техники.

Большой проблемой этой отрасли промышленности является набор высокопрофессиональных программистов. Как отмечается в докладе, кадровым органам предприятий становится «все труд­нее на­ни­мать ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных и спо­соб­ных ин­же­не­ров‑про­грам­ми­стов, что ста­но­вит­ся кри­ти­че­ской про­бле­мой для авиа­ционной про­мыш­лен­но­сти по мере роста слож­но­сти про­грамм­но­го обес­пе­че­ния са­мо­ле­тов».

В до­кументе также отмечается, что планы Пен­та­го­на по по­сте­пен­но­му об­нов­ле­нию су­ще­ству­ю­щих систем вооружений Армии США (СВ), не предполагающие создание кардинально новых боевых средств, привели к появлению «по­ко­ле­ния ученых и  ин­же­не­ров, ко­то­рым не хва­та­ет опыта в раз­ра­бот­ке, про­ек­ти­ро­ва­нии и производстве новых, тех­но­ло­ги­че­ски совершенных боевых систем и средств».

Законодательная база и военно‑промышленная политика МО требуют, чтобы все стволы крупнокалиберных пушек, гаубиц и  минометов производились только в одном арсенале военного ведомства. Существование только одной производственной линии для изготовления этих изделий и изменение общих подходов к их изготовлению, чтобы обеспечить выполнение требований зарубежных потребителей, практически привели к полной утрате возможностей по выполнению требований к современному производству таких изделий.

В докладе указывается, что в кораблестроительном секторе ВПК наи­бо­лее зна­чи­тель­ные рис­ки связаны с зависимостью от по­став­щи­ков, являющихся единоличными производителями закупаемых МО изделий, нехват­кой производственных мощ­но­стей, от­сут­ствием кон­ку­рен­ции и подготовленных рабочих, а также неста­биль­ностью спроса на его продукцию.

Отсутствие конкуренции среди кораблестроительных предприятий наблюдается не только на самом высоком уровне, где только четыре компании контролируют семь верфей, выпускающих боевые корабли, но и в области производств комплектующих изделий самого разного назначения.

Вопрос о рабочей силе также остро стоит в этой области производства. По статистическим оценкам, приведенным в докладе, ожидается, что в период с 2018 по 2026 год на 6–17% сократится количество специалистов в таких областях, как сборка металлоконструкций, сварка и литье. Авторы представленного в КВС Конгресса труда подчеркивают, что если эта проблема не будет решена в ближайшие сроки, то кораблестроители будут не в состоянии обеспечить «долгосрочные потребности ВМС».

В отчетах прошлых лет о состоянии предприятий ВПК высказывались серьезные опасения о перспективах развития производства боеприпасов различного назначения. Многие из проблем этой отрасли военного производства актуальны до сих пор. В последнем до­кла­де показаны мно­го­чис­лен­ные риски и проблемы этой сферы промышленности, «вклю­чая уста­ре­ва­ние материалов и от­сут­ствие избыточ­ных мощ­но­стей, от­сут­ствие кон­тро­ля субподрядчиков, потерю на­вы­ков про­ек­ти­ро­ва­ния и про­из­вод­ства специалистами, недостатки в технологических производственных процессах, от­сут­ствие пла­нов по на­ра­щи­ва­нию производственных мощ­но­стей, а также уста­ре­ва­ние ин­фра­струк­ту­ры для изготовления и те­сти­ро­ва­ния продукции».

В докладе приводится ряд негативных примеров. Так, например, несколь­ко лет назад завод, ко­то­рый изготавливал одну из основных деталей для переключателя напряжения в устрой­ствах за­жи­га­ния и в си­сте­мах ава­рий­но­го прекращения полета ракет, был приобретен владельцами другого предприятия, ко­то­рые закрыли выпуск этих деталей. Пен­та­гон целых два года был не в курсе такого развития событий, и потом его специалистам пришлось в срочном порядке решать эту проблему. В другом случае два главных химических ве­ще­ства в твердотопливных ра­кет­ных дви­га­те­лях исчерпали срок годности, их про­из­во­ди­тель тоже за­крыл­ся, и Пен­та­го­ну при­ш­лось потра­тить немало вре­ме­ни на поиск нового по­став­щи­ка.

Предприятия химической, биологической и радиационной промышленности США производят средства защиты личного состава войск от соответствующих поражающих факторов. И в их функционировании были выявлены такие проблемы, как отсутствие конкуренции и твердой уверенности специалистов в том, что производственные мощности этих предприятий позволят обеспечить потребности войск в достаточном количестве качественных изделий такого назначения. По мнению авторов доклада, в развитие этой отрасли правительству необходимо в кратчайшие сроки вложить дополнительные ассигнования.

Основными проблемами космической промышлености, считают эксперты, подготовившие доклад, является производство «современных материалов для космических аппаратов, защищенная от радиации микроэлектроника, а также элементная база и агрегаты спутников».

Другие проблематичные области этой сферы производства включают создание солнечных панелей, поставки вакуумных трубок для усилителей напряжения и отсутствие поставщиков основных элементов и узлов, необходимых для производства прецизионных гироскопов.

Серьезные трудности испытывает Пентагон и в области электронного производства. Спецы МО в весьма тревожных тонах высказываются о растущей мощи Китая на рынке печатных плат. В представленном докладе также указывается на сложившуюся тенденцию. Сегодня на долю США приходится только 5% производства электронных компонентов, общая стоимость объемов этих изделий американскими производителями за период с 2000 по 2015 год сократилась на 70%. В 2000 году таких изделий было произведено на сумму 10 трлн долл. В 2015 году их стоимость уже составляла только 3 трлн. В настоящее время почти половина мирового электронного рынка занята продукцией китайского производства.

В заключение следует отметить, что хотя формально США еще сохраняют статус мирового военного, технического и технологического лидера, но фактически базовые элементы их промышленного первенства уже исчерпали возможности и нуждаются в радикальном совершенствовании. Так что декларируемое мировое первенство Америки в сооружениях сегодня стоит под большим вопросом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Стоимость каждого американского F-35 после исключения Турции из программы по его созданию вырастет на 7–8 млн долл.

Стоимость каждого американского F-35 после исключения Турции из программы по его созданию вырастет на 7–8 млн долл.

  

0
190
Лавров и Помпео, возможно, проведут встречу на полях мероприятий АСЕАН в Таиланде

Лавров и Помпео, возможно, проведут встречу на полях мероприятий АСЕАН в Таиланде

0
321
Москва и Дели пытаются уйти от санкций США

Москва и Дели пытаются уйти от санкций США

Владимир Скосырев

Схема внешнеэкономических расчетов, принятая в СССР, обретает вторую жизнь

0
1026
Закон о реставрации собора Парижской Богоматери столкнулся с критикой

Закон о реставрации собора Парижской Богоматери столкнулся с критикой

Милена Фаустова

Нотр-Дам де Макрон

0
777

Другие новости

Загрузка...
24smi.org