0
4924
Газета Реалии Интернет-версия

19.07.2019 00:01:00

Фабрика по превращению людей в каннибалов

Издан сборник документов – попытка увидеть Собибор глазами не только евреев, но и их палачей

Дамир Нигматуллин

Об авторе: Дамир Азатович Нигматуллин – историк Великой Отечественной войны, журналист.

Тэги: концлагерь, евреи, узники, история, ученые, книга, сборник, собибор

Собибор: взгляд по обе стороны колючей проволоки. Сб. материалов / Под ред. Л.А. Терушкина, К.А. Пахалюка. – Москва: Яуза‑каталог, 2018. – 416 с.

концлагерь, евреи, узники, история, ученые, книга, сборник, собибор Фото Sean Gallup/Getty Images

Биолог Дина, героиня писателя‑фантаста Юлии Вознесенской, говорила: в нацистских концлагерях ставились опыты не только над узниками, но и над охранниками. «Несколько крупных немецких ученых должны были отобрать самых бесчеловечных из них на предмет последующего размножения», – утверждала Дина. Кроме «окончательного решения вопроса» с евреями и другими «неполноценными нациями, в концлагерях делалось то, что сами нацисты называли массовым расчеловечиванием. Узники ради куска пищи должны были быть готовы убивать и предавать друг друга, а охранники – терять естественную восприимчивость человека к массовым убийствам себе подобных. В теории этот массовый эксперимент по расчеловечиванию должен был стать дегенеративной эрзац‑этикой «нового порядка», передаваемой с генами новым поколениям «истинных арийцев».

В сборнике документов и воспоминаний «Собибор: взгляд по обе стороны колючей проволоки» приводятся биографии эсэсовских хозяев лагеря смерти, уничтоженного после восстания евреев‑узников. До Собибора практически все они сдавали экзамен на расчеловечивание, работая в «Т‑4». «Т‑4» – запущенная в 1934 году программа «оптимизации» «расово неполноценного» и «социально бесполезного» населения Германии: психических и нервных больных, инвалидов, детей с врожденными пороками развития, стариков при смерти… Начавшись с опытов по массовой принудительной стерилизации «социального балласта», «Т‑4» к 1940 году – это уже массовые убийства «бесполезных» немцев угарным газом в «центрах эвтаназии». В августе 1941 года, не выдержав гневных выступлений католических иерархов, Гитлер нехотя свернул «Т‑4» внутри Германии, переместив акцент уничтожения из рейха на оккупированные территории, а рабочие кадры из сферы здравоохранения в СС. Собибор, Треблинка, Хелмно и Белжец – выстроенные в польском генерал‑губернаторстве концлагеря особого типа – лагеря уничтожения (по‑немецки – ­­­Vernichtungslagern, VL). Их единственная продукция – трупы евреев плюс награбленное у убитых имущество. Узники лагерей уничтожения – все поголовно евреи ­– встречали на платформе эшелоны с обреченными, занимались сортировкой и упак  овкой награбленных вещей, выполняли по лагерю хозяйственные работы. В книге приводится один из самых ужасных видов работы для узников в Собиборе – гонять гусей. Когда в третьем секторе лагеря – «зоне смерти» убивали газом очередной эшелон или расстреливали в огромном рву больных и непригодных к работе людей, на птичьем дворе лагеря заключенные-«птичники» хворостинами гоняли туда‑сюда огромное стадо гусей. Птичий гогот заглушал вопли уничтожаемых… Постоянного контингента узников в Собиборе, как и в других VL, не предусматривалось, спустя краткое время все рабочие команды уничтожались, на смену им ставились новички из «свежих» эшелонов и т.д. Одев узников в полосатые робы, авторы российского фильма «Собибор» пошли на поводу у собственных фантазий. Собратья Печерского были смертниками в рассрочку, робы с номерами им были не нужны.

Узники Собибора, возвращаясь с работы, зачастую не знали, кто из их товарищей по несчастью из соседнего сектора жив, а кто мертв: рабочие команды специально разделяли их друг от друга, тем самым культивируя принцип «умри ты сегодня, а я – завтра». Заключенные из «зоны смерти» были в «лагере смерти внутри лагеря смерти» – за дополнительной проволочной оградой с вышками, в изоляции от остального лагеря. По этой причине, как указывает в своих мемуарах лидер собиборского восстания Александр Печерский, спасение «третьего сектора» во время массового побега из Собибора возложили на волю случая… Никого из «зоны смерти» среди восставших не видели, а после войны никто из «смертников» не дал о себе знать. Выжившие узники Собибора сочли, что третий сектор после восстания был уничтожен эсэсовцами.

Условный день рождения лагерей уничтожения – 20 января 1942 года, день Ванзейского совещания. Все Vernichtungslagern строились по типовому проекту авторства гауптштурмфюрера СС (капитана) Рихарда Томаллы. Томалла проектировал и строил Белжец, Собибор, Треблинку. Принимал его работу штурмбаннфюрер (майор) Христиан Вирт, бывший старший инспектор «Т‑4», трудоустроивший потом в VL своих «камрадов». Из «Т‑4» в Собибор пришел комендант лагеря Франц Штангль, после восстания в лагере переведенный комендантом в Треблинку. Штангль считался садистом даже среди эсэсовцев, но Печерский и другие выжившие узники о нем не говорят ни слова. Как и о заместителе Штангля гауптштурмфюрере Франце Райхляйтнере – тоже «ветеране» «Т‑4». Высшее собиборское начальство с узниками не контактировало, потому и выпало из памяти собиборских евреев. В ходе восстания евреи из Собибора убивали тех эсэсовцев, кого видели каждый день и считали наиболее опасными: младших офицеров и унтер‑офицеров. Эти «мелкие сошки» в иерархии СС в плане мастерства по массовым убийствам были «генералами» – все ранее прошли через «школу» «Т‑4». Фактор «Т‑4» объясняет, почему узники Собибора вспоминают своих надзирателей только как психопатов и садистов. Советские узники уже после войны реабилитировали собиборских капо – лагерную полицию из заключенных‑евреев, оказавшую узникам помощь. В Западной Германии было наоборот: всех бывших капо, а также их помощников после войны без разбора отдавали под суд как убийц и садистов, по большей части незаслуженно.

В книге опубликованы как известные еще советскому читателю воспоминания Печерского, так и свидетельства других участников восстания. Ценность сборника – в том, что авторами сборника сделан источниковедческий анализ свидетельств о восстании. Собибор был сверхсекретным лагерем, выжившие узники реконструировали его реалии фактически с нуля. По этой причине герои лагерного Сопротивления допускали искажения имен не только эсэсовцев, но и других заключенных. Печерский начал запечатлевать для потомков историю еврейского Сопротивления в лагерях уничтожения в разгар кампании против буржуазного сионизма. В 70‑х годах, после разрыва отношений СССР с Израилем, Печерский специально вымарал из рукописи все «еврейские мотивы» – иначе бы нужная потомкам книга о Собиборе вообще рисковала не увидеть свет в СССР.

«Собибор: взгляд по обе стороны колючей проволоки» – важный документальный источник по деятельности в Собиборе охранников СС из числа советских или польских граждан. Большая часть этих изменников – военнопленные, отобранные в нацистских лагерях для обучения в специальной школе СС в местечке Травники под Люблином, отчего курсантов и выпускников школы называют «травниковцами». Узники лагерей их называли «тараканами» – то ли из‑за черно‑серой формы, то ли из‑за способности адаптироваться к нечеловечским условиям. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
497
Ничего личного, только стихи

Ничего личного, только стихи

Юлия Кагарлицкая

Вино из Кишинева, скромный Мариничев и аукцион «Сотбис»

0
325
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
1061
На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
941

Другие новости