0
11352
Газета Реалии Интернет-версия

06.12.2019 00:01:00

Кадровый военный уволился в запас, что дальше?

Профессиональная и психологическая адаптация бывших военнослужащих и членов их семей к новым условиям жизнедеятельности

Вадим Калиничев

Об авторе: Вадим Львович Калиничев – кандидат педагогических наук

Тэги: Социальная адаптация, военнослужащие, увольнение в запас, ветераны, психолог, трудоустройство, бизнес инкубатор


Социальная адаптация, военнослужащие, увольнение в запас, ветераны, психолог, трудоустройство, бизнес – инкубатор Увольняющийся в запас на приеме у психолога. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Изменения условий жизнедеятельности военнослужащего и членов его семьи в связи с увольнением из Вооруженных сил и переходом в гражданский социум касаются различных сторон жизни: географии службы и проживания, бытовых условий, содержания деятельности, социального статуса, уровня притязаний в новой жизни, перспективы дальнейшего развития, круга общения и т.д. Однако в основе всех этих изменений лежат прежде всего изменения в психологии личности конкретного человека, по тем или иным причинам уходящего из привычного для него социума в социум непривычный. Психологическое состояние современного российского офицера, готовящегося к увольнению или уже уволенного с военной службы, во многом определяется тремя группами факторов: состояние экономики страны на современном этапе; готовность гражданского общества к «приему» бывших военнослужащих и членов их семей; степень отношения Министерства обороны РФ к уволенным в запас или отставку военнослужащим и членам их семей.

Основные проблемы:

– радикальное изменение всего образа жизни; переезд на новое место жительства; ухудшение материального положения; потеря жилья и неуверенность в возможности его получения на новом месте; проблемы трудоустройства и необходимость подготовки к жизнедеятельности в новых условиях;

– отсутствие гарантированной занятости после службы; неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки военнослужащих запаса, их трудоустройства; недостаточная практическая реализация льгот и прав граждан, уволенных из Вооруженных сил;

– сохранение у многих кадровых военнослужащих прежних стереотипов действий перед и после увольнения, связанных с ожиданием помощи от государства; привычка рассчитывать на формализованную социальную защиту военной структуры;

– неподготовленность к действиям в условиях новой экономической ситуации в стране, потеря квалификации членами семей военнослужащих; устойчиво негативный имидж бывшего военнослужащего в общественном мнении сотрудников гражданских организаций;

– открытое игнорирование органами военного управления различного уровня проблем бывших военнослужащих; нежелание Министерства обороны РФ участвовать в решении их проблем после увольнения с военной службы и другие.

РЕАКЦИЯ НА УВОЛЬНЕНИЕ

Анализ показывает, что для значительной части военнослужащих и членов их семей увольнение из армии приводит к крушению многих надежд, потере перспективы жизни и развития. Люди, которые с юных лет посвятили себя нелегкой военной службе, как правило, трудно адаптируются к новым условиям. Социально-психологическая адаптация становится для них сложным процессом: необходимо освоить новые социальные роли, сформировать новую идентичность, которая позволит адекватно воспринимать самих себя, свое окружение, обрести новую профессию. Тем более что трудности поджидают бывших военных на каждом шагу. Им трудно ориентироваться в мире гражданских профессий и источниках информации, соотносить свои возможности с требованиями различных видов труда, искать вакантные должности и заключать трудовые договора.

45-7-1350.jpg
Рубежный момент: увольнение из Вооруженных
 сил. Фото с сайта www.mil.ru
Все это приводит к тому, что люди, способные внести достойный вклад в преобразование общества, оказываются социально незащищенной категорией и составляют группу риска. Серьезные трудности с выбором гражданской профессии испытывают до 70% офицеров запаса. Многие из них до года и более остаются без работы. Кроме трудоустройства для полноценного вхождения увольняемых военнослужащих в мир гражданской жизни необходима большая и сложная работа над собой: им надо во многом изменить представление о себе, своем внутреннем мире и мире вокруг, обрести новые стратегии и тактики поведения.

Офицерам, увольняющимся с военной службы, как никакой другой категории граждан необходима грамотная профконсультационная помощь по всем вопросам, связанным с поиском работы, прохождением переподготовки, адаптации к рынку труда и новому рабочему месту. К сожалению, такого рода подготовку не ведут сегодня ни в воинских частях, ни в военкоматах по месту жительства. До 96% бывших военных заявляют, что никакой профконсультационной работы с ними перед увольнением в запас не проводилось.

В целях разработки и реализации таких проектов в рамках Программы социальной адаптации военнослужащих были использованы общие и частные технологии социальной адаптации бывших военнослужащих и членов их семей, к которым относятся технологии их профессиональной ориентации, психологической реабилитации, социально-психологической реабилитации, социально-педагогической адаптации, вовлечения в малое предпринимательство, поддержки малого предпринимательства, трудоустройства, переподготовки и мониторинга.

Для проведения этой работы в ходе реализации Программы социальной адаптации военнослужащих (САВ) был создан центр социально-психологической поддержки «Статус» (г. Одинцово, Московская область), а при каждом уже существующем региональном центре социальной адаптации уволенных военнослужащих работали профессиональные психологи. Они прошли специальную подготовку для работы с увольняемыми военнослужащими, гражданами, уволенными из Вооруженных сил, и членами их семей.

Основными направлениями психологической поддержки, осуществляемой в рамках программы САВ, стали: психологическое консультирование, психокоррекция, профориентация и психотерапия с применением широкого методического арсенала и учетом уникальности личности, ее проблем в контексте жизненной ситуации; психологическое сопровождение предпринимательской деятельности бывших военнослужащих, предприятий малого и среднего бизнеса. Психологи проводили психодиагностику, индивидуальное психологическое консультирование и психотерапию, групповую психотерапию, профконсультирование и профессиональный психологический отбор, социально-психологические тренинги различной направленности, первичную медицинскую диагностику.

Региональные центры САВ и «Статус» в целях эффективной работы были оснащены современным материально-техническим оборудованием. Так, на вооружении специалистов был аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр-03», медицинский диагностический аппаратно-программный комплекс АМСАТ, ряд компьютерных психодиагностических методик. В ходе реализации программы был накоплен опыт, апробированы различные консультационные методики, собрана обширная статистика.

Обобщение основных результатов психологической диагностики социальных проблем бывших военнослужащих позволило определить преобладание в структуре психологических проблем бывших военнослужащих и членов их семей таких моментов, как профориентация и поиск работы, нежелание принять на себя ответственность за свою жизненную ситуацию, частичная психическая дезадаптация, семейные конфликты, слабое развитие коммуникативных навыков, злоупотребление алкоголем, адаптационные невротические реакции и неврозы.

Изучение психологических проблем бывших военнослужащих и их семей показало, что факт увольнения главы семьи с военной службы – болезненный момент и для всех ее членов. У членов семей, обращавшихся к нам, основными причинами стрессовых состояний были отсутствие работы у супругов, отсутствие жилья, алкоголизация одного из супругов, материальные трудности, проблемы в воспитании детей, разводы супругов, отсутствие друзей, связей. Как следствие этих проблем на первом месте среди психологических отклонений – апатии, депрессии, страхи, неврозы и у детей, и у взрослых. Знание этих проблем позволило определить содержание необходимой социально-психологической поддержки бывшим военнослужащим. Кроме того, важной стороной работы в области психологической поддержки являлся тщательный анализ всего предыдущего опыта и личностных качеств офицера запаса, максимально возможный учет их при подборе подходящей работы или профиля переподготовки. Учитывались следующие характеристики уволенного военнослужащего: уровень образования, профиль профессиональной подготовки, степень соответствия образования требованиям гражданской деятельности, характеристики профессиональных качеств, возрастные характеристики увольняемых военнослужащих.

ОСОБАЯ ГРУППА

Особую группу бывших военнослужащих составляли участники боевых действий. По данным исследований И.В. Соловьева, до 30%

военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, имеют выраженные проявления посттравматических стрессовых расстройств: повторяющиеся яркие сны и ночные кошмары боевых ситуаций, навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, сопровождающиеся тяжелыми переживаниями, внезапные переживания, «возвращающие» в психотравмирующую ситуацию, повышенная раздражительность, беспричинные вспышки гнева. Многие из этих людей потеряли интерес к общественной жизни. Они проявляют меньше активности в решении собственных жизненно важных проблем, нередко у них наблюдается утрата способности к сопереживанию и потребности в душевной близости с другими людьми, в том числе и в семейной жизни. Жизненный опыт этих людей уникален и резко отличается от опыта невоевавших людей. Воспоминания, общее прошлое сближают участников войны и заставляют их тянуться друг к другу. Как показал опыт, в психологической помощи нуждается не только инвалид или ветеран, но и его ближайшее окружение – родители, жена, дети.

Однако, как показал опрос работников служб социальной защиты населения в регионе деятельности центров САВ, эти семьи до сих пор не относятся к категориям семей, особо нуждающихся и требующих защиты и социально-психологической помощи.

Характерными в этом плане являются результаты исследования, проведенного полковником Соловьевым И.В. среди тех военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях в горячих точках:

Результаты опроса 248 офицеров Внутренних войск МВД России,

участвовавших в боевых действиях

Средний возраст – 31,5 года.

Распределение респондентов по длительности пребывания в боевых условиях

Более года – 37%. 10–12 месяцев – 10%. 7–9 месяцев – 18%. 3–6 месяцев – 22%. 1–2 месяца – 13%.

С какой оценкой обществом вашего боевого опыта вам приходилось встречаться чаще? Равнодушной – 60%. Отрицательной – 10%. Положительной – 30%.

Готово ли в настоящий момент общество, по вашему мнению, достойно принять и оценить людей, честно исполнивших свой воинский долг? Не готово – 49%. Готово – 7%. Не совсем готово – 34%. Затрудняюсь ответить – 10%.

Возникало ли у вас желание поделиться с кем-либо своими переживаниями, вынесенными с войны? Почти не возникало – 20%. Не возникало – 10%. Возникало часто – 15%. Иногда возникало – 55%.

Ваше нынешнее отношение к вашему боевому опыту. Он для меня ценен и полезен – 54%. Этот опыт нужен, но не обязателен – 30%. Лучше бы его не было – 5%. Он просто бесполезен – 3%. Затрудняюсь ответить – 8%.

Имеете ли вы проблемы, которые требовали бы участия психолога в их разрешении? Нет – 67%. Да – 18%. Затрудняюсь ответить – 15%.

Мое отношение к жизни после участия в боевых действиях. Изменилось к худшему – 25%. Изменилось к лучшему – 35%. Не изменилось – 40%.

В какой сфере ваш боевой опыт и качества, сформированные в боевой обстановке, могли бы оказаться наиболее полезными для общества? В обеспечении общественной безопасности – 72%. В развитии всех сфер общественной жизни – 10%. В воспитании детей и подростков – 10%. В бизнесе и коммерции – 5%. В политике – 3%.

Как вы оцениваете свои жизненные перспективы? Перспективы и надежды довольно призрачны – 43%. У меня достаточные перспективы и есть надежда на лучшее – 42%. Перспектив почти никаких и надежд не существует – 10%. Все лучшее позади и надежды в прошлом – 5%.

От кого или от чего может зависеть улучшение перспектив вашей жизни? От изменений в обществе – 50%. Только от меня самого – 42%. От помощи и поддержки близких и друзей – 8%.

Как вы оцениваете вашу сегодняшнюю жизнь?

а) в личном плане: можно жить – 15%; этой жизни просто нет – 5%; вполне нормальная жизнь – 45%; хотелось бы улучшить – 35%.

б) в материальном плане: обеспечиваю с трудом – 13%; можно жить – 30%; не могу обеспечить – 5%; удается сводить концы с концами – 52%.

в) в плане личных интересов: интересов и увлечений нет – 5%; о них даже не думаю – 10%; есть интересы и увлечения – 45%; интересы появляются от случая к случаю – 40%.

Отметим, что в отношении бывших военнослужащих российское общество повторяет путь США в условиях окончания войны во Вьетнаме без учета всех негативных последствий. В 70-е годы ХХ столетия появился и стал общепринятым специальный термин «вьетнамский синдром». Пока молодые американские парни – цвет нации, за многие тысячи миль от берегов родных штатов, рисковали жизнями и погибали во вьетнамских джунглях, искренне веря в то, что защищают национальные интересы, в их родном государстве ширилась антивоенная кампания. В ходе этой кампании они становились в глазах своих же соотечественников убийцами, преступниками, бездумными существами, слепо исполняющими злую волю Пентагона. Возвращаясь домой, пережив все ужасы и кошмары этой войны, потеряв друзей и вынеся совершенно иную систему духовных ценностей, где на первом месте стояли жизнь человека и боевое братство, они попадали у себя дома в среду, где их не только не признавали защитниками интересов общества, но зачастую просто презирали и отталкивали. Они оказались никому не нужными со своей системой ценностей, переживаниями, воспоминаниями и опытом.

Эти и ряд других психологических факторов и характеристик военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей стали определяющими в практической работе региональных центров САВ. Именно они обусловили выбор основных направлений профессиональной и психологической их адаптации: диагностические мероприятия; консультации (индивидуальные, семейные); тренинги; коррекция возникших нарушений адаптации; развивающие работы по самопроектированию, росту карьеры, личностному росту; методические разработки и рекомендации по работе специалистов; профориентация; помощь в преодолении посттравматического стрессового расстройства.

ОПЫТ

Работа по адаптации затрудняется отсутствием у многих военнослужащих осознания необходимости получения психологической помощи, в том числе и по причине боязни получить психиатрический диагноз, так как у многих психологическая помощь ассоциирована с психиатрией и психиатрическим лечением.

В ходе обследования выявлено, что посттравматические явления развиваются уже после возвращения человека к обычным условиям жизнедеятельности после пребывания в экстремальной обстановке. Именно на этом этапе зачастую происходит дополнительная психотравматизация и уже обычные, так называемые нормальные условия мирной жизни для многих участников боевых действий становятся источником стресса и негативных психических изменений.

Объяснение данного феномена лежит в особенностях социальной среды, с которой сталкивается бывший военнослужащий, особенно – ветеран боевых действий на этапе его социальной адаптации. Именно социальная среда становится основным фактором успешной реабилитации или же наоборот. Человек со своим военным и боевым прошлым, опытом переживаний, выходящих за пределы обычного человеческого опыта, после возвращения к гражданской жизни остается один на один со своими проблемами. Естественное человеческое желание разделить те или иные переживания с кем-либо, потребность в эмпатии остаются нереализованными, так как эти переживания никем не могут быть восприняты и поняты правильно и в полной мере.

Выключение бывшего военнослужащего из системы социальных связей со своими боевыми товарищами, то есть разрушение состава боевой группы, тех отношений, которые сложились там, в экстремальной обстановке, когда эти отношения значат для человека гораздо больше, чем все остальные ценности этой жизни – этот фактор приобретает психогенный характер и в комплексе с остальными ведет к социальной и психической дезадаптации личности. Ощущение напрасности и бесполезности всего, что пришлось пережить в период военной службы, на войне, в боевой обстановке, чувство вины за выживание – фактор, который обусловлен общественным мнением и отношением общества к целям, задачам и итогам данного конкретного вооруженного конфликта.

Ситуация в семье, когда самые близкие люди зачастую сами являются субъектами травматического стресса и нуждаются в психологической помощи и реабилитации, ожидание в течение длительного времени самого страшного, что может произойти с любимым человеком на войне, вполне естественно, вызывает определенные негативные психические изменения. Возникает конфликт между необходимостью помогать и самому получать помощь. На этой почве разрушаются семьи, рвутся окончательно отношения между родителями и сыновьями, совершаются суициды.

АПРОБАЦИЯ САВ

Апробация деятельности центров САВ по этим направлениям позволила выработать обобщенную модель работы с бывшими военнослужащими и членами их семей. В ходе реализации Программы САВ центрами социальной адаптации военнослужащих учитывалось то, что в психологической поддержке бывшие военные нуждаются на всех этапах перехода к гражданской деятельности. Реализация комплексного подхода к этой работе потребовала решения задач, которые бы могли обеспечить:

· заблаговременную подготовку к увольнению с военной службы и переходу к гражданской деятельности;

· информирование военнослужащих запаса о закономерностях переходного периода, особенностях рынка труда и профессиональной деятельности в гражданских условиях, ожидающих его трудностях;

· психологическую готовность к смене профессии и устойчивость к критическим ситуациям;

· подбор новой профессии, имеющей сходство с прежней деятельностью;

· навыки в применении наиболее простых методов и приемов снятия психического перенапряжения, стрессового состояния;

· выработку стратегии и тактики поведения на рынке труда.

Модель работы центра социально-психологической поддержки.

Как показал опыт деятельности центров САВ, наибольшего эффекта в психологической адаптации военнослужащих специалисты достигли там, где систематическая плановая работа осуществлялась с учетом специфики этапов перехода бывших военнослужащих и членов их семей к новым условиям гражданской жизни.

Этап подготовки к увольнению с военной службы.

Рамки данного этапа совпадали по времени с мероприятиями подготовки и увольнения военнослужащих из армии. В это время реабилитационные и адаптационные мероприятия проводились по месту службы и проживания военнослужащего и его семьи. Основное содержание деятельности на этом этапе – подготовка военнослужащего к будущему увольнению. Здесь было важно помочь каждому военному осознать, что уход из армии – закономерный и естественный факт его профессиональной биографии, снять возможную обиду, сохранить способность объективно оценить ситуацию. Уже на этом этапе специалисты стремились к расширению информированности военнослужащих о гражданской деятельности, рынке труда, о профессиональных наклонностях и возможностях. Работа осуществлялась в группах на семинарах-тренингах, проводимых психологами и консультантами. Результатом проведенной работы стало достижение необходимого уровня готовности увольняемого военнослужащего к смене профессии. Это позволяло снять излишнюю психологическую напряженность и некоторую агрессивность во время адаптации.

Было выявлено, что готовящиеся в запас офицеры и их семьи остро нуждались в информационно-методических и справочных материалах по широкому спектру вопросов, связанных с их поведением на этапе перехода к новым условиям жизни и деятельности.

ПЕРЕПОДГОТОВКА

Психологическая готовность к смене профессии – это состояние человека, характеризующееся уровнем сформированности ряда личностных качеств, влияющих на эффективность профессиональной ориентации, а также наличием определенных знаний, навыков и умений профессиональной деятельности. Речь идет не столько о готовности к успешной работе по той или иной новой для человека профессии, сколько о готовности к самому процессу переориентации как специфической деятельности, связанной со сбором и анализом информации о рынке труда, изучением собственных возможностей, приобретением необходимых знаний и навыков деятельности и поиском оптимального для себя рабочего места.

Целью психологической помощи на этом этапе работы было определение степени соответствия индивидуальных качеств военнослужащего требованиям будущей специальности, обеспечение правильности выбора профиля обучения и учебного заведения. В этот период проводились психодиагностические обследования профессиональных интересов и способностей, вырабатывались конкретные рекомендации по целенаправленному развитию военнослужащим своих психологических качеств, являющихся профессионально важными для будущей деятельности. Также оказывалась помощь в организации самостоятельной работы по усвоению и закреплению новых знаний с целью адаптации к процессу обучения.

Как показал опыт, до начала переподготовки военнослужащего целесообразно провести его профессиональную ориентацию, что позволяет не тратить зря время и средства, а начать обучение по уже выбранной профессии. Среди методов и форм такой профориентационной работы наибольшее распространение получили:

· специально организованное наблюдение за человеком и профориентационная интерпретация результатов его деятельности;

· проведение профориентационных консультаций (бесед);

· использование тестовых и других психодиагностических методов для изучения интересов, склонностей, способностей, личностных свойств и качеств офицера;

· применение игровых и тренинговых методов и средств активизации профессионального выбора;

· использование специальной аппаратуры и тренажеров для отработки профессиональных навыков и изучения готовности человека к освоению новых профессиональных действий;

· распространение справочной литературы, информации о вакансиях на региональном рынке труда;

· изучение профессиографических материалов о различных специальностях, ресурсов телекоммуникационных сетей.

В начальной стадии организации психологической помощи бывшим военным и членам их семей перед специалистами-психологами ставилась задача предупреждения стандартной ошибки преувеличения роли тестовых методик в психокоррекционной работе, в подмене адаптационных мероприятий диагностическими. Чтобы избежать подобного перекоса в деятельности консультантов, их внимание было нацелено на разработку программ диагностических процедур, в которую вошло необходимое и достаточное количество тестов, применяемых специалистами на этапе первичной помощи; обучение специалистов методике тестирования; обработку тестового материала на вычислительной технике; обучение психологов современным методам оказания психологической помощи.

Важная роль в профориентации военнослужащих отводилась групповым формам психологической работы, например, тренинг-семинарам, которые позволяли преодолеть и ослабить действие социальных установок и стереотипов, мешающих адаптации; снизить присущую им некоторую ригидность; изменить пессимистическое представление о самих себе и окружающей действительности; сформировать у них стремление к активному участию в жизни в новых условиях.

Такие тренинг-семинары позволяют показать возможные направления приложения творческих способностей в условиях нового социума; подтвердить соответствие профессиональных базовых навыков потребностям предстоящей деятельности; продемонстрировать собственные возможности сохранения высокого социального статуса в гражданской жизни; выявить сферы рационального приложения сил и активности в новых условиях и др. Психологическое сопровождение процесса переподготовки было важным компонентом социально-психологической адаптации военнослужащих запаса, так как оно направлено на формирование навыков саморегуляции и управления своим поведением, способствует формированию активности личности уже на этапе трудоустройства.

ТРУДОУСТРОЙСТВО

На этом этапе помощь военнослужащему заключается в совместной с ним оценке своей готовности к поиску работы. В ходе поиска работы важно сохранить у военнослужащего запаса настойчивость и уверенность в себе, особенно после нескольких отказов в трудоустройстве, исключить неоправданные переходы от наивного оптимизма к тотальному пессимизму. Он должен хорошо знать свои сильные стороны и последовательно искать свое дело, но в то же время быть готовым к временным компромиссам в подборе работы, исходя из ситуации на рынке труда. Специалисты-психологи объясняли, что поиск работы – тоже работа, знакомили военнослужащих с существующими технологиями эффективного поиска работы и трудоустройства.

Самим фактом трудоустройства проблемы вхождения в гражданскую сферу еще не заканчиваются, так как впереди длительный и противоречивый процесс освоения новых обязанностей и новой системы взаимоотношений в гражданском социуме, который устроен совсем не так, как военный. Переход в новую систему взаимоотношений труден всегда, но особенно – в зрелом возрасте. Надо быть готовым к серьезным трудностям на этом пути, может быть, к изменению ряда собственных устоявшихся привычек и жесткому самоконтролю.

Нужна помощь психолога военнослужащим запаса правильно строить отношения с коллегами и руководством, выбирать манеру поведения и общения с окружающими, преодолевать трудности, возникающие при освоении новой профессии, не падать духом при неудачном старте. Бывшим военнослужащим надо понять, что в условиях рыночных отношений готовность к смене рабочего места должна быть практически постоянной.

Необходимо создание комплексной системы медицинской, психологической и социальной реабилитации военнослужащих и вынужденных переселенцев, получивших в результате боевых действий ранения, а также имеющих признаки посттравматических стрессовых расстройств. Ключевым этапом этой работы является создание бизнес-инкубатора со специализированным реабилитационным центром. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

Наталья Савицкая

Педагогов настраивают на то, что главное – эмоциональный настрой урока

0
2484
Нейросетевая форма разумной жизни

Нейросетевая форма разумной жизни

Виталий Антропов

Биологический шовинизм представителей вида Homo sapiens, возможно, не имеет онтологических оснований

0
12354
Россияне взяли курс на дополнительное обучение

Россияне взяли курс на дополнительное обучение

Анастасия Башкатова

Опытные работники решили добиваться карьерных успехов психологическими методами

0
3413
Родители согласны на добровольный педагогический всеобуч

Родители согласны на добровольный педагогический всеобуч

Наталья Савицкая

Большинству семей не хватает психологической эрудиции для качественного воспитания детей

0
9938

Другие новости