0
5746
Газета Реалии Интернет-версия

06.12.2019 00:01:00

Ракетная школа России

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого в канун юбилея

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель ТАСС.

Тэги: Академия, РВСН, Минобороны, Балашиха, офицеры, ракеты, МБР


Академия, РВСН, Минобороны, Балашиха, офицеры, ракеты, МБР В Балашихе академии выделили 120 га и готовы предоставить еще, если понадобится. Фото автора

Академия РВСН имени Петра Великого опять меняет адрес. Об этой по-своему сенсационной новости сообщил ВРИД начальника академии генерал-майор Леонид Михолап. Связано это, как сказал он, с празднованием 60-летнего юбилея Ракетных войск стратегического назначения, который наша страна и ее ракетчики будут отмечать в декабре нынешнего года. Но уже в ближайшие дни по решению городской администрации подмосковной Балашихи, где сегодня расположена Военная академия РВСН, областного правительства и по инициативе командования РВСН и руководства самой академии, улица, на которой размещены учебные корпуса военного вуза, станет носить имя главного маршала артиллерии Митрофана Неделина, первого главнокомандующего нового рода войск вооруженных сил СССР.

ПЕРЕЕЗД ВО БЛАГО

А несколько лет назад Военная ордена Ленина, Октябрьской революции и Суворова академия РВСН имени Петра Великого (это ее полное и официальное название. – В.Л.) – командное и политехническое высшее военное учебное заведение РВСН, крупнейший в стране научно-исследовательский центр военной и технической науки, школа и кузница стратегических ракетчиков – находилась практически в самом центре Москвы, на углу Китайгородского проезда и Москворецкой набережной, в каком-то километре с небольшим от Кремля.

По словам одного из ветеранов академии подполковника запаса Андрея Вознюка, все объяснялось довольно просто.

Фонды академии, одного из старейших военных учебных заведений России, начинавшей свою историю с офицерских классов артиллерийского училища, официально открытой в 1820 году в Санкт-Петербурге и ставшей впоследствии Михайловской артиллерийской академией, поместившейся после переезда в Москву в 1945 году в здании Императорского воспитательного дома, памятника архитектуры XVIII века, построенного архитекторами Карлом Бланком и Доменико Жилярди, уже не соответствовали требованиям и структуре современного высокотехнологичного высшего учебного заведения. Ракетные войска стратегического назначения непрерывно развивались, совершенствовалась учебно-материальная база академии, а в достаточно тесных помещениях, не приспособленных для размещения боевой техники РВСН и их систем обеспечения, ее уместить было невозможно. Тем более недопустимо было что-то реконструировать или переделывать в архитектурном памятнике исторического значения.

Переезд был вынужденной мерой. Тем более что многие объекты академии требовали серьезной модернизации, реконструкции и капитального ремонта, а строительство новых корпусов было невозможно из-за ограниченности земельной площади в центре столицы, которая составляла всего 12 га. В Балашихе академии выделили 120 га и готовы предоставить еще столько, сколько понадобится.

Более того, сказал мне Андрей Вознюк, если в Москве у нас многие преподаватели и офицеры годами ждали квартир, то сегодня в академии квартирной проблемы – нет. От слова «вообще». Все нуждающиеся до единого обеспечены жильем. Как служебным, так и постоянным. А слушатели и курсанты живут в комфортабельных общежитиях и казармах.

В казармах, больше похожих на общежитие, обитают курсанты первого, второго и третьего курсов, на четвертом и пятом они переезжают в общежития, больше похожие на отдельные комфортабельные квартиры. Там, кстати, живут не только семьи-офицеров-слушателей, но и девушки-курсанты с первого курса. Их теперь снова принимают в академию РВСН, на специальность ни много ни мало «автоматизация оперативного планирования боевого применения и управления боевыми действиями». В сопровождении капитана Лолы Бойматовой, выпускника академии РВСН 2012 года, а ныне преподавателя и курсового офицера у девушек-курсантов, я зашел в одну из таких комнат-квартир.

ЗНАТЬ И УМЕТЬ ВСЁ

Кроме прекрасных бытовых условий у слушателей и курсантов академии РВСН, у преподавателей и членов их семей, тех, кто живет в прекрасных комфортабельных домах за ограждением вуза, есть еще и великолепные спортивные залы – 25-метровый бассейн с пятью дорожками, – в выходные туда может прийти семья любого офицера, есть хоккейный каток, сборная академии – победитель многих соревнований. А еще гимнастический и тренажерный зал, зал для силовых упражнений со стенкой для скалолазов плюс боксерский ринг, борцовские маты, сектор для тренировок по рукопашному бою, стадион с футбольным полем, волейбольная, гандбольная и баскетбольная площадки. Спортивную форму и кроссовки выдают. Можно взять напрокат коньки. Как хоккейные, так и для фигурного катания.

Но поступают в академию РВСН, конечно же, не для того, чтобы хорошо провести время и стать высококвалифицированным спортсменом. Хотя лозунг «Мускул свой и тело тренируй для военного дела» никто не отменял и оценка по физподготовке, сдача нормативов так же важны, как доскональные знания и профессиональное мастерство командира боевого расчета или, предположим, инженера-эксплуатационника боевых энергетических систем. Академия готовит специалистов по 30 военным дисциплинам не только для РВСН, но и 12-го Главного управления Министерства обороны (эксплуатация и обслуживание ядерных боеголовок), 8-го управления Генерального штаба и других главных управлений Генштаба. Причем не одних курсантов, но и офицеров среднего и высшего звена, для которых разработано почти 150 дополнительных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Здесь можно защитить даже кандидатскую и докторскую диссертацию.

Академия Петра Великого – один из ведущих вузов Минобороны, где есть Ученый совет и шесть диссертационных советов, которые самостоятельно рассматривают диссертации на ученую степень доктора военных, технических, исторических, педагогических и психологических наук. Ежегодно там защищают свои дипломы более 50 кандидатов и 10–12 докторов.

-Сейчас у нас трудится около 80 лауреатов Ленинской и Государственной премии, премий президента и правительства России, рассказывал мне генерал-майор Леонид Михолап. – В академии работают 25 заслуженных деятелей науки и техники, заслуженных изобретателей и рационализаторов, 23 заслуженных военных специалиста и заслуженных работников высшего и профессионального образования Российской Федерации. А еще 120 докторов и 506 кандидатов наук. Такими примерами может гордиться далеко не каждый вуз. Даже гражданский.

Зал ракетной техники имени Сергея Павловича Королева. Представьте себе помещение размером с футбольное поле и высотой в 40–45 м. А может, и больше. Не мерил. Но видел, что самая большая в мире стратегическая ракета Р-36МУТТХ или Р-36М2 «Воевода», которую на Западе называют «Сатаной» и чья длина (высота) равна 35 м, помещается в нем целиком, а до потолка остается еще метров десять. А кроме «Воеводы» там в ряд с ней стоят все ракеты, которые когда-либо были приняты на вооружение в РВСН. От самых первых Р-2 и Р-5М, которые стояли на боевом дежурстве в отдельных бригадах еще до создания Главкомата, до Р-12, с которой началась история рода войск, и сегодняшних комплексов четвертого поколения РТ-2ПМ «Тополь», РТ-2ПМ2 «Тополь-М», РТ-23 «Молодец», которыми были вооружены ныне оставшиеся только в музее БЖРК. А какую именно еще ракету собирались там монтировать после того, как я уехал, говорить не буду. Но главное – у стенки стоят в ряд 15 ракет (я сумел охватить их всех в объектив только при помощи «рыбьего глаза») и еще остается место для новых. А они, как известно, сейчас заступают на боевое дежурство, их тоже уже изучают в академии.

НЕ ПРОСТО ИЗУЧАЮТ

Начальник кафедры баллистических ракет полковник Александр Чемусов сказал мне, что аудитория, которой он заведует, единственный в мире экспозиционный и учебный зал, где проводятся не только теоретические занятия, основной целью которых является изучение слушателями и курсантами устройства и использования межконтинентальных ракет, но им также предоставляется практическая возможность исследовать устройство изучаемой техники и конструкторские решения, реализованные в представленных образцах вооружений. Сравнить нынешнее устройство жидкостных и твердотопливных ракет с их предшественниками, подумать над тем, как и в каком направлении можно развивать заложенные выдающимися отечественными конструкторами идеи.

Кстати, еще на одной кафедре я видел, как курсанты изучают устройство ракет. Пытаются усовершенствовать какие-то элементы конструкции, повышающие, к примеру, мощь их двигателей и устойчивость к любым внешним воздействиям систем управления. В учебной аудитории, ее называют лабораторией моделирования, есть не только высокопроизводительные компьютеры или, как мне их назвали, профессиональные графические рабочие станции, но и даже 3D-принтеры, на которых каждый обучающийся может распечатать вычерченную им на мониторе деталь. А еще здесь есть очки виртуальной реальности, с помощью которых будущие офицеры учатся управлять различными боевыми процессами.

В академии все это называется – центр игровых форм обучения. Он предназначен, как объяснили, для формирования у обучающихся компетенций в сфере управления, а также проведения научных исследований на современной научно-методической платформе. В том числе и на робототехнических комплексах специального назначения, беспилотных летательных аппаратах, на другой высокоинтеллектуальной технике, которая применяется в войсках.

Я бы назвал все эти формы обучения по-простому: офицер-ракетчик должен знать и уметь все. Быть профессионалом, способным все сделать, исправить любую неисправность, подготовить к применению свое очень сложное и грозное оружие. И если потребуется, применить его без колебаний. Несмотря ни на что и при любых условиях. Их этому учат. И выпускники академии РВСН, уверен, это умеют.

Помню, на первых и единственных российско-американских учениях в 90-х годах прошлого века на Тоцком полигоне на моих глазах с американского бронетранспортера слетела гусеница. БМП остановилась, и ее экипаж сел в тени брони ожидать ремонтную бригаду. Я спросил у командира машины:

– Почему вы сами не натянете гусеницу? У вас же для этого есть все необходимое – кувалда, домкрат…

Он ответил:

– Это не наша компетенция. Для этого есть специально подготовленные люди.

– В реальном бою вы тоже будете так действовать? – удивился я.

– Да.

С тех пор я знаю, что наших солдат и офицеров, которые за все про все отвечают лично – своей головой и своими руками, победить нельзя. Ни при какой погоде. Те, кто прошел школу академии Петра Великого, из этого ряда.

ПРОФЕССИОНАЛЫ

Можно много рассказывать об учебно-материальной базе академии, об уникальных ее аудиториях и классах. Об экспозиционном зале имени Константина Циолковского, где собраны единственные в своем роде образцы космической техники, в том числе разведывательные и связные спутники, побывавшие на орбите и вернувшиеся на землю. О залах управления войсками, очень сильно напоминающими командные пункты Национального центра управления обороной государства, что на Фрунзенской набережной столицы, или ЦКП Ракетных войск стратегического назначения в Подмосковной Власихе. Об отсеке для несения боевого дежурства с новейшей аппаратурой, где по-новому производится пуск ракет (мне не разрешили там фотографировать). О музее истории РВСН, где хранятся такие редчайшие экспонаты, которых, как я знаю, нет даже в главном Музее вооруженных сил… Но, увы, газетная площадь не безгранична.

Скажу о главном, что я вынес для себя из посещения Военной академии РВСН имени Петра Великого. То, что работают в ней бесконечно преданные своему делу профессионалы высшего уровня. Не книжные черви, не оторванные от реальной войсковой жизни теоретики и менторы, а люди, прошедшие войска, на своем многолетнем опыте прочувствовавшие, чему и как необходимо учить будущих ракетчиков. Более того, и сегодня постоянно выезжающие в части РВСН, регулярно участвующие в повседневной боевой и оперативной подготовке войск, в испытаниях и принятии новых образцов вооружения и боевой техники, тесно связанные с предприятиями и конструкторскими бюро, где эта уникальная боевая техника создается.

Только несколько примеров для иллюстрации сказанного. ВРИО начальника академии генерал-майор Леонид Михолап пришел в вуз с должности начальника 4-го государственного центрального межвидового полигона Капустин Яр, где прошли испытания практически все образцы отечественной ракетной техники, как стратегической, так и ПВО, и оперативно-тактических и тактических ракет сухопутных войск, в том числе и артиллерии. Он – кандидат технических наук. Восемь лет прослужил на этом полигоне доктор военных наук начальник кафедры информационно-телекоммуникационных систем и сетей, радиоэлектронной и информационной борьбы полковник Сергей Аксенов. Много лет провел на боевом дежурстве в разных гарнизонах и начальник кафедры баллистических ракет, кандидат технических наук, доцент полковник Александр Чемусов, о котором я уже упоминал, а также начальник кафедры эксплуатации ракетного вооружения кандидат технических наук и тоже доцент полковник Денис Картунин, начальник кафедры электроснабжения ракетных комплексов, кандидат технических наук полковник Алексей Колесников.

В недавнем интервью для СМИ командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев среди главных направлений подготовки высококвалифицированных кадров ракетчиков назвал повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского состава военно-учебных заведений – ключевым звеном, определяющим работу вуза.

– Совершенствование системы подготовки слушателей и курсантов, комплектование профессорско-преподавательского состава вузов лучшими офицерами, имеющими войсковой опыт, квалифицированными педагогическими и научными кадрами – предмет самого пристального внимания командования РВСН, – сказал он.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Руководство МО обсудило насущные проблемы

Руководство МО обсудило насущные проблемы

Владимир Иванов

0
780
Академики сформулировали стратегию  выхода страны из системного кризиса

Академики сформулировали стратегию выхода страны из системного кризиса

Иван Сапрыкин

Главная рекомендация - делать ставку на ответственных специалистов

0
563
Контроль над ядерным оружием зашел в тупик

Контроль над ядерным оружием зашел в тупик

Владимир Иванов

Ученый мозгового треста США выступил за продление СНВ-III

0
5064
Российское оружие против эпидемии

Российское оружие против эпидемии

Ирина Дронина

Победа в войне с невидимым «врагом» COVID-19 необходима всей планете

0
14153

Другие новости

Загрузка...
24smi.org