0
9315
Газета Реалии Интернет-версия

02.12.2021 20:29:00

Зачем России пятый флот

Необходимость создания нового объединения ВМФ в Заполярье вызывает большие сомнения

Михаил Ходаренок

Об авторе: Михаил Михайлович Ходаренок – экс-начальник группы 1-го направления 1-го управления Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ, полковник.

Тэги: россия, флот, арктика


россия, флот, арктика Боевого потенциала Северного и Тихоокеанского флотов достаточно для обеспечения безопасности страны в Арктике. Фото с сайта Министерства обороны РФ

Сообщение о том, что в России может появиться новое объединение Военно-морского флота – арктическое, – вызвало нешуточный резонанс в прессе. Как обычно, дыма без огня не бывает, поэтому стоит разобрать, а нужно ли нам новое объединение, какие задачи оно будет решать и стоит ли это делать в принципе.

Примечательна та суета, которая возникла в связи с информацией о формировании нового флота. На первом этапе было озвучено, что основной задачей нового объединения ВМФ станет обеспечение безопасности Северного морского пути и Арктического побережья в зоне ответственности Северного и Тихоокеанского флотов. Об этом сообщил источник «в военно-морской сфере» одному из российских информационных агентств.

На втором этапе другой источник, «знакомый с ситуацией», доложил другому российскому информационному агентству, что создавать отдельный арктический флот ВМФ России не планируется, а для обеспечения безопасности в регионе достаточно сил и средств Северного и Тихоокеанского флотов. Военное ведомство как в первом, так и во втором случае от официальных заявлений воздержалось.

Характерна и реакция российского экспертного сообщества. После первого сообщения о создании арктического флота специалисты в целом выразили согласие и одобрение. Даже высокопоставленные адмиралы отмечали, что это «хорошая, здравая мысль», «создание обороны в Арктике, усиление безопасности Северного морского пути своевременно, это логично и правильно», «это правильно в том плане, что у Северного флота и так задач достаточно, а здесь вводится региональное объединение, которое будет заниматься непосредственно Северным морским путем».

Ряд экспертов выражались туманно: «Речь идет не о количестве кораблей, а об их специализации – нужно иметь именно специализированную группировку, которая сможет оперировать во льдах больше времени и будет лучше к этому подготовлена». Как это перевести на язык конкретных организационно-штатных мероприятий – неизвестно.

Однако после сообщения о том, что создавать отдельный арктический флот ВМФ России не планируется, в экспертном сообществе наступила пауза. Разве что источники третьего информационного агентства сдержанно заметили, что «в Арктике уже есть Северный флот и военная инфраструктура достаточна для защиты Северного морского пути».

Теперь разберемся со всем по порядку. Начнем с самого начала – с классического определения флота. Флот – это оперативно-стратегическое объединение. Он предназначен для ведения военных действий на океанском (морском) театре военных действий. Основные задачи флота: отражение и нанесение ударов с морских направлений, разгром ВМС противника, нарушение его океанских (морских) коммуникаций и защита своих коммуникаций и баз, захват (оборона) основных территорий и побережья, обеспечение высадки морских десантов, срыв десантных операций противника, содействие сухопутным войскам на приморских направлениях. Свои задачи флот выполняет в назначенной ему операционной зоне проведением операций флота и морских операций различного характера. Организационно флот состоит из флотилий разнородных сил, эскадр, дивизий и бригад.

Напомним, флотилии – это оперативные объединения, сухопутный аналог – армия. Эскадры – оперативно-тактические объединения, сухопутный аналог – корпус. Дивизии – основные тактические соединения и, наконец, бригады – тактические соединения.

К примеру, типовой состав флота в современных условиях может выглядеть примерно следующим образом (перечислим только основные соединения – от бригады и выше):

– две флотилии разнородных сил (в каждой – дивизия надводных кораблей, бригада надводных кораблей, бригада противолодочных кораблей, бригада десантных кораблей, бригада кораблей охраны водного района);

– одна-две эскадры подводных лодок (в каждой две дивизии подводных лодок, бригада подводных лодок, бригада охраны водного района);

– бригады тральщиков, торпедных, ракетных катеров;

– ВВС флота (истребительные авиационные, смешанные, транспортные авиационные полки).

Помимо этого, в составе флота должны быть: бригады судов обеспечения, бригада строящихся и ремонтируемых кораблей (подводных лодок), бригада морской пехоты, бригады береговой обороны, а также части тыла и технического обеспечения. Наконец, аварийно-спасательные подразделения. И это, заметим, далеко не полный перечень.

В состав флотов советского времени входили еще оперативные эскадры (по одной на Северном и Тихоокеанском флоте) и флотилии подводных лодок (три – на СФ и две – на ТОФ).

Возникает вполне логичный вопрос: а меньше можно? Можно. Только в подобном случае это будет уже не флот, то есть не оперативно-стратегическое объединение, способное проводить операции флота и морские операции, а нечто другое.

Теперь просто представим, как мог бы выглядеть арктический флот (наверное, аббревиатура была бы в этом случае АркФ), о создании которого говорили совсем недавно:

– штаб флота (управление, КП, подразделения обслуживания и обеспечения) – Тикси;

– Ленская флотилия разнородных сил (ЛенФлРС) – Тикси;

– Енисейская флотилия разнородных сил (ЕнФлРС) – о. Диксон;

– эскадра подводных лодок – Певек;

– бригада кораблей охраны водного района – бухта Провидения;

– бригада кораблей охраны водного района – Хатанга;

– бригада десантных кораблей – мыс Шмидта;

– бригада кораблей охраны водного района – порт Сабетта;

– отдельный военно-транспортный авиационный полк – аэродром на острове Средний (архипелаг Северная Земля).

Звучит просто завораживающе. Но, чтобы создать подобный флот (а нет сомнения в том, что подобные идеи будут озвучены еще не раз), надо для начала найти несколько десятков тысяч матросов, мичманов, офицеров и адмиралов. Взять их – без общего увеличения численности Вооруженных сил в целом и ВМФ в частности – решительно неоткуда. Да даже если бы такое решение было принято политическим руководством страны, откуда единовременно взять тысячи подготовленных офицеров и адмиралов (уровня командира корабля и выше)?

Еще сложнее вопрос с корабельным составом. Кораблей для нового флота (не только для арктического) попросту нет. И взять их в течение исторически обозримого срока просто негде. И никакого ледового класса корветов, фрегатов, эсминцев и крейсеров, о которых столь увлеченно говорили эксперты-любители, в природе не существует.

А только для укомплектования одной дивизии надводных кораблей надо как минимум шесть-семь кораблей класса эсминец и выше. А для флота надо почти 100 единиц – от рейдового тральщика до многоцелевой атомной подводной лодки.

Есть и еще один нюанс. Навигация на Северном морском пути до 2019 года начиналась в июле. В 2020 году навигация началась уже в конце мая. До недавнего времени сезон навигации заканчивался в ноябре, в 2021-м продлился до конца января. Но это всего лишь на фарватере Северного морского пути, каждый проход каравана судов обеспечивался, как правило, ледоколами.

А что делать кораблям и катерам АркФ все остальное время года? Ответ тут может быть только один: стоять во льдах у пирсов. К тому же пространство, которое освобождается в настоящее время от паковых льдов, в морях Северного Ледовитого океана по площади весьма незначительно. Выполнять задачи боевой подготовки кораблям практически негде, то есть свободного пространства для маневрирования не так уж много.

Но даже и это не главное. В настоящее время каких-либо пунктов базирования, материально-технического обеспечения, военно-морских баз на всем протяжении Северного морского пути нет (разве что с большой натяжкой к пункту базирования флота можно отнести Белушью губу на архипелаге Новая Земля). Их строительство, на которое придется потратить просто фантастические по объему средства, еще только предстоит развернуть. К вполне современным гражданским портам на СМП можно отнести разве что Сабетту (Обская губа). Но и там места для базирования боевых кораблей нет. Этот порт создавался для решения совершенно других задач.

Ко всему этому надо добавить очень суровые климатические условия Арктического региона – сильные морозы, снегопады, ветры силой в несколько десятков метров в секунду, полярную ночь.

Возникает вопрос: что же делать? Оставить Северной морской путь без защиты? А прецеденты покушений на СМП ведь были. Достаточно вспомнить операцию Кригсмарине «Вундерланд» в годы Великой Отечественной войны. Германский флот приступил к осуществлению «Вундерланда» в Карском море во второй половине августа 1942 года. Предполагалось не допустить прохода конвоев союзников в Баренцево море с востока Северным морским путем и разрушить портовую инфраструктуру на побережье Северного Ледовитого океана. Тогда бомбардировке был подвергнут порт и поселок Диксон. Немецкие подводные лодки в годы войны заходили далеко на восток. У Кригсмарине была даже попытка высадить небольшой десант в устье реки Колымы, в порту Амбарчик.

Что касается защиты и обороны Северного морского пути сегодня. В настоящее время в Арктике восстанавливаются и реконструируются (часть уже готова) следующие аэродромы: Североморск-1, Нагурское, Рогачево, Нарьян-Мар, Амдерма, Алыкель, Темп, Тикси, Анадырь.

Чтобы резко и в короткие сроки усилить боевые и оперативные возможности объединенного стратегического командования «Север», достаточно на эти авиабазы передислоцировать из внутренних районов страны соединения оперативно-тактической и дальней авиации плюс перебросить с помощью Военно-транспортной авиации береговые ракетные комплексы.

Этого будет вполне достаточно для обеспечения бесперебойного функционирования Северного морского пути в любых условиях обстановки. При господстве российской авиации в воздушном пространстве над СМП у кораблей вероятного противника шансов выжить нет.

А создать новый флот с нуля и в чрезвычайно суровых условиях Арктики, безусловно, технически возможно. Весь вопрос заключается в наличии необходимых для этого средств. Но по многим причинам (большая часть из которых перечислена выше) сегодня в этом просто нет необходимости.

Для России Арктика – важнейшая ресурсная база XXI века, она имеет стратегическое значение. И для усиления обороны этого важного региона за последнее время сделано весьма немало. Военные объекты появились (или самым радикальным образом были реконструированы) на Земле Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), в Рогачево (Новая Земля), на острове Средний (архипелаг Северная Земля), на мысе Шмидта, на острове Врангеля, на острове Котельный (архипелаг Новосибирские острова). В 2015 году была сформирована 45-я армия ВВС и ПВО (штаб – Североморск). В ее составе развернута 3-я дивизия ПВО (Тикси).

Так что Россия укрепляет свои позиции в Арктике по всем фронтам и без создания пятого флота.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
224
На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
236
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
2044
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
2982

Другие новости