0
889
Газета Регионы России Интернет-версия

10.06.2000 00:00:00

Экономическое сотрудничество - прежде всего

Александр Назаров

Об авторе: Александр Викторович Назаров - глава администрации Чукотского автономного округа.

Тэги: полпред, губернатор


НАЗНАЧЕНИЕ президентом Владимиром Путиным своих представителей в семи федеральных округах и другие меры по реформированию и укреплению власти оправданны по самой простой причине: они сегодня необходимы.

Раньше представителей в регионах России часто называли "глазами и ушами президента", порой их обвиняли в том, что они следили за местной властью и "закладывали" ее перед Кремлем. Но, вероятно, на том этапе, в той исторической ситуации такая их роль была оправданна: государство было неустойчивым, каждый губернатор изобретал собственные законы в меру своего представления о законодательных процессах и ориентируясь прежде всего на интересы региона, а не Федерации в целом. Это, надо признать, тоже было неизбежно. Российские законы в значительной мере только создавались, они были несовершенны и не охватывали всех сторон российской жизни. В то же время были разорваны устоявшиеся взаимоотношения не только между отдельными субъектами Федерации, но и их связи с Центром. Регионы России оказались в "свободном плавании", им приходилось рассчитывать главным образом на собственные силы. И президент Ельцин был прав, когда в том законодательном, государственном хаосе дал губернаторам широчайшие возможности. Но тогда без президентского ока было не обойтись, за губернаторами, получившими огромную свободу, просто необходим был глаз да глаз: ведь их политические фантазии доходили чуть ли не до отделения областей и краев от России! Сегодня ситуация иная.

Семь представителей президента просто физически не смогут уследить за деятельностью губернаторов в своих округах, особенно таких огромных, как Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Поэтому совершенно ясно, что задачи перед ними совсем не те, что были у их предшественников несколько лет назад. Но ошибаются и те, кто говорит об укрупнении схемы управления государством и пугает нас тем, что представители президента будут этакими "царьками" на местах. Появились даже публикации, в которых утверждается, что Путин, передавая представителям часть своих полномочий, тем самым слагает с себя и часть ответственности. Это заблуждение. Президент не может и не собирается уходить от ответственности, он отвечает за все, народ доверил ему государство, и Путин будет государством управлять. Ясно, что президент не уступит никому из своих представителей той власти, которая принадлежит ему по должности и Конституции. Представители должны восполнить недостающее качество сегодняшней исполнительной власти в России: ее управляемость. В необходимости такого звена власти в сегодняшней ситуации мы убедились на практике в нашем Чукотском автономном округе.

Представители губернатора в муниципальных образованиях Чукотского автономного округа были назначены еще полгода назад, и с тех пор мы успели оценить пользу этого звена власти. На огромной территории нашего субъекта Федерации хозяйственные, экономические связи между отдельными районами зачастую весьма незначительны, каждый район нуждается в поддержке окружного центра. Еще более осложняется управление районами тем, что в огромном, но малонаселенном округе выборы муниципальной власти едва ли не каждый раз вырастают в проблему просто потому, что сложно добиться необходимой явки избирателей. В результате район может месяцами находиться под управлением временного, не самого подходящего для этой роли человека. Представитель губернатора в районе во многом решает эту проблему, он восполняет недостаточность исполнительной власти на местах, помогает отрегулировать взаимоотношения муниципального образования и субъекта Федерации. Но этот человек не вмешивается в непосредственную деятельность органов власти субъекта Федерации и муниципального образования, тем более законодательную. Мы подписали документ о разграничении полномочий на уровне субъектов Федерации: что входит в компетенцию губернатора, что - в компетенцию законодательного органа субъекта Федерации, законодательного органа и главы администрации муниципального образования.

Разумеется, сложно проводить параллель между представителями губернатора в районах нашего автономного округа и представителями президента в федеральных округах. Масштабы совсем иные, а губернаторы и президенты республик - политики гораздо более серьезного уровня. Но одно принципиальное сходство есть: и в том и в другом случае эти люди осуществляют на местах политику, сформированную в Центре, осуществляют полностью, без искажений и местечковой самодеятельности. Более того, все представители властной вертикали должны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ.

Одна из самых серьезных проблем для нашего региона - это северный завоз. Но я даже не буду по этим вопросам обращаться к представителю президента. Организовать этот завоз - моя обязанность как губернатора, я отвечаю за это дело. Мы уже прошли целый этап развития региональной экономики, чтобы совершенствовать завоз и обеспечение округа всем необходимым, перестроили транспортную систему, значительно сократили расходы на топливо, не снижая объемы перевозок, закупили собственные суда, перестроили отношения с энергетиками, стали более рационально пользоваться тепловыми электростанциями, приучили население экономить энергию, сами приучились считать и топливо, и деньги. Приняв на баланс социальную сферу и те объекты, которые нам оставили, уходя, военные, мы пережили колоссальный удар. Но мы выжили. И я думаю, к следующей зиме ситуация будет уже совсем другая, не такая напряженная, потому что сегодня уровень подготовки этих социальных объектов не сравнить с прошлогодним. Но надеяться, что кто-то из Москвы или Хабаровска поможет мне организовать эту работу, что кто-то снимет с меня эту обязанность и ответственность, - абсурд. Другое дело - финансирование, вот это уже проблема не регионального, а федерального масштаба, но в этом году финансирование идет гораздо активнее, чем в прошлые годы, а правительство выходит в Совет Федерации с инициативой об увеличении северного завоза.

Но ни в коем случае не следует думать, что представители президента возьмут на себя какую-то часть наших, губернаторских, полномочий, а значит, и забот. Не для того проводит президент реформу Совета Федерации. Конечно, губернаторы, теряя сенаторские мандаты, получают удар по самолюбию, это можно понять, но взамен сенаторства мы получаем возможность и обязанность плотнее, конкретнее работать в своих регионах, не отвлекаясь на постоянные поездки в столицу (надо сказать, что для руководителей отдаленных российских регионов, таких, как Чукотский округ, Магаданская область, Якутия, эти поездки создают особенно серьезные проблемы). Думаю, кстати, что в нынешнем созыве Совета Федерации мы добросовестно отработали, и одна из важных ролей, которую сыграла верхняя палата российского парламента, это роль стабилизирующая, уравновешивающая.

Совместная работа губернаторов и представителей президента в семи федеральных округах представляется мне как союз, направленный на решение в первую очередь общих экономических проблем. И ведь мы давно настаивали на том, чтобы иметь на Дальнем Востоке экономическое представительство федерального правительства, теперь представитель президента в округе сможет, думаю, выполнять эту координирующую и объединяющую функцию. Более того, для реального укрепления властной вертикали необходимо, чтобы представители существующих региональных объединений, таких, как, например, Ассоциация Сибири и Дальнего Востока, входили в состав российского правительства, защищая там интересы наших регионов.

Но наши усилия в этом направлении не дадут результата, если не будем сообща решать другую важнейшую проблему - укрепления законности. Реформирование государственной власти не должно ограничиться изменениями в системах власти законодательной и исполнительной, в принципах формирования Совета Федерации и взаимодействия Центра с губернаторами. Выдвинутый президентом принцип диктатуры закона можно только приветствовать, но чтобы это была действительно диктатура закона, а не чиновников, нужно серьезно изменить и систему судебной власти. И самое главное, чего необходимо добиться - это основа основ, - исполнения законов.

Проводимая по инициативе президента реформа власти многими воспринимается неоднозначно, и это естественно, изменения такого масштаба и значения не могут происходить абсолютно гладко и безболезненно. Не случайно и президент, и разработчики этих законопроектов уже на стадии обсуждения соглашаются с некоторыми предложениями, замечаниями, поправками. Страна вступает в новый этап своей истории, новую политическую и экономическую эпоху, и то, что это происходит на рубеже веков и даже тысячелетий, можно расценивать как символ, как добрый знак. Думаю, что эти законы, обращенные в будущее, должны быть больше ориентированы на молодые силы в российской экономике и политике. Например, положение о том, что членом Совета Федерации может быть человек не моложе 30 лет, кажется мне неправомерным и несправедливым ограничением.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1065
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2948
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1656
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2019

Другие новости