0
920
Газета Регионы России Интернет-версия

04.07.2000 00:00:00

Встречные предложения Совета Федерации

Тэги: Строев, СФ


Егор Строев сегодня, как никогда, нуждается в поддержке коллег по Совету Федерации.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

"ЕСТЬ ПЕЧАЛЬНАЯ выгода тревожных времен", заметил как-то великий русский историк и мыслитель Василий Осипович Ключевский. Как ветер в бурю поворачивает листья изнанкой, так эти времена обнажают проблемы, мало заметные в спокойные периоды, и "люди, привыкшие замечать лишь лицевую сторону жизни, невольно задумываются и начинают понимать, что они доселе видели далеко не все".

Такой бурей стала дискуссия вокруг нового закона о порядке формирования Совета Федерации. Мне уже приходилось говорить о том, что этот закон, по крайней мере в том виде, как его приняла Государственная Дума, создает больше проблем, чем разрешает, что он не усиливает, а ослабляет парламент, а значит, и все государство. Об этом единодушно говорили практически все участники обсуждения закона на заседании Совета Федерации 26 июня. Именно этим убеждением руководствовались сенаторы, отклоняя его.

Хорошо, что сейчас это осознается и в Государственной Думе, о чем свидетельствует предложение депутатов продолжить совместную работу над законом, образовав для этого согласительную комиссию. Полагаю, что приемлемое решение может быть найдено.

Но, независимо от этого, острая полемика вокруг закона о порядке формирования Совета Федерации позволила всем ее участникам, а главное, обществу в целом, более ясно взглянуть на общие проблемы совершенствования государственного устройства Российской Федерации.

Относительно частным, но важным элементом этого коллективного прозрения стало убедительное и, надеюсь, окончательное развенчание мифа о том, будто бы позиция сенаторов продиктована эгоистичными интересами. Единогласно проголосовав за исключение из Конституции положения о неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, наша палата ясно продемонстрировала, как не правы те, кто приписывает российским политикам неспособность подняться над шкурными расчетами или, судя, вероятно, по себе, огульно утверждает, что у "всех-де рыльце в пушку".

Но еще важнее то, что ход дебатов вокруг президентских инициатив обнажил большую философскую проблему методологии совершенствования системы государственной власти в условиях современной России.

Актуальность этой проблемы очевидна. К моменту смены национального лидера власть пришла рыхлой и неэффективной. На каркас, созданный Конституцией, до сих пор так и не удалось наложить отработанную систему взаимной ответственности и взаимного контроля всех ветвей и уровней государственного управления. Длительный период очевидной деградации федерального Центра до недопустимого уровня понизил авторитет и престиж власти в глазах населения. Правовой нигилизм стал всеобщей болезнью, которой в равной степени страдают как регионы, так и Центр, как органы государства, так и хозяйствующие субъекты. Все это делает энергичные шаги по упорядочению власти остро необходимыми и безотлагательными, но именно эта предельная актуальность таких шагов увеличивает опасность того, что в очередной раз в нашей истории мы пойдем методом дорогостоящих проб и труднопоправимых ошибок, что впопыхах проскочим грань, за которой кончается необходимая консолидация Федерации и начинается возврат к унитаризму, кончается усиление властной вертикали и дисциплины и начинается демонтаж парламентаризма и демократии.

Совет Федерации уже в течение ряда лет занимается разработкой вопросов, связанных со стратегией государственного строительства в Российской Федерации. Приведу один пример. Вот цитата: "Специфика нынешнего момента состоит, в частности, в том, что какие бы ни предлагались меры, их реализация упирается в эффективность государственного управления. Требуются стратегические решения в сфере государственного строительства. Думаю, что речь могла бы идти о пакете законодательных поправок, которые, с одной стороны, восстанавливали бы исполнительную вертикаль внутри субъектов Федерации, а с другой - создавали базу для федерального вмешательства в тех случаях, когда сами субъекты не исполняют своих конституционных обязательств". Это из выступления председателя Совета Федерации в январе 1999 года.

Как бы то ни было, за годы работы по этой проблематике в ходе многочисленных "мозговых штурмов" и острых дискуссий в Совете Федерации сложилось твердое убеждение в том, что в основу работы по совершенствованию государственного устройства Российской Федерации должен быть положен ряд базовых принципов, без которых она не может быть успешной.

Главные среди этих принципов, с одной стороны, системность и комплексность, предполагающие заблаговременное определение конечной цели предлагаемых трансформаций и включение в сферу возможных изменений всего массива конституционного законодательства, в том числе и статей Конституции. А с другой стороны - согласованность и публичность, подразумевающие, что работа по совершенствованию государственного устройства ведется на основе широкого согласия ветвей федеральной власти, субъектов Федерации, институтов гражданского общества и ведется гласно, с широким привлечением представителей общественности.

Стратегической целью работы по совершенствованию государственного устройства считаю построение сильной, демократической федерации, где обеспечено право каждого на учет его мнения, где права граждан находятся в центре законодательного процесса.

Прежде всего нужно договориться о процедуре совершенствования государственного устройства. Совет Федерации еще в прошлом году выступил с предложением о создании совместной рабочей группы по вопросам совершенствования государственного устройства Российской Федерации под председательством президента России и с участием представителей палат Федерального собрания, правительства, руководителей крупнейших политических и общественных объединений, ведущих ученых. Такая рабочая группа могла бы иметь статус Государственной комиссии под председательством президента. Эти предложения передавались Владимиру Путину еще в январе, а 28 июня Совет Федерации еще раз высказался за начало такой работы. Удовлетворен тем, что на днях по инициативе Евгения Примакова аналогичное предложение - о создании совместной рабочей группы по совершенствованию Конституции - направила президенту Государственная Дума. Слово за президентом, и, я думаю, этим словом должно быть "да".

Наметился и круг основных проблем, нуждающихся в решении, и круг этот достаточно широк.

В сфере федеративного устройства необходимо закрепить конституционно институт федерального вмешательства, принять пакет законов, устанавливающих основания, процедуры и формы его применения. Такой институт существует в законодательстве большинства федераций мира, в том числе и таких благополучных, как, например, Германия. Существует не для того, чтобы часто применяться, а для того, чтобы самим фактом своего наличия удерживать от безответственных экспериментов тех, кто склонен легкомысленно относиться к федеральной Конституции и законам. В качестве первого шага следует, видимо, поддержать поправки, внесенные президентом в закон об общих принципах формирования органов власти субъектов Федерации.

Нужно в кратчайшие сроки разработать и закрепить законодательно долгосрочные нормативы межбюджетных отношений, устанавливающие реальные и достаточные источники финансирования бюджетов всех уровней. Наметившаяся тенденция отобрать основные налоги у регионов, где и сейчас нет возможности выплачивать отпускные учителям, врачам, неприемлема.

Не менее важно разработать и принять законы, касающиеся изменения статуса субъекта Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, имея в виду в долгосрочной перспективе упорядочение субъектного состава Российской Федерации.

Нужны законы, а может быть, и поправки в Конституцию, которые не только упорядочивают местное самоуправление, но и защищают его, обеспечивают его материальную базу, ибо именно местное самоуправление лучше всего знает потребности конкретного человека и составляет основу любой власти.

В сфере совершенствования института президентства явно назрела потребность в разработке и принятии закона об администрации президента Российской Федерации, который уточнит полномочия и функции администрации, исключит неоправданное их расширение и дублирование функций администрации президента и правительства Российской Федерации.

Именно сейчас, когда новый президент только начинает свою деятельность на высшем государственном посту, можно без ажиотажа и излишней политизации разработать законы (внести поправки в статьи Конституции), устраняющие пробельность в обеспечении демократической преемственности президентской власти.

В отношении федеральных органов законодательной власти явно назревает необходимость в новой редакции закона о выборах депутатов Государственной Думы, имея в виду отказ от пропорциональной системы выборов как неоптимальной с точки зрения обеспечения реального представительства разных групп граждан в высшем законодательном органе и переход к мажоритарным выборам в одномандатных округах.

Что касается верхней палаты, полагаю, что мы придем к ее формированию путем прямых выборов сенаторов населением субъектов Федерации.

Следует закрепить законодательно подотчетность депутатов перед своими избирателями и возможность их досрочного отзыва, ограничить их иммунитет, как и неприкосновенность членов Совета Федерации, сферой, связанной с исполнением ими функций парламентариев.

Явно назрели изменения в законодательной процедуре, предусматривающие, в частности, что законодательные предложения по вопросам, перечисленным в ст. 106 Конституции, до внесения в Государственную Думу в качестве законопроекта, рассматриваются в Совете Федерации на предмет целесообразности.

Было бы правильно подумать над уменьшением числа субъектов права законодательной инициативы. Сейчас их более семисот - президент, правительство, 89 субъектов Федерации, каждый из 450 депутатов Государственной Думы да каждый из 176 членов Совета Федерации. Они неизбежно производят такой напор в узком русле законодательного процесса, который очень затрудняет осмысленное движение вперед. Нужно хотя бы упорядочить право законодательной инициативы депутатов и сенаторов, сохранив его только за депутатскими объединениями и группами не меньше, скажем, двадцати человек.

В важнейшей сфере взаимоотношений исполнительной и законодательной властей считаю остро необходимым принять поправку к Конституции Российской Федерации, закрепляющую право палат Федерального собрания Российской Федерации на проведение парламентского расследования и создание соответствующих парламентских комиссий, наделенных необходимыми полномочиями. Такое право имеют почти все парламенты мира.

Ответственность парламента и стабильность правительства радикально укрепятся, если реально включить парламент в процесс принятия решения о назначении и отставке правительства.

Сегодня вопрос о совершенствовании государственного устройства России перешел из теоретической в практическую сферу. Указ о федеральных округах и законодательные инициативы президента в совокупности, несомненно, существенно изменяют структуру власти и государственное устройство страны. Пока не поздно, нужно ввести эти усилия в более широкий контекст долгосрочной стратегии совершенствования нашего государства, включить в него все ответственные силы общества.

Тогда мы сумеем быстро и конструктивно привести в порядок наш государственный механизм, обеспечить эффективное взаимодействие всех ветвей и уровней управления и перейти наконец к тому, что составляет истинную задачу ответственной власти, - к созиданию. Российские регионы и их парламентская палата готовы участвовать в этой работе, руководствуясь единственной и неизменной целью - целостность и процветание для федеративной России, свобода, благополучие и справедливость для ее граждан.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
762
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2304
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1386
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1722

Другие новости