0
1118
Газета Регионы России Интернет-версия

12.03.2001 00:00:00

Необычные выборы

Тэги: Тула, выборы, скандал


Близкое соседство Тульской области с Москвой вовсе не мешало ей долгое время оставаться краем "сонного электората" и "вялых политических лидеров". Однако события последних недель, связанные с грядущими губернаторскими выборами, не оставили от этой репутации камня на камне.

На старт избирательной гонки вышли пять претендентов - действующий глава областной администрации Василий Стародубцев, его соперник на прошлых выборах и региональный "газовый олигарх" Виктор Соколовский, руководитель одного из районов области Андрей Самошин, а также два московских "варяга" - внук последнего генсека Андрей Брежнев и бывший гайдаровский министр Андрей Нечаев. Два последних кандидата практически не ведут активной избирательной кампании, и, как уверяют их местные сподвижники, у них просто нет на нее необходимых средств.

До начала официального старта местные наблюдатели полагали, что основная борьба за губернаторский пост развернется между Стародубцевым и Соколовским.

Однако неожиданно для всех в борьбу за губернаторское кресло вмешался 34-летний Андрей Самошин, глава Ленинского района, вплотную прилегающего к областному центру. Четыре года назад этот молодой политик возглавил район, став единственным из всех кандидатов, которому удалось победить выдвиженца губернатора Стародубцева. В прошлом воин-афганец, закончивший после войны Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, Самошин сумел практически "из руин" поднять жилищно-коммунальную сферу своего района, завоевать себе репутацию "успешного хозяйственника", способного быстро и эффективно решать все проблемы.

Кроме того, на протяжении последних лет Самошин был единственным представителем местных органов власти, который отстаивал собственную линию по ряду ключевых вопросов экономического развития области, находясь в оппозиции к Стародубцеву.

Таким образом, своеобразие нынешней избирательной кампании в Тульской области заключается в том, что избиратели вынуждены выбирать уже между тремя, а не двумя сильными претендентами. При таком раскладе ни одному из кандидатов, по всей видимости, не удастся победить в первом туре, и потому ожесточенная борьба будет идти не только за первое, но и за второе место.

Тактика ведения избирательной кампании в Тульской области тройки основных кандидатов, разумеется, отличается друг от друга, хотя в ней и есть немало общего.

Василий Стародубцев пошел по уже проторенной дороге всех действующих губернаторов. Отказавшись уходить в отпуск, он ведет свою избирательную кампанию, опираясь на административный ресурс.

В частности, главным приемом его агитации стали посещения районов области с отчетами перед "избирателями", в роли которых чаще всего выступают районные чиновники. А для народа попроще без устали работает пресс-служба администрации, выпуская в официальную прессу и на телевидение "положительные материалы".

Официальную избирательную кампанию Стародубцев начал с появления на центральных каналах телевидения, после чего на поддержку товарищу поспешили лидеры КПРФ. Вполне возможно, что свою агитационную кампанию Стародубцев так и проведет в роли действующего губернатора, хотя в этом качестве ему будет трудно разговаривать с народом, от общения с которым его тщательно охраняет ближайшее окружение. Впрочем, губернаторские аппаратчики своим неумеренным рвением уже несколько раз подставили своего начальника, создав, в частности, проблемы с выплатой детских пособий и транспортом для Ленинского района области, возглавляемого соперником Стародубцева на нынешних выборах, что пошло только во вред имиджу тульского губернатора.

Что же касается Виктора Соколовского, то он и в прошлой, и в нынешней избирательной кампании выглядит, пожалуй, как самый богатый кандидат, про состояние которого рассказывают легенды.

В некоторой растерянности пребывает и местная элита, которая побаивается авторитарных замашек Соколовского, а также неминуемого в случае его прихода к власти дележа собственности с его неизбежными жертвами.

Сам же Соколовский презентует себя как "хозяйственника новой формации", сумевшего обеспечить достойную жизнь не только себе (шикарный трехэтажный особняк, только официально названный годовой доход "примерно 115 тыс. долл."), но и работникам своей фирмы, якобы ежемесячно получающим по 10 тысяч рублей. Через областную прессу и газеты-однодневки, которых распространяется в области не менее десятка, идет активное восхваление Соколовского и распространяется "негатив" в адрес конкурентов. В отношении Стародубцева основной посыл состоит в том, что "уже стар" (скоро губернатору будет 70 лет) и не способен эффективно управлять областью. В отношении же Самошина эти издания и вовсе идут во все тяжкие, пытаясь взвалить на него ответственность за все материальные и чуть ли не личные проблемы жителей возглавляемого им района.

На фоне грандиозных избирательных затрат Стародубцева и особенно - Соколовского избирательная кампания Андрея Самошина не отличается дороговизной.

Андрей Самошин, по мнению аналитиков, совершил прямо-таки снайперский выстрел, выпустив в самом начале кампании несколько предвыборных газет большим тиражом. Самое главное, что этими газетами оказалась накрыта вся область, то есть они дошли до каждой семьи, до каждого населенного пункта.

Безусловно, со знаком "плюс" на репутацию Самошина работают и лучшие в области экономические показатели возглавляемого им Ленинского района. Общеизвестно, что на протяжении нескольких лет здесь вовремя выплачиваются зарплаты и детские пособия, укрепляется социальная сфера, жители обеспечены работой. Кроме того, широкую известность приобрел тот факт, что Андрей Самошин отказался участвовать в "неохрущевском" агроэксперименте Стародубцева, в директивном порядке потребовавшего засеять тульские земли кукурузой. В печатных изданиях Андрей Самошин предстал молодым независимым политиком, бросившим вызов сильному и грозному губернатору.

Особенно эффективно сработал выпущенный избирательным штабом кандидата плакат, на котором были помещены два фотоснимка - Андрея Самошина и Василия Стародубцева. Контраст между этими двумя портретами был настолько очевиден, что формула противостояния Стародубцева и Самошина прочно засела в сознании избирателей. Со своей стороны Самошин развил большую избирательную активность, по несколько раз на день встречаясь с избирателями, и уже успел исколесить всю Тульскую область, посетив даже самые отдаленные ее уголки. Тем самым молодой политик сумел продемонстрировать не только свою мобильность, но и "близость к массам", способность и желание разговаривать с людьми.

Все социологические опросы, проводимые в области, показывают, что Андрей Самошин на данный момент является лидером в гонке и набирает от 26 до 29% голосов, в то время как Стародубцев и Соколовский отстают от него, по разным данным, на 5-10%.

Причем Самошин выигрывает и на селе, и во всех крупных городах, включая областной центр. Любопытно, что в области, возглавляемой "красным губернатором" и бывшим членом ГКЧП, сложился своего рода "центристский протестный электорат", поддерживающий Самошина. Именно эти избиратели, по данным социологических опросов, в массе своей голосовали за "Единство" и за Владимира Путина. Подобные тенденции не на шутку тревожат его соперников - Стародубцева и Соколовского.

Причем, по мнению наблюдателей, соперничество с Андреем Самошиным невыгодно ни Виктору Соколовскому, ни Василию Стародубцеву. Похоже, если Андрею Самошину, несмотря на жесткую "контрпропаганду" соперников, удастся удержать лидерство, то он скорее всего выйдет во второй тур и сможет реально претендовать на победу. Если же представителю "третьей силы" не удастся сохранить набранный темп, то во второй тур с ним, вероятно, выйдет Стародубцев. К сожалению, по каким-то причинам усиления Самошина не желают не только его конкуренты, но и криминальные круги. В 1997 году, через несколько недель после избрания Андрея Самошина, на жилище был совершен налет - в дом ворвались люди в масках, крушили мебель, выкрикивали угрозы в адрес хозяина. В тот день только выдержка и самообладание бывшего воина-афганца спасли Самошина и его семью. Через несколько месяцев исполнители преступления были арестованы и осуждены, однако заказчики так и остались невыявленными. Сегодня в адрес Самошина вновь раздаются угрозы, "почерк" которых напоминает о событиях четырехлетней давности.

Сейчас избирательная кампания в Тульской области вступает в свою кульминационную фазу, в которой многое будет зависеть от поддержки кандидатов со стороны влиятельных фигур из Москвы. Так, Виктор Соколовский заручился поддержкой тульской организации "Единства", однако в федеральном руководстве партии к этому решению относятся крайне осторожно.

Что же касается Андрея Самошина, то в его поддержку активно высказываются высшие руководители Вооруженных сил, имеющие в Тульской области свой "кровный интерес". В условиях нынешней военно-стратегической обстановки в Чечне, когда "война крупных отрядов" превратилась в "войну спецназов" с небольшими мобильными группами боевиков, выпускаемая на тульских заводах спецпродукция может стать решающим фактором достижения окончательной победы в Чечне. Естественно, что наиболее близким по духу военные считают своего бывшего коллегу Андрея Самошина, с которым недавно встретился замначальника Генштаба генерал-лейтенант Валерий Манилов.

Незадолго до этого Самошин посетил Чечню вместе с главкомом ВДВ генерал-лейтенантом Георгием Шпаком. А накануне Дня защитника Отечества Самошин получил от высшего военного руководства боевой орден "За отвагу", которым он был награжден за военные подвиги в Афганистане.

Другой влиятельной силой, которая поддерживает Самошина в Тульской области, является Церковь. Несмотря на то что Московская Патриархия, как и положено, соблюдает нейтралитет, за Самошина горой стоят практически все приходские священники области, многие из которых являются его добровольными помощниками. Симпатии священников не случайны, поскольку Самошин не скрывает своих православных религиозных убеждений и создал условия для факультативного преподавания Закона Божия во всех школах руководимого им района.

Тула


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1218
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
1010
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1527
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1130

Другие новости