0
773
Газета Регионы России Интернет-версия

27.04.2001 00:00:00

Единым тарифом - по отечественному производителю

Тэги: христенко, мпс, тариф


ВОСЬМОГО апреля Правительственная комиссия под руководством Виктора Христенко, регулирующая тарифы на железнодорожном транспорте, утвердила решение об унификации внутреннего и экспортного железнодорожных тарифов. Причем до 20 мая в правительство РФ должен быть представлен план-график унификации с учетом видов грузов и расстояния их транспортировки. И уже с 1 июля 2001 года внутренний тариф будет увеличен не менее чем на 21%.

На первом этапе международный тариф будет ликвидирован лишь для грузов, которые экспортируются через российские морские порты. Второй этап начнется с 1 января 2002 года, когда под это решение подпадут все сухопутные железнодорожные экспортно-импортные грузы. По правде сказать, такого поворота событий не ожидал никто. Еще совсем недавно комиссия явно склонялась к тому, чтобы принять в расчет вариант железнодорожников. А именно: сближать тарифы постепенно, как принято говорить, эволюционно, в течение по меньшей мере двух лет. Причем совершенно не удивительно, что в первую очередь учитывались пожелания железнодорожников, ведь при унификации тарифов, по имеющимся расчетам (и никто этого не скрывает), в бюджете МПС образуется гигантская финансовая прореха в размере до 19,7 млрд. рублей в год. Возможности же покрытия этих убытков, отрасль, как водится, должна изыскивать своими силами. И, похоже, государство помогать ей в этом не собирается, ибо бюджетное субсидирование отдельных видов перевозок называется как один из наименее реальных вариантов.

А ведь справедливости ради следует отметить, что железнодорожники практически вытянули на себе экономику страны из той ямы, в которой она оказалась после финансового кризиса 1998 года. Эксперты оценивают дотации в другие отрасли экономики за прошедшие два с небольшим года в сумму, превышающую 130 млрд. рублей. Увеличение экспортного тарифа позволило металлургической, угольной, лесной промышленности развиваться только благодаря предпринятым МПС усилиям по сдерживанию низкого внутреннего тарифа. Железнодорожная отрасль, по сути, напрямую вкладывала деньги в угольную промышленность, сознательно проводя такую тарифную политику. Иными словами, она взяла на себя государственную миссию по поддержке ТЭКа страны.

При этом важно, что благодаря железнодорожникам с 1998 года транспортная составляющая в конечной цене промышленной продукции была снижена в два с лишним раза. А что касается отраслей-экспортеров, в основном и лоббирующих отмену экспортного тарифа, то на их бизнесе его повышение и вовсе не отразилось: тарифная составляющая экспортных грузов по-прежнему исчисляется в валюте, так же как и доходы экспортеров.

В настоящее время МПС лишено права устанавливать тарифы практически на все виды перевозок. Исключение составляет лишь разрешение самостоятельно регулировать тарифы в вагонах СВ и купе фирменных поездов дальнего следования. Общественность, обвиняя железнодорожников в постоянном повышении стоимости услуг, таким образом, заблуждается. Железнодорожники уже давным-давно даже и не пытаются вернуть себе былую славу "тарифных" законодателей. Основное их желание на сегодняшний день - создание единого тарифного органа, обещанного президентом еще в начале года. Однако пока эта замечательная идея в жизнь не воплощается. А тем временем эксперты уже подсчитывают убытки, которыми может обернуться унификация тарифов. Так, по данным специалистов Института экономики РАН, рост инфляции примерно на 19% будет обусловлен ростом тарифов на грузовые перевозки. Естественно, от этого в первую очередь пострадают отрасли, ориентированные на внутренний рынок.

Многие отечественные производители в настоящий момент пользуются сезонными понижающими коэффициентами, которые практикует МПС. По словам Виктора Христенко, чтобы ликвидировать выпадающие доходы, железнодорожники должны будут отказаться от системы скидок и льгот. Это скорее всего приведет к большим убыткам отечественных производителей, ведь наша экономика (ничего не поделаешь, наследство советской системы) выстроена таким образом, что, например, апатиты добывают на Кольском полуострове, а завод по производству удобрений находится в Краснодарском крае. И если скидки на перевозку апатитов будут отменены, то администрации края гораздо проще будет завозить более дешевое марокканское сырье. По словам Александра Целько, первого замминистра путей сообщения, при таком раскладе к перевозкам по железным дорогам будут заявлены перевозки одного алюминия, для остальных отраслей тарифы окажутся неподъемными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1675
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4167
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2296
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2595

Другие новости