0
3759
Газета Регионы России Интернет-версия

09.08.2001 00:00:00

В списках уже не значится

Тэги: рыбинск, банкротство, предприятие


НЕДАВНО из списка промышленных предприятий города Рыбинска исчезло название Волжского машиностроительного завода. По большому счету, этому никто не удивился. Банкротство и ликвидация предприятия для нынешнего переходного периода российской экономики - дело обычное. Никто не удивился и тому, что приблизительно в это же время у ОАО "Рыбинские моторы" стало одной промышленной площадкой больше. И за этим фактом никто ничего особенного не увидел: градообразующее предприятие наращивает мощности. Если бы все было так просто...

Волжский машиностроительный завод (ВМЗ) был построен в тридцатых годах и работал "на оборонку" и мирный атом (оборудование для АЭС и институтов для работ по ядерному топливу, разработки для горно-обогатительных комбинатов и т.д.). Продукция, как заявлял когда-то генеральный директор предприятия Вениамин Межибовский (ныне один из заместителей генерального директора ОАО "Рыбинские моторы" Юрия Ласточкина), шла нарасхват, и за ней стояли очереди. Проблемы у завода возникли, когда государство прекратило финансировать оборонный заказ. Предприятие залезло в долги, брало кредиты в банках на пополнение оборотных средств и выплату заработной платы. К середине 90-х годов объемы производства на ВМЗ резко упали, начались многомесячные задержки зарплаты.

В мае 1995 г. ярославская фирма "Техноком", руководимая тогда будущим генеральным директором ОАО "Рыбинские моторы" Юрием Ласточкиным, приобрела по инвестиционному конкурсу значительную долю акций АО "Волжский машиностроительный завод". Подробности этой процедуры покрыты тайной. Эксперты и аналитики до сих пор не нашли объяснений, почему так просто и дешево некогда закрытое предприятие, практически полностью завязанное на заказах Минатома РФ, попало в руки малоизвестного ярославского предпринимателя. По мнению некоторых аналитиков, здесь была использована хитроумная схема, в которой участвовали не только Арбитражный суд, но и сам губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, успевший заработать к тому времени репутацию активного лоббиста интересов руководства ОАО "Рыбинские моторы". По условиям этого конкурса новый хозяин акций ВМЗ должен был оплатить часть их стоимости сразу, а также вложить в предприятие значительные средства в качестве инвестиций. Однако, как считают эксперты, деньги в эти инвестиции почти не вкладывались, расчеты были произведены в виде взаимозачетов. Основой этих взаимозачетов явилась поставка продукции ВМЗ по расчетам за энергоресурсы. Скупив акции АО "ВМЗ", Ласточкин установил контроль над сбытом продукции предприятия. Более того, он получил эту продукцию со значительной отсрочкой платежей. Этой самой продукцией, по мнению некоторых наблюдателей, он и расплатился по условиям инвестиционного конкурса.

Между тем долги государства перед предприятием за уже поставленную продукцию росли. В 1997 г. долг Минобороны РФ за выполненный заказ составлял около 6 млн. долл. В итоге завод не смог платить налоги и расплачиваться с другими кредиторами, долги перед которыми составили около 225 млн. руб. Очень похоже, что команда Юрия Ласточкина, руководившая ВМЗ, не смогла или не захотела вытащить завод из кризиса. В Рыбинске многие считают, что, "выкачав" все возможное из расчетов с РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС", Юрий Ласточкин и "со товарищи" просто "кинули" ВМЗ. Работа предприятия там не была организована. В марте 1999 г. Ярославский арбитражный суд начал процедуру банкротства в отношении ВМЗ. В апреле на завод временным управляющим был назначен Алексей Борисов. Компаньон Юрия Ласточкина в его бизнес-проектах, он уже был временным управляющим рыбинского строительного предприятия ОАО "Стройконструкция", которое после начала процедуры банкротства было куплено ОАО "Рыбинские моторы". Как полагают наблюдатели, на ВМЗ ему отводилась одна из главных ролей. Он должен был обосновать для суда необходимость введения конкурсного производства и продажи предприятия как единого целого, покупателем которого уже было заявлено ОАО "Рыбинские моторы". Этот план и был с блеском реализован.

ООО "Межрегионгаз" в мае из-за долгов полностью прекратил подачу газа на ВМЗ, на котором было остановлено производство. Летом собрание кредиторов большинством голосов приняло ходатайство в арбитраж с просьбой ввести на Волжском машиностроительном конкурсное производство с последующей продажей предприятия. После изучения финансового состояния ВМЗ Алексей Борисов заявил суду, что сегодня для предприятия лучшим вариантом является продажа его "Рыбинским моторам", так как с введением 18-месячного внешнего управления оно будет не в состоянии восстановить свою платежеспособность.

Его обоснование было достойным: "За ту продукцию, которую изготавливает предприятие, никто не будет платить такие суммы. Раньше платило государство, но сейчас госзаказ снизился... Выпускаемая предприятием арматура не находит денежного сопровождения, она сбывается исключительно по бартеру. Этот вариант не подходит. Второй вариант - это сокращение нерентабельных производств. Посчитали - меньше половины мощностей выпускают продукцию, которую можно реализовывать частично за деньги. То есть если мы оставляем АО "ВМЗ", оставляем здоровую часть работающих производственных мощностей, то мы должны уволить более двух тысяч работников. "Рыбинские моторы" испытывают хронический недостаток производственных площадей для размещения своего производства. Рыбинский завод - он... старый... Огромные средства уходят на поддержание этих мощностей, поэтому пустующие и незагруженные площади ВМЗ для "РМ" - это благо. Коллектив будет сохранен, потребуется даже создание новых рабочих мест... Вся информация представлена всем уполномоченным органам, представителям органов власти и управления. Сделаны конкретные предложения, поставлены конкретные цели и задачи... Даны гарантии... Даны полные гарантии по сохранению заказов Минобороны, Минатома и МЧС России, полная преемственность обязательств ВМЗ перед бюджетами".

Тогдашний генеральный директор ВМЗ Вениамин Межибовский, который не смог уберечь завод от банкротства, тоже вовсю высказывался за его продажу "Рыбинским моторам".

Удивительно, но на суде предложение о продаже ВМЗ "Рыбинским моторам" поддержали и представители трудового коллектива предприятия. Это можно объяснить тем, что Юрий Ласточкин обещал сохранить мобилизационные мощности и трудовой коллектив ВМЗ, содержать социальную сферу поселка и в будущем выполнять оборонные заказы. Назывались и суммы будущих инвестиций - 300-400 млн. руб. для запуска серийного производства снегоходов "Тайга" и сборки установок ГТУ-110 для выработки электроэнергии.

Арбитражный суд решил дело в пользу Юрия Ласточкина. Волжский машиностроительный завод был признан банкротом, и на предприятии открылось конкурсное производство. Готовить предприятие к продаже как единый имущественный комплекс на открытых торгах был назначен конкурсный управляющий - все тот же Алексей Борисов. Самое интересное, что никаких открытых торгов по ВМЗ не было. Возможно, руководство области и "Рыбинских моторов" опасались появления других покупателей. Тихой сапой предприятие было продано. Хотя цену сделки никто публично и не объявлял, но рыбинские наблюдатели называют ее чрезвычайно заниженной. Говорят, что ВМЗ "ушел" не более чем за 50 млн. руб., а его имущество продавалось просто за копейки. Так была реализована схема по поглощению некогда секретного оборонного предприятия. В Рыбинске в 1999 г. появлялись люди, которые говорили, что вся эта операция на деле является преднамеренным банкротством ВМЗ в пользу ОАО "Рыбинские моторы". Кто управлял ВМЗ перед банкротством и кто был его, пускай и частичным, но собственником? Команда Юрия Ласточкина. Кто не смог наладить работу предприятия? Команда Юрия Ласточкина. Кто предложил продать ВМЗ "РМ" и осуществлял эту операцию на деле? Команда Юрия Ласточкина. Кто купил предприятие? Команда Юрия Ласточкина.

После продажи ВМЗ новый собственник так и не смог решить коммунальные проблемы жителей поселка Волжский. Регулярно осенью и зимой там не бывает горячей воды - соответственно происходят задержки с отоплением. Между "Рыбинскими моторами" и администрацией округа долго тянулась тяжба - кто должен содержать социальную сферу поселка и платить за газ и горячую воду.

На сегодняшний день то, что называлось Волжским машиностроительным заводом, - всего лишь площадка для сборки снегоходов и газотурбинных установок. В насчитывающей не один десяток лет истории Волжского машиностроительного завода поставлена точка. Впрочем, не так давно начальник рыбинского межрайонного отдела налоговой полиции Александр Серый в интервью местной газете "Рыбинские известия" отметил, что "...процессы смены собственника, вызванные желанием на максимально выгодных условиях получить предприятие, нередко сопровождаются разного рода криминальными проявлениями. В нашем отделе сейчас расследуется уголовное дело по признакам статьи "неправомерные действия при банкротстве" в отношении бывшего предприятия ОАО "ВМЗ", где сумма причиненного государству ущерба измеряется более чем в 20 млн. рублей. Дело крайне сложное, аналогов в России практически нет..." А это значит, что точку в истории старейшего предприятия Рыбинска ставить все-таки рано.

Рыбинск-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

Ольга Соловьева

Для ускорения работ в правительстве задумались о строительстве еще одной верфи

0
967
В Хакасии конструируют составную партию власти

В Хакасии конструируют составную партию власти

Дарья Гармоненко

Единоросс Сокол предлагает коммунистам выдвинуть в Госдуму кандидата от консенсуса

0
828
Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Михаил Сергеев

Минфин надеется закрыть бюджетную дыру за счет самых богатых

0
1431
Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

0
607

Другие новости